Модульно– блочная работа
науроках башкирского (государственного) языка
СуяргуловаН.Ю., учитель МОБУ «Лицей «Ирандык»
г.СибайРеспублики Башкортостан
Лицей «Ирандык» — единственное вреспублике учебное заведение, работающее по технологии концентрированногообучения методом «погружения» в предмет. Деятельность лицея основана на ведущихпсихолого-педагогических концепциях, разработанных академиком РоссийскойАкадемии наук М. П. Щетининым.
Технология концентрированного обучения — это способ организацииучебно-воспитательной деятельности, ориентированной на более объемное иглубокое изучение учебной дисциплины посредством разделения занятия насоставные блоки, уменьшения количества учебных предметов, которые изучаются втечение одного дня, либо учебной недели.
Суть«погружения» состоит в том, что учащиеся целых 3 дня «погружаются» в одинпредмет, т.е. занимаются только одним предметом, при котором уроки «основного»предмета чередуются уроками образно – эмоциональной сферы (разгрузочные уроки –физическая культура, музыка, технология, ИЗО, хореография).
Структура погружения в предмет
o 1–й урок. Повторениевчерашнего материала (при помощи опроса, самостоятельной работы, решения задачи т.п.). Постановка цели дня (обязательно совместно с учениками, чтобы ихучебная деятельность была подчинена собственной цели, а не «навязанной»учителем) .
o 2–й урок. Изложениеучителем нового материала крупным блоком с помощью компактных схем (концептов).
o 3–й урок. Урокхудожественного цикла (музыка, хореография или изобразительное искусство.
o 4–й урок. Самостоятельнаяработа учащихся с новым материалом с элементами взаимообучения (экипажнаяработа).
o 5–й урок. Дидактическаяигра (соревнование между группами, перекрестный опрос или другие формы учебныхигр).
o 6—й урок. Урокфизической культуры.
o 7-й урок. «Огонек» –совместный с учениками анализ дня («Достигли ли мы поставленной на сегодняцели?»)
Подводя итог сказанному выше, можно сделать вывод, что модель«погружения в предмет», предложенная М.П. Щетининым, имеет следующиеобязательные компоненты:
1. Чередование «контрастных» уроков, оговоренное принципиально новымучебным планом, позволяющим сделать равномерной нагрузку на оба полушарияголовного мозга.
2. Многообразие форм уроков при единстве содержания учебногоматериала.
3. Наличие «разности потенциалов» в знаниях учеников (либо благодаряопережению на «кафедре», либо в разновозрастном коллективе), позволяющей«включить» работу по взаимообучению.
4. Систематизация знаний, структурирование их и подача новогоматериала при помощи компактных структурно–логических схем (концептов).
5. Совместная работа учителя и учеников по планированию учебногопроцесса и его анализу («Огонек»).
Модульно – блочная работа
на уроках башкирского (государственного)языка
В средних и старших классах материал по башкирскому языку расположен похронологическому порядку крупными блоками. Такой расклад позволяет применить науроках метод «погружения» в предмет.
Хорошие результаты даетприменение модульной технологии. К модулям можно прибегать разово, только наодном уроке, также можно проводить серию уроков даже в течение одного учебногогода. Они легко вписываются в традиционное обучение, сами таковым не являясь.
Основная идея модульнойтехнологии состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учительосуществлять управление его учением: мотивировать,контролировать, консультировать. Мы получаем возможностьдифференцированно освоить большой объем материала. Ученик имеет у себяинструкцию, в которой определяется:
· Цель усвоения модуля
· Где найти учебный материал
· Как овладеть им (выучить, составитьконспект и др)
· Как проверить правильность выполненнойзадачи
Технологическиекарты учеников – индивидуальные программы уроков для учащихся на модульнойоснове.
Предлагаетсятехнологическая карта для учащихся 10 класса.
Тема: Высшееобразование и наука.
Количество уроков:3
№ |
Задание учащимся |
Инструкция |
Баллы |
1
2 |
Вход О каких вузах Башкортостана вы знаете? Словарная работа: магистратура, аспирантура, ученая степень, целевая подготовка. |
Ответьте на вопрос
Объясните значение слов. |
1б
2б |
1
2 |
Блок №1 Состояние высшего образования в Башкортостане. Ответьте на вопросы: -Чем определяется уровень развития страны? -Какие вузы особенно отличаются лучшим преподавательским коллективом? -Как в республике ведется работа по социальной поддержке студентов? Справка о поступлении в вузы выпускников лицея. |
Прочитать §18 (с. 119)
По §18
Прочти и запомни! |
1б
1б
Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250
1б
|
1
2
3 |
Блок №2 Составь план по §19
Ответь на вопросы.
Проверь свои знания: — Кем был И. Тасимов? — Что вы знаете о И.И.Лепехине? — С какой целью приезжал в Башкирию П.С.Паллас? |
Стр. 120-125, письменно
Вопросы и задания на стр. 125
Отвечайте письменно. При необходимости пользуйтесь дополнительной литературой. |
2б
2б
2б 2б 2б |
1
2
3 |
Блок №3 Изучи биографию ученых республики и напиши конспект. Деятельность ученых соедини с историей развития республики. Приведи примеры ученых – современников в разных областях науки: -российских; -республиканских; -городских. |
§20, стр. 126-128
Письменно
Не менее 3-х примеров (пользуйся интернетом) |
2б
3б
1б 1б 1б |
|
Контроль Написать мини-сочинение о состоянии высшего образования в Башкортостане. |
|
До 5б. |
|
Самооценка. 33 – 35б. – «5» 30 – 32 б. – «4» 27 – 29 б. – «3» |
|
|
За одно «погружение»можно усвоить 3-4 модуля. Составление простейших модулей посильно любомуучителю, имеющему логическое мышление, грамотность в рамках своего предмета,знание возрастных и индивидуальных особенностей детей и …немного терпения. Урокс учебными модулями, которые могут многократно использоваться, требует большесил на подготовку, но меньше – на проведение.
Построение модульногоурока, конечно, отличается от традиционного. Исчезает как таковая актуализацияпрежних знаний, объяснение нового материала и его закрепление. Учителю остаетсяраздать папки учебных модулей и выполнять роль консультанта, стимулироватьактивность учащихся, координировать их деятельность. Это уже функцииуправления, но не процессом познания, а именно созданием условий для успешнойпознавательной деятельности учащихся.
Вместе с тем учительполучает редкую возможность широко использовать накопленный за все годыматериал, включая его в качестве дополнительного в модули. Более того, спомощью задания в модуле учащиеся могут обогащать свой информационный запас,сами искать нужный материал.
Таким образом, сочетаниеконцентрированного изложения содержания основного материала с самостоятельнойдеятельностью каждого ученика в отдельности или в экипажах, в парах даютопределенные преимущества: яснее определить общие положения темы, представитьматериал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний,включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.