Рабочая программа
внеурочной деятельности по английскому языку
« Путешествие по Великобритании»
Пояснительнаязаписка
Даннаярабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федеральногогосударственного образовательного стандарта второго поколения и Примернойпрограммы основного общего образования по иностранному языку.
Программа «Путешествие по Великобритании» имеет научно — познавательную направленность ипредставляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся7, 8-ых классов, которые уже владеют умениями и навыками устной и письменнойанглоязычной речи, чтения и перевода в объеме, определенном программой среднейшколы.
Актуальностьразработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяетустранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся вдополнительном языковом и страноведческом материале.
Даннаяпрограмма отвечает требованиям к обязательному минимуму по английскому языку ипредполагает дополнительный материал , который позволяет лучше усвоить материалшкольной программы и повысить качество подготовки учащихся в предметной областиза счет расширения информационного поля и сферы аутентичного использованияизучаемого языка.
Этот курсдолжен помочь учащимся углубить знания не только по истории, но и по географии,общественно-политической жизни страны изучаемого языка, а также по ее науке,культуре и искусству; обогатить теми знаниями, которые необходимы для развитияу них умения ориентироваться в межкультурном общении. Программа внеурочнойдеятельности «Путешествие по Англии» обобщает и систематизирует знания о странеизучаемого языка, полученные в процессе обучения другим предметам. Построенныйс учетом межпредметных связей, он способствует повышению познавательнойактивности школьников, расширению их коммуникативных возможностей, активизациии развитию речевых навыков и способностей. Курс способствует созданиюположительных мотиваций и тем самым является одним из резервов интенсификацииучебного процесса. и является своеобразным путеводителем по Англии, содержитинтересные страноведческие материалы, которые знакомят с Великобританией еетрадициями и обычаями и способствует расширению лингвострановедческойкомпетенции.
Цель программывнеурочной деятельности «Путешествие по Великобритании»:
— созданиеусловий для интеллектуального развития учащихся и формирование УУД;
– углублениеи систематизация знаний по страноведению , формирование социокультурнойкомпетенции, что позволяет обеспечить эффективность коммуникации и адекватноеповедение в контексте межкультурного взаимодействия.
Основные задачи обучения:
1.Познавательныйаспект
— обобщитьи систематизировать знания о культуре изучаемого языка;
-способствоватьудовлетворению личных познавательных интересов;
-совершенствоватьумения учащихся в четырёх видах речевой деятельности: в области говорения,письма, аудирования и чтения;
-использоватьмежпредметные связи в обучении иностранному языку;
-активизироватьработу учащихся с информационными источниками ;
-формировать умения по извлечению и осмыслению страноведческой информации любоготипа;
2.Развивающий аспект
—развиватьмотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
— развиватьязыковые способности учащихся, умения оперировать полученными знаниями;
— развиватьучебные умения и умения ориентироваться в информационном пространстве ;
-развиватьумения сравнивать, анализировать, высказывать собственное мнение;
-формироватьу учащихся готовность к общению на иностранном языке.
3. Воспитательныйаспект:
-способствоватьформированию уважения к стране изучаемого языка, к образу жизни другого народа,его культуре, традициям и обычаям;
-способствовать воспитанию учащихся в духе толерантного отношения к другойкультуре, философии, религии, к чужому мнению;
-приобщитьк общечеловеческим ценностям;
-способствоватьвоспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве другими,уважение к себе и к другим )
-способствоватьрасширению кругозора учащихся.
Программарассчитана на 34 урока по 1 часу в неделю для учащихся 8 классов
Процессобучения по данному курсу предусматривает использование разных типов уроков,приёмов обучения, ТСО, наглядности, информационных технологий большогоколичества дополнительной литературы, что сделает процесс обучения интересным ибудет способствовать повышению уровня социокультурной компетенции.
Планируемыерезультаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Личностныерезультаты:
-формированиемотивации изучения иностранного языка и стремление к совершенствованию в этойобразовательной области;
-сознаниевозможности самореализации средствами иностранного языка;
-толерантноеотношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страныи мира.
Метапредметныерезультаты:
-познавательные — умение делать анализ и отборинформации (чтение и прослушивание текстов), умение работать с различнымиисточниками;
-регулятивные – умение осуществлять само ивзаимоконтроль, давать самооценку своей деятельности4
-коммуникативные — умение взаимодействовать сокружающими в процессе совместной работы, умение аргументировать свою позицию.
Предметныерезультаты:
— формированиеречевой активности в области чтения и говорения посредством обсужденияпрочитанных и услышанных текстов страноведческого характера;
— умениечитать не сложные аутентичные тексты с пониманием основной ,полной и выборочнойинформации, с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов;
— восприниматьна слух и понимать с опорой на языковую догадку, контекст несложные аутентичныеаудио- и видеотексты, выделяя основную, выборочную или полную информацию;
— умениесоставлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результатыпроектной деятельности.
-формирование социокультурной компетенции посредством изучениянационально-культурных особенностей страны изучаемого языка;
-формирование языковой компетенции.
Врезультате реализации данной программы учащиеся должны овладетьследующими умениями:
• умениемиспользовать страноведческие знания о стране изучаемого языка в ходе построениясобственных высказываний;
• умениемобсудить, принять участие в беседе в рамках изучаемой страноведческой тематикипо различным аспектам национальной культуры;
• умениемиспользовать полученные страноведческие сведения, участвуя в различныхмероприятиях, посвященных стране изучаемого языка;
• умениемизвлекать страноведческую информацию из различного рода письменных источников;
• умениемнаходить нужную страноведческую информацию для устных выступлений;
• умениемсделать вывод из прочитанного, услышанного, выразив при этом свое отношение,дать оценку получаемой страноведческой информации.
Срокиреализации
Даннаярабочая программа рассчитана на один учебный год в количестве 34 часов (1 час внеделю) и включает в себя все основные факты из истории и особенности жизниВеликобритании.
Формы и режим занятий
Формызанятий:
Материалподается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной дляшкольника. Различные творческие задания будут способствовать развитиювоображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Учащимсяпридется собирать материал, работать с электронными источниками информации,словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. Накаждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительныйинтересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной,так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на«коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детейразвивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения ивосприятия английской речи осваивается и грамматика. Учащиеся сразу учатсяговорить правильно.
Целесообразноиспользовать следующие формы реализации программы:
- занятие;
- занятие-путешествие;
- дискуссия;
- тестирование;
- защита творческих работ и проектов;
- онлайн-экскурсия;
- итоговое занятие;
- самопрезентации.
Ожидаемыерезультаты
Поокончании реализации программы происходит формирование у учащихсясоциокультурной адаптации и развитие толерантности.
Кконцу курса учащиеся будут:
знать/понимать:
- особенности культуры и общественно-экономических отношений отдельной страны;
- особенности образа жизни и манеры общения представителей англоговорящих стран.
уметь:
- вести обсуждение, выражать собственное мнение и обосновывать его;
- читать текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой;
- научно излагать материал в письменном виде согласно поставленной проблеме;
- выполнять проектную работу (доклад, реферат, презентацию);
- самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
- сравнивать, оценивать, анализировать полученные факты и делать выводы.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- участвовать в этикетном диалоге.
Способыпроверки
- начальная диагностика (выявление уровня ЗУН, который имеют дети);
- промежуточная диагностика (выявление степени усвоения ЗУН за 1 полугодие);
- итоговая аттестация (защита проекта, реферата).
Формыподведения итогов
Основнойформой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программыявляется промежуточное и итоговое тестирование.
Входе реализации Программы предполагаются следующие виды контроля:
- входной
- текущий
- итоговый
Контроль иоценка должны не только показывать степень овладения знаниями, но и формироватьу школьника уважительное отношение к себе, поддерживать уверенность его в своихсилах.
Учебно-тематическийплан:
8 класс «Путешествие по Великобритании»
№ пп |
Разделы, темы |
Количество часов |
|
Вводное занятие |
1час |
1. |
Правительство Великобритании |
6 часов |
2. |
Образование в Великобритании |
7 часов |
3. |
Спорт в Великобритании |
5 часов |
4. |
Культура, традиции и обычаи Великобритании |
8 часов |
5. |
Образ жизни англичан |
5 часов |
|
Заключительное обобщающее занятие |
2 часа |
|
ИТОГО |
34 часа |
Содержаниеобучения
Исходя изпоставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, всодержание обучения страноведению включаются следующие компоненты:
–лингвострановедческий: знание, понимание реалий, слов, обозначающих предметынациональной культуры, и умение их употреблять, знание страноведческих тем,связанных с общими знаниями об англоговорящих странах, текстовый материал;
–общеучебный компонент: учебно-организационные, учебно-интеллектуальные иучебно-коммуникативные умения.
Такимобразом, в содержание программы входят темы по географическому положению,истории, культуре англоговорящих стран, сведения об образе жизни, традициях иобычаях, особенности речевого и неречевого поведения жителей англоговорящихстран, социокультурные различия, лингвострановедение.
А так же содержание страноведческогокурса позволяет:
– учащимсявыявить свои способности в изучаемой области знаний и подготовить себя косознанному выбору профессии в соответствии с концепцией профильного обучения.
– учителюиспользовать межпредметные связи (английский язык-география, английскийязык-история, английский язык– информатика, английский язык-литература,английский язык– МХК ) и поможет учащимся приобрести целостную картинуокружающего мира, ликвидировать односторонность и примитивность мышления,неумение сравнивать, анализировать, обобщать, переносить полученные знания иопыт на решение новых задач.
В связи стем, что основной задачей данного курса является коммуникативнаянаправленность, каждое занятие строится на использовании разнообразныхвидов учебно – познавательной деятельности, самостоятельности. При организациизанятий целесообразно использовать интерактивную методику работы(создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить индивидуальнуюработу и принять участие в работе группы), осуществлятьличностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное взаимодействиеучащегося и учителя). Ведущее место в обучении отводится методам поисковогои исследовательского характера, которые стимулируют познавательную активностьучащихся.
Приемыи методы организации учебно-воспитательного процесса:
- словесный;
- наглядный;
- практический;
- метод контроля;
- объяснительно-иллюстративный;
- исследовательский;
- творческий метод.
Дидактическийматериал:
- схемы;
- стенды;
- плакаты;
- словари, энциклопедии.
Техническоеоснащение занятий:
- проигрыватель для кассет компакт-дисков;
- кассеты компакт-диски с музыкальным материалом, видеофильмами;
- компьютер с Интернетом;
- проектор.
Формыподведения итогов:
- контрольные занятия;
- итоговое занятие;
- защита проектов;
Календарно-тематическоепланирование:
8 класс«Великобритания»
№ пп |
№ пп |
Тема |
Виды деятельности |
Кол-во часов |
Дата |
|
По плану |
По факту |
|||||
1. |
1. |
Вводное занятие «Знакомьтесь — Великобритания!» |
просмотр видео, входное тестирование |
1 |
|
|
|
|
Тема №1. Правительство Великобритании. |
7 часов |
|
|
|
2. |
1. |
Политическая система Великобритании. Давайте посетим парламент! |
просмотр презентации |
1 |
|
|
3. |
2. |
Палата лордов и Палата общин. |
чтение страноведчес- ких текстов, работа с интернет-ресурсами |
1 |
|
|
4. |
3. |
Корона: королева Елизавета 2. |
ученики готовят сообщения |
1 |
|
|
5. |
4. |
В гостях у королевской семьи. |
просмотр презентации |
1 |
|
|
6. |
5. |
В гостях у королевской семьи. |
аудирование текста . |
1 |
|
|
7. |
6. |
Известные политики Великобритании. |
чтение, просмотр презентации |
1 |
|
|
|
|
Тема № 2. Образование в Великобритании. |
8 часов |
|
|
|
8. |
1. |
Школы и обучение. |
Чтение страноведческого текста. |
1 |
|
|
9. |
2. |
Оксфорд. |
Аудирование текста, просмотр презентации |
1 |
|
|
10. Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532 |
3. |
Кэмбридж. |
Написать письмо другу о Кэмбридже. |
1 |
|
|
11. |
4. |
Хастингс. |
чтение страноведчес- ких текстов. |
1 |
|
|
12. |
5. |
Экзамены и сертификаты. |
аудирование текста . |
1 |
|
|
13. |
6. |
Школьная форма и форма в университетах. |
работа с интернет ресурсами. |
1 |
|
|
14. |
7. |
Один день из школьной жизни. |
Просмотр видео |
1 |
|
|
|
|
Тема №3. Спорт в Великобритании. |
9 часов |
|
|
|
15. |
1. |
Футбол. Давайте поиграем! |
Работа в группах. |
1 |
|
|
16. |
2. |
Крикет и регби |
работа с интернет-ресурсами |
1 |
|
|
17. |
3. |
Катание на лошадях и парусный спорт |
Чтение, просмотр презентации |
1 |
|
|
18. |
4. |
Теннис. Уимблдонский турнир. Поло. |
чтение страноведчес- ких текстов. |
1 |
|
|
19. |
5. |
Экстремальные виды спорта. |
чтение текстов |
1 |
||
|
|
Тема № 4. Культура, традиции и обычаи Великобритании. |
10 часов |
|
|
|
20. |
1. |
Хэллоуин. |
просмотр презентаций. |
1 |
|
|
21. |
2. |
Рождество. |
создание творческих работ |
1 |
|
|
22. |
3. |
День Святого Валентина. |
изготовление открыток с поздравлениями. |
1 |
|
|
23. |
4. |
Пасха |
Прослушивание музыкальных произведений. |
1 |
|
|
24. |
5. |
День Святого Патрика. |
презентации |
1 |
|
|
25. |
6. |
Музеи, библиотеки, театры. |
просмотр видео |
1 |
|
|
26. |
7. |
Известные писатели, актеры, поэты, художники Великобритании |
чтение, презентация |
1 |
|
|
27. |
8. |
Известные писатели, актеры, поэты, художники Великобритании |
подготовка презентаций |
1 |
|
|
|
|
Тема № 5. Образ жизни англичан. |
|
5 часов |
|
|
28. |
1. |
Англичане, какие они? |
чтение, работа с интернет-ресурсами |
1 |
|
|
29. |
2. |
Мой дом – моя крепость. Типичный дом англичанина. |
Презентация, просмотр видео, чтение |
1 |
|
|
30. |
3. |
Популярные хобби британцев. |
|
1 |
|
|
31. |
4. |
Необычные хобби британцев. |
|
1 |
|
|
32. |
5. |
Британская кухня. |
|
1 |
|
|
33. |
1. |
Подготовка к заключительному занятию-игре. |
|
|
|
|
34. |
2. |
Заключительное занятия. Игра. |
|
1 |
|
|
|
|
ИТОГО |
34 часа |
|
|
Списокрекомендуемой учебно-методической литературы
- Примерные программы по иностранным языкам. Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 классы. Образование в документах и комментариях. М.: АСТ. Астрель, 2004
- «Страноведческий справочник». Автор: А.В. Шереметьева (Саратов, издательство «Лицей», 2010г.)
- «Facts and Faces From the History of Britain». Составитель: Н.В. Мурашова. (Москва, издательство «Менеджер», 2006г)
- «О Британии кратко». Составители: В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. (Москва, Иностраный язык, издательство «Оникс», 2000г)
- Страноведение «Great Britain» Составитель: Ю.Б. Голицинский. ( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2002г.)
- Страноведение «United States of America» Составитель: Ю.Б. Голицинский.( Санкт-Петербург, издательство «Каро», 2004г.)
- Колодяжная Л.Н. Познакомьтесь Великобритания.- М: Айрис Пресс; Рольф, 2001.
- Ощепкова В.В. , Шустелина И.И. О Британии кратко.- М: Иностранный язык, Оникс, 2000.
- Сатинова В.Ф. Читаем и говорим о Британии и британцах.- М: Высшая школа, 2000.
- Смирнов А.В. Все о себе – М:Ин. Яз. , 2005.
- Томахин Г.Д.По англоязычным странам. — М : Просвещение,1999.
- Шереметьева А. В. Английский язык . Страноведческий справочник.- Саратов: Лицей , 2008.
- Журнал « Speak out » -М: Глосса-Пресс,2007,2008,2009.
