Тренинговое занятие «Я и моя будущая профессия»
Цель : формированиепрофориентационной компетентности старшеклассников путем включения в процессактивного планирования своего профессионального будущего, чтобы этот процессбыл интересным и значимым для подростка.
Задачи:
1. Активизациявнутренних психологических ресурсов старшеклассников для формирования умениясоставлять и корректировать свою профессиональную перспективу;
2. Осознаниецелей выбора будущей профессии;
3. Развитиенавыков конструктивного взаимодействия;
1. Знакомство.
2. Психогеометрический тест.
(Характеристикастиля личности, личныепрофили работы и профессии).
Цель: самопознание участников, снятиеэмоционального напряжения.
Ресурсы: геометрические фигуры .
Алгоритмвыполнения упражнения: участникам предлагается выбрать из предложенных геометрическихфигур (треугольник, квадрат, круг, кривая линия, прямоугольник) ту, которая, поих мнению, больше всего им соответствует. Затем выбор интерпретируется,согласно методике.
Времявыполнения: 5 мин
Характеристикатреугольников
Треугольники хорошо уравновешенны, они сконцентрированы наверхушке: целях, карьере и продвижении вперёд. У них сильнопроявляются навыки лидерства, они быстро принимают решения и действуют. Частохарактеризуются атлетическим сложением и любят соревноваться. Иногда их описываюткак ролевые модели.Данной характерной чертойтреугольников является стремление управлять и считатьсяправыми.
Людейэтого типа часто больше интересует карьера, чем сама работа, и хотя ониспособны быстро принимать решения, в этих решениях обычно участвуют в первуюочередь их собственные интересы. Они скорее лидеры команды, чем командныеигроки.
Характеристикаквадратов
Квадрат – самая упорядоченная фигура. Квадраты упорно работают,привержены делу. Они ориентированы на детали и хорошо организованы, любят иметьдело с фактическими данными и склонны отвергать эмоции. Им нравится, когда ихжизнь управляема и предсказуема. Наиболее сильные черты квадратовпроявляются, когда они следуют чётко определённым инструкциям или завершаютпроекты. Их слабость проявляется в разработке собственных планов.
Скажитеим, что сделать, и они сделают. Квадратов нельзя отнести к тем, ктосилён в принятии решений, пока их не вынудят к этому; иногда сопротивляютсяпеременам, пока не соберут все факты и доказательства в поддержку необходимостиперемен, да и вообще они чаще предпочитают поддерживать сложившееся положение.
Характеристикакругов
Круги дружелюбны, заботливы, уравновешенны. Обычно такие людисклонны к коллективизму. Для них важны семья и друзья. Они стремятся угождать истремятся к тому, чтобы все остались довольны. Они определённо являютсякомандными игроками, которым не нравятся конфликты и которые заботятся о том,чтобы всё проходило гладко.
Длякругов важно поддерживать хорошие отношения. Им от природысвойственно сочувствие, подлинная забота, а способность прислушаться к другимделает их весьма приятными в общении. С другой стороны, иногдакруги слишком стараются угождать и не умеют говорить нет.Окружающие часто пользуются или манипулируют ими. Кругам ненравится принимать непопулярные решения, вызывать расстройство или конфликт.Временами они затрачивают на других столько времени и энергии, что пренебрегаютсвоими собственными потребностями.
А когдачто-то не получается, они склонны винить в этом самих себя.
Характеристиказагогулин (кривых)
Форма загогулины символизирует творчество. Загогулины интуитивны,любят творчество, для них характерно мышление правым полушарием мозга. Онисклонны к скачкам в мышлении и к действиям по внезапному вдохновению. Идея икартина в целом интересует их больше, чем подробности. Их увлекают всё новое,им нравится мыслить в категориях будущего. Они от природы способны вдохновлятьдругих.
Однакозагогулины часто вносят дезорганизацию и проявляют забывчивость кдеталям. Кроме того, иногда другим бывает трудно их понимать из-заскачкообразности мышления , вызывающих раздражение у представителей другихформ.
Загогулинане способна хорошо функционировать в жёстко упорядоченной обстановке.
Характеристикапрямоугольников
Прямоугольникам свойственна некая текучесть. Они находятся вовременном состоянии – в процессе жизненных реформ; исследуют свою текущуюситуацию или ищут что-то новое. Прямоугольники обучаются и растут,их возбуждает перспектива предстоящих изменений в жизни. Они открыты новымидеям и опыту, однако временами слишком легко соблазняются любыми новымиповетриями.
Прямоугольникичасто проявляют непоследовательность и путаность; иногда создаётся впечатление,что их личность меняется день ото дня, а поведение кажется совершеннонепредсказуемым. К тому же они склонны к эмоциональным всплескам.
Чемполезен был этот тест?
3. Информационное сообщение по теме.
– Как же выбрать профессию? Для того чтобы избежатьпервую ошибку при выборе профессии – необходимы знания. Во-первых,располагать информацией об отдельных профессиях или группах профессий (условияработы, требования профессии к человеку, требования к уровню образования, перспективы профессионального роста, особенность рынка труда в настоящее времяи перспективе).
Для успешного выбора профессии необходима информация осебе. Важно знать свои интересы, способности и возможности(хочу+могу+надо)
4. Упражнение «Кто есть кто?»
Цель:дать возможность участникам соотнести свой образ с различнымипрофессиями.
Ведущий опрашивает ребят,какие профессии для них более интересны, записывает эти профессии на доске.
-Сейчас я буду называтьпрофессии, которые вы только что перечислили, каждый из вас в течениинескольких секунд должен посмотреть на своих товарищей и определить, кому этапрофессия подойдет в наибольшей степени. Далее я хлопну в ладошии все по команде одновременно должныпоказать рукой на выбранного человека ( наиболее подходящего дляназванной профессии).
Показав рукой насвоего товарища, все должны на время замереть, а я подсчитаю, сколько рукпоказывает на каждого человека, т.е. чей образ, по мнениюбольшинства игроков, в наибольшей степени соответствует данной профессии.
5.Упражнение «Идеальный, современный и «плохой» подросток»
Цель: проанализироватькачества личности, повысить стремление развивать в себе положительные качества.
Инструкция: «Прошувсех участников разбиться на три подгруппы. Давайте посмотрим на список качествличности. У каждого человека есть свои качества, они уникальны и могутпроявляться в различных ситуациях.
· Составьте портрет идеального подростка. · Напишите качества, какими он должен обладать.
· Составьте портрет современного подростка. · Напишите качества, какими он должен обладать.
· Составьте портрет «плохого» подростка. · Напишите качества, какими он должен обладать. |
Обсуждение:
— Каквыдумаете у всех ли подгрупп найденные качества соответствуют тому или иномупортрету?
-Какой портрет подростка вам не приятен?
Упражнение «Профессия и профпригодность».Работа в парах.
Задание учащимся:назвать, какие психологические или физиологические особенности необходимы дляследующих профессий: врач, учитель, продавец, юрист, певец, летчик, музыкант,экономист и др. Обсуждение.
Вывод:при выборе профессии необходимо учитывать не только свои желания, возможности испособности, но и особенности своего характера, темперамента, здоровья.
Техника Чернявской А.П. Составлениепрофориентационной карты:
Цель: повысить активность участников группы впоиске необходимой информации.
( начало вместе, далее по образцу)
— Сейчас вы пишете все ваши интересы независимо от того, реальныони или нет. Вы определяете максимально широкое поле ваших интересов. Этатаблица — заготовка для нашей будущей работы. На работу вам отводится 20 мин.Если будут возникать вопросы — задавайте их сразу.
Что мне интересно знать или делать? |
В какой профессии я смогу это использовать? |
Где я смогу получить эту профессию? |
Что мне нужно для получения этой профессии?
|
рисовать |
Художник Дизайнер Архитектор Учитель Маляр Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532 Скульптор Модельер Строитель
|
Педколледж ВУЗ Училище
|
Аттестат Художественная школа Курсы Участие в конкурсах Портфолио
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обсуждение результата.
Упражнение «Трисудьбы»
Цель: развитиетворческого воображения, помощь старшеклассникам в попытке разобраться, в чемможет быть основной смысл трудовой жизни применительно к различным стереотипамлюдей.
Процедура проведения: В начале, еще до объявления названия игры, необходимовыбрать трех добровольцев на главные роли.
Ведущий. Представьте, что дело происходит в будущем. К нам на разговор осмысле жизни приглашены три уважаемых человека ветерана, каждый из которых вконце 90х годов ХХ столетия окончил среднюю школу, а затем прожил интереснуюжизнь. Каждому из них около 70 лет.
Наши гости необычные – это разные по своим жизненным ориентирам люди:
«Труженик» – уверенный, что только в честном труде заключаетсянастоящее счастье.
«Выдающийся лентяй» – считающий, что работают только «дураки».
«Удивительная бездарность» – убежденный, что высшее счастье –заниматься таким делом и сидеть на таких постах, которым он явно несоответствует, его лозунг – «Пусть перед тобой трепещут более умные и болеедостойные…».
Только вот загадка: мы не будем знать, кто из наших гостей кемявляется. Сейчас наши герои выйдут в коридор и сами решат, какую роль на себявозьмет каждый из них. Возможны разные варианты использования данного правила:ведущему можно раздать подготовленные карточки с указанием ролей, можно игрокамсамим выбрать и распределить роли.
За время, пока наши герои советуются, мы с вами попробуем придумать для нихинтересные вопросы, чтобы лучше понять их, определить, действительно ли онисчастливы. Затем мы попробуем отгадать, какие роли исполняли наши игроки.
Примечание. Оставшиеся игроки, после того как герои покинутаудиторию, придумывают по 2–3 вопроса, касающихся не толькопрофессиональной деятельности гостей, но и их личной, семейной жизни, досуга.
Затем главных героев приглашают в аудиторию, усаживают на почетныеместа и предлагают кратко, в течение 5 минут, рассказать об основныхэтапах прожитой жизни. После того как главные герои расскажут о себе, о своейсудьбе, ведущий предлагает начать прессконференцию. Присутствующие задаютприглашенным вопросы и получают на них ответы. За 15–20 минут до конца занятияпрессконференция прекращается, гостей благодарят и предлагают занять своиместа в аудитории, чтобы участвовать в общем обсуждении.
Рефлексия: Ведущий интересуется у присутствующих, кто из гостейпоказался им более счастливым и почему, у кого из них стереотипы героевполучились, соотносятся ли они с теми ролями, которые планировали.
Труженик, настоящий, а не карикатурный, – это человек, который умеет мечтать, иреализовывать свои мечты.
Лентяй – тот, кто не хочет и не способен по-настоящемумечтать, хотя у него могут быть способности; он может сделать что-тозначительное, но не хочет.
Бездарность – это тот, кто может и очень даже хочет сделать что-тополезное для людей, но совершенно не способен. Бездарность при этом может бытьбольшим начальником. Он способен пробиться на престижную работу, но саму работуон делать не умеет.
Обратная связь:
1.Понравилось ливам занятие?
2. Чтопонравилось?
3. Что для себявзяли из этого занятия?
