X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Реализацияпроблемных ситуаций на уроках физики при проведение демонстрационныхэкспериментов, фронтальных лабораторных работ, решение физических задач

2.1.Реализация проблемных ситуаций при проведении демонстрационных экспериментов.

Примеромпроблемной ситуации, при  которой учащиеся сталкиваются с новыми практическимиусловиями использования имеющихся знаний, может служить урок , посвященныйвеличины атмосферного давления (7 класс). Учащиеся уже знакомы с явлениями,которые объясняются действием атмосферного давления, в том числе и поднятиемводы за поршнем. При опросе эти вопросы освещаются. После демонстрации опыта споднятием воды за поршнем, учитель задает вопрос: «Как высоко вода будетподниматься за поршнем? Можно ли таким способом поднимать воду из колодца?» .Школьные опыты, жизненная практика не ставили перед ними такие вопросы, поэтомуони считают, что высота подъема жидкости зависит от желания экспериментатора.Вот здесь и возникает противоречие между тем ,что учащиеся знают, и тем  чего они не знают.( величина атмосферного давления)В результате обсуждения ,выясняется ,что высота будет зависеть от атмосферного давления. Отсюдавозникает проблема: Чему равна величина атмосферного давления?

Рассмотримпример создания проблемной ситуации на уроке физики “Плавание тел” в 7классе.

Передучащимися находится три сосуда с жидкостью, в которых помещены три одинаковыхтела,

например,яйца: в первом сосуде тело плавает на поверхности, во втором находится внутрижидкости, в третьем тело на дне.

Вопрос:Почему одно тело ведет себя по-разному? От каких факторов зависит поведениетела в жидкости? Учащиеся предлагают много версий, но не все они отражают суть,поэтому сами учащиеся выбирают из всех самые доказательные. Так как, во всехслучаях тела одинаковые, то можно сразу исключить параметры тела, остаетсяжидкость, следовательно, условия плавания связаны с жидкостью. Таким образом,зная о существовании силы тяжести и силы Архимеда, учащиеся приходят к выводу осоотношении этих сил, а так же связывают это с плотностью тел и жидкости. Надоске делаем чертеж данного опыта и подбираем соотношение сил, после каждогорисунка делаем вывод: тело тонет, если…и т.д.

2.2.Реализация проблемных ситуаций при проведении фронтальных лабораторных работ.

Фронтальныелабораторные работы и опыты (или фронтальный эксперимент) составляют основупрактической, экспериментальной подготовки при обучении физике. Здесь широкиевозможности для проблемного обучения.

Наэкспериментальных работах (даже без инструкции) учащиеся могут решать небольшиепроблемы. Лабораторные работы проблемного характера необходимы. В общем видефронтальный проблемный эксперимент включает следующие элементы:

•         нахождениеобщей идеи решения экспериментальной проблемы;

•         составленияплана исследования;

•         выполнениеработы;

•         обработкаполученных результатов;

•         формулировкавывода.

Например,при изучении архимедовой силы учащимся предлагают следующие задания.

Исследоватьзависимость выталкивающей силы от: объема тела; плотности жидкости.

Дополнительные.Исследовать, зависит ли выталкивающая сила от: плотности тела; формы тела;глубины погружения. Если объем материала очень большой, то можно проблемныйэксперимент разбить на дифференцированные задания. Класс делится на группы.Каждый ученик должен уяснить свою часть задания, и весь исследуемый вопрос.

2.3.Проблемноеобучение при решении физических задач.

Решениезадач занимает важное место и является одной из наиболее эффективных формизучения и закрепления теоретического материала и развития мышления. Проблемностьобучения при решении физических задач предполагает систематическое применение впроцессе обучения творческих задач, задач – проблем. Проблемная или творческаязадача – это задача, в которой сформулировано определенное требование,выполнимое на основе знания физических законов, но в которой отсутствуют какие-либо прямые и косвенные указания на те физические явления, законами которыхследует воспользоваться при решении этой задачи.

Адаптациюшкольников к окружающей среде можно считать основополагающим компонентомобучения, его результат — эффективное (действенное)усвоение содержания учебногоматериала. Оно возможно в том случае, когда этот материал используется, не каксредство достижения внешних по отношению к ученику целей, не принятых или неосознанных им, а как способ совершенствования своей концепции мира, своегоместа в окружающей среде.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

Поэтомув процессе обучения очень важно формулировать и решать такие задачи, которыеявляются значимыми с точки зрения ученика. Недостаток традиционного обучения состоитв том, что в основном ученикам приходится отвечать на вопросы, которые они самизадавали.

Посколькумы рассматриваем адаптацию к окружающей среде только в процессе обученияфизике, то ограничимся только рукотворной средой, которую называют техникой.

Рассмотрим некоторые средства достижения целей адаптации: объяснение природных физическихявлений, знакомство с принципом работы бытовых приборов.

Рассмотримпример творческого процесса при обучении учащихся решению задач по теме:“Механическое движение” в 7 классе. Задача: Автобус движется по дороге соскоростью72 км/ч в течение 2 часов. Какой путь он пройдет? Данная задача невызывает затруднений у учащихся, после решения им предлагается изменитьусловие, что бы искомой величиной была скорость или время. Далее предлагаетсяребятам заменить объект движения в задаче, исходя из реальной ситуации. Дляэтого учащиеся могут воспользоваться таблицей скоростей в учебнике. Проблемныезадачи позволяют ученику даже со слабыми вычислительными навыками не только почувствоватьсложность физических явлений, но и понять их суть, побудить его ксамостоятельному решению проблемы, ее осмыслению, попытаться поставить себя наместо изобретателя, испытать удовлетворение от интеллектуального труда. Такиезадачи позволяют ученикам сопоставить получаемый ими результат с ранееизученным материалом, сделать выводы, задуматься. Примером таких задач могутбыть следующие:

Задача1: Определить сопротивление реостата, произведя необходимые измерения ирасчеты(количество витков, площадь поперечного сечения провода, радиускерамического основания).

Задача2: Наэлектризовать разноименно два электроскопа, не прикасаясь к ним заряженнымтелом.

Задача3: Дан электрозвонок постоянного тока, гальванический элемент, провода. Каксоединить провода, чтобы замыкание цепи вызвало только один удар молоточка озвонковую чашку?

Решениетаких задач опытным путем дает возможность учащимся изученные закономерностиприменить к анализу реальных явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.73%
НЕТ
41.27%
Проголосовало: 962

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет