Индивидуальная проблемная тема самообразования:
«Создание условий для развития и формированиятворческого потенциала учащихся на уроках музыки»
Цель:
— выявить педагогические условия развития творческихспособностей у учащихся на уроках музыки;
— достижение более высокого уровня моей профессиональной компетентности.
Задачи:
1. Определение специфики развития творческихспособностей у учащихся.
2. Рассмотрение проектной деятельности на урокахмузыки как фактор развития творческих способностей школьников.
3. Обоснование педагогических условий эффективности развития творческих способностей у учащихся.
4. Обеспечение высокого методического уровняпроведения всех видов занятий.
5. Повышение качества проведения учебных занятий повнедрению новых технологий.
6. Совершенствование видов и форм диагностики иконтроля.
7. Разработка учебных, научно-методических идидактических материалов.
8. Повышение мотивацию и качество знаний учащихся.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение мотивации и качества знаний на урокахмузыки через творческую деятельность.
2. Развитие творческих способностей, развитиемузыкально-образного видения мира.
3. Повышение творческой активности и творческогопотенциала учащихся.
4. Апробация новых видов и форм диагностики.
5. Повышение качества учебных занятий при внедренииновых технологий.
Исходя из основнойобщеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию янаметила основные направления работы по самообразованию.
Направления самообразования:
Основные направления |
Действия и мероприятия |
Профессиональное |
1. Изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования. -Автор линии: Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя—музыканта. 2. Изучить учебно-методическую литературу по апробации программы учебного предмета «Музыка». — Комплект учебников по ФГОС. Музыка. Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
|
|
3. Познакомиться с цифровыми ресурсами, платформами, технологиями для применения на уроках музыки в рамках системнодеятельностного подхода через предметные издания и Интернет. 4. Освоить методы и приемы организации исследовательской деятельности учащихся. 5. Пройти курсовую подготовку по теме: «Современные подходы и актуальные проблемы в преподавании предмета «Музыка» в условиях реализации ФГОС и введения профессионального стандарта «Педагог».
|
Психологопедагогические Представленная информация была полезной? ДА 60.97% НЕТ 39.03% Проголосовало: 1532 |
1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. |
Методические |
1. Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по музыке. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения музыки. |
|
3. Принимать активное участие в работе школьного и городского МО учителей музыки. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научнопрактических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, города, округа, страны через интернетплатформы. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. 9. Разработать программы по внеурочной деятельности для хора, вокальных ансамблей. 10. Выступать с докладами по теме самообразования.
|
Информационнотехнологические технологии |
1. Изучить современные инновационные технологии и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по музыке, искусству, педагогике, психологии.
|
|
3. Мастер-класс «Использование современных инновационных технологии как средство для развития и формирования творческого потенциала учащихся на уроках музыки».
|
Охрана здоровья |
1. Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии. 2. Вести здоровый образ жизни. |
|
3. |
Творчество занимает важное место в структуредеятельности личности. Оно существует как черта и особенностьдуховно-практической деятельности и связана активными взаимоотношениямичеловека с действительностью. Творческая деятельность личности зависит от типаи особенностей мировоззрения субъекта, от его внутренних условий. Творчество имировосприятие тесно взаимосвязаны. В процессе творческой деятельностиреализуются творческие возможности личности и осуществляется их развитие.
Самообразование через музыку расширяет познаниесобственного духовного мира личности, способствует осуществлению самонаблюдения(эмоции, чувства, представления, фантазии). Музыкальное произведение выступаетносителем эмоционально-эстетической информации в наиболее концентрированном виде.Одновременно через эту информацию школьники познают заложенные в произведенииморальноэстетические ценности. В процессе развития культуры эстетическаяинформация постоянно изменяется, расширяется, обогащается. Каждая встреча дажес известным произведением искусства видоизменяет уровень знаний человека,расширяет его опыт, углубляет чувства, повышает уровень эстетического развития,дает возможность открывать неизвестное. В этом и состоит пробуждение в человекетворческого вдохновения, чувства нового. При повторных многоразовых встречах свыдающимися произведениями обучающийся и сам замечает изменения в своемэстетическом восприятии. Акцентируем внимание на использовании индивидуальногоподхода при формировании творческой самостоятельности, поскольку именно с егопомощью можно успешно влиять на уровень музыкального самообразованиястаршеклассников. Проблема самообразования тесно связана с индивидуальностью личности.Проблема индивидуальности достаточно многогранна. Определяющим условиемобращения школьника к музыкальному самообразованию в большинстве случаевявляется прочно сложившийся интерес к музыке. Его определяет высокая значимостьмузыки в системе жизненных ценностей, стремление к общению с музыкой в сфередосуга. Развитой интерес к музыке побуждает обучающихся к различным видаммузыкальной деятельности, становится одним из важнейших внутренних стимуловмузыкального самообразования. Часто стремление к музыкальному самообразованиюприводит молодых людей к участию в вокальноинструментальных ансамблях, где онивключаются в творческий поиск исполнительского репертуара. Как показываетпрактика, в большинстве случаев школьники руководствуются чувствами,эмоциональным отношением, а в меньшей мере их выбор аргументируется с позицийосознанной эстетической оценки. Чтобы изменить сложившийся стереотип,руководителю музыкального коллектива следует предложить своим воспитанникамвыявить наиболее весомые качества музыкального произведения и определитьиерархию его эстетической ценности. Затем необходимо обратить внимание нахудожественные особенности (мелодику, лад, тональность, темп, ритм, регистр,громкость, штрихи, тембр, гармонию, художественный образ), глубину чувств имыслей, вложенных в музыку, поэтический текст, лирико-романтическую тематику.Важно учитывать аксиологическую направленность музыкального материала,содержащего общечеловеческие ценности, что способствует формированиюмузыкального сознания и музыкальной компетенции школьников.
Старшеклассники принимают активное участие ввыпуске стенгазет, подборе звукозаписей, выставке фотомонтажей, афиш,журнальных и газетных статей, обзоре музыкальных новостей, фестивалей,конкурсов. Особое место в деятельности музыкального коллектива занимаютконцерты, которые позволяют укрепить чувства сплоченности, ответственности,дисциплинированности, повысить требовательность к себе и окружающим. Интересноподготовить концерт по заявкам родителей, ведь в подобных ситуацияхстаршеклассники не только показывают то, чему они научились, но и хотят сделатьприятное своим родителям. Здесь можно наблюдать неповторимый эмоциональныйконтакт между зрителями и исполнителями, который дает возможность родителямболее проникнуть во внутренний мир собственных детей, устанавливаетсявзаимопонимание между поколениями, осуществляется взаимопроникновение их музыкальныхценностных ориентаций.
Выводы.:
Таким образом, приобщение старших школьников кактивным формам музыкальноисполнительской и художественно-просветительскойдеятельности способствует углублению знаний, эстетических представлений,музыкальных ориентаций. Однако музыкальная практика приобретает позитивныекачества и развивающий характер, если она обусловлена самостоятельными иинициативными действиями самих обучающихся. Только самообразовательнаядеятельность в области музыки, проявление конкретной индивидуальности несет всебе личностное своеобразие, которое и порождает новое творческое начало.Именно оно движет человеком, вызывая желание непрерывногосамосовершенствования, непрерывного образования.
Литература: 1. Алиев Ю.Б. Формированиемузыкальной культуры школьников-подростков как дидактическая проблема / Ю.БАлиев. – М.: Издательство СГУ, 2012. – 479 с. 2. Олексюк О.Н. Развитиедуховного потенциала личности в постнеклассическом художественном образовании:монография / О.Н. Олексюк. – К.: Киев. ун — т им. Б. Гринченко, 2019. – 268 с.3. Падалка Г.Н. Педагогика искусства: (теория и методика преподаванияискусствоведческих дисциплин): монография / Г.Н. Падалка; глав. ред. К. А.Романова. – К.: Образование Украины, 2008. – 274 с. 4. Свешинская Н.В. Методикапреподавания музыкального инструмента (фортепиано): учебнометодическое пособиедля студентов заочной формы обучения искусства и музыкально-педагогическихфакультетов / Н.В. Свещинская. – Кировоград РВВ КДПУ им.В. Винниченка, 2008. –72 с. 5. Сухомлинова М.В. Активизация познавательской деятельности студентов впроцессе изучения музыкально-исполнительских дисциплин: автор. дис…канд. пед.наук: 13.00.02 / Сухомлинова М.В. – Ташкент, 1990. – 19 с.
![]() |
