«Н.А.НекрасовПовествовательноепроизведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы».
Учительначальных классов Федюкина Виктория Анатольевна
ноябрь2019г.
Тема урока: «Н.А.Некрасов Повествовательноепроизведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы».
Задачи урока: 1. Познакомить детей спроизведением «Дедушка Мазай и зайцы».
2. Учить детей делить текст на части, анализировать содержаниепрочитанного, характер главных героев.
3. Отрабатывать навык выразительного чтения.
4. Пополнять активный и пассивный словарный запас.
5. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к природе.
Планируемыерезультаты:
Предметные:
1. Читать стихотворение выразительно;
2. Определять настроение стихотворения с помощью ключевых слов;
3. Находить средств художественной выразительности.
Метапредметные:
- Понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение.
- Находить необходимую информацию в читаемых текстах.
- Участвовать в работе группы.
Технологии,используемые на уроке: гуманно-личностная,технология сотрудничества, ИКТ.
Личностные:
- Проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов;
- Гордиться своей страной, людьми, проживающими на её территории, их талантами.
Межпредметныесвязи: Русский язык, тема «Лексика», «Текст».
Тип урока: постановкаучебной задачи.
Вид урока: урокс применением ИКТ.
Используемые методы и приемы:
1. Словесные методы: рассказ, объяснение,беседа, работа с учебником.
2. Наглядные методы: наблюдение,демонстрация иллюстраций.
Ресурсы урока:
1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.,Голованова М.В. Литературное чтение: Учебники: 3 класс в 2 частях.
2. Аудиозапись. Чайковский П.И. «Времена года – апрель».
3. Компьютер, мультимедийный проектор,экран, презентация, слайд-фильм «Н.А. Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы»
4. Выставка книг, толковый словарь.
Ходурока.
I.Организационныймомент. Эмоциональныйнастрой на урок
Орешекзнаний твёрд, но всё же
Мыне привыкли отступать
Намрасколоть его поможет
Начтении девиз: “Хочу всё знать?”
II. Проверкадомашнего задания.
1. ФРОНТАЛЬНЫЙОПРОС.
· Какоепроизведение мы изучали на прошлом уроке?
На прошлом урокемы изучали отрывок из поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”.
· Какаяосновная мысль произведения?
Мороз – Воеводадозором обходит владенья свои. (Ребята объясняют эти строки).
Чему оно учит?
Зима так жепрекрасна, как и любое время года.
· Почемуавтор называет Мороза – Воеводой?
Дети называют Мороза Воеводой потому, что он похож насказочного царя, который строит дворцы изо льда, мосты ледяные, убирает своёцарство в алмазы, жемчуг, серебро.
А я бы сравнил Воеводу с Егерем. Потому, что Егерьхозяин лесов, а мороз – хозяин зимы. Егерь охраняет лес от браконьеров, а морозохраняет царство метелей, пурги.
Воевода – военачальник, правитель у славянскогонарода. На Руси известен с XX века. В Российском государстве – во главе полка,отряда (конец XV – начало XVIII века), города (середина XVI века – 1775),провинции (1719 – 75).
2. ВОССТАНОВЛЕНИЕСТРОК СТИХОТВОРЕНИЯ Н. А. НЕКРАСОВА “Не ветер бушуетнад бором…”
3. Выразительноечтение стихотворения
4. Чтениенаизусть стихотворения.
III.Мотивация учебной деятельности.
· Какиестихи Некрасова кроме этого вам запомнились?
«Железнаядорога», (отрывок) «Славная осень!»
· Какаяединая тема звучит в этих произведениях?
|
|||||||
![]() |
![]() |
![]() |
Таков Некрасов – он любит и крестьянских детей, иприроду родного края и всё, что его окружает. Красоту и гармоничность природыможно передать не только словом, как это делают писатели и поэты.
Людикакой профессии тоже могут передать красоту природы?
Художники– красками, музыканты – нотами.
Работас иллюстрацией.
Чтоизображено на картине? Что увидели необычного? Как в природе называется такоеявление?
Снаступлением весны солнце начинает светить все ярче и ярче. Оно растапливаетснег, и вода начинает ручьями бежать на поля. Вода затапливает поля. Ручьибегут в реки, и реки могут выйти из берегов, затопить лес, деревню, поле. Втаких случаях говорят, что землю покрывает полая вода. А в народе этоназывается половодьем
Надоске табличка: ПОЛОВОДЬЕ
IV. Изучениенового материала.
1. Сообщениетемы урока.
Сегодня на уроке мы продолжим тему природы ипознакомимся с произведением Н. Некрасова “Дед Мазай и зайцы”.
Проблемный вопрос.Какая основная мысль прослеживается в отрывке из стихотворения “Дед Мазай изайцы”.
2. Первичноевыразительное чтение учеником.
Ответна проблемный вопрос
Я считаю, что в отрывке Некрасова “Дед Мазай и зайцы”основная мысль – это дружба деда Мазая и зайцев.
Мне кажется, что основная мысль заключается в том, какдед Мазай приходит на помощь к зайцам.
Я считаю, что основная мысль отрывка – доброеотношение деда Мазая к зайцам, потому, что я где-то читал, что доброта человекаизмеряется отношением любви к животным.
По моему глубокому убеждению, основная мысль – этоописание природы в момент половодья.
3. Словарнаяработа. (работа в парах).
Так как стихотворение было написано давно, в нем многостаринных слов, которые требуют объяснения.
Прочитайте произведение. Выделите трудные слова. Помере возможности объясните значение слов.
Слова:дичь, горемыка, силок, гурьбой, нахлынут, низменном крае.
Ø О какомсобытии рассказал Некрасов в этом отрывке?
Острашном стихийном явлении – половодье.
Ø А чтотакое половодье?
Половодье– весенний разлив реки от таяния снега.
V. Закрепление и осмысление полученныхзнаний.
Мыуже говорили о широкой и многогранной душе поэта. Данное произведение ещё разподчёркивает, насколько поэт был внимателен ко всему, что окружает нашудействительность.
1. Выразительноечтение произведения вслух.
2. Анализстихотворения.
-Кому помог дедушка Мазай?
-Почему дедушка Мазай решил помочь зайцам?
-Как дед Мазай относился к животным? Докажите.
-Каким на ваш взгляд был дед Мазай?
-Понравился ли он вам? Чем?
-Как бы вы поступили в данной ситуации?
3. Словесныйпортрет главного героя произведения. Работа в группах.
VI. Обобщение и систематизация знаний.
Разгадываниекроссворда.
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Представленная информация была полезной? ДА 61.13% НЕТ 38.87% Проголосовало: 1518 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Отгадай кроссворд
1. В чем ехалдед Мазай по реке?
2. Авторстихотворения?
3. Времягода, которое описывается в стихотворении?
4. Как зовутдеда?
5. Кого дедМазай собирал в лодку?
6. Что веснойсветит ярче, чем зимой?
7. Как называетсяразлив реки весной?
VII. Рефлексия.Упражнение «Комплимент»
ДедушкаМазай оставил нам на партах шляпы. Каждая группа читает вопрос и даёт ответ нанего.
Белаяшляпа: — О ком говорили на уроке? С каким произведением познакомились?
Чёрнаяшляпа: — Что на уроке вызвало трудность?
Краснаяшляпа: — Что полезного вы получили на уроке?
Жёлтаяшляпа: — Какие чувства вы испытывали, знакомясь с произведением?
Зелёнаяшляпа: — Что можно было бы сделать иначе деду Мазаю?
Синяяшляпа: — Оцените работу класса на уроке.
VIII. Дифференцированное домашнее задание.
Выразительноечтение стихотворения или отрывок наизусть.
Выразительноечтение стихотворения + характеристика главного героя с цитатами из текста.
« В деревне Малые Вежижил дедушка Мазай – одинокий добрый человек.
Влюблённый в природу, онбольшую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай,была особенная. Домики стояли на высоких столбах.
Деревня была расположенав низине, и весной, во время половодья, её так затопляло, что жители не ходилипо улицам, а плавали в лодках.
Летом Малые Вежи утопалив зелени. Некрасову нравилась эта зелёная деревня, и он каждое лето приезжалтуда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах неизменнымспутником был дед Мазай. Мазай знал много забавных рассказов, и Некрасов любилих слушать. И вот однажды, когда поэт и его старый приятель были на охоте,совершенно неожиданно пошёл дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенномсарае, и пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном интересном случае изсвоей жизни. Н.А. Некрасов на основе этого рассказа написал стихотворение.
Б) Просмотр видео ролика.( чтение учителем,прослушивание) ДО ЧТЕНИЯ ЗАДАТЬ ВОПРОС :
—О каком интересном случае из своей жизни рассказал дедушка Мазай ?
—В какое время года происходят события,описанные Некрасовым?
— Почему в этой деревеньке все дома на высокихстолбах?
— Кому помог дедушка Мазай?
5. Чтение уч-ся 1 главы
—C какой картины начинается стихотворение ?
-Почему дождь Некрасов назвал ЖЕСТОКИМ ?
-Как автор подчеркивает силу дождя ? ( прочитать : вземлю вонзились струи дождевые) НА ДОСКЕ :
ДУПЕЛЯ- птицы
КУРАЖ- состояние смелости
НАЧАЛ ПУДЕЛЯТЬ – неточно стрелять
-прочитать чем замечательна деревенька Мазая.
-Чем занимается Дед Мазай ?
-Каким видит Мазай лес днем и ночью ?
6. Чтение учащимися по частям 2 главу
А) чтение учащимися 1 части. (до…слушайтесь.Зайчики деда Мазая)
-Что наболело на душе Мазая ?
-За что дед Мазай осуждал односельчан ? -( за то, чтоони ловят сетями, давят силками, а весной ловят, топят и бьют баграми зайцев).КАРТИНКИ
Силки-петли для ловлиптиц и животных
Багры-шесты сметаллическими крючками
Аршин- 71 см
Сажень— 3аршина ( 71*3=213 см)
Косая сажень — расстояние от подошвы левой ноги до концабольшого пальца вытянутой вверх правой руки
Маховаясажень — расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук 1 маховая сажень =151,4 см
Гурьба— кучка
Гинут- гибнут
— Почему Мазай отправился за дровами на лодке?
— Что же увидел старый дед? (зачитать)-
-Как представляете себе этот островок ?
—Как Мазай называет зайцев ?( Бедныезверьки ,команда косая, зайчики_)
— О чем говорят эти слова и выражения ?( о добром,шутливом, ласковом отношении
Вывод: О какой черте характера Мазая говоритсяв этой части? (добрый, любил животных, заботился, с юмором, разговаривал сзайцами)
Б)чтение 2 части.( ДО .. и ЗА СОБОЮ БРЕВНО ПОВОЛОК)
гуторя — разговаривая
горемыка — попал в беду
тягота не велика — маленький,легкий груз
зипуном — кафтан (одежда — длинная куртка) (КАРТИНКА)
пластом — развалившись, на животе
поволок – потащил
-ПРОЧИТАТЬ , где Мазай обнаружил бедныхзайцев.
-Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев набревне ?
— Почему Мазай не взял в лодку зайцев с бревна?
— Как он вышел из этого положения?
Вывод. Какой вывод можно сделать по этим частямо Мазае? (проявил заботу, заботливый, знающий, любящий, рассудительный).
В) чтение3 части( до …конца)
потеха- забава,веселье
озимь — первая травка
-Как отнеслись односельчане, когда Мазай вез зайцевдеревней ?
-Как надо прочитать слова односельчан ?
-Обиделся ли Мазай на эти замечания ?
-Как прочитаем слова Мазая?
грести не дают зайчики — Почему?-
— автор меняет ритм чтения .И не случайно, почему?( чтобыпоказать стремительность движения зайцев)
—ухнул — вспугнул криком
стрекача — быстро помчались
— Почему Мазай предупреждает А чур зимой непопадайся!
— Мазай не бьет их весной и летом. Почему?
— Мальчики — вы будущие охотники, запомните словаМазая и соблюдайте правила охоты.
Д) Обобщение
—За что Мазай осуждал своих односельчан ?(варварство, жестокое истребление дичи)
-Почему ?( сам был добрый, любил свой край, стремилсяохранять его природу)
— Как дед Мазай относился к животным?
-Каким мы увидели деда Мазая ?Нравится ли вам егоречь?(-Речь Мазая насыщена народными словами и выражениями)
-Закройте глаза и попытайтесь представить Мазая.
— Подумайте каким бы вы его нарисовали.( сбородой, с доброй улыбкой на лице, в лаптях, зипуне.)
7.Составление картинного плана ( собрать по порядку)
-расставить по порядку картинки и прочитатьстроки к каждой картинке.
8. . Обобщениеизученного материала.
-Что узнали о жизни животных весной ? (во времяполоводья многие животные гибнут, поэтому нуждаются в помощи людей.)
— А что узнали из стихотворения об авторе ? (автордобрый , хороший человек, как и Мазай он любит природу и животных)
-Можно ли сказать, что в произведении изображен несказочный, а реальный случай из жизни ?
-Какаяосновная мысль прослеживается в отрывке “Дед Мазай и зайцы”
Ответучащихся.
1/Ясчитаю, что в отрывке Некрасова “Дед Мазай и зайцы” основная мысль – этодружба деда Мазая и зайцев.
2/Мнекажется, что основная мысль заключается в том, как дед Мазай приходит напомощь к зайцам.
3/Ясчитаю, что основная мысль отрывка – доброе отношение деда Мазая кзайцам, потому, что я где-то читал, что доброта человека измеряетсяотношением любви к животным.
4/Помоему глубокому убеждению, основная мысль – это описание природы в моментполоводья.
ВЫВОД:
Кприроде надо относиться бережно, надо ее любить.
Чтосегодня сбережешь, завтра пригодится.
9. Рефлексия урока. Комфортно ли вамбыло на уроке? Уверенно ли чувствовали себя? На уроке мне было …..
былоинтересно… было трудно…
я понял,что… япочувствовал…
мнезахотелось… янаучился…
урок дал мне дляжизни… я смог…
10. Итогурока. ( ТЕСТ)
11.Д/з выраз.чтение
Выразительное чтение стихотворения + характеристикаглавного героя с цитатами из текста.
