Роль подвижных игрв развитии школьника
Игра, выступая как средство и метод физического воспитания, являетсяспутником детства, где человек открывает для себя вечно обновляющийся мир.Понять природу игры – значит познать природу детства. Младший школьный возраст– наиболее благоприятное время для включения игры в процесс воспитания.
Игра – специфический вид детской деятельности, а подвижная играявляется сознательной детской деятельностью, направленной на достижениепоставленной цели, причем способ ее достижения играет подчиненную роль.Содержание подвижных игр составляют разнообразные виды движений: бег, прыжки,метания, лазания и т.д. структуру подвижных игр и взаимодействия играющихопределяют и регулируют правила игры. Особенности подвижной игры определяютсяее эмоциональной насыщенностью, многообразием моментов веселой неожиданности,способствующих положительному эмоциональному настрою. На положительномэмоциональном фоне значительно увеличиваются эмоциональные резервы, возможностиорганизма. Двигательная деятельность ребенка в игре вовлекает в работуразнообразные мышцы, способствуя рассеянной мышечной нагрузке, предупреждая утомляемость.
Процесс игры связан с приятными для детей физическими и двигательнымидействиями, в игре всегда заложен элемент нового, непознанного. Ведь одна и таже игра, даже периодически повторяемая, не похожа на предыдущие варианты,действия ее участников неидентичны.
Уже одно предвкушение предстоящей игры вызывает у детей положительныеэмоции. С помощью игрового метода учитель может быстро создать радостнуюатмосферу общения, побудить у детей желание скорее включиться в предложеннуюдеятельность. При этом неверно думать, что в игровой ситуации, когда заданиявыполняются на игровой основе, не решаются нравственные проблемы. В подвижнойигре, особенно коллективной или групповой, всегда подразумевается выполнениедолга. Чувство чести, межличностные отношения выступают в игре наиболеетемпераментно и ярко.
Подбор и организация подвижных игр
Во внеклассной работе можно использовать самые разнообразныеподвижные игры. Чтобы удачно подобрать игру и на хорошем педагогическом уровнеее провести, важно учитывать интересы детей, их физические возможности,особенности психического развития.
Младший школьный возраст (1 – 4 классы) характеризуется достаточным развитиемсердечно – сосудистой системы. Это позволяет проводить игры со значительнойинтенсивностью действий. Однако, несмотря на большую подвижность, дети быстроутомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому в ходе игр важны короткие перерывыдля отдыха.
У школьников в этом возрасте преобладает предметно – образноемышление. Подвижные игры носят, как правило, сюжетный характер, предоставляяучастникам возможность драматизации, проявления творческой активности.
Заметно выражена у мальчиков и девочек этого возраста потребность ксовершенствованию речевого аппарата, в связи с чем в программу включено немалоигр с речитативом. Поскольку координация движений у детей еще не совершенна,полезно применять игры, требующие проявления значительной точности движений,чувства времени и пространства.
Учащиеся 4- го класса начинают интересоваться играми, требующими решениядовольно сложных двигательных задач, в частности умения владеть мячом: передача,ловля, выбивание. Включаются игры с комбинированными действиями: бег всочетании с метаниями, с подлезанием, перелазаниями и прочим.
Характер подвижных игр у младших школьников разнообразен, но преобладаютколлективные игры с водящим, командные игры без вступления в непосредственноесоприкосновение с противником. Главное содержание игр – движения,способствующие совершенствованию и обогащению двигательного опыта: игры сбегом, прыжками, увертыванием, метаниями в цель и на дальность, преодолениемнебольших препятствий, требующие преимущественного проявления ловкости ибыстроты, без больших длительных напряжений.
У ребят в этом возрасте начинают активно формироваться навыкиобщественного поведения, проявляется заинтересованность в совместных действиях,умение бороться за свое место и общий порядок в коллективе. В этом возрасте посравнению с дошкольным дети уже могут сдерживаться, подчиняться в играх общимправилам поведения, оценивать поступки других. Иначе говоря, они уже имеютопределенный опыт общения и совместной деятельности в коллективе сверстников.Однако у ребят еще слабо развита способность к умственному анализу, несмотря на то, что многие из них уже умеют ответственно относиться к своимпоступкам, скрывать переживания, проявлять чувство товарищества.
Особенности физического и психического развития детей диктуют учителю иметодику организации подвижных игр. Дети лучше сохраняют в памяти наглядно –образное объяснение игр, не любят долго находиться вне игры, когда она еще незакончена.
В педагогической практике известно, что настоящий организатор и воспитательдетей должен обладать способностью до предела сократить расстояние между собойи детьми. Инструментом, помогающим решать эту задачу, является игра. «Не можетбыть педагога, который не умел бы играть», — утверждал А. С. Макаренко.
Любой педагог, понимающий значение игры и применяющий ее в работе, долженовладеть методикой игры. «Руководство играми составляет очень трудную задачу» -писал основоположник отечественной системы физического воспитания П. Ф.Лесгафт.
Учитель должен владеть умением воспитывать через игру, уметь так организоватьколлектив, чтобы действия каждого участника игры давали ему возможностьпроявить личные качества и вместе с тем приносили успех общему делу. Игра являетсяметодом физического развития детей, их нравственного воспитания и одновременноспособом совершенствования педагогического мастерства самого учителя.
В методике обучения подвижным играм необходимо руководствоватьсяпринципами дидактики. Это выражается в осознании восприятия игр учениками,активном участии в них, в проявлении детской инициативы и творчества.Последовательность применения игр должна быть заранее спланирована, а процессобучения игре должен носить воспитывающий характер. Закон педагогики,трактующий о том, что учить других надо только тому, что хорошо знаешь сам,имеет прямое отношение к подбору и организации игр учителем.
Выбор подвижной игры, прежде всего, зависит от тех педагогическихзадач, которые учитель ставит перед собой. Важен также учет степени трудностиигры для занимающихся. Степень трудности игры определяется подготовленностьюкласса. Надо четко представлять, что учащиеся могут, и что еще не в силах.
На выбор игры влияет количественный состав группы, а также надоучитывать, где проводится игра (в зале, не площадке, на поляне), какойинвентарь имеется в распоряжении руководителя.
Подготовка к проведению игры особенно важна в тех случаях,когда игра применяется впервые и педагог не в состоянии предвидеть всехситуаций, которые могут сложиться в ходе состязания. Вот почему на первых порахнеобходимо при подготовке к любой новой игре составлять конспект.
В обязанность руководителя помимо изучения игры входит и подготовка для нееместа, обеспечение игры инвентарем.
Организация играющих – важная предпосылка для дальнейшего успешногохода игры. Разместить играющих и правильно выбрать место для объяснения игры –первое важное условие. Прежде всего, выбирают водящего или разделяют играющихна команды. Лучше, если водящего назначит сам руководитель или его изберутиграющие, но предварительно руководитель объясняет какими качествами долженобладать водящий (хорошо владеть мячом, быть быстрым, сообразительным,внимательным и т.д.). Иногда можно применять считалку, определять начинающегопо жребию. Последующие водящие обычно выявляются в ходе игры или по результатупрошедшей игры.
Командные игры – наиболее эффективное средство закрепления навыков, атакже воспитания коллектива. Однако нужно учитывать, что играть интересно,когда команды равны по силам.
Для оценки действий играющих в ряде случаев необходим помошник судьи.Руководитель может назначить его сам, а затем заменить, чтобы он тоже могпринять участие в игре.
Капитанов команд (если они нужны) выбирают обычно сами занимающиеся. Капитанудается право распределять роли в команде. Капитан следит за соблюдением правили дисциплины. Он является помощником руководителя в своей команде.
Объяснение игры проходит, когда участники построены и распределены покомандам. Изложение игры надо сопровождать показом. При проведении игр сречитативом текст или слова, произносимые во время игры, разучиваются заранее.Перед игрой детям сообщается о всех командах или сигналах, которые применяютсяв игре.
Чтобы убедиться, понятна ли игра, учитель спрашивает у учащихся оее содержании и правилах, после чего начинает игру. Учащиеся должны знать, чтодаст им, помимо удовольствия, та или иная игра, они должны быть уверены,что игра тренирует их в выполнении того или иного приема, укрепляет мускулы,формирует выносливость, смекалку, инициативу и самостоятельность.
Любую игру нужно объяснять примерно по следующий схеме:
1) название игры ;
2) роли играющих и их расположение на площадке;
3) ход игры;
4) цель игры;
5) правила игры.
Заканчиваетсяобъяснение игры ответом на вопросы играющих.
Руководство игрой имеет исключительно важное значение длярешения поставленных образовательных и воспитательных задач. Обязанностьруководителя не только начать игру, но и разумно ее дозировать и вовремязакончить.
Руководителю важно следить за психологической атмосферойподвижной игры. Нельзя допускать пререканий, грубости, следует спрашиватьпомощников о замеченных ошибках, дисциплине в командах. Воспитание выдержки,справедливости, взаимовыручки, настойчивости в достижении цели – важная задачаруководителя.
Не менее важно следить за выполнением основного приема игры, назакрепление которого она в основном направлена. Давать сигнал к окончанию игрылучше всего тогда, когда участники получили от нее удовольствие, но непереутомились. Об окончании игры можно предупредить. Неожиданное для учениковокончание игры может вызвать отрицательную реакцию.
Подведение итогов игры, определение ее результатов, выявлениеошибок, неверных действий имеют большое воспитательное значение. После игрыполезно отметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке. Наблюдая заигрой и подводя ее итоги, учитель может оценить: знание правил и умение ихсоблюдать, умение целесообразно и согласованно действовать в игре; умениеиспользовать в определенных игровых ситуациях знакомые двигательные действия.
Объективный обзор игры со стороны учителя приучает школьников кправильной самооценке. Кразбору полезно привлекать помощников из числа занимающихся. Это приучаеткритически мыслить, повышает сознательную дисциплину, интерес к дальнейшемуучастию в играх.
Педагогические наблюдения в процессе игры, которыми учительможет не делиться с детьми, также имеют важное значение для работы с детскимколлективом и каждым учеником в отдельности. Наблюдения в процессе игры – одиниз источников совершенствования педагогического мастерства, связанный спознанием своих учеников.
Главная задача подвижных игр не достижение максимальных результатов,а укрепление двигательного аппарата, общее физическое развитие. Как правило, такие игры богатысюжетами и двигательными действиями, что помогает решать задачи не толькофизического, но и нравственного воспитания. В процессе игры дети приучаютсясоблюдать правила, быстро мыслить, проявлять волю и выдержку, выручать другдруга.
Класс, смирно!
Играющие стоят в одной шеренге. Учитель, стоя лицом к детям, подает команды,которые ни должны выполнять в том случае, если учитель перед командой скажетслово «класс». Если слово не произнесено, исполнять команду нельзя. Кто ошибся– делает шаг вперед, но продолжает играть. После второй ошибки делает еще одиншаг вперед и т. д.
Игра продолжается не более трех минут. После окончания отмечаются самыеневнимательные и самые внимательные, то есть те, кто остался стоять на исходномположении. Согласно правилам шаг вперед делают и те ребята, которыесвоевременно не выполнили правильную команду. К концу игры в шеренге останутсясамые внимательные ребята.
Светофор
Изготавливаются кружки (диаметр – 10 см) красного, желтого и зеленого цветов,которые прикрепляют к палочкам. Ученики стоят в шеренге и выполняют упражнениесогласно сигналам учителя. На красный сигнал дети приседают, на желтый — встают,на зеленый — маршируют на месте.
Во время движения в колонне по одному в обход зала упражнения изменяются:красный – все стоят с хорошей осанкой, желтый – шаг на месте, зеленый –продвижение вперед легким бегом.
Можно разнообразить упражнения и давать другие задания: стоять на носках,принять положение приседа, высокого старта, бежать, как лошадка и др.учителю самому надо быть внимательным, и давать сигналы строго по правиламуличного движения.
Шишки, желуди, орехи
В середине круга водящий, а остальные, разбившись по тройкам, становятся одинза другим лицом к центру (первый номер – в трех – четырех шагах от водящего). Учитель дает всем играющимназвания: первые в тройках – шишки, вторые – желуди, третьи – орехи. По сигналуводящий громко говорит, например: «Орехи!» все играющие, названные орехами,должны поменяться местами, а водящий стремится встать на любое освободившееся место.Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места становится водящим. Есливодящий скажет: «Желуди!», меняются местами вторые в тройках, если «Шишки!» -меняются местами стоящие в тройках первыми. Когда игра уже освоена, то водящемуможно вызывать двух или даже трех игроков в тройках, например: «Шишки, орехи!»вызванные также должны поменяться местами. Побеждают игроки, которые ни разу небыли водящими. Правила игры запрещают вызванным оставаться на месте, неперебегая в какую-либо другую тройку. Такойигрок идет водить.
При повторении игры каждую тройку можно построить не в колонну, а в кружок.
Двамороза
На противоположных сторонах площадки на расстоянии 10 – 20 м. линиями отмечаютдом и школу. На одной стороне (за чертой) – все играющие кроме двух водящих,Морозов. Они стоят посередине площадки и, обращаясь к ребятам говорят: Мы двабрата молодые, два Мороза удалые. Я– Мороз – Красный нос, — говорит один. – Я, Мороз — Синий нос, — говорит другой. – Кто из вас решится в путь – дороженьку пуститься?!Дети дружно отвечают: Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз! – после чегоперебегают из дома в школу. Морозыпятнают пробегающих, замораживают их. Кого осалили – остаются стоять на месте. Затем морозыопять обращаются к ребятам с теми же словами, а ребята, ответив, перебегаютобратно в дом. Им разрешается по дороге выручить замороженных, коснувшись ихрукой, после чего вырученные присоединяются к остальным. После двух пробежек изне пойманных ребят выбирают новых Морозов, а осаленных подсчитывают иотпускают. В итоге игры отмечаются ребята, не попавшиеся Морозам ни разу, атакже лучшая пара водящих. Не разрешается задерживаться в доме, салить зачертой и покидать перебегающим то место, где их застигли Морозы.
День иночь
Играющие делятся на две команды, которые становятся не середину площадки спинойдруг к другу на расстоянии 1,5 м. Одной команде дается название «День», другой- «Ночь. Укаждой команды на свой стороне площадки (в 10 – 12 м.) дом. Учитель неожиданно произноситназвание одной из команд, например: «День!». Эта команда быстро убегает в свойдом, а другая команда догоняет. Осаленныеигроки подсчитываются (записывается их число) и отпускаются в свою команду. Всестановятся на прежние места, учитель снова называет команду. Важно, чтобы небыло строгого чередования, тогда играющие не знают, какая команда будетназвана, а поэтому предельно внимательны. Перед сигналом руководитель, чтобыотвлечь внимание играющих может предложить им выполнять различные упражнения(смена положений рук, прыжки или шаг на месте и т.п.) Игра проводится несколькораз, после чего подсчитывается сколько игроков было поймано в какой команде заодинаковое количество пробежек (за три или четыре). Побеждает команда,осалившая больше игроков. Игроков разрешается салить только до черты дома. Пойманные дети продолжаютучаствовать в игре. В ходе пробежки один участник может салить не только стоящегонапротив, но и его соседей.
Попрыгунчики – воробушки
Чертится круг диаметром 4 – 6 м. Выбирается водящий – кошка. Она сидит в центрекруга, а остальные играющие – воробушки – за пределами круга.
По сигналу воробушки впрыгивают в круг и выпрыгивают из него. Кошка стараетсяпоймать воробья, не успевшего выпрыгнуть из круга. Пойманные остаются в круге. Когда кошка поймает трех –четырех воробьев, выбирается новая кошка из непойманных. Разрешается прыгать на одной илидвух ногах (по договоренности). Тот, кто пробежал через круг считаетсяпойманным.
Волк ворву
Посередине площадки проводятся двелинии на расстоянии 50 – 70 см одна от другой. Эти линии образуют ров, вкотором живет волк (водящий) остальные участники игры – козочки. Они находятся на одной изсторон площадки. По сигналу учителя козы перебегают на другую сторону площадки,по дороге перепрыгивая через ров. Волки,не выбегая изо рва, ловят (пятнают) перебегающих. Пойманные козы подсчитываютсяи отпускаются. После трех – четырех перебежек выбирают нового волка (или двухволков, если ширина рва позволяет это сделать). Выигрывают козы, ни разу непопавшиеся волкам, и волки, сумевшие поймать больше козочек. Не разрешаетсязадерживаться перед рвом более 5 секунд и заступать в ров ногой. Козочки, нарушившие, это правилосчитаются пойманными. Козане считается пойманной, если она осалена волком, ступившим за пределы рва.
Охотники и утки
Играющие делятся на две команды, одна из которых – охотники – становятся покругу (перед чертой), а вторая — утки — выходи в середину круга.У охотниковволейбольный мяч. По сигналу они начинают выбивать уток из круга. Каждый игрокможет сам метать мяч или передать мяч для броска партнеру по команде. Утки,бегая внутри круга, спасаются от мяча, увертываясь и подпрыгивая. Подбитая утка покидаеткруг. Игра заканчивается, когда в круге не останется ни одной утки, после чегоигроки меняются ролями. Побеждает команда, сумевшая подстрелить уток за меньшеевремя. Учитель может установить время игры для метания мяча в уток. Тогда итог подводится по количествууток, выбитому за это время. Правила игры запрещают, метая мяч, заступатьза черту. Находящиеся в круге не имеют права ловить мяч руками, они несчитаются выбитыми, если мяч отскочил в них от пола.
Заключение
Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека,использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающегопоколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, ноотказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность вигре. Изменяются условия игры, вводятся в привычную канву игр новые сюжеты,отражающие свое время, но неизменной остается тяга людей к игре, особенноподвижной, где можно проверить и показать свою смелость, ловкость, быстроту исилу.
Играя, дети и подростки развиваются физически и умственно,закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга. Этому способствуют те черты игровойдеятельности, которые сближают ее с трудом, ведь в игре, как и в труде, имеетсяцель, которую желательно достигнуть. Игра, как и работа, которая по душе,связана с чувством удовлетворения, удовольствия. И если труд имеет своизакономерности, то и игра связана с применением правил, без которых она неосуществима.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал,что в ней формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В игре не только выражаютсянаклонности ребенка и сила его души, но сама игра имеет большое влияние наразвитие детских способностей и наклонностей, а, следовательно, и на будущуюсудьбу.
Начальная гимназияимени А. Байтурсынова с полным продленным днем
Доклад
Рольподвижных игр в развитии школьника
Подготовилавоспитатель ГПД: Тарасова Т.А.
Аркалык март 2011 год
1. Введение
Основными задачами физического воспитания в школе являются укреплениездоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненнонеобходимым двигательным навыкам, воспитание физических и моральных качеств.Решению этих задач активно содействует игра, выступая как средство и методфизического воспитания. Она является спутником детства, где человека открываетдля себя вечно обновляющийся мир. Понять природу игры — значит познать природудетства. Младший школьный возраст — наиболее благоприятное время для включенияигры в процесс воспитания.
Игра — специфический вид детской деятельности, а подвижная игра являетсясознательной детской деятельностью, направленной на достижение поставленнойцели, причем способ ее достижения играет подчиненную роль. Содержание подвижныхигр составляют разнообразные виды движений: бег, прыжки, метания, лазания ит.д. структуру подвижных игр и взаимодействия играющих определяют и регулируютправила игры. Особенности подвижной игры определяются ее эмоциональнойнасыщенностью, многообразием моментов веселой неожиданности, способствующихположительному эмоциональному настрою. На положительном эмоциональном фонезначительно увеличиваются эмоциональные резерв, возможности организма.Двигательная деятельность ребенка в игре вовлекает в работу разнообразныемышцы, способствуя рассеянной мышечной нагрузке, предупреждая утомляемость.
Процесс игры связан с приятными для детей физическими и двигательнымидействиями, в игре всегда заложен элемент нового, непознанного. Ведь одна и таже игра, даже периодически повторяемая, не похожа на предыдущие варианты,действия ее участников неидентичны.
Уже одно предвкушение предстоящей игры вызывает у детей положительныеэмоции. Вот почему, говоря о применении игр в школе, важно иметь в виду, содной стороны, тягу детей к игре. Большие возможности, представляемые школьнойпрограммой, а с другой стороны, требования к уровню педагогического руководства,плановость и систематичность применения игры в школьном коллективе, что ипредопределяет ожидаемый педагогический эффект.
С помощью игрового метода учитель может быстро создать радостную атмосферуобщения, побудить у детей желание скорее включиться в предложеннуюдеятельность. При этом неверно думать, что в игровой ситуации, когда заданиявыполняются на игровой основе, не решаются нравственные проблемы. В подвижнойигре, особенно коллективной или групповой, всегда подразумевается выполнениедолга. Чувство чести, межличностные отношения выступают в игре наиболеетемпераментно и ярко.
2. Игра и возрастные особенностидетей младшего школьного возраста
Игры, рекомендуемые школьной программой, направлены на решение не толькообразовательных, но также воспитательных и оздоровительных задач. Это особенноважно, так как всех, кто причастен к педагогике беспокоит гиподинамия детей.Двигательный режим ребенка заметно сокращается с момента поступления его вшколу, что связано с началом новой деятельности — учебы. Единственным средствомпрофилактики гипокинезии детей может стать создание оптимального объемадвигательной активности с правильной постановкой учебной и внеклассной работыпо физической культуре в школе. Немалая роль принадлежит здесь и подвижной игре- естественному виду живой и непосредственной деятельности, любовь и привычка ккоторой закладывается с раннего детства.
Дефицит движений детей школьного возраста становится причиной ослаблениявсего организма, что сказывается на снижении его общей биологическойустойчивости. Среди школьников особенно распространены хронически заболеваниядыхательных путей, и это служит причиной болезней внутренних органов, являетсяпостоянным очагом интоксикации сенсибилизации организма. Особую роль впрофилактике заболеваний органов дыхания играет организация разнообразныхподвижных игр и других физических упражнений на открытом воздухе. Установлено.Что при систематических занятиях резко сокращается количество заболеванийдыхательных путей (тонзиллитов, бронхитов), заметно улучшается осанка детей,снижается избыточный у многих детей вес.
Особенно важны занятия играми и корригирующей гимнастикой с детьми,относящимися к специальной медицинской группе. Не только уроки физкультуры, нои активный отдых во время перемен, занятия играми на свежем воздухе в режимепродленного дня содействуют созданию оптимального объема двигательнойактивности учащихся.
Успехи школьника в учебе во многом определяют четкое соблюдение режима дня иадекватные физические нагрузки. Чтобы правильно выбрать для школьниканеобходимый двигательный режим, организовать занятия физической культурой испортом нужно учитывать особенности возрастного развития и возможности детей.
Мальчики и девочки младшего школьного возраста (7-9 лет) по показателямфизического развития (вес, рост, окружность грудной клетки и пропорции тела)различаются незначительно. В этом возрасте они мало растут — от 120 до 137 см.,а вот вес тела увеличивается более заметно: средняя прибавка составляет 2,5 кг.В год (с 26 кг. в 7 лет до 33,5 кг в 10 лет). Окружность груди, равнявшаяся в 7лет половине роста, к 10 годам уменьшается на 2 — 3 см. (68 — 69 см.) из — завытягивания тела в длину. Продолжается окостенение скелета, поэтомунеправильная посадка за партой, односторонняя нагрузка (скажем ношение портфеляв одной руке, увлечение однообразными играми) могут привести к сутулости,искривлениям позвоночника. Особенно часто это наблюдается у детей со слабоймускулатурой, мало двигающихся. В дальнейшем, после окостенения скелета, у нихна всю жизнь остаются боковые искривления позвоночника (сколиозы) сутулая иликруглая спина, а живот в связи со слабостью брюшного пресса будет выпячен. Ввозрасте от 7 до 10 — 11 лет постепенно завершается окостенение рук?Укрепляются суставной и связочный аппараты, а также мышцы кисти. Это позволяетвыполнять более тонкую и тяжелую работу и ряд сложных физических упражнений. Помере развития костей улучшается координация движений, растет мышечная сила.
Сердечно — сосудистая система имеет следующие особенности: в 7 — 9 лет вессердца составляет 0,5% веса всего тела — почти как у взрослого. Однакоснабжение органов и тканей всего организма кровью происходит у детей почти вдва раза быстрее. Это объясняется более высокой частотой сердечных сокращений(в состоянии полного мышечного покоя она равна 85 — 90 уд / мин в 7 лет и 80 -85 — в 10 лет); более высокой скоростью кровотока, то есть скоростью, с которойкровь проходит по сосудам тела и возвращается к сердцу; большим количествомартерий и капилляров.
В 7 — 11 лет у ребят еще слабо развиты дыхательные мышцы; дыхание болееповерхностное и частное — 22 — 24 раза в минуту. Обмен веществ и уровеньэнергетических затрат организма в состоянии покоя довольно высоки (многоэнергии идет на рост и увеличение массы).
Организм ребенка отдает больше тепла, чем организм взрослого человека, из -за большей относительной поверхности тела, приходящейся на единицу веса. Так в7 лет она равна 360 см2 /кг, в 10 — 338 см2 /кг, а увзрослого — 230 см2 /кг. В связи с эти потребность в питании (на 1кг веса) у младших школьников значительно выше, чем у подростков и взрослых (М.Я. Студеникин, В. Н. Бисярина).
Возраст — своеобразный мостик между детством и отрочеством. Вчерашнийребенок становится школьником. Есть понятие «готовность к школьному обучению».Им психологи и физиологи обозначают ту степень физического и умственногоразвития, ту сумму знаний умений и навыков, которыми должен обладать ребенок,чтобы справиться с новыми обязанностями и задачами. Нередко родители считают:ребенок готов к школе, если владеет навыками чтения, счета, письма. Между темгораздо важней не столько тот или иной, хотя и необходимый для обучения, навык,сколько общий уровень развития — и физического и умственного. Причем не следуетрассматривать физическое развитие как нечто второстепенное — именно от негочасто зависят успехи первоклассника.
Семь лет — это тот узловой момент, когда меняются жизненные условия иувеличиваются нагрузки, перестраивается организм. Это выражается в широкомразмахе колебаний в физической и психической сфере, в общей неустойчивостиорганизма, в его податливости внешним воздействиям.
3. Подбор и организация подвижныхигр
Необходимый подбор игр для уроков физической культуры определяетсяпрограммой. Однако на уроке и особенно во внеклассной работе можно использоватьсамые разнообразные подвижные игры, составленные самостоятельно или взятые изметодической литературы, если они отвечают решению поставленных задач. Чтобыудачно подобрать игру а на хорошем педагогическом уровне ее провести, важноучитывать интересы детей, их физические возможности, особенности психическогоразвития.
Младший школьный возраст (1 — 3 классы) характеризуется достаточнымразвитием сердечно — сосудистой системы. Это позволяет проводить игры созначительной интенсивностью действий. Однако, несмотря на большую подвижность,дети быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Поэтому в ходе игр важныкороткие перерывы для отдыха.
У школьников в этом возрасте преобладает предметно — образное мышление.Подвижные игры носят, как правило, сюжетный характер, предоставляя участникамвозможность драматизации, проявления творческой активности.
Заметно выражена у мальчиков и девочек этого возраста потребность ксовершенствованию речевого аппарата, в связи с чем в программу включено немалоигр с речитативом. Поскольку координация движений у детей еще не совершенна,полезно применять игры, требующие проявления значительной точности движений,чувства времени и пространства.
Учащиеся 3- го класса начинают интересоваться играми, требующими решениядовольно сложных двигательных задач, в частности умения владеть мячом:передача, ловля, выбивание. В занятия включаются игры с комбинированнымидействиями: бег в сочетании с метаниями, с подлезанием, перелазаниями и прочим.
Характер подвижных игр у младших школьников разнообразен, но преобладаютколлективные игры с водящим, командные игры без вступления в непосредственноесоприкосновение с противником. Главное содержание игр — движения,способствующие совершенствованию и обогащению двигательного опыта: игры сбегом, прыжками, увертыванием, метаниями в цель и на дальность, преодолениемнебольших препятствий, требующие преимущественного проявления ловкости ибыстроты, без больших длительных напряжений.
У ребят в этом возрасте начинают активно формироваться навыки общественногоповедения, проявляется заинтересованность в совместных действиях, умениебороться за свое место и общий порядок в коллективе. В этом возрасте посравнению с дошкольным дети уже могут сдерживаться, подчиняться в играх общимправилам поведения, оценивать поступки других. Иначе говоря, они уже имеютопределенный опыт общения и совместной деятельности в коллективе сверстников.Однако у ребят еще слабо развита способность к умственному анализу, несмотря нато, что многие из них уже умеют ответственно относиться к своим поступкам,скрывать переживания, проявлять чувство товарищества.
Особенности физического и психического развития детей диктуют учителю иметодику организации подвижных игр. Дети лучше сохраняют в памяти наглядно -образное объяснение игр, не любят долго находиться вне игры, когда она еще незакончена.
В педагогической практике известно, что настоящий организатор и воспитательдетей должен обладать способностью до предела сократить расстояние между собойи детьми. Инструментом, помогающим решать эту задачу, является игра. «Не можетбыть педагога, который не умел бы играть», — утверждал А. С. Макаренко.
Учитель физкультуры и любой педагог. Понимающий значение игры и применяющийее в работе, должен овладеть методикой игры. «Руководство играми составляеточень трудную задачу» — писал основоположник отечественной системы физическоговоспитания П. Ф. Лесгафт.
Учитель физкультуры, классный руководитель должны владеть умениемвоспитывать через игру, уметь так организовать коллектив, чтобы действиякаждого участника игры давали ему возможность проявить личные качества и вместес тем приносили успех общему делу. Игра является методом физического развитиядетей, их нравственного воспитания и одновременно способом совершенствования педагогическогомастерства самого учителя.
В методике обучения подвижным играм необходимо руководствоваться принципамидидактики. Это выражается в осознании восприятия игр учениками, активномучастии в них, в проявлении детской инициативы и творчества. Последовательностьприменения игр на уроках физкультуры, в тех или иных формах внеклассной работыдолжна быть заранее спланирована, а процесс обучения игре должен носитьвоспитывающий характер. Закон педагогики, трактующий о том, что учить другихнадо только тому, что хорошо знаешь сам, имеет прямое отношение к подбору иорганизации игр учителем.
Выбор подвижной игры, прежде всего, зависит от тех педагогических задач,которые учитель ставит перед уроком или тренировкой. Важен также учет степени трудностиигры для занимающихся. Степень трудности игры определяется подготовленностьюкласса. Надо четко представлять, что учащиеся могут, и что еще не в силах.
На выбор игры для урока или тренировочного занятия влияет количественныйсостав группы, а также надо учитывать, где проводится игра (в зале, неплощадке, на поляне), какой инвентарь имеется в распоряжении руководителя.
Подготовка к проведению игры особенно важна в тех случаях, когда играприменяется впервые и педагог не в состоянии предвидеть всех ситуаций, которыемогут сложиться в ходе состязания. Вот почему на первых порах необходимо приподготовке к любой новой игре составлять конспект, включая его в разработкуурока или тренировочного занятия.
В обязанность руководителя помимо изучения игры входит и подготовка для нееместа, обеспечение игры инвентарем.
Организация играющих — важная предпосылка для дальнейшего успешного ходаигры. Разместить играющих и правильно выбрать место для объяснения игры -первое важное условие. Прежде всего, выбирают водящего или разделяют играющихна команды. Лучше, если водящего назначит сам руководитель или его изберутиграющие, но предварительно руководитель объясняет какими качествами долженобладать водящий (хорошо владеть мячом, быть быстрым, сообразительным, внимательными т.д.). Иногда можно применять считалку, определять начинающего по жребию.Последующие водящие обычно выявляются в ходе игры или по результату прошедшейигры.
Командные игры — наиболее эффективное средство закрепления навыков, а такжевоспитания коллектива. Однако нужно учитывать, что играть интересно, когдакоманды равны по силам.
Для оценки действий играющих в ряде случаев необходим помошник судьи.Руководитель может назначить его сам, а затем заменить, чтобы он тоже могпринять участие в игре.
Капитанов команд (если они нужны) выбирают обычно сами занимающиеся.Капитану дается право распределять роли в команде. Капитан следит засоблюдением правил и дисциплины. Он является помошником руководителя в своейкоманде.
Объяснение игры проходит, когда участники построены и распределены покомандам. Изложение игры надо сопровождать показом. При проведении в с младшихклассов игр с речитативом текст или слова, произносимые во время игры,разучиваются заранее. Перед игрой детям сообщается о всех командах илисигналах, которые применяются в игре.
Чтобы убедиться, понятна ли игра, учитель спрашивает у донного — двухучащихся о ее содержании и правилах, после чего начинает игру. Учащиеся должнызнать, что даст им, помимо удовольствия, та или иная игра, они должны бытьуверены, что игра тренирует их в выполнении того или иного приема, укрепляетмускулы, формирует выносливость, смекалку, инициативу и самостоятельность.
Любую игру нужно объяснять примерно по следующий схеме: 1) название игры(можно сказать с какой целью игра проводится); 2) роли играющих и ихрасположение на площадке; 3) ход игры; 4) цель игры; 5) правила игры.Заканчивается объяснение игры ответом на вопросы играющих.
Руководство игрой имеет исключительно важное значение для решения поставленныхобразовательных и воспитательных задач. Обязанность руководителя не тольконачать игру, но и разумно ее дозировать и вовремя закончить.
Одна из наиболее важных задач руководителя — суметь войти в детскийколлектив, включиться в сферу игровых действий. Только при таком отношении кигре можно активно влиять на детей, решать нужные педагогические задачи. Сокончанием игры обрываются игровые связи, почти полностью исчезает неформальная игровая сфера. Однако остается главное — доверие ребенка к педагогу,который, пренебрегая взрослостью, может войти в детский мир, оставаясь вместе стем справедливым авторитетом.
Руководителю важно следить за психологической атмосферой подвижной игры.Нельзя допускать пререканий, грубости, следует спрашивать помошников о замеченныхошибках, дисциплине в командах. Воспитание выдержки, справедливости,взаимовыручки, настойчивости в достижении цели — важная задача руководителя.
Не менее важно следить за выполнением основного приема игры, на закреплениекоторого она в основном направлена. Давать сигнал к окончанию игры лучше всеготогда, когда участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Обокончании игры можно предупредить. Неожиданное для учеников окончание игрыможет вызвать отрицательную реакцию.
Подведение итогов игры, определение ее результатов, выявление ошибок,неверных действий имеют большое воспитательное значение. После игры полезноотметить тех, кто лучше остальных действовал на площадке. Наблюдая за игрой иподводя ее итоги, учитель может оценить: знание правил и умение их соблюдать,умение целесообразно и согласованно действовать в игре; умение использовать вопределенных игровых ситуациях знакомые двигательные действия.
Объективный обзор игры со стороны учителя приучает школьников к правильнойсамооценке. К разбору полезно привлекать помошников из числа занимающихся. Этоприучает критически мыслить, повышает сознательную дисциплину, интерес кдальнейшему участию в играх.
Педагогические наблюдения в процессе игры, которыми учитель может неделиться с детьми, также имеют важное значение для работы с детским коллективоми каждым учеником в отдельности. Наблюдения в процессе игры — один изисточников совершенствования педагогического мастерства, связанный с познаниемсвоих учеников.
4. Методика проведения игр
В ряде игр встречаются элементы, связанные с различными движениями туловища,головы, рук, а также с бегом, прыжками, преодолением препятствий. При этом вработу включается сердечно — сосудистая и дыхательная системы, укрепляетсядвигательный аппарат. Такие игры оказывают общее влияние на формированиеосновных двигательных качеств, но при специальном подборе игрового материаламожно достигать относительно изолированного воздействия на отдельные части телаи группы мышц.
Главная задача игр с элементами общеразвивающих упражнений не достижениемаксимальных результатов, а укрепление двигательного аппарата, общее физическоеразвитие. Как правило, такие игры богаты сюжетами и двигательными действиями,что помогает решать задачи не только физического, но и нравственноговоспитания. В процессе игры дети приучаются соблюдать правила, быстро мыслить,проявлять волю и выдержку, выручать друг друга.
1. Класс, смирно!
Играющие стоят в одной шеренге. Учитель, стоя лицом к детям, подает команды,которые ни должны выполнять в том случае, если учитель перед командой скажетслово «класс». Если слово не произнесено, исполнять команду нельзя. Кто ошибся- делает шаг вперед, но продолжает играть. После второй ошибки делает еще одиншаг вперед и т. д.
Игра продолжается не более трех минут. После окончания отмечаются самыеневнимательные и самые внимательные, то есть те, кто остался стоять на исходномположении. Согласно правилам шаг вперед делают и те ребята, которыесвоевременно не выполнили правильную команду.
Если сзади занимающихся гимнастические скамейки, то в конце урока можноусловиться, что сделавшие одну (или две) ошибку садятся на скамейку и в игребольше не участвуют. К концу игры в шеренге останутся самые внимательныеребята.
2. Светофор
Изготавливаются кружки (диаметр — 10 см) красного, желтого и зеленогоцветов, которые прикрепляют к палочкам. Ученики стоят в шеренге и выполняютупражнение согласно сигналам учителя. На красный сигнал дети приседают, нажелтый — стают, на зеленый — маршируют на месте.
Во время движения в колонне по одному в обход зала упражнения изменяются:красный — все стоят с хорошей осанкой, желтый — шаг на месте, зеленый -продвижение вперед легким бегом.
Можно разнообразить упражнения и давать другие задания: стоять на носках, принятьположение приседа, высокого старта, бежать, как лошадка и др. учителю самомунадо быть внимательным, и давать сигналы строго по правилам уличного движения.
3. Шишки, желуди, орехи
В середине круга водящий, а остальные, разбившись по тройкам, становятсяодин за другим лицом к центру (первый номер — в трех — четырех шагах отводящего). Учитель дает всем играющим названия: первые в тройках — шишки,вторые — желуди, третьи — орехи.
По сигналу водящий громко говорит, например: «Орехи!» все играющие, названныеорехами, должны поменяться местами, а водящий стремится встать на любоеосвободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без местастановится водящим.
Если водящий скажет: «Желуди!», меняются местами вторые в тройках, если«Шишки!» — меняются местами стоящие в тройках первыми. Когда игра уже освоена,то водящему можно вызывать двух или даже трех игроков в тройках, например:«Шишки, орехи!» вызванные также должны поменяться местами.
Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими.
Правила игры запрещают вызванным оставаться на месте, не перебегая вкакую-либо другую тройку. Такой игрок идет водить.
При повторении игры каждую тройку можно построить не в колонну, а в кружок.
Игры с бегом. Бег — это движение циклического типа, отличающееся от ходьбыналичием фазы полета, т.е. отрывом обеих ног от опоры. Фаза полета усиливаетбыстроту передвижения за счет инерции, позволяя мышцам расслабиться испособствовать восстановлению энергетических ресурсов. Попеременное сокращениеи расслабление большого количества мышц вовлекает в работу большое количествосистем организма (кровообращение, дыхание, обмен веществ и т.д.), деятельностькоторых проходит на устойчивом уровне адаптации, способствуя увеличениюфизиологических резервов детского организма. Физиологически особенности бегапозволяют использовать его в качестве упражнения, повышающего физическуюнагрузку при благоприятных сдвигах в состоянии вегетативных систем.
1. Гуси — лебеди
Для игры нужны четыре — шесть гимнастических скамеек и два — четырегимнастических мата. На одной стороне зала проводится черта. Она отделяетгусятник, куда становятся все играющие, кроме двух, которые отходят в сторону.Это волки. Посередине зала ставят четыре скамейки, образуя коридор (дорогамежду гор), а на другом конце зала кладут маты. Это — гора. За ней логововолков.
Руководитель произносит: «Гуси — лебеди, в поле!» гуси проходят по горнойдороге в поле (место между матами и скамейкой), где и гуляют. Затемруководитель говорит: «Гуси — лебеди, домой, волк за дальней горой!» гуси бегутсначала к концам скамеек, пробегают по горной дороге (между скамейками), азатем разбегаются в разные стороны, стараясь быстрее оказаться в гусятнике.
Из — за дальней горы выбегают волки и догоняют гусей. Осаленныеостанавливаются. Волки преследуют гусей до гусятника, затем возвращаются влогово.
Пойманные подсчитываются и возвращаются в свое стадо гусей. Выбираются новыеволки и игра повторяется. Отмечаются ни разу не пойманные игроки и волки,сумевшие поймать больше гусей.
Правила разрешают ловить гусей только после слов «за дальней горой» ипреследовать только до гусятника. Нельзя прыгать через скамейки.
2. Два мороза
На противоположных сторонах площадки на расстоянии 10 — 20 м. линиямиотмечают дом и школу. На одной стороне зала (за чертой) — все играющие кромедвух водящих, Морозов. Они стоят посередине площадки и, обращаясь к ребятамговорят: Мы два брата молодые, два Мороза удалые. Я — Мороз — Красный нос, -говорит один. — Я, Мороз — Синий нос, — говорит другой. — Кто из вас решится впуть — дороженьку пуститься?!
Дети дружно отвечают: Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз! — послечего перебегают из дома в школу. Морозы пятнают пробегающих, замораживают их.Кого осалили — остаются стоять на месте.
Затем морозы опять обращаются к ребятам с теми же словами, а ребята,ответив, перебегают обратно в дом. Им разрешается по дороге выручитьзамороженных, коснувшись их рукой, после чего вырученные присоединяются костальным.
После двух пробежек из не пойманных ребят выбирают новых Морозов, аосаленных подсчитывают и отпускают.
В итоге игры отмечаются ребята, не попавшиеся Морозам ни разу, а такжелучшая пара водящих.
Не разрешается задерживаться в доме, салить за чертой и покидатьперебегающим то место, где их застигли Морозы.
3.День и ночь
Играющие делятся на две команды, которые становятся не середину площадкиспиной друг к другу на расстоянии 1,5 м. Одной команде дается название «День»,другой — «Ночь. У каждой команды на свой стороне площадки (в 10 — 12 м.) дом.
Учитель неожиданно произносит название одной из команд, например: «День!».Эта команда быстро убегает в свой дом, а другая команда догоняет ми пятнает.Осаленные игроки подсчитываются (записывается их число) и отпускаются в своюкоманду.
Все становятся на прежние места, учитель снова называет команду. Важно,чтобы не было строгого чередования, тогда играющие не знают, какая командабудет названа, а поэтому предельно внимательны.
Перед сигналом руководитель, чтобы отвлечь внимание играющих можетпредложить им выполнять различные упражнения (смена положений рук, прыжки илишаг на месте и т.п.)
Игра проводится несколько раз, после чего подсчитывается сколько игроковбыло поймано в какой команде за одинаковое количество пробежек (за три иличетыре). Побеждает команда, осалившая больше игроков.
Игроков разрешается салить только до черты дома. Пойманные дети продолжаютучаствовать в игре. В ходе пробежки один участник может салить не толькостоящего напротив, но и его соседей.
Игры с прыжками. Прыжки — основное движение ациклического типа. При прыжкахотсутствует повторение одинаковых действий, а весь процесс его выполнениясоставляет единое движение, в котором можно различить три фазы:подготовительную в виде размаха, приседания или разбега, основную -отталкивание и полет, заключительную — приземление. Во всех фазах требуетсясложная координация движений, сочетание сильных, но кратковременных мышечных усилийс последующим снижение нагрузки. Во время прыжков физиологическая нагрузкасвязана не только с мышечной работой, но и со значительным воздействием насуставы и связки, нервную систему. Как и бег, прыжки составляют один изестественных видов движений. Задача подвижных игр, рекомендуемых программой,способствовать с помощью включаемых в них прыжков развитию общей прыгучести,умению правильно отталкиваться и двумя ногами, мягко приземляться. Наблюденияза действиями ребят в играх помогают учителю физкультуры определить толчковуюногу того или иного ученика, что важно для дальнейшего совершенствования впрыжках.
Игры с элементами прыжков связаны, как правило, со значительной нагрузкой наорганизм, активно воздействуют на все его функции.
1. Попрыгунчики — воробушки
Чертится круг диаметром 4 — 6 м. Выбирается водящий — кошка. Она сидит вцентре круга, а остальные играющие — воробушки — за пределами круга.
По сигналу воробушки впрыгивают в круг и выпрыгивают из него. Кошкастарается поймать воробья, не успевшего выпрыгнуть из круга. Пойманные остаютсяв круге. Когда кошка поймает трех — четырех воробьев, выбирается новая кошка изнепойманных.
Разрешается прыгать на одной или двух ногах (по договоренности). Тот, ктопробежал через круг считается пойманным.
2. Волк во рву
Посередине площадки проводятся две линии на расстоянии 50 — 70 см одна отдругой. Эти линии образуют ров, в котором живет волк (водящий) остальныеучастники игры — козочки. Они находятся на одной из сторон площадки.
По сигналу учителя козы перебегают на другую сторону площадки, по дорогеперепрыгивая через ров. Волки, не выбегая изо рва, ловят (пятнают)перебегающих. Пойманные козы подсчитываются и отпускаются. После трех — четырехперебежек выбирают нового волка (или двух волков, если ширина рва позволяет этосделать). Выигрывают козы, ни разу не попавшиеся волкам, и волки, сумевшиепоймать больше козочек.
Не разрешается задерживаться перед рвом более 5 секунд и заступать в ровногой. Козочки, нарушившие, это правило считаются пойманными. Коза не считаетсяпойманной, если она осалена волком, ступившим за пределы рва.
3. Кто обгонит?
Играющие располагаются вдоль одной из стен зала. Они делятся на пятерки,которые берутся за руки. Это команды. Их задача по сигналу учителя, прыгая наодной ноге, достичь линии, нарисованной перед ними в десяти шагах. Выигрываеткоманда, которая достигла границы первой. Затем команды поворачиваются исовершают прыжки в обратную сторону.
Игру можно усложнить, дав задание прыгать на одной ноге, а другую держать заголеностопный сустав. Один из вариантов предусматривает прыжки колоннами, приэтом ребята кладут руки друг другу на плечи. Команда может лишиться победы,если ее игроки оступались на вторую ногу или расцепили руки.
Игры с метаниями на дальность и цель. Метания относятся в основном кприкладному виду физических упражнений. Игры, предлагаемые для изучения вмладших классах, содержат все основные виды метаний — на дальность, внеподвижную и движущуюся цель.
Метания с использованием малых и больших (легких) мячей укрепляют суставы имышцы рук, развивают глазомер, совершенствуют координацию движений. Это важнодля повседневной деятельности, для дальнейших занятий спортом и особенноспортивными играми.
1. Попади в мяч
Для игры нужен один волейбольный мяч и теннисные мячи по количеству, равномуполовине класса.
Играющие делятся на две команды и выстраиваются шеренгами на противоположныхсторонах площадки, чтобы между ними было расстояние 18 — 20 м. Перед носкамииграющих проводятся линии, а посередине площадки кладется волейбольный мяч.Игроки одной команды (по жребию) получают по маленькому теннисному мячу.
По сигналу учителя игроки бросают мячи в волейбольный мяч, стараясь откатитьего к противоположной команде. Игроки из другой команды собирают брошенные мячии по сигналу тоже метают их в волейбольный мяч, стараясь откатить его обратно.Так поочередно команды метают мячи установленное количество раз.
Выигрывает команда, сумевшая закатить мяч за черту команды, стоящейнапротив.
Если в ходе игры волейбольный мяч выкатится в сторону от играющих, егокладут в зону площадки на том же уровне.
Когда игра освоена, можно метать мячи в два волейбольных мяча, и если мячейхватает, их раздают всем участникам. Обстрел волейбольных мячей начинается сдвух сторон одновременно. Если один мяч закатился за линию, а второй еще вполе, то метание производится по оставшемуся мячу. Игра заканчивается когда вполе не останется волейбольных мячей.
Каждый загнанный за черту противника мяч приносит команде одно очко.Продолжительность игры 8 — 10 минут
2. Охотники и утки
Играющие делятся на две команды, одна из которых — охотники — становятся покругу (перед чертой), а вторая — утки — выходи в середину круга. У охотниковволейбольный мяч. По сигналу они начинают выбивать уток из круга. Каждый игрокможет сам метать мяч или передать мяч для броска партнеру по команде. Утки,бегая внутри круга, спасаются от мяча, увертываясь и подпрыгивая. Подбитая уткапокидает круг.
Игра заканчивается, когда в круге не останется ни одной утки, после чегоигроки меняются ролями. Побеждает команда, сумевшая подстрелить уток за меньшеевремя.
Учитель может установить время игры для метания мяча в уток. Тогда итогподводится по количеству уток, выбитому за это время. Правила игры запрещают,метая мяч, заступать за черту. Находящиеся в круге не имеют права ловить мячруками, они не считаются выбитыми, если мяч отскочил в них от пола.
5. Заключение
Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека,использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающегопоколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, ноотказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность вигре. Изменяются условия игры, вводятся в привычную канву игр новые сюжеты,отражающие свое время, но неизменной остается тяга людей к игре, особенно подвижной,где можно проверить и показать свою смелость, ловкость, быстроту и силу.
Игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленных самойприродой человека, — это потребность в тренировке мышц и внутренних органов,потребность общения, получения внешней информации. Ни акселерация, о которой впоследнее время так много говорят, ни ограничения, связанные с ростом городов,не могут умалить значение игры.
Играя, дети и подростки развиваются физически и умственно, закаляются вволевом отношении, лучше узнают друг друга. Этому способствуют те черты игровойдеятельности, которые сближают ее с трудом, ведь в игре, как и в труде, имеетсяцель, которую желательно достигнуть. Игра, как и работа, которая по душе,связана с чувством удовлетворения, удовольствия. И если труд имеет своизакономерности, то и игра связана с применением правил, без которых она неосуществима.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в нейформируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В игре нетолько выражаются наклонности ребенка и сила его души, но сама игра имеетбольшое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а,следовательно, и на будущую судьбу. Именно это и следует иметь в виду учителюфизкультуры, классному руководителю, использующему игру в своей работе.
Рольподвижных игр в развитии детей
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.Игра — это огромное светлое окно через которое в духовный мир ребенка вливаетсяживительный поток представлений, понятий Игра — это искра, зажигающая огонекпытливости и любознательности» — писал. В А Сухомлинский «Маленькие детииграют… как птица поет. В жизни дошкольников игры занимают самое большое место— отмечала Н. К. Крупская — Игра есть потребность растущего детского организма.В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело вернее глаз, развиваютсясообразительность находчивость инициатива. Игра для них — учеба, игра для них —труд, игра для них — серьезная форма воспитания»
На важную роль игры во всестороннем развитии детей указывалиГорький и Макаренко. Игру детей они рассматривали как основной вид физической идвигательной деятельности.
Все игры детей принято делить на две большие группы.
1. Игры с готовыми «жесткими»правилами (спортивные, подвижные интеллектуальные);
2. Игры «вольные» правила, которых устанавливаются по ходу игровых действий.
М. Лацерус предлагает классификацию игр:
1. Игры, связанные с физическойдеятельностью;
2. Влечения к различным зрелищ;
3. Игры интеллектуальные;
4. Игры азартные.
Д . Б. Эльконин делит все игры на четырегруппы
1. Имитaциoнные — в которыхдействия детей простому подражанию действиям по образцу;
2. Драматические игры ленномусюжету;
3. Игры с несложными правилами;
4. Игры с правилами без сюжета иэлементарные спортивные игры.
Заслуживает внимания классификация игр как отражениеразнообразных типов человеческой деятельности:
1. Физические и психологическиеигры и тренинги: двигательные
спортивные, подвижные, моторные); экстатические, экспромтныеигры и развлечения; освобождающие игры и забавы; лечебные игры (игротерапия).
2. Интеллектуально-творческиеигры: предметные забавы; сюжетно-интеллектуальные игры; дидактические игры(учебно-предметные, обучающие, познавательные, строительные, трудовые),технические, конструкторские; электронные, компьютерные, игры-автоматы;игровые методы обучения.
3. Социальные игры: творческие,сюжетно-ролевые (подражательные, режиссерские, игры-драматизации,игры-грезы); деловые игры (организационно- деятельностные,организационно-коммуникативные, организационно — мыслительные, ролевые,имитационные).
4. Комплексные игры: (коллективно- творческая, досуговая деятельность).
П. Ф. Лесгафт считал, что игра есть упражнение, с которогоребенок готовится к жизни. Игра — это сознательная деятельность, направленнаяна достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильноруководимая, игра является сильным средством воспитания детей дошкольноговозраста. Сила воздействия игры на всестороннее развитие ребенка заключается вэмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые переживает ребенок вовремя игры, он способен приложить много усилий и быть очень исполнительным. Я.А Каменский требовал старательного подбора игр с учетом их воспитательнойценности, такого, чтобы одновременно с развитием движений они способствоваливоспитанию честности, любви к порядку, мужества и дружеских отношений в детскомколлективе.
Ружена Будинска говорила, что подвижная игра оказывает, преждевсего, физическое воздействие: она требует, чтобы организм выполнял рядфизиологически важных движений, и таким образом, в значительной степениспособствует правильному росту и развитию Игры без преувеличения можно назватьвитаминами душевного благополучия. Под их яркой, забавной, привлекательнойформой скрывается немало педагогических возможностей. Эти возможности можнорассмотреть через функции игры
Социокультурная функция
Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в нейребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива. Таким образом,игра является средством социализации ребенке. Игра для ребенка то же, что речьдля взрослого. В то же время игра — своеобразная «школа морали», по выражению ДБ. Эльконина. С. Л. Рубинштейн считал, что игру ребенка можно сравнить лишь сочарованием высших форм творчества. Игра способствует самореализации ребенка.Играя, он обретает пространство — физическое, эмоциональное, социальное. У негоформируется комплекс «самости» — самовыражения, самоконтроля,самореализации, самоопределения, самореабилитации.
Коммуникативная функция
Игра невозможна без общения, которое является ее основнымэнергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких,помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективнойдеятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышатьтоварища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желаниясуществующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться сзапретами. Он в этом личностно заинтересован, так как не соблюдающего правила вследующий раз уже не позовут в игру. В играх встречаются два рода отношений.Это отношение соревновательного типа — между командами, между партнерами, укоторых прямо противоположная цель (если один выигрывает, то другойпроигрывает), и отношения подлинного сотрудничества между участниками однойкоманды. Такое сотрудничество помогает ребенку — выйти» из ситуации ипроанализировать ее как бы со стороны. Например, дети играют в «салки». Ребенокубегает, чтобы его не осалили, но в то же время он должен рассалить товарища.Иногда сделать это бывает страшно: ребенка ведь могут осалить самого, но, есливзглянуть на ситуацию извне, то оказывается, что если он рассалит товарища, тотот потом сможет рассалить его самого.
Диагностическая функция
Игра способствует определению отклонений в поведении ребенка.Например, играя, ребенок нарушит правила или в ответственный момент выйдет изигры. Это должно насторожить педагога, заставить пристальнее понаблюдать, найтипричину возникших отклонений. В игре ребенок может сам диагностировать своисилы, возможности, свои личностные качества, то есть игра побуждает ребенкак самопознанию: могу ли я?
Игротерапевтическая и коррекционная функции
В большинстве случаев игры призваны помочь воспитателюгармонизировать психический рост детей и предотвратить появление отклонений,разрешить неизбежные конфликты детской души до их возможного перерождения вустановившиеся комплексы. Игра как палочка-выручалочка, защищает неокрепшуюдетскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают кигре, как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стрессовыхситуаций, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не простоиграет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит, какиевпечатления или проблемы требуют скорейшего разрешения.
Развлекательная функция
Во многих играх по ходу развития сюжета играющие совершаютреальные и символические действия, недопустимые в обычной жизни с точкизрения общественных норм. Когда игра доходит до этих запрещенных норм,веселье
так и брызжет, так как эта игра дает возможность хотя бы иногдавести себя так, как хочется, нарушать запреты Игры сопровождаются громкимикриками, смехом, топаньем, толканием, резкими движениями, быстрым бегом. В игреребенок никогда не устает Ему радостно и комфортно Игра способствует созданиюзащитных механизмов, осуществляется мощная психоэмоциональная разрядка, в результатекоторой возникают положительные эмоциональные ощущения. И, чем большеположительных эмоций получает ребенок, тем более гармоничным и радостнымпредстает перед ним мир, тем уютнее и увереннее ощущает он себя в жизни
Для игры характерно особое явление, свойственное только ей, —растущее напряжение, радость, сильные переживания и незатухающий интерес куспеху. Возбуждение, которое переживает ребенок в подвижной игре, приводит весьорганизм в исключительное физиологическое состояние, которое способствует тому,что ребенок добивается таких результатов в движении, которых в других условиях,вне игры он никогда бы не добился.
Подвижные игры являются прекрасным средством развития исовершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма. Ценностьподвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненнонеобходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самыхразнообразных условиях. Большое количество движений сопровождается химическимипроцессами, которые активизируют дыхание, кровообращение и обмен веществ ворганизме, что в значительной мере способствует развитию мышц, костей,соединительных тканей, повышает подвижность суставов, особенно позвоночника.Так как организм функциональное единое целое, повышенная деятельность однойсистемы органов влияет на повышение деятельности других органов При быстрыхдвижениях во время игры улучшается процесс дыхания, в результате чегопроисходит более быстрое насыщение крови кислородом, более обильный обменвеществ, повышенное кровообращение Повышенная деятельность сердца и легкихулучшает координацию движений и реакции нервных центров, ускоряет всебиологические процессы в организме, оказывает влияние и на психическуюдеятельность [1]
Игра — естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечаетзаконам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, —неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия,являющиеся непременным условием большинства подвижных игр, усиливают мозговыеимпульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовиднойжелезы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество — важнейшиефакторы оздоровления.
Достаточное насыщение свободного времени детей играмисодействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, целесообразноподобранные, с
учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональныхизменений организма и степени физической подготовленности детей подвижныеигры, особенно игры на воздухе, несомненно способствуют оздоровлению,укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.
Непринужденная веселая атмосфера увеличивает совместное общениемеж, детьми, подводит ребенка к пониманию того, что действия не являются лишьего индивидуальным делом, ибо они включаются, прямо или косвенно, в сложныечеловеческие взаимоотношения
В педагогической науке подвижные игры рассматриваются, какважнейшее средство всестороннего развития ребенка Подвижную игру можноназвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физическихи умственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Ученые установили, что самой эффективной деятельностью длявхождения в мир других людей является игра. Игра ребенка — основное средствостановления его как автономной независимой личности, свободно и самостоятельновыстраивающей свои отношения с равными — сверстниками Игра обеспечивает ребенкусамореализацию и эмоциональный комфорт. Стержневыми направлениями развитияребенка в игре являются развитие воображения, образного мышления (как одного изосновных средств познания) и произвольной регуляции деятельности Главноедостоинство игры состоит в том, что ребенок является ее участником. Велика рольподвижных игр в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии справилами, усваивают смысл игры, запоминают правила, обладаютпространственной терминологией, учатся осознанно действовать в изменившейсяигровой ситуации, познают окружающий мир. В процессе игры активизируетсяпамять, развиваются интеллект, фантазия, мышление, воображение, формируютсясоциальные качества. 3. М. Истомина подвергла специальному исследованиювозникновение произвольной памяти в дошкольном возрасте. Оказалось,
что в ходе игры создаются наилучшие условия для того, чтобы перед ребенком впервыевозникла задача нечто припомнить и запомнить, по явились предпосылки дляразвития произвольного запоминания и припоминания. Исследование показало также,что специальное упражнение памяти горазда эффективнее, если оно включено вигру, чем если проводится в виде специально организованных занятий.
3. В. Мануйленко, подвергнув специальному экспериментальномуисследованию значение игры для развития волевых процессов, убедительнодоказала, что сознательный контроль движений в игре значительно выше, чем в деятельности,осуществляемой по заданию.
· А. В. Запорожцем и Я. 3. Неверович велись исследования развития движений,показывающие, что игра имеет ближайшее отношение к формированию.
моторики ребенка дошкольного возраста.
· Игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами,что наполняет словарный запас, обогащает речь. Также игры учат детейсамостоятельно декламировать и петь, способствуют преодолению застенчивости.
· Играя, ребенок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственныеотношения, числовые отношения, изучает решения.
· Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания.Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличиеправил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставят участниковигры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплениюэмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, чтонельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому чтоэто может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижениеобщего успеха.
· Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение ихформирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролироватьсвои поступки, свое поведение. В игре формируются честность,дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности,товариществу. В коллективных играх выявляются дети-организаторы, дети-вожаки,умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других. Умелое, вдумчивоеруководство игрой со стороны педагога способствует воспитанию активнойтворческой личности.
В играх совершенствуется эстетическое восприятие мира. Дети познают красотудвижений, их образность, у них развивается чувство ритма. Играя и реализуяразличные формы активности, дети познают себя, свое тело, изобретают, творят,при этом развиваются гармонично и целостно.
· Подвижная игра готовит ребенка к труду: дети делают игровые атрибуты,располагают и убирают их в определен ной последовательности, совершенству ютдвигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
· А. С. Макаренко утверждал, что как ведет себя ребенок в игре, так позже онбудет вести себя на работе.
Правильно организованные и систематически проводимые игрыформируют характер, волю, воспитывают патриотические, интернациональныечувства.
· Подвижные игры широко используются в психологических тренингах.
Зачастую они представляют собой наиболее заметную, эмоциональнонасыщенную и запоминающуюся часть занятия.
Прежде всего, в ходе игровой психокоррекции детей с нарушениямиобщения необходимо снизить конфликтность, снять неадекватные стереотипыповедения. Эффективность коррекции достигается чаще всего в процессеколлективных игр, в группе сверстников. Навыки адаптивного бесконфликтногоповедения ребенок может получить только в ходе активного общения. Поэтому важносоздать для него возможность отрабатывать эти навыки в специальноорганизованной для этого обстановке. Группа — наиболее подходящая среда дляпроведения полноценной игры со сверстниками и взрослыми; игра, в свою очередь,приводит к нормализации социальных отношений, разрешению внешних конфликтов.Все это создает благоприятный фон для решения внутренних конфликтов.
Как уже отмечалось, характерной особенностью контингента детейявляется конфликтное общение с окружающими. При этом речь идет прежде всего оформах общения. Так, стремление ребенка к лидерству само по себе ценноекачество, но то, как оно осуществляется, может приводить к конфликтам сосверстниками. В этом случае коррекции подлежит именно форма реализации этогостремления. Новый опыт общения со сверстниками в группе складывается на основедоверительной атмосферы, открытого общения, в котором широко применяются приемыобратной связи. Создается возможность пережить новый опыт взаимоотношений совзрослыми. Взрослые в группе — психологи — исходят из интересов детей,обходятся без оценок и не сравнивают детей между собой.
Коррекции подвергаются мучительные для самого ребенкаособенности характера: трусость, неспособность владеть своими чувствами,жадность.
Этиология нарушений общения у детей разнообразна. Можно назвать,по крайней мере, три ее источника. Первый — семейные стереотипыповедения, некритично усвоенные ребенком и воспроизводимые во вне семейныхситуациях общения. Например, демонстративная обидчивость и капризность девочкископированные у мамы вызывают смех и непонимание в кругу сверстников
Второй источник дезадаптации — особенности темперамента точнее —неумение ребенка справляться с особенностями своего темперамента Ребенок снизкой адаптивностью высокой интенсивностью реакций и с преобладающимнегативным фоном настроения труден для коллектива, вызывает много агрессивныхреакций, дети его избегают что в свою очередь обижает и злит ребенкаКоллективная жизнь таких детей насыщена стереотипно повторяющимися конфликтами,обиды становятся привычными возникают отгороженность чувство невозможностидружбы и понимания.
Третий источник дезадаптации — внутренние конфликты самого ребенка.Например ребенок со страхом автономии, не решивший в свое время дилемму «самостоятельность— нерешительность» во внешнем поведении, особенно в психологическидискомфортной ситуации, может проявлять пассивность, двигательнуюзаторможенность нерешительность. Для коллектива сверстников
такой ребенок не интересен поэтому дети не ищут контактов с нимне желают играть и он оказывается «- изоляции обидчивость и капризность девочкископированные у мамы вызывают смех и непонимание в кругу сверстников.
От того как сложатся отношения ребенка в первой в его жизнигруппе сверстников — в группе детского сада во многом зависит последующий путьего личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба. Еслиэти отношения складываются благополучно если ребенок тянется к сверстникам,умеет играть общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других можнонадеяться, что он и в дальнейшем будет нормально чувствовать себя среди людей.
