| Принято на педагогическом совете Протокол от 15.08.2022г. № 1 
 | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ Д/с «Казачок» __________________ О.М. Авилова Приказ от 30.08.2022г. №346 | 
Программа
по пожарной безопасности
«Дружина юных пожарных «Агенты01»
разновозрастной группы
(5-7 лет)
Балабинского филиала МБДОУ Д/с«Казачок»
Авторпрограммы:
ВазироваН.Н., воспитатель
х.Балабинка – 2022г.
1. Пояснительная записка.
Даннаяпрограмма разработана для детей — членов Дружины юных пожарных по изучениюоснов пожарной безопасности.
Актуальность.
Ежегоднона территории страны происходит огромное количество пожаров от детской шалостис огнём, неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое страшное при пожаре –это гибель детей.
Статистикапожаров показывает, что причиной пожаров становятся незнание элементарныхправил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения с огнём. Этосвидетельствует о том, что детям мало уделяется времени для формирования у нихчувства страха перед огнем, привития навыков осторожного обращения с ним,изучению правил пожарной безопасности и правильным действиям в случаевозникновения возгорания.
Вэтой связи свою значительную роль в формировании навыков безопасного поведениядетей может и должна сыграть дошкольная организация. Научить детей основамбезопасной жизнедеятельности сегодня – это фундамент пожарной безопасности вбудущем.
Однойиз форм обучения детей дошкольного возраста мерам пожарной безопасностиявляется создание движения Дружины юных пожарных (ДЮП).
Дружинаюных пожарных – детское объединение, которое создаётся в целяхсовершенствования системы обучения школьников мерам пожарной безопасности, ихпрофессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализациииных задач, направленных на предупреждение пожаров.
Цели изадачи программы
Цель программы:
повышение эффективности обучениядошкольников основам пожарной безопасности и привлечение учащихся кпожарно-профилактической деятельности.
Задачи:
— научить учащихся правилампожарной безопасности;
-научить распознавать и оценивать различные пожароопасные ситуации и владетьприёмами защиты от них;
-создать условия для развития индивидуальных творческих способности детей;
-пробуждать интерес учащихся к пожарному делу и профессии пожарного.
Адресатпрограммы: программа рассчитана надетей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Объемпрограммы: срок реализации программы 1год.
Формыорганизации образовательного процесса:групповая 10 человек; виды занятий: практические занятия, беседы,развлечения, экскурсии, организация конкурсов рисунков и поделок, просмотрвидеофильмов; режим занятий 1 раз неделю 25 мин. во второй половине дня;время проведения: с сентября 2022г. по май 2023г.
Планируемыерезультаты.
Образовательные:
— усвоение правил индивидуального и коллективного безопасногоповедения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правилповедения при возникновении пожара;
— формирование понимания ценности здорового и безопасного образажизни.
Воспитательные:
— приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбораинформации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различныхисточников и новых информационных технологий;
— развивать умение выражать свои мысли и способности слушатьсобеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека наиное мнение;
— освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуацияхприродного, техногенного и социального характера.
Социальные:
— усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянииих последствий на безопасность личности, общества и государства;
— умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характернымпризнакам их появления, а также на основе анализа специальной информации,получаемой из различных источников;
— умения применять полученные теоретические знания на практике —принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретнойопасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальныхвозможностей.
Ребенок должен знать:
• Основные правила пожарной безопасности в жилье, вобщественном месте, влесу;
• Причины возникновения пожаров и мерыпредупреждения пожара при обращении с огнём и электрическими приборами;
• Специфику применения первичных средств пожаротушения;
• Порядок оказания первой помощи;
• Значение профилактической работы собщественностью с целью предупреждения пожаров.
Ребенокдолжен уметь:
• Оценить явления с точки зрения пожарнойбезопасности;
• Предвидеть возникновение пожара и егопоследствия;
• Проводить профилактическую деятельность сродительской общественностью и младшимидошкольниками;
• Применять на практике методы и формы пропагандыпожарной безопасности.
Формыподведения итогов реализации программы: выставки, конкурсы, акции, праздники и развлечения.
2. Перспективное планирование
| Месяц | Тема занятия | Цель | Оборудование | 
| Сентябрь | ИНСТРУКТАЖ (БЕСЕДА) «Противопожарная безопасность». | Формировать знания детей о пожарной безопасности. | Картинки по теме. | 
| Экскурсия по детскому саду. | Знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями. | Уголок ПБ. | |
| Рисование: «Пожарная машина». 
 | Формировать умения детей изображать пожарную технику, закреплять умение рисовать крупно, располагать изображения посередине листа. | Пожарная машина-игрушка, цветные карандаши, листы бумаги. | |
| Изготовление листовок «Осторожно, огонь!» | Систематизация ранее приобретённых знаний об огне и пожаре. | Листы бумаги, картинки по ПБ, ножницы, клей. | |
| Октябрь | Беседа «Пожарный-профессия героическая». | Формировать представления о профессии пожарного, развивать интерес и воспитывать уважение к их труду. | Иллюстрации по теме. | 
| Чтение произведения Б. Жидкова «Пожар». | Учить вести себя в трудных и конфликтных ситуациях. | Рассказ «Пожар», иллюстрации. | |
| Лепка: «Пожарная лестница». | Формировать умение лепить палочки приемом раскатывания пластилина прямыми движениями ладошек, соединять детали, сглаживать пальцами поверхность вылепленных предметов; прививать желание лепить; воспитывать дружелюбие в процессе работы. | Герой-игрушка, пожарная машина, пластилин, дощечка для раскатывания пластилина, салфетка. | |
| Выступление «Чтоб не ссориться с огнем». | Пропаганда правил пожарной безопасности, предупреждение пожаров по вине детей. | Плакаты по ПБ. | |
| Д/ игра «Опасные предметы — источники пожара». | Закрепить представление об электроприборах, и правилах поведения во время возгорания. | Иллюстрации по теме. | |
| Ноябрь | Беседа «Основные причины пожаров». | Познакомить с основными причинами возникновения пожара и мерами предосторожности для его исключения. | Картинки по теме. | 
| Д/игра «Телефон». | Учить детей набирать номер телефона и вести ролевой диалог. | Телефон, карточки с номерами телефонов. | |
| Чтение стихотворения: « Спички не игрушки». 
 | Закрепить знания об основных требованиях пожарной безопасности; формировать дисциплинированность, чувство ответственности за свои поступки. | Стихотворение « Спички не игрушки». 
 | |
| Досуг «Юные пожарные» | Формировать осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. В игровой деятельности дать практические навыки нелёгкого, героического труда пожарных. | Две магнитные доски, фишки, медали, дидактические картинки, телефоны, 2 туннеля, 2 колокольчика, нудны для пожарных машин, 2 пожарных рукава, 2 каната. | |
| Декабрь | Беседа «Новый год без пожаров». | Познакомить с правилами противопожарной безопасности во время празднования Нового года. | Иллюстрации по теме. | 
| Сюжетно – ролевая игра «Семья». | Упражнять детей в проигрывании ситуации «Пожар в доме», продолжать учить ролевому диалогу. | Нагрудные знаки «Пожарная машина», атрибуты для имитации тушения пожара: шланг, ведро; элементы костюма пожарного: каска, нагрудный знак; | |
| Просмотр мультфильма «Кошкин дом». | Предостеречь детей от возможных пожаров, ожогов испуга и других проблем, связанных с огнем. | Телевизор, диск с мультфильмом «Кошкин дом». | |
| Выпуск стенгазеты «Безопасный Новый год». | Профилактика пожаров во время новогодних праздников. | Агитационные плакаты, картинки. | |
| 
 Январь | Игровая ситуация «Едем на пожар». | Учить различать пожарную машину среди других. Закрепить знания детей о профессии пожарного и технике помогающей человеку тушить пожар. | Иллюстрации с изображением пожарной машины 
 | 
| Просмотр мультфильма на противопожарную тематику «Уроки Тетушки Совы — Уроки осторожности – Огонь». | Формировать основы знаний правил пожарной безопасности и умение регулировать своё поведение в соответствии с различными чрезвычайными ситуациями. | Телевизор, диск, видеоаппаратура. | |
| Создание коллажа «Спички детям не игрушки!». 
 | Дать детям понятие о том, какую опасность таят в себе спички, огонь, пожар. | Бумага А1, картинки-детали по теме, клей, ножницы. | |
| Беседа: «Первичные средства пожаротушения». | Познакомить детей с первичными средствами пожаротушения, прививать элементарные навыки борьбы с огнем. | Щит «Первичные средства пожаротушения». | |
| 
 Февраль 
 | Просмотр мультипликационного сериала по заказу МЧС России «Зина и Кеша». | Закреплять правила противопожарной безопасности. | Телевизор, диск, видеоаппаратура. | 
| НОД по ХЭР (аппликация) «Пожарная машина». | Продолжать знакомить детей с работой пожарных, с техникой, применяемой при тушении пожаров. | Игрушка-пожарная машина, готовое изображение пожарной машины аппликацией, детали для изображения машины, ножницы, клей. | |
| Беседа «Действия при пожаре в жилом доме». | Формирование у детей навыков осторожного обращения с огнем и понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности. | Иллюстрации по тематике. | |
| Загадки по пожарной безопасности. | Закрепить знания о правилах пожарной безопасности. | Загадки. | |
| 
 Март 
 | Чтение произведения С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». | Знакомство с новым произведением С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». | Книга С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». | 
| НОД по ХЭР (лепка) «Огнетушитель для Незнайки». | Закрепить знания детей о пожаре, о средствах его тушения. | Огнетушитель, пластилин, доски для лепки. | |
| Конкурс рисунков «Огонь-друг, огонь-враг!» | Формировать умение рисовать рисунок по образцу. Привлечение внимания детей к соблюдению мер пожарной безопасности. | Лист А-4, цветные карандаши, графитный карандаш, ластик, картинки по теме. | |
| Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные!» | Закрепление знаний и умений о труде пожарных, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. | Набор подручных средств для тушения пожара детский огнетушители, топоры, детские ведерки, детские лопатки, шланг от пылесоса. | |
| 
 Апрель 
 | Дидактическая игра «Пожароопасные предметы». 
 | Познакомить детей с огнеопасными предметами и их назначением, вызвать у детей желание быть всегда осторожными. | Дидактический материал: картинки по теме. | 
| НОД «Знаки пожарной безопасности». | Познакомить со знаками пожарной безопасности, закрепить умение ориентироваться и находить выход в экстремальных ситуациях. | Комплект изображений знаков пожарной безопасности. Представленная информация была полезной? ДА 60.98% НЕТ 39.02% Проголосовало: 1576 | |
| Беседа «Пожар мы быстро победим, коль позвоним по 01». | Закреплять у детей знания правил ПБ. | Картинки по теме, телефон. | |
| Квест-игра по ППБ «Кошкин дом». | Формировать представления детей о пожаре: причины пожара, первые действия при пожаре. | Картинки с изображением пожара, телефон, маски персонажей мультфильма «Кошкин дом», мягкие игрушки, косынка, стулья, вёдра, обручи. | |
| 
 
 Май 
 | Беседа на тему «Лесной пожар». | Формировать общественное сознание гражданской позиции о том, что беспечность может привести к пожару. | Картинки «Правила поведения в природе», «Лесные пожары». | 
| Акция «Не шути с огнём». | Пропаганда правил противопожарной безопасности среди младших дошкольников. | Плакаты и иллюстрации по теме. | |
| Чтение рассказа Плешаков Андрей Анатольевич «Горит костер». | Закрепить знание о свойствах горючести различных предметов и веществ; помочь осознать разрушительную силу огня и развить быструю реакцию на ответное действие. | Книга с иллюстрациями «Горит костер» Плешаков А.А. | |
| Викторина «Знатоки правил пожарной безопасности». | Создание условий для формирования личности дошкольника, знающего и соблюдающего правила пожарной безопасности, способного действовать в экстремальной ситуации. | Иллюстрации по ППБ; загадки; разрезанные картинки; раскраски по ППБ, фишка — «огонек», одноразовые стаканчики, ведерки. | 
3. Календарно-тематическое планирование
| № занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | 
| 1 | ИНСТРУКТАЖ (БЕСЕДА) «Противопожарная безопасность». | 1 | 05.09.2022г. | 
| 2 | Экскурсия по детскому саду. | 1 | 12.09.2022г. | 
| 3 | Рисование: «Пожарная машина». | 1 | 19.09.2022г. | 
| 4 | Изготовление листовок «Осторожно, огонь!» | 1 | 26.09.2022г. | 
| 5 | Беседа «Пожарный-профессия героическая». | 1 | 03.10.2022г. | 
| 6 | Чтение произведения Б. Жидкова «Пожар». | 1 | 10.10.2022г. | 
| 7 | Лепка: «Пожарная лестница». | 1 | 17.10.2022г. | 
| 8 | Выступление «Чтоб не ссориться с огнем». | 1 | 24.10.2022г. | 
| 9 | Д/ игра «Опасные предметы — источники пожара». | 1 | 31.10.2022г. | 
| 10 | Беседа «Основные причины пожаров». | 1 | 07.11.2022г. | 
| 11 | Д/игра «Телефон». | 1 | 14.11.2022г. | 
| 12 | Чтение стихотворения:« Спички не игрушки». | 1 | 21.11.2022г. | 
| 13 | Досуг «Юные пожарные». | 1 | 28.11.2022г. | 
| 14 | Беседа «Новый год без пожаров». | 1 | 05.12.2022г. | 
| 15 | Сюжетно – ролевая игра «Семья». | 1 | 12.12.2022г. | 
| 16 | Просмотр мультфильма «Кошкин дом». | 1 | 19.12.2022г. | 
| 17 | Выступление «Внимание, Новогодняя елка!» на родительском собрании. | 1 | 26.12.2022г. | 
| 18 | Игровая ситуация «Едем на пожар». | 1 | 09.01.2023г. | 
| 19 | Просмотр мультфильма на противопожарную тематику «Уроки Тетушки Совы — Уроки осторожности – Огонь». | 1 | 16.01.2023г. | 
| 20 | Создание коллажа «Спички детям не игрушки!». | 1 | 23.01.2023г. | 
| 21 | Беседа: «Первичные средства пожаротушения». | 1 | 30.01.2023г. | 
| 22 | Просмотр мультипликационного сериала по заказу МЧС России «Зина и Кеша». | 1 | 06.02.2023г. | 
| 23 | НОД по ХЭР (аппликация) «Пожарная машина». | 1 | 13.02.2023г. | 
| 24 | Беседа «Действия при пожаре в жилом доме». | 1 | 20.02.2023г. | 
| 25 | Загадки по пожарной безопасности. | 1 | 27.02.2023г. | 
| 26 | Чтение произведения С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». | 1 | 06.03.2023г. | 
| 27 | НОД по ХЭР (лепка) «Огнетушитель для Незнайки». | 1 | 13.03.2023г. | 
| 28 | Конкурс рисунков «Огонь-друг, огонь-враг!» | 1 | 20.03.2023г. | 
| 29 | Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные!» | 1 | 27.03.2023г. | 
| 30 | Дидактическая игра «Пожароопасные предметы». | 1 | 03.04.2023г. | 
| 31 | НОД «Знаки пожарной безопасности». | 1 | 10.04.2023г. | 
| 32 | Беседа «Пожар мы быстро победим, коль позвоним по 01». | 1 | 17.04.2023г. | 
| 33 | Квест-игра по ППБ «Кошкин дом». | 1 | 24.04.2023г. | 
| 34 | Беседа на тему «Лесной пожар». | 1 | 15.05.2023г. | 
| 35 | Чтение рассказа Плешаков Андрей Анатольевич «Горит костер». | 1 | 22.05.2023г. | 
| 36 | Викторина «Знатоки правил пожарной безопасности». | 1 | 29.05.2023г. | 
Список использованной литературы
1. Комова М., Прытков Г. В целях профилактикипожаров. Материал для проведения занятий. Основы БезопасностиЖизнедеятельности. – 2003. — № 11.
2. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Огонь — друг,огонь — враг. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическоеруководство для родителей. — М.: ИД «Цветной мир», 2013.
3. Прилепко Е.Ф. Пожарная безопасность длядошкольников.- М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2008.
4. Сценарии мероприятий по пожарнойбезопасности.(автор -сост. Карисова Ж.М.).-Волгоград: ИТД «Корифей»,2005.
5. Фисенко М.А. ОБЖ: средняя и старшаягруппы. Разработки занятий.- Волгоград: ИТД«Корифей»,2008.
6. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарнойбезопасности. М: 2008.
