ИГРЫ ИУПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙОТСТАЛОСТЬЮ ПОНЯТИЯ ФОРМА, КАК ЭЛЕМЕНТ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
Елена Юрьевна Пронина
У дошкольниковс умственной отсталостью существует проблема формирования сенсорныхпредставлений. Поэтому, мы дефектологи и логопеды, наряду с психологами, решили использовать в своей работе игровые упражнения для формированияпредставлений о форме, как элемент занятия.
Предлагаеммини-игры, игровые упражнения и пластические этюды для формирования понятий о форме.
1. «Найтипредмет указанной формы»
Ребенкупредлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти предметы иликартинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал,треугольник, прямоугольник, ромб).
2. «Из какихфигур состоит машина?»
Детидолжны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены вконструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
3. «Коврик»
Ребенкупредлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частейэтого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нетв коврике.
4. «Найдипредмет такой же формы»
Детивыделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясьгеометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом —предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т.д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).
5. «Какаяфигура лишняя?»
Ребенкупредлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: тричетырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуетсяопределить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки.
Варианты:
· группироватьпо форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять принцип группировки.
6. «Составьцелое из частей»
Составитьконструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.
Варианты:
● составить конструкцию по памяти, по описанию;
● составить геометрическую фигуру, выбрав необходимыеее части из множества предложенных деталей (8—9).
7. «Определиправильно»
Ребенкупредлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит замок.
8. «Зрительныйдиктант»
Детизапоминают орнамент из 3—4 геометрических фигур, складывают его по памяти.
Варианты:
● дети запоминают и воспроизводят комбинации фигур (втом числе и из объемных геометрических фигур).
9. «Определиформу предмета»
Передребенком разложены карточки с изображением предметов: телевизор, дом, стол,люстра, торшер, кровать и др. Педагог предлагает в соответствующую прорезьперфокарты с вырезанными геометрическими фигурами подобрать мебель, изображениекоторой похоже на данную геометрическую фигуру.
10. «Домики зверушек»(серия «Секретики»)
Используемпособие по типу вкладышей.
Варианты:
· «Кто, кто в теремочке живет?» Жители этого домика(планшета) прячутся за дверками: треугольной, прямоугольной, круглой, овальной,др. Двери можно открывать и закрывать, зверушек прячем и ищем.
· «Помоги зверятам спрятаться» Зверушки устали, им пораспать. Закрываем дверки их домиков. Сначала обводим пальчиком дверной проём,потом ищем такую дверь.
· «Определи на ощупь» Просим ребенка закрыть глаза илизавязываем их шарфом, кладем перед ним дверки-вкладыши и просим его на ощупьопределить, какую геометрическую он держит в руках. Задание можно усложнить,попросив ребенка закрыть двери в домиках зверушек, не открывая глаза.
· «Обведи и раскрась» Взять чистый лист бумаги,приложить к нему любой из вкладышей и обвести его карандашом, следить, чтобыребенок плотно прижимал к листу вкладыш.
· «Новоселы» Уже запомнившиеся зверушки заменяем нановых жильцов.
11. «Волшебныйкомодик»
Используемготовое деревянное пособие в виде комода с ящичками с разными геометрическимифигурами и плашками с цветными дорожками (задана определеннаяпоследовательность – визуально-ритмический ряд). С данным пособием можнопридумать огромное количество упражнений для закрепления формы.
12. «Гуляем подорожкам»
Дляэтого упражнения можно использовать готовое пособие «Цвета и формы» из серииобводи пальчиком, либо сделать самим трафареты с углублениями (дорожками).Сначала «идем» по дорожкам пальчиками ведущей руки, потом неведущей руки созрительным контролем. Для усложнения завязываем глаза ребенку и даем трафарет.Определи на ощупь, какая фигура спряталась в лабиринте?
13. «Чудесный мешочек»
Играна соотнесение объемных геометрических тел и плоских геометрических фигур. Настоле выкладываем плоскостные геометрические фигурки в заданнойпоследовательности. Из чудесного мешочка берем геометрические тела в той жепоследовательности.
Для закрепления формы используем пластические этюды иподвижные игры. Например, толстой веревкой выкладываем на полу круг, квадрат,треугольник, овал, прямоугольник. На углы кладем деревянные кочки иликочки-ежики. Даем ребенку задание, пройти по круглому домику или показываемгеометрическую фигурку, и ребенок самостоятельно идет к нужному домику.Усложняем: сначала по круглому, потом треугольному и пр. Для динамической паузыиспользуем известный стих «Ровным кругом друг за другом». Дети выполняютдвижения по тексту, в конце педагог говорит какой формы положить в центр фигуруили предмет.