Принято на педагогическом совете Протокол от 15.08.2022г. № 1
|
УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МБДОУ Д/с «Казачок» __________________ О.М. Авилова Приказ от 30.08.2022г. №346 |
Программа
по пожарной безопасности
«Дружина юных пожарных «Агенты01»
разновозрастной группы
(5-7 лет)
Балабинского филиала МБДОУ Д/с«Казачок»
Авторпрограммы:
ВазироваН.Н., воспитатель
х.Балабинка – 2022г.
1. Пояснительная записка.
Даннаяпрограмма разработана для детей — членов Дружины юных пожарных по изучениюоснов пожарной безопасности.
Актуальность.
Ежегоднона территории страны происходит огромное количество пожаров от детской шалостис огнём, неумелого, неосторожного обращения с ним. Самое страшное при пожаре –это гибель детей.
Статистикапожаров показывает, что причиной пожаров становятся незнание элементарныхправил поведения при пожаре и отсутствие навыков обращения с огнём. Этосвидетельствует о том, что детям мало уделяется времени для формирования у нихчувства страха перед огнем, привития навыков осторожного обращения с ним,изучению правил пожарной безопасности и правильным действиям в случаевозникновения возгорания.
Вэтой связи свою значительную роль в формировании навыков безопасного поведениядетей может и должна сыграть дошкольная организация. Научить детей основамбезопасной жизнедеятельности сегодня – это фундамент пожарной безопасности вбудущем.
Однойиз форм обучения детей дошкольного возраста мерам пожарной безопасностиявляется создание движения Дружины юных пожарных (ДЮП).
Дружинаюных пожарных – детское объединение, которое создаётся в целяхсовершенствования системы обучения школьников мерам пожарной безопасности, ихпрофессиональной ориентации, пропаганды пожарно-технических знаний и реализациииных задач, направленных на предупреждение пожаров.
Цели изадачи программы
Цель программы:
повышение эффективности обучениядошкольников основам пожарной безопасности и привлечение учащихся кпожарно-профилактической деятельности.
Задачи:
— научить учащихся правилампожарной безопасности;
-научить распознавать и оценивать различные пожароопасные ситуации и владетьприёмами защиты от них;
-создать условия для развития индивидуальных творческих способности детей;
-пробуждать интерес учащихся к пожарному делу и профессии пожарного.
Адресатпрограммы: программа рассчитана надетей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
Объемпрограммы: срок реализации программы 1год.
Формыорганизации образовательного процесса:групповая 10 человек; виды занятий: практические занятия, беседы,развлечения, экскурсии, организация конкурсов рисунков и поделок, просмотрвидеофильмов; режим занятий 1 раз неделю 25 мин. во второй половине дня;время проведения: с сентября 2022г. по май 2023г.
Планируемыерезультаты.
Образовательные:
— усвоение правил индивидуального и коллективного безопасногоповедения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правилповедения при возникновении пожара;
— формирование понимания ценности здорового и безопасного образажизни.
Воспитательные:
— приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбораинформации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различныхисточников и новых информационных технологий;
— развивать умение выражать свои мысли и способности слушатьсобеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека наиное мнение;
— освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуацияхприродного, техногенного и социального характера.
Социальные:
— усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянииих последствий на безопасность личности, общества и государства;
— умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характернымпризнакам их появления, а также на основе анализа специальной информации,получаемой из различных источников;
— умения применять полученные теоретические знания на практике —принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретнойопасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальныхвозможностей.
Ребенок должен знать:
• Основные правила пожарной безопасности в жилье, вобщественном месте, влесу;
• Причины возникновения пожаров и мерыпредупреждения пожара при обращении с огнём и электрическими приборами;
• Специфику применения первичных средств пожаротушения;
• Порядок оказания первой помощи;
• Значение профилактической работы собщественностью с целью предупреждения пожаров.
Ребенокдолжен уметь:
• Оценить явления с точки зрения пожарнойбезопасности;
• Предвидеть возникновение пожара и егопоследствия;
• Проводить профилактическую деятельность сродительской общественностью и младшимидошкольниками;
• Применять на практике методы и формы пропагандыпожарной безопасности.
Формыподведения итогов реализации программы: выставки, конкурсы, акции, праздники и развлечения.
2. Перспективное планирование
Месяц |
Тема занятия |
Цель |
Оборудование |
Сентябрь |
ИНСТРУКТАЖ (БЕСЕДА) «Противопожарная безопасность». |
Формировать знания детей о пожарной безопасности. |
Картинки по теме. |
Экскурсия по детскому саду. |
Знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями. |
Уголок ПБ. |
|
Рисование: «Пожарная машина».
|
Формировать умения детей изображать пожарную технику, закреплять умение рисовать крупно, располагать изображения посередине листа. |
Пожарная машина-игрушка, цветные карандаши, листы бумаги. |
|
Изготовление листовок «Осторожно, огонь!» |
Систематизация ранее приобретённых знаний об огне и пожаре. |
Листы бумаги, картинки по ПБ, ножницы, клей. |
|
Октябрь |
Беседа «Пожарный-профессия героическая». |
Формировать представления о профессии пожарного, развивать интерес и воспитывать уважение к их труду. |
Иллюстрации по теме. |
Чтение произведения Б. Жидкова «Пожар». |
Учить вести себя в трудных и конфликтных ситуациях. |
Рассказ «Пожар», иллюстрации. |
|
Лепка: «Пожарная лестница». |
Формировать умение лепить палочки приемом раскатывания пластилина прямыми движениями ладошек, соединять детали, сглаживать пальцами поверхность вылепленных предметов; прививать желание лепить; воспитывать дружелюбие в процессе работы. |
Герой-игрушка, пожарная машина, пластилин, дощечка для раскатывания пластилина, салфетка. |
|
Выступление «Чтоб не ссориться с огнем». |
Пропаганда правил пожарной безопасности, предупреждение пожаров по вине детей. |
Плакаты по ПБ. |
|
Д/ игра «Опасные предметы — источники пожара». |
Закрепить представление об электроприборах, и правилах поведения во время возгорания. |
Иллюстрации по теме. |
|
Ноябрь |
Беседа «Основные причины пожаров». |
Познакомить с основными причинами возникновения пожара и мерами предосторожности для его исключения. |
Картинки по теме. |
Д/игра «Телефон». |
Учить детей набирать номер телефона и вести ролевой диалог. |
Телефон, карточки с номерами телефонов. |
|
Чтение стихотворения: « Спички не игрушки».
|
Закрепить знания об основных требованиях пожарной безопасности; формировать дисциплинированность, чувство ответственности за свои поступки. |
Стихотворение « Спички не игрушки».
|
|
Досуг «Юные пожарные» |
Формировать осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. В игровой деятельности дать практические навыки нелёгкого, героического труда пожарных. |
Две магнитные доски, фишки, медали, дидактические картинки, телефоны, 2 туннеля, 2 колокольчика, нудны для пожарных машин, 2 пожарных рукава, 2 каната. |
|
Декабрь |
Беседа «Новый год без пожаров». |
Познакомить с правилами противопожарной безопасности во время празднования Нового года. |
Иллюстрации по теме. |
Сюжетно – ролевая игра «Семья». |
Упражнять детей в проигрывании ситуации «Пожар в доме», продолжать учить ролевому диалогу. |
Нагрудные знаки «Пожарная машина», атрибуты для имитации тушения пожара: шланг, ведро; элементы костюма пожарного: каска, нагрудный знак; |
|
Просмотр мультфильма «Кошкин дом». |
Предостеречь детей от возможных пожаров, ожогов испуга и других проблем, связанных с огнем. |
Телевизор, диск с мультфильмом «Кошкин дом». |
|
Выпуск стенгазеты «Безопасный Новый год». |
Профилактика пожаров во время новогодних праздников. |
Агитационные плакаты, картинки. |
|
Январь |
Игровая ситуация «Едем на пожар». |
Учить различать пожарную машину среди других. Закрепить знания детей о профессии пожарного и технике помогающей человеку тушить пожар. |
Иллюстрации с изображением пожарной машины
|
Просмотр мультфильма на противопожарную тематику «Уроки Тетушки Совы — Уроки осторожности – Огонь». |
Формировать основы знаний правил пожарной безопасности и умение регулировать своё поведение в соответствии с различными чрезвычайными ситуациями. |
Телевизор, диск, видеоаппаратура. |
|
Создание коллажа «Спички детям не игрушки!».
|
Дать детям понятие о том, какую опасность таят в себе спички, огонь, пожар. |
Бумага А1, картинки-детали по теме, клей, ножницы. |
|
Беседа: «Первичные средства пожаротушения». |
Познакомить детей с первичными средствами пожаротушения, прививать элементарные навыки борьбы с огнем. |
Щит «Первичные средства пожаротушения». |
|
Февраль
|
Просмотр мультипликационного сериала по заказу МЧС России «Зина и Кеша». |
Закреплять правила противопожарной безопасности. |
Телевизор, диск, видеоаппаратура. |
НОД по ХЭР (аппликация) «Пожарная машина». |
Продолжать знакомить детей с работой пожарных, с техникой, применяемой при тушении пожаров. |
Игрушка-пожарная машина, готовое изображение пожарной машины аппликацией, детали для изображения машины, ножницы, клей. |
|
Беседа «Действия при пожаре в жилом доме». |
Формирование у детей навыков осторожного обращения с огнем и понимания необходимости соблюдения правил пожарной безопасности. |
Иллюстрации по тематике. |
|
Загадки по пожарной безопасности. |
Закрепить знания о правилах пожарной безопасности. |
Загадки. |
|
Март
|
Чтение произведения С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». |
Знакомство с новым произведением С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». |
Книга С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». |
НОД по ХЭР (лепка) «Огнетушитель для Незнайки». |
Закрепить знания детей о пожаре, о средствах его тушения. |
Огнетушитель, пластилин, доски для лепки. |
|
Конкурс рисунков «Огонь-друг, огонь-враг!» |
Формировать умение рисовать рисунок по образцу. Привлечение внимания детей к соблюдению мер пожарной безопасности. |
Лист А-4, цветные карандаши, графитный карандаш, ластик, картинки по теме. |
|
Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные!» |
Закрепление знаний и умений о труде пожарных, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. |
Набор подручных средств для тушения пожара детский огнетушители, топоры, детские ведерки, детские лопатки, шланг от пылесоса. |
|
Апрель
|
Дидактическая игра «Пожароопасные предметы».
|
Познакомить детей с огнеопасными предметами и их назначением, вызвать у детей желание быть всегда осторожными. |
Дидактический материал: картинки по теме. |
НОД «Знаки пожарной безопасности». |
Познакомить со знаками пожарной безопасности, закрепить умение ориентироваться и находить выход в экстремальных ситуациях. |
Комплект изображений знаков пожарной безопасности. Представленная информация была полезной? ДА 61.15% НЕТ 38.85% Проголосовало: 1524 |
|
Беседа «Пожар мы быстро победим, коль позвоним по 01». |
Закреплять у детей знания правил ПБ. |
Картинки по теме, телефон. |
|
Квест-игра по ППБ «Кошкин дом». |
Формировать представления детей о пожаре: причины пожара, первые действия при пожаре. |
Картинки с изображением пожара, телефон, маски персонажей мультфильма «Кошкин дом», мягкие игрушки, косынка, стулья, вёдра, обручи. |
|
Май
|
Беседа на тему «Лесной пожар». |
Формировать общественное сознание гражданской позиции о том, что беспечность может привести к пожару. |
Картинки «Правила поведения в природе», «Лесные пожары». |
Акция «Не шути с огнём». |
Пропаганда правил противопожарной безопасности среди младших дошкольников. |
Плакаты и иллюстрации по теме. |
|
Чтение рассказа Плешаков Андрей Анатольевич «Горит костер». |
Закрепить знание о свойствах горючести различных предметов и веществ; помочь осознать разрушительную силу огня и развить быструю реакцию на ответное действие. |
Книга с иллюстрациями «Горит костер» Плешаков А.А. |
|
Викторина «Знатоки правил пожарной безопасности». |
Создание условий для формирования личности дошкольника, знающего и соблюдающего правила пожарной безопасности, способного действовать в экстремальной ситуации. |
Иллюстрации по ППБ; загадки; разрезанные картинки; раскраски по ППБ, фишка — «огонек», одноразовые стаканчики, ведерки. |
3. Календарно-тематическое планирование
№ занятия |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Дата проведения |
1 |
ИНСТРУКТАЖ (БЕСЕДА) «Противопожарная безопасность». |
1 |
05.09.2022г. |
2 |
Экскурсия по детскому саду. |
1 |
12.09.2022г. |
3 |
Рисование: «Пожарная машина». |
1 |
19.09.2022г. |
4 |
Изготовление листовок «Осторожно, огонь!» |
1 |
26.09.2022г. |
5 |
Беседа «Пожарный-профессия героическая». |
1 |
03.10.2022г. |
6 |
Чтение произведения Б. Жидкова «Пожар». |
1 |
10.10.2022г. |
7 |
Лепка: «Пожарная лестница». |
1 |
17.10.2022г. |
8 |
Выступление «Чтоб не ссориться с огнем». |
1 |
24.10.2022г. |
9 |
Д/ игра «Опасные предметы — источники пожара». |
1 |
31.10.2022г. |
10 |
Беседа «Основные причины пожаров». |
1 |
07.11.2022г. |
11 |
Д/игра «Телефон». |
1 |
14.11.2022г. |
12 |
Чтение стихотворения:« Спички не игрушки». |
1 |
21.11.2022г. |
13 |
Досуг «Юные пожарные». |
1 |
28.11.2022г. |
14 |
Беседа «Новый год без пожаров». |
1 |
05.12.2022г. |
15 |
Сюжетно – ролевая игра «Семья». |
1 |
12.12.2022г. |
16 |
Просмотр мультфильма «Кошкин дом». |
1 |
19.12.2022г. |
17 |
Выступление «Внимание, Новогодняя елка!» на родительском собрании. |
1 |
26.12.2022г. |
18 |
Игровая ситуация «Едем на пожар». |
1 |
09.01.2023г. |
19 |
Просмотр мультфильма на противопожарную тематику «Уроки Тетушки Совы — Уроки осторожности – Огонь». |
1 |
16.01.2023г. |
20 |
Создание коллажа «Спички детям не игрушки!». |
1 |
23.01.2023г. |
21 |
Беседа: «Первичные средства пожаротушения». |
1 |
30.01.2023г. |
22 |
Просмотр мультипликационного сериала по заказу МЧС России «Зина и Кеша». |
1 |
06.02.2023г. |
23 |
НОД по ХЭР (аппликация) «Пожарная машина». |
1 |
13.02.2023г. |
24 |
Беседа «Действия при пожаре в жилом доме». |
1 |
20.02.2023г. |
25 |
Загадки по пожарной безопасности. |
1 |
27.02.2023г. |
26 |
Чтение произведения С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое». |
1 |
06.03.2023г. |
27 |
НОД по ХЭР (лепка) «Огнетушитель для Незнайки». |
1 |
13.03.2023г. |
28 |
Конкурс рисунков «Огонь-друг, огонь-враг!» |
1 |
20.03.2023г. |
29 |
Сюжетно-ролевая игра «Мы пожарные!» |
1 |
27.03.2023г. |
30 |
Дидактическая игра «Пожароопасные предметы». |
1 |
03.04.2023г. |
31 |
НОД «Знаки пожарной безопасности». |
1 |
10.04.2023г. |
32 |
Беседа «Пожар мы быстро победим, коль позвоним по 01». |
1 |
17.04.2023г. |
33 |
Квест-игра по ППБ «Кошкин дом». |
1 |
24.04.2023г. |
34 |
Беседа на тему «Лесной пожар». |
1 |
15.05.2023г. |
35 |
Чтение рассказа Плешаков Андрей Анатольевич «Горит костер». |
1 |
22.05.2023г. |
36 |
Викторина «Знатоки правил пожарной безопасности». |
1 |
29.05.2023г. |
Список использованной литературы
1. Комова М., Прытков Г. В целях профилактикипожаров. Материал для проведения занятий. Основы БезопасностиЖизнедеятельности. – 2003. — № 11.
2. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Огонь — друг,огонь — враг. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическоеруководство для родителей. — М.: ИД «Цветной мир», 2013.
3. Прилепко Е.Ф. Пожарная безопасность длядошкольников.- М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2008.
4. Сценарии мероприятий по пожарнойбезопасности.(автор -сост. Карисова Ж.М.).-Волгоград: ИТД «Корифей»,2005.
5. Фисенко М.А. ОБЖ: средняя и старшаягруппы. Разработки занятий.- Волгоград: ИТД«Корифей»,2008.
6. Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарнойбезопасности. М: 2008.
