X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УЛЬЯНОВСКИЙПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯРАБОТА

Анализсредств обучения для младших классов с позиции их эффективности

 

 

 

Авторработы:

Студенткагруппы ДИ-12В

ШинкароваЕкатерина Сергеевна

 

Руководительработы:

ПреподавательОГБПОУ УПК

РыжковаЕлена Борисовна

 

 

 

 

 

 

Ульяновск

2022

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Анализ средств обучения для младших классов с позицииих эффективности…………………………………………………………………….6

1.1.Значение учебной дисциплины «Английский язык» в обучениимладших школьников………………………………………………………………………..6

1.2. Понятие метода, классификация методов в педагогике……………………11

1.3. Игровой метод как основа обучения английскому языку………………….14

1.4.Словесные методы обучения младших школьников английскому языку………………………………………………………………………………17

1.5. Виды речевой деятельности на уроках английского языка………………20

1.6. Средства обучения младших школьников английскому языку………………………………………………………………………………25

Заключение…………………………………………………………………….…29

Список используемой литературы………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 Иностранный язык как одноиз средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системесовременного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций.

Ввиду того, что позиции английского языка в мире как лидирующегосредства международного общения усиливаются, и не наблюдается никаких весомыхтенденций к остановке или замедлению данного процесса, проблема использованияэффективных методов преподавания английского языка представляется крайневажной.

В современном понимании, процесс обучения рассматривается какпроцесс взаимодействия между учителем и учениками с целью приобщения учащихся копределенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.

Каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работуучителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активнойучебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с одной стороны,сам объясняет материал, а с другой – стремится стимулироватьучебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению,самостоятельному формулированию выводов и т.д.).

Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а такжепредметы естественной природы, используемые в образовательном процессе вкачестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога иобучающихся.

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важнымкомпонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любогообразовательного учреждения.

Следует упомянуть исследователей, которые рассматривали темуметодов и средств обучения английскому языку, а именно Китайгородскую Г.А и еёсуггестивный метод, описанный как владение иноязычным общением в его устной иписьменной форме с социально-психологических позиций, а так же Комкова И.Ф.,рассматривающий методы по назначению, или по основной дидактической цели, длядостижения которой они служат

Актуальность исследования обусловлена потребностью социума в расширении коммуникативныхсвязей на основе овладения учащимися иностранными языками, прежде всегоанглийским как языком международного общения.

Проблема исследования заключаетсяв противоречии между востребованностью обучения английскому языку в начальнойшколе и недостаточностью использования специфических методов и средств обученияанглийскому языку на начальной ступени образования.

Цель исследования: выявить иструктурировать общепедагогические и специфические методы и средства обученияанглийскому языку в начальной школе.

Объект исследования: процессобучения в начальной школе.

Предметом исследования:обучение младших школьников английскому языку.

Гипотеза исследования:недостаточное использование специфических методов и средств обученияанглийскому языку на начальной ступени образования ведет к низкому уровнюсформированности лексического запаса младших школьников в области английскогоязыка.

Для достижения поставленной цели, также необходимо решитьследующие задачи:

1.     Изучить психолого-педагогическую литературу по темеисследования;

2.     Раскрыть основные вопросы по применению эффективных средствобучения английскому языку на начальном этапе;

3.     Проанализировать средства обучения для младших школьников спозиции их эффективности.

Методами исследования являлись беседа, опрос, педагогическое наблюдение, анализ.

Структурно работа представлена введением, основной частью, которая включает в себя2 главы, заключением, приложением и списком литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Анализ средствобучения для младших классов с позиции их эффективности

 

1.1.Значение учебной дисциплины «Английский язык» в обучениимладших школьников

 

Иностранный язык – один из важных и относительно новых предметов всистеме подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного иполиязычного мира, наряду с русским языком и литературным чтением он входит вчисло предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культурушкольника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора ивоспитанию [12]. Предмет «Иностранный язык» способствует формированиюпредставлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя как носителякультуры и духовных ценностей своего народе, национальной идентичности, гражданственности,норм морали и речевого поведения.

Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающегомир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевуюдеятельность в другие виды деятельности, свойственные ребёнку данного возраста(игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т. п.), даётвозможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми вначальной школе, и формировать межпредметные общеучебные умения и навыки [18].

1.1 Цели и планируемые результаты обучения английскому языку вначальной школе

Интегративной целью обучения иностранному языку в начальныхклассах является формированиеэлементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном длянего уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении,чтении и письме [19].

Элементарная коммуникативная компетенция понимается как способность и готовность младшего школьникаосуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемогоиностранного языка в устной и письменной формах в ограниченном круге типичныхситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника. Следовательно, изучениеиностранного языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

1.                 формированиеумения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с учётом речевыхвозможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование иговорение) и письменной (чтение и письмо) формах;

2.                 приобщениедетей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка:знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежнымдетским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитаниедружелюбного отношения к представителям других стран;

3.                 развитиеречевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, атакже их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему овладениюиностранным языком;

4.                 воспитаниеи разностороннее развитие младшего школьника средствами иностранного языка[19].

С учётом сформулированных целей изучение предмета «Иностранный язык» направлено на решениеследующих задач:

1.                 Формированиепредставлений об иностранном языке как средстве общения, позволяющем добиватьсявзаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на иностранном языке, узнаватьновое через звучащие и письменные тексты;

2.                 Расширениелингвистического кругозора младших школьников; освоение элементарныхлингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых дляовладения устной и письменной речью на иностранном языке на элементарномуровне;

3.                 Обеспечениекоммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковомумиру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использованияиностранного языка как средства общения;

4.                 Развитиеличностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображенияв процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх; в ходеовладения языковым материалом;

5.                 Развитиеэмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей сиспользованием иностранного языка;

6.                 Приобщениемладших школьников к новому социальному опыту за счёт проигрывания наиностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного,бытового, учебного общения;

7.                 Духовно-нравственноевоспитание школьника, понимание и соблюдение им таких нравственных устоевсемьи, как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота омладших;

8.                 Развитиепознавательных способностей, овладение умением координированной работы сразными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочейтетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т. д.), умениемработать в паре, в группе [19].

При изучении иностранного языка в начальной школестимулируется общее речевое развитиемладших школьников; развивается их коммуникативная культура; формируютсяценностные ориентиры и закладываются основы нравственного поведения в процессеобщения на уроке, чтения и обсуждения текстов соответствующего содержания,знакомства с образцами детского зарубежного фольклора; вырабатываетсядружелюбное отношение и толерантность к представителям других стран и ихкультуре [13].

Личностными результатамиизучения иностранного языка в начальной школе являются: общее представление омире как многоязычном и поликультурном сообществе; осознание себя гражданиномсвоей страны; осознание языка, в том числе иностранного, как основного средстваобщения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использованиемсредств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторыеобразцы детской художественной литературы, традиции).

Метапредметными результатамиизучения иностранного языка в начальной школе являются:

·                     развитиеумения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределахречевых потребностей и возможностей младшего школьника;

·                     развитиекоммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые иречевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

·                     расширениеобщего лингвистического кругозора младшего школьника;

·                     развитиепознавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивациик изучению иностранного языка;

·                     овладениеумением координированной работы с разными компонентами учебно-методическогокомплекта (учебником, аудиодиском и т. д.) [21].

Предметными результатами изученияиностранного языка в начальной школе являются: овладение начальнымипредставлениями о нормах иностранного языка (фонетических, лексических,грамматических); умение (в объёме содержания курса) находить и сравнивать такиеязыковые единицы, как звук, буква, слово [23].

Таким образом, нами были рассмотрены цели и планируемые результатыобучения английскому языку в начальной школе, выявлено, что одной из основныхцелей является формирование коммуникативной компетенции младшего школьника надоступном для него уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие метода, классификация методов в педагогике

Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотряна различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами,можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторовсклонны считать метод обучения способом организацииучебно-познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного этоположение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к егонаучной трактовке.

Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование,способ, путь к достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на еготрактовке как научной категории [10]. «Метод – это способдостижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», – сказано вангло-русском словаре по педагогике [11]. Очевидно, что и в процессе обученияметод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя иучащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей.

И.П. Подласый писал, что под методами обучения (дидактическимиметодами) понимают совокупность путей, способов решения задач образования.

Поскольку обучение – деятельность совместная, то применительно кпедагогу уместно говорить о методах преподавания. А по отношению к ученику –методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учеников, тоздесь, несомненно, проявляются методы обучения [14].

Методы обучения выполняют много функций. Главными являются:обучающая, мотивационная, развивающая, воспитательная, организационная. Этоозначает, что с помощью методов учителя не только обучают, но также решаютвопросы мотивации, осуществляют воспитательные воздействия, влияют наорганизацию учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, метод обучения – путь к достижениюпоставленной цели. Методы обучения состоят из приемов – отдельных разовыхдействий. В методе ярко просматриваются объективная и субъективная части. Там,где педагог вносит конкретные изменения в метод, проявляется его творчество [11].

Путей достижения цели обучения много, учитель может выбирать любойиз них, но он всегда будет стремиться выбрать наилучший. Чтобы облегчитьпроблему выбора, методы необходимо сравнивать по их эффективности. А чтобысравнивать, нужно представить, сколько их есть, объединить в группы. Этомуспособствует классификация, основная цель которой –упорядочение методов обучения.

Рассмотрим сущность и особенности наиболее обоснованных классификацийметодов обучения:

1. Классификация методов обучения по источникам знаний (Н.М. Верзилин, Е. Я. Голант, Е. И. Петровский и др.), которые служат в качествеобщего признака выделяемых в ней методов. Главных источников издавна известнотри: практика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к нимприсоединился еще один – книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляето себе мощный безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшимикомпьютерными системами.

2.                 Классификацияметодов по назначению, или поосновной дидактической цели, для достижения которой они служат (М. Д. Данилов,Б. П. Есипов, Комков И.Ф.). В качестве общих признаков классификации выступаютпоследовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке, ицели, которые достигаются на каждом из них. Выделяются методы: а) приобретениязнаний; б) формирования умений и навыков; в) применения знаний; г) творческойдеятельности; д) закрепления; е) проверки знаний, умений, навыков.

3.                 Классификацияметодов по типу (характеру) познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин) [14, 22].

С этой точки зрения они выделяли следующие методы:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмови т.д.;

б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знанийна практике, деятельность по алгоритму, программирование;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод.

Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил натри основные группы:

а) методы организации и осуществления учебно-познавательнойдеятельности;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательнойдеятельности;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностьюучебно-познавательной деятельности [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Игровой метод как основа обучения английскому языку

Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующиереальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначениеданного метода – стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы ребенокполучает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности[26].

Использование игр в обучении делает авторитарную позициювоспитателя нецелесообразной. Чтобы заинтересовать детей игрой, ввести элементынеожиданности, свободного выбора, эмоционально раскрепостить детей, он самдолжен стать ее участником. Дидактические игры как нельзя лучше согласуются сидеями свободного развития ребенка, индивидуальным и личностно ориентированнымобучением.

Игры можно разделить на два раздела.

Первый раздел составляютграмматические, лексические, фонетические и орфографические игры,способствующие формированию речевых навыков. Раздел открывают грамматическиеигры. Тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующаямногократного их повторения, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемыеусилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работуболее интересной и увлекательной. За грамматическими следуют лексические игры,логически продолжающие «построение» фундамента речи. Фонетические игры,предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевыхнавыков и умений. И, наконец, формированию и развитию речевых ипроизносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры,основная цель которых – освоение правописания изученной лексики.

Второй раздел называется«Творческие игры». Цель этих игр – способствовать дальнейшему развитию речевыхнавыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решенииречемыслительных задач, быстрая реакция в общении могут быть проявлены вречевых играх.

Современные дидактические игры в начальной школе – это преимущественно игры по правилам, их дети воспринимаюткак условия, поддерживающие игровой замысел, их невыполнение уничтожает игру,делает ее неинтересной. Поэтому правила тщательно продумываются и сообщаются доначала игры. Сперва – игровое задание, затем – способ его выполнения [16].

Игры имеют много функций: активизируют познавательные процессы;воспитывают интерес и внимательность детей; развивают способности; вводят детейв жизненные ситуации; учат их действовать по правилам; развиваютлюбознательность, внимательность; закрепляют знания, умения. Правильнопостроенная игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами,развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его ксамостоятельным открытиям, решениям проблем [1].

Разнообразие игровых средств позволяет учителю всегда выбратьигру, необходимую для решения конкретных задач. Он может вплетать дидактическиеигры как постоянный элемент в свою систему.

Основные требования, которые должны соблюдать учителя припланировании и проведении дидактических игр: игра должна органически вытекатьиз логики учебно-воспитательного процесса, а не быть к нему искусственнопривязана; должна иметь интересное, привлекательное название; содержатьдействительно игровые элементы; иметь обязательные правила, которые нельзя нарушать;содержать считалки, рифмы, стихи.

Наиболее распространены сюжетно-ролевые игры, игры-упражнения,игры-драматизации, игры-конструирования [9].

Сюжетно-ролевые игры способствуютактивизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, квыполнению того или иного упражнения, а так же – наиболее сильным мотивирующимфактором, удовлетворяющим потребность школьников в новизне изучаемого материалаи разнообразии выполняемых упражнений.

Ролевая игра представляетсобой условное воспроизведение ее участниками реальной практическойдеятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обученияздесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса кпредмету.

Урок иностранного языка рассматривается как социальное явление,где классная аудитория – это определенная социальная среда, в которой учитель иучащиеся вступают в определенные социальные отношения друг с другом, гдеучебный процесс – это взаимодействие всех присутствующих. При этом успех в обучении– это результат коллективного использования всех возможностей для обучения. Иобучаемые должны вносить значительные вклад в этот процесс. Широкие возможностидля активизации учебного процесса дает использование ролевых игр.

Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использоватькак средство общения.

Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говоритьи тем самым преодолевать барьер неуверенности. В обычной дискуссииученики-лидеры, как правило, захватывают инициативу, а робкие предпочитаютотмалчиваться.

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
61.22%
НЕТ
38.78%
Проголосовало: 1511

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Словесные методы обучения младших школьников английскомуязыку

Во всех классификациях присутствуют методы устного изложениязнаний. К ним относятся рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, инструктаж.

Словесные методы применяютсяна всех этапах обучения: во время подготовки к усвоению нового материала, впроцессе его объяснения, усвоения, обобщения и применения [21].

Рассказ – этообразное, красочное, яркое монологическое изложение учебного материалаучителем. Этот метод чаще других используется в младших классах. К рассказуучитель обращается, когда детям необходимо сообщить яркие, новые для них факты,события, то, чего дети не могут наблюдать непосредственно. Рассказ – мощныйисточник влияния на мыслительную деятельность, воображение, эмоции младшихшкольников, расширение их кругозора.

Если рассказ имеет больше признаков пассивного метода, то объяснение –активный метод последовательного, логического, четкого, доступного детямизложения сложных вопросов. Объяснение обязательно сопровождается участиемдетей, их собственными наблюдениями, демонстрацией опытов и образцов действий,сочетается с иллюстрацией.

Объяснение дополняется инструктированием относительно выполненияопераций, действий, заданий: как учить стихотворение, сделать упражнение,организовать рабочее место и т. д. Инструкции для детей должны быть четкими,однозначными, краткими, содержать не более 4-5 заданий [13].

Рассказ, объяснение и лекция относятся к числу монологических, или информационно-сообщающихметодов обучения. Беседа же является диалогическим методом изложения учебногоматериала, что уже само по себе говорит о существенной специфике этого метода.Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросовпобуждает учащихся рассуждать, активизировать мышление, анализировать изучаемыефакты и явления в определенной логической последовательности и самостоятельноподходить к соответствующим теоретическим выводам и обобщениям.

Беседа – это диалог:вопросы учителя и ответы учеников. Она заставляет мысль ученика следовать замыслью учителя, в результате чего ученики шаг за шагом продвигаются в освоенииновых знаний.

По назначению выделяются беседы: 1) вводные, или организующие; 2)сообщения новых знаний; 3) синтезирующие, или закрепляющие; 4)контрольно-коррекционные. По уровню познавательной самостоятельности учениковвыделяются беседы репродуктивные и эвристические.

Вводная (подготовительная) беседа проводится обычно перед началом учебной работы. Ее цель – выяснить,правильно ли ученики поняли значение предстоящей работы, хорошо ли онипредставляют себе, что и как нужно делать [15].

Беседа-сообщение (объяснительная)бывает: вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов;сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомненияи возражения); эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующейсобственных ответов на поставленные учителем вопросы). В начальной школеиспользуются все виды бесед.

Синтезирующие (итоговые или закрепляющие) беседы служат для обобщения и систематизации уже имеющихся ушкольников знаний, а контрольно-коррекционная (проверочная) беседа применяетсяв диагностических целях и, когда нужно развить, уточнить, дополнить новымифактами или положениями имеющиеся у учеников знания.

Для успешного проведения беседы необходима серьезная подготовка кней учителя. Следует четко определить тему беседы, ее цель, составитьплан-конспект, подобрать наглядные пособия, сформулировать основные и вспомогательныевопросы, которые могут возникнуть по ходу беседы, продумать методику ееорганизации и проведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5. Виды речевой деятельности на уроках английского языка

Комплексный подход к обучению английскому языку позволяет включитьв программу чтение текстов различной тематики, составление диалогов имонологов, решение проблемных ситуаций, разработку проектов и написание писем,как дружеских, так и официальных, прослушивание аудиозаписей. Таким образом,преподаватели добиваются максимального усвоения информации на самих занятиях[4].

При обучении английскому языку на начальном этапе звукозапись играеточень важную роль. Она дает возможность детям слышать подлинную речь наанглийском языке. А так как у детей младшего школьного возраста хорошо развитаспособность к имитации, то звукозапись и дает им образец для подражания. Этоблаготворно сказывается на качестве их произношения, а также на формированииумения понимать речь на слух.

Овладение  аудированием  дает возможностьреализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяетучить учащихся внимательно вслушиваться в звучащую речь, формировать умениепредвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом воспитыватькультуру слушания не только на иностранном, но и на родном языке.Воспитательное значение формирования умения понимать речь на слух, заключаетсяв том, что оно положительно сказывается на развитии памяти ребёнка, и, преждевсего слуховой памяти столь важной не только для изучения иностранного языка,но и любого другого предмета.

Аудирование вносит свой вклад и в достижение образовательной цели,обеспечивая детям возможность понимать высказывания, как бы элементарны они нибыли, на языке другого народа.

Аудирование служит и мощным средством обучения иностранному языку.Оно даёт возможность овладевать звуковой стороной изучаемого языка, егофонемным составом и интонацией; ритмом, ударением, мелодикой.

Будучи тесно связанным с другими видами речевой деятельности,аудирование играет важную роль в изучении иностранного языка и особенно прикоммуникативно-направленном обучении.

Говорение – самый сложныйвид речевой деятельности, овладение которым сопряжено с большими трудностями.Эти трудности обусловлены сложностью самого процесса порождения речевоговысказывания, который далеко не просто протекает и на родном языке, посколькуон связан с формулированием мысли средствами английского языка [8].

На начальном этапе обучение монологической формы общения предполагаетумение описать предмет, лицо, явление; сделать сообщение по теме; рассказать опрочитанном/прослушанном; выразить свои эмоции: понравилось/не понравилось идр.

Что касается диалогической формы общения, то онапредполагает умение приветствовать собеседника и отвечать на его приветствие;умение вежливо попрощаться; умение представить кого-то кому-то; выразитьсогласие/несогласие что-то сделать; умение поздравить с праздником; выразитьсожаление извинение; выразить радость, восторг, удовольствие/неудовольствие идр.

Диалог – процесс общениядвух и более собеседников, каждый из которых по очереди выступает в ролислушающего и говорящего. Диалогическую речь нельзя спланировать,запрограммировать, она более ситуативно обусловлена. Ей свойственна большаяэмоциональность и экспрессивность. Диалог связан с рядом умений, обеспечивающихход беседы:

— стимулирование собеседника на высказывание: What are youdoing? I’m going home, and you? Will you open thewindow?

— реагирование на речевой стимул: No, Im going shopping. I don’t know, where he lives. What shall I do? So am I. Who areyou writing to?

— развертывание реплики-ответа для придания высказываниямхарактера беседы.

В методологический компонент содержания обучения говорению входятумение пользоваться опорами, осознанно производить операции, необходимые дляговорения, а также умение создавать свои опоры для успешного осуществлениявысказывания.

Также на начальном этапе формируется произношение. Вбольшинстве методик обучение начинается с устного опережения – ученики толькослушают и говорят, что не мешает постепенному обучению алфавиту. К каждойпройденной букве дается транскрипция. Знать и самостоятельно читать ее долженуметь каждый ученик.

Под письмом понимается овладение учащимисяграфической и орфографической системами иностранного языка для фиксацииречевого и языкового материала в целях его лучшего запоминания и в качествепомощника в овладении устной речью и чтением [25].

Графика письмапри обучении иностранному языку предполагает собой обучение детей полупечатномушрифту. Прежде всего, учитель знакомит учеников с буквой, называет ее, говорит.Какие она может предавать звуки, вспоминает знакомые ученикам слова, где естьэта буква.

Учащиеся испытывают трудности в освоении графемно-фонемныхсоответствий в английском языке: буква «а» передает 7 фонем, а звук [f] можетпередаваться буквосочетаниями f, ff, ph, gh.

Письменные работы, описания выполняются даже в том случае, когдаучащиеся делают упражнения квалифицируемые как творческие. Их не нужно обучатьписьменной речи как самостоятельному виду речевой деятельности.

Примеры упражнений: закончить предложение; написать 3 предложенияпо образцу; написать предложения, дополнив их словами, данными в скобках;согласиться или не согласиться с утверждениями; написать вопросы к тексту; ответитьписьменно на вопросы; выписать предложения.

На начальном этапе обучения чтению первоначальнаязадача учителя – научить школьников пользоваться графической системойизучаемого иностранного языка при самостоятельном озвучивании текста и, такимобразом, обеспечить им возможность усваивать учебный материал через зрительноевосприятие, создавая в памяти учащихся зрительные комплексы в виде слов идругих единиц зрительно воспринимаемого печатного материала. Для начальногоэтапа очень важно графическое оформление текста и его иллюстративность, то естьтакое расположение печатного материала, которое бы соответствовало механизмуформирования чтения – постепенному расширению поля чтении (eye-span) и т. д., иподключение опоры в виде картинки, способствующей лучшему пониманию читаемого.

Учащиеся усваивают буквы английского алфавита: они должны уметьназвать букву и звук, который она передает. В английском языке соотношениесогласных (буква – звук), как правило, однозначно, например: р [р], b [b], m[m] и т.д. Такого прямого соотношения нет в гласных и некоторых согласных (w,с, g), и они представляют наибольшую трудность для учащихся, поскольку каждаяиз гласных, например, передает несколько звуков. То же самое можно сказать и обуквосочетаниях: одни из них стабильно передают один звук, например: sh [s], сk[к], ch [ts], ph [f], а другие – разные звуки: th [θ], [ð].

Для начального этапа воспитательная ценность текстов, ихнравственный потенциал является первым и главным требованием: вкакой степени тексты способствуют воспитанию детей в широком смысле этого словаи формированию морально-этических норм поведения.

Вторым, не менее важнымтребованием является познавательная ценность и научность содержания текста.

Третьим требованиемявляется соответствие содержания текста возрасту учащихся. Попытка включениятекстов, отвечающих этому требованию, прослеживается в учебниках II, III и IV,V классов. Так, в III классе, учитывая возраст детей, их интерес к сказкам, какв учебник, так и в книгу для чтения включены сказки, где действующими лицамивыступают животные.

Четвертое требованиесвязано с языком текста. На начальном этапе и, особенно на первом году изученияанглийского языка, учитывая трудности английской орфографии, обучение чтениюдолжно осуществляться на лексико-грамматическом материале, предварительноусвоенном устно. Это позволяет снимать трудности, связанные с пониманиемчитаемого, и больше внимания уделять технике, выразительности чтения.

Итак, были рассмотрены такие понятия, как метод обучения английскомуязыку и виды речевой деятельности младших школьников на уроках английскогоязыка. Рассмотрены основные виды работы на уроках английского языка наначальном этапе обучения: аудирование (прослушивание записи), чтение, письмо, атак же говорение (монологическое и диалогическое), а также проанализировалитакие методы обучения младших школьников английскому языку, как словесные иигровые.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6. Средства обучения младших школьников английскому языку

В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия«средство обучения». Одни авторы применяют его в узком смысле, имея ввиду средства-инструменты, которые служат достижениюобщеобразовательных и воспитательных целей обучения. Другие к средствамобучения помимо материальных средств-инструментов относятинтеллектуальные средства осуществления мыслительной деятельности, которые даютвозможность человеку проводить опосредованное и обобщенное познание объективнойдействительности. Третьи подразделяют средства обучения на средства учения, которымипользуется ученик для усвоения материала и собственно средства обучения, т.е.средства, которые использует педагог для создания условий учения для ученика.

Главное дидактическое назначение средств обучения– ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесск наиболее эффективным характеристикам [18].

Все средства обучения делятся на материальные и идеальные.

К материальным средствам относятсяучебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средствонаглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.

В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь),письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средстванаглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебнойдеятельности и системы требований к обучению. Обучение становится эффективным втом случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны идополняют друг друга.

Рассмотрим Таблицу 1, в которой указаны материальные и идеальныесредства обучения, применимые для обучения английскому языку на начальном этапеобучения.

Таблица 1 – Средства обучения.

Идеальные средства обучения

Материальные средства обучения

1 уровень – на уроке:

Произведения искусства, другие достижения культуры (музыка, литература, видеоматериал), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока.

Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, ТСО.

2 уровень – учебный предмет:

Учебные компьютерные программы охватывающие весь курс обучения предмета, развивающая среда для

накопления навыков по данному предмету.

Учебники и учебные пособия, дидактические материалы.

3 уровень – весь процесс обучения:

Система обучения, методы обучения, система общешкольных требований.

Кабинеты для обучения, библиотеки, учебная среда, лингафонный кабинет.

В таблице 1 указаны средства обучения английскому языку натрех уровнях.

1 уровень – урок, здесь указаны те средства, которые педагог можетиспользовать для организации и проведения урока.

2 уровень – учебный предмет, сюда помещены средства, позволяющиеорганизовать и проводить на необходимом уровне преподавание какого-либоучебного предмета.

3 уровень – весь процесс обучения. Здесь уже не достаточносредств, позволяющих организовать изучение отдельного предмета, не достаточно исредств, используемых учителем на уроке или практическом задании. Необходимауже целая система средств, определяющая изучаемые предметы, их взаимоотношенияи взаимосвязи [21].

Итак, были рассмотрены средства обучения младших школьникованглийскому языку. Выяснили, что средства бывают двух видов и что к ним относятсятакие предметы как учебники, диски, тексты, речь учителя, кассеты,видеоматериал.

2. Определение уровня сформированности лексического запаса младшихшкольников в области английского языка

В экспериментальной работе приняли участие 28 учащихся 2 «А» класса:13 учащихся экспериментальной группы и 15 учащихся контрольной группы.

Целью проведения диагностики было выявление исходного уровняусвоения младшими школьниками лексического материала.

В качестве диагностического тестирования применялись проверочныезадания, предложенные УМК «Spotlight 2» к уроку «Мои игрушки».

Ход проведения: перед учащимися лежит лист с заданиями. Они должнывыполнить три задания:

1. Перед учениками изображение трех игрушек. Они дваждыпрослушивают описание игрушки и ставят галочку у одной из предложенных кукол нарисунке.

2. Учащимся необходимо соединить две части игрушек и подписать ихназвание на английском.

3. Ученикам необходимо закончить предложения, опираясь на рисунок.

Уровень сформированности лексического запаса считался высоким,если в аудировании и на письме была одна допущена ошибка; средний уровень –одно не выполненное задание; низкий уровень – невыполненные два задания.Попытки учащихся воспользоваться подсказками или «подглядеть» в учебник,указывали на незнании лексики или на непонимание задания.

 Исходя из полученных результатов видно, что в экспериментальнойгруппе высокий уровень сформированности лексического запаса младшихшкольников в области английского языка у 3 учащихся (23%), средний уровень – у5 учащихся (38,5 %), низкий уровень – у 5 учащихся (38,5%).

В контрольной группе  высокий уровеньсформированности лексического запаса младших школьников в области английскогоязыка у 3 учащихся (20%), средний уровень – у 6 учащихся (40%), низкий уровень– у 6 учащихся (40%).

Таким образом, можно сделать вывод, что и в экспериментальной, и вконтрольной группах у учащихся в основном средний и низкий уровеньсформированности лексического запаса младших школьников в области английскогоязыка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ввиду того, что позиции английского языка в мире как лидирующегосредства международного общения все более и более усиливаются, и не наблюдаетсяникаких весомых тенденций к остановке или замедлению данного процесса, проблемаиспользования эффективных методов преподавания английского языка представляетсякрайне важной.

В теоретической части работы рассмотрено понятие метода обучениякак упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся подостижению определенных учебно-воспитательных целей, приведены классификацииметодов.

Рассмотрен игровой метод, как один из основных при обучениианглийскому языку в начальной школе.

Каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работуучителя и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся, атак же применение различных видов речевой деятельности младших школьников науроках.

Рассмотрены основные виды работы на уроках английского языка наначальном этапе обучения: аудирование, чтение, письмо, а так же говорение.

Структурированы средства обучения английскому языку в начальнойшколе и представлены в таблице по уровням и видам: материальные и идеальные.

В экспериментальной части представлены результаты диагностикисформированности лексического запаса учащихся: высокий уровень сформированностилексического запаса младших школьников в области английского языка у 3учащихся, средний уровень – у 5 учащихся, низкий уровень – у 5 учащихся.

В контрольной группе высокий уровень сформированности лексическогозапаса младших школьников в области английского языка у 3 учащихся, среднийуровень – у 6 учащихся, низкий уровень – у 6 учащихся.

Таким образом, цель исследования по выявлению и структурированиюобщепедагогических и специфических методов и средств обучения английскому языкув начальной школе достигнута. Все поставленные задачи выполнены. Гипотеза отом, что недостаточное использование специфических методов и средств обученияанглийскому языку на начальной ступени ведет к низкому уровню усвоениялексического запаса младших школьников в области английского языка,подтвердилась.

Исследование может быть продолжено в направлении «Педагогическиетехнологии обучения английскому языку в начальной школе».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.                 Английскийязык в начальной школе. [Электронный ресурс] URL: http://otherreferats.allbest.ru/.

2.                 АртемовВ.А. Психология обучения иностранному языку/В.А. Артемов. – М.: Просвещение,1969. – 279с.

3.                 АсмоловаА.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 151с.

4.                 БабанскийЮ.К. Оптимизация процесса обучения? М.: Педагогика, 1977. – 257 с.

5.                 БабинскаяТ.К., Маслыко Е.А. Настольная книга учителя иностранного языка/Т.К.Бабинская –М.: Высшая школа, 1998. – 522с.

6.                 ГалльскаяН.Д. Современные методики обучения иностранным языкам /Н.Д.Галльская – М.:Аркти-Глосса, 2004. – С. 165.

7.                 ГальперинП.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий/П.Я.Гальперин –М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. – 480с.

8.                 Гез.Н.И. Роль условий общения при обучении слушанию и говорению//Иностранные языкив школе. – 1981. – №5. – с. 32.

9.                 ЗимняяИ.А. Психология обучения иностранному языку в школе/ И.А.Зимняя. – М.:Просвещение, 1991. – 222с.

10.            Игра– метод обучения английскому языку. [Электронный ресурс] URL:http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625a2ac78a4c53a88421216d27_0.html

11.            ИзраилевичЕ.Е., Качалова К.Н. Практическая грамматика английского языка/ Е.Е.Израилевич.– М.: Юнвес, 2003. – 718 с.

12.            КитайгородскаяГ.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская. –М.: Высшая школа, 1986. – 302c.

13.            КолесниковаИ.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методикепреподавания иностранных языков/ И.Л.Колесникова – СПб: Изд-во«Русско-Балтийский информационный центр «БЛИЦ»», «Cambridge University Press»,2001. – 224с.

14.            КомковИ.Ф. О некоторых методах начального обучения иностранным языкам в школе //Государственное учебно-педегогическое издательство Министерства ПросвещенияБССР. – 1963. – 170с.

15.            КондаковА.М. Примерные программы по учебным предметам / А.М.Кондаков. – М.:Просвещение, 2010. – 230с.

16.            ЛернерИ.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики //Советская педагогика.- 1989.- № 11. – с.70

17.            Методикаобучения иностранному языку. [Электронный ресурс] URL: http://sbiblio.com/biblio/

18.            Младшиешкольники познающие иностранный язык. Английский для начальной школы.[Электронный ресурс] URL: http://www.prometeus.nsc.ru/archives/exhibit2/forlang.ssi

19.            НегневицкаяЕ.И., Шахнарович А.М. Язык и дети/ Е.И.Негневицкая. – М.: Наука, 1981. – 220с.

20.            ПассовЕ.И. Цели обучения иностранному языку: учебное пособие.// – Воронеж: НОУ«Интерлингва», 2002. – №6. – с.3-6.

21.            ПодласыйИ.П. Педагогика начальной школы/ И.П.Подласый – М.: Гуманит. изд. центр«ВЛАДОС», 2000. – 399с.

22.            РоговаГ.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе вобщеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. Вузов,3-е изд./ Г.В.Рогова – М.: Просвещение, 2000. – 232с.

23.            СавионовЕ.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения/Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191с.

24.            СмирновС.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов. –М.: Академия, 2000. – 510с.

25.            Средстваи методы обучения. [Электронный ресурс] URL: http://5ballov.qip.ru/referats/.

26.            СтронинМ.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка/ М.Ф.Стронин – М.: Просвещение,1984. – 112с.

27.            ШадриковВ.Д. Психологическая деятельность и способности человека/ В.Д.Шадриков. — М.:Издательская корпорация «Логос», 1996. – 320с.

28.            ШадриковВ.Д. Способности человека. [Электронный ресурс] URL: http://ru.wikipedia.org

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.22%
НЕТ
38.78%
Проголосовало: 1511

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.22% НЕТ 38.78% Проголосовало: 1511


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет