Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
городаУльяновска «Средняя школа № 35»
Рассмотрено на заседании историко-филологической кафедры протокол № 1 от 31.08.2021г. Руководитель кафедры _________/ Л.А. Штанина
|
Согласовано Зам. директора по УВР 31.08.2021г.
_________/Г.М. Криушина
|
Утверждаю Директор МБОУ СШ № 35 Приказ № 228 от 02.09.2021г.
____________/Т.Н. Бадахова
|
Рабочая программа
Наименованиеучебного предмета: обществознание
Класс:6
Уровеньобщего образования: основное общее
Учитель:Матвеева А.В.
Срокреализации программы, учебный год: 2021-2022 учебныйгод
Количествочасов по учебному плану: всего 34 часа в год, внеделю 1 час
Планирование составлено на основе Авторскойпрограммы Котовой О.А., Лисковой Т.Е. «Обществознание» для 6-9 классов. – серия«Сферы». Авторов О.А. Котовой, Т.Е. Лисковой. – 2017.
Учебник: Обществознание.6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. –3-е изд. – М.: Просвещение, 2021.
Рабочую программусоставил: Матвеева А.В., первая квалификационнаякатегория
Рабочаяпрограмма по обществознанию для 6класса разработана на основе и с учётом:
– Федеральныйзакон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (ред. от 11.06. 2021) Об основныхгарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
– Федеральныйзакон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) Об образовании вРоссийской Федерации.
– ПриказМинистерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждениифедерального государственного образовательного стандарта основного общегообразования”.
– ПриказМинпросвещения России от 20.05.2020 N 254 (ред. от 23.12.2020) Обутверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию приреализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начальногообщего, основного общего, среднего общего образования организациями,осуществляющими образовательную деятельность.
– ПриказМинистерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядокприменения организациями, осуществляющих образовательную деятельностьэлектронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализацииобразовательных программ».
– Примернаяосновная образовательная программа основного общего образования (одобренарешением федерального учебно-методического объединения по общему образованию,протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020).
– «Методическиерекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программначального общего, основного общего, среднего общего образования,образовательных программ среднего профессионального образования идополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обученияи дистанционных образовательных технологий».
– ПисьмоМинистерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочихпрограммах учебных предметов”.
– Санитарно-эпидемиологическиеправила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования кустройству, содержанию и организации работы образовательных организаций идругих объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условияхраспространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (в редакциипостановления от 24.03.2021 № 10).
– Санитарно-эпидемиологическиеправила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациямвоспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденныйпостановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28.
– УставМБОУ СШ № 35.
– Основнаяобразовательная программа основного общего образования МБОУ СШ № 35.
– Положениео формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточнойаттестации обучающихся МБОУ СШ № 35.
Рабочая программа ориентирована наиспользование УМК:
– авторскойпрограммы Котовой О.А., Лисковой Т.Е. «Обществознание» для 6-9 классов. – серия«Сферы». Авторов О.А. Котовой, Т.Е. Лисковой. – 2017.
– Обществознание.6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. –3-е изд. – М.: Просвещение, 2021.
– Обществознание.Методическое пособие для учителя к учебнику О.А. Котовой и др. «Обществознание.6 класс» / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: Просвещение, 2020.
Планируемые предметныерезультаты освоения учебного курса
Личностныерезультаты:
– воспитаниероссийской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлоеи настоящее многонационального народа России; осознание своей этническойпринадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края,основ культурного наследия народов России и человечества;
– усвоениегуманистических, демократических и традиционных ценностей многонациональногороссийского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
– формированиеответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся ксаморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траекторииобразования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формированияуважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимомтруде;
– формированиецелостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки иобщественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовноемногообразие современного мира;
– формированиеосознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, кистории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России инародов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми идостигать в нём взаимопонимания;
– освоениесоциальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах исообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьномсамоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётомрегиональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
– развитиеморального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основеличностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
– формированиеценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуальногои коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающихжизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
– осознаниезначения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
– развитиеэстетического сознания через освоение художественного наследия народов России имира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
1) регулятивные УУД:
– самостоятельноформулировать проблему (тему) и цели урока;
– самостоятельноанализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельносоставлять план решения учебной проблемы;
– работатьпо плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать своюдеятельность;
– вдиалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешностисвоей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
2)познавательные УУД:
– самостоятельновычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста,воспринятого на слух;
– извлекатьинформацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст –иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатыватьи преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу,схему);
– излагатьсодержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– осуществлятьанализ и синтез;
– устанавливатьпричинно-следственные связи;
– строитьрассуждения.
3)коммуникативные УУД:
– учитыватьразные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметьзадавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности исотрудничества с партнёром;
– уметьосуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимуювзаимопомощь;
– высказыватьи обосновывать свою точку зрения;
– выступатьперед аудиторией сверстников с сообщениями;
– задаватьвопросы.
Предметныерезультаты:
– использоватьзнания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
– характеризоватьосновные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
– выделятьпараметры, определяющие социальный статус личности;
– приводитьпримеры предписанных и достигаемых статусов;
– описыватьосновные социальные роли подростка;
– характеризовать,раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
– раскрыватьосновные роли членов семьи;
– выполнятьнесложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различнымиспособами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение кразличным способам разрешения семейных конфликтов;
– вмодельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основныевиды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
– характеризоватьи иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
– приводитьпримеры основных видов деятельности человека;
– выполнятьнесложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различнымиспособами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение кразличным способам разрешения межличностных конфликтов;
– выполнятьнесложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных сдеятельностью человека;
– оцениватьроль деятельности в жизни человека и общества;
– оцениватьпоследствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показыватьопасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
– использоватьэлементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностныхконфликтов;
– моделироватьвозможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека,делать выводы;
– демонстрироватьна примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизничеловека;
– распознаватьна основе приведенных данных основные типы обществ;
– характеризоватьдвижение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальныеявления с позиций общественного прогресса;
– различатьэкономические, социальные, политические, культурные явления и процессыобщественной жизни;
– выполнятьнесложные познавательные и практические задания, основанные на ситуацияхжизнедеятельности человека в разных сферах общества;
– характеризоватьэкологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причиныэкологического кризиса;
– выбиратьна основе полученных знаний в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлятьна практике экологически рациональное поведение;
– раскрыватьвлияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
– конкретизироватьпримерами опасность международного терроризма;
– наблюдатьи характеризовать явления и события, происходящие в различных сферахобщественной жизни;
– выявлятьпричинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основныенаправления общественного развития;
– осознанносодействовать защите природы;
– характеризоватьгосударственное устройство Российской Федерации, называть органыгосударственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
– объяснятьпорядок формирования органов государственной власти РФ;
– раскрыватьдостижения российского народа;
– объяснятьи конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
– называтьи иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированныеКонституцией РФ;
– осознаватьзначение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
– характеризоватьконституционные обязанности гражданина.
Содержание учебного курса
Обществознание – 34часа.
Введение. (1 час)
Что изучает предмет «Обществознание»?
ГлаваI. Чтосвязывает людей в общество. (11 часов)
Человек.
Деятельностьчеловека.
Какчеловек познаёт мир и самого себя.
Труди образ жизни.
Семьяв жизни человека.
Человеки общество.
Межличностныеотношения.
Отчего зависит положение человека в обществе.
Повторительно-обобщающийурок «Что связывает людей в общество».
ГлаваII. Сферыобщественной жизни. (7 часов)
Общественнаяжизнь и общественное развитие.
Экономическаясфера жизни.
Социальнаясфера современного общества.
Чтотакое государство.
Богатстводуховной культуры.
Повторительно-обобщающийурок «Сферы общественной жизни».
ГлаваIII. Какразвивается общество. (5 часов)
Типыобществ.
Информационноеобщество.
Глобальныепроблемы человечества.
Международныеорганизации для решения глобальных проблем.
Повторительно-обобщающийурок «Как развивается общество».
ГлаваIV.Современное российское общество. (8 часов)
Российскоеобщество в начале нового века.
Ресурсыи возможности экономики нашей страны.
Какв Конституции определены основы строя нашего государства.
СовременноеРоссийское государство.
Духовныеценности российского народа.
Местонашей Родины среди современных государств.
Повторительно-обобщающийурок «Современное российское общество».
Итоговоеповторение. (2 часа)
Итоговаяпроверочная работа.
Итоговоеповторение курса «Обществознание. 6 класс»
Тематическоепланирование
В учебномплане на изучение предмета «Обществознание» в шестом классе выделяется 34часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
№ раздела, темы |
Раздел, тема |
Количество часов |
I. |
Введение. (1 час) |
|
1 |
Что изучает предмет «Обществознание»? |
1 |
II. |
Глава I. Что связывает людей в общество. (11 часов) |
|
2 |
Человек. |
1 |
3 |
Деятельность человека. |
1 |
4 |
Как человек познаёт мир и самого себя. |
2 |
5 |
Труд и образ жизни. |
1 |
6 |
Семья в жизни человека. |
2 |
7 |
Человек и общество. |
1 |
8 |
Межличностные отношения. |
1 |
9 |
От чего зависит положение человека в обществе. |
1 |
10 |
Повторительно-обобщающий урок «Что связывает людей в общество». |
1 |
III. |
Глава II. Сферы общественной жизни. (7 часов) |
|
11 |
Общественная жизнь и общественное развитие. |
1 |
12 |
Экономическая сфера жизни. |
2 |
13 |
Социальная сфера современного общества. |
1 |
14 |
Что такое государство. |
1 |
15 |
Богатство духовной культуры. |
1 |
16 |
Повторительно-обобщающий урок «Сферы общественной жизни». |
1 |
IV. |
Глава III. Как развивается общество. (5 часов)
|
|
17 |
Типы обществ. |
1 |
18 |
Информационное общество. |
1 |
19 |
Глобальные проблемы человечества. |
1 |
20 |
Международные организации для решения глобальных проблем. |
1 |
21 |
Повторительно-обобщающий урок «Как развивается общество». |
1 |
V. |
Глава IV. Современное российское общество. (8 часов)
|
|
22 |
Российское общество в начале нового века. |
1 |
23 |
Ресурсы и возможности экономики нашей страны. |
1 |
24 |
Как в Конституции определены основы строя нашего государства. |
1 |
25 |
Современное Российское государство. |
1 |
26 |
Духовные ценности российского народа. |
2 |
27 |
Место нашей Родины среди современных государств. |
1 |
28 |
Повторительно-обобщающий урок «Современное российское общество». |
1 |
VI. |
Итоговое повторение. (2 часа) |
|
29 |
Итоговая проверочная работа. |
1 |
30 |
Итоговое повторение курса «Обществознание. 6 класс» |
1 |
