X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Участие воспитателя вмузыкальном занятии зависит от возраста группы, музыкальной подготовленностидетей и конкретных за­дач данного занятия. Особенно важноучаствовать воспитателю в работе с младшимигруппами, где ему принадлежит главная роль вигре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю- оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобыдети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто икак проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности, но все жепомощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе смузыкальным руководителем, исполняет пляску вместе сребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания  детскогорепертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следитза осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоенияматериала. Роль воспитателя меняется в зависимости от содержаниямузыкального занятия. Если в плане занятия намеченодать новую песню, спеть ее может воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз песню исполняет музыкальный руководитель, повторно — воспитатель. Музыкальный руководитель и  воспитатель могут исполнить песню вдвоем. На следующем заня­тии воспитатель поет запев песни, а дети — припев. Воспитатель следит, всё ли дети активно поют, правильно ли они передают ме­лодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руко­водитель находится около инструмента, он не всегда способен за­метить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может расска­зать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальныйруководитель, во время исполнения следить за тем, как дети воспринимают музыку.Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, ноподают реплики во время исполнения, воспитатель помогает им прианализе наводящими вопросами. При проведениимузыкально-ритмических движений с детьми 3-4 лет воспитательиграет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В группах детей 4-5лет он внимательно следит, правиль­но ли дети выполняют движения и кому из нихнадо помочь. При­сутствуя на занятиях, активно участвуя в них,воспитатель не толь­ко помогает детям, но и сам усваиваетматериал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередноприсутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могутвключать те или иные песни, игры в по­вседневную жизнь детей. Особыеобязательства налагает на воспи­тателя отсутствие в детском саду музыкальногоруководителя, ибо процесс музыкального развития ни в коемслучае не должен приос­танавливаться. Его осуществляетвоспитатель в полном соответ­ствии с задачами исодержанием программы. Обычно музыкальные занятияв отсутствие музыкального руководителя проводятся сиспользованием вокальной музыки. Для этого воспитателю совершеннонеобязательно иметь хорошие певческие данные — до­статочнообычного голоса, но песни должны исполняться инто­национнои ритмически точно, выразительно. Кроме пения, воспи­тательможет включать в занятие хороводные пляски, слушание музыкис использованием различных народных и детских музы- кальных инструментов,технических средств обучения, которые  позволяют ознакомитьдетей с лучшими образцами русской и западной классическоймузыки, народным музыкальным творче­ством, слушать произведениянеоднократно в различном исполне­нии на рояле, баяне?скрипке и др. Грамзапись дает возможность не толькослушать музыку, но и выполнять под нее некоторые виды  упражнений(ходьба, бег, подскоки, плавный шаг), игры и пляски. Такимобразом, организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном учреждениизависит от тесного рабочего взаимодей­ствия всего педагогического коллектива.

 

Роль воспитателя в музыкально-педагогическом процессе

Придавая большое значениеличности педагога, его руководящей роли в воспитательном процессе, Н. А. Метловвозлагал большие надежды на его активноеучастие в работе по музыкально-эстетичес­кому воспитанию детей.

Степень активности воспитателя он ставил в зависимость не только от природных данных (слух, голос, пластикадвижений) и профес­сиональнойподготовки, получаемой в педагогическом училище или на курсах, но  главным  образом  от согласованности в  работе  воспитателя имузыкального руководителя, от их взаимной заинтересованности в успешном музыкальномвоспитании детей.

Н. А. Метлов пропагандировал такие формы повышения музы­кальной грамотности и культуры воспитателя, каксовместное с музы­кальнымруководителем планирование музыкальных занятий, открытые музыкальные занятия с последующим обсуждением,индивидуальные и групповыеконсультации и практические занятия музыкального руководителя своспитателями, обучение воспитателя методике пользованиятехническими средствами, детскими музыкальными инстру­ментами.

Н.А.Метлов

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В МУЗЫКАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Воспитатель осуществляет в основном всюпедагогическую ра­боту в детском саду, — следовательно, он не может оставатьсяв стороне и от музыкально-педагогического процесса.

Наличие в детском саду двух педагогов —музыкального ру­ководителя и воспитателя, к сожалению, не всегда приводит кжелаемым результатам. Тут имеют место две крайности. Одна, когда всемузыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий.Воспитатель при этом считает себя свобод­ным от музыкального развития детей. Втаком случае музы­кальное воспитание не является органической частью всей жизнидетей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребенка. Воспитатель,недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, непроявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.

Существует и другое противоположное явление,когда музы­кальный руководитель выступает только аккомпаниатором, не принимаетнепосредственного участия в проведении музыкальных занятий, не следит за тем,как воспитатель и дети исполняют песни, пляску, движения. Такое распределениеролей возможно лишь в том случае, когдавоспитатель музыкален, методически под­готовлен, но слабо владеетмузыкальным инструментом. Воспита­тель малоопытный и недостаточно музыкальноподготовленный, работая без всякой помощи и указаний, может допустить в работеошибки как в подборе музыкального репертуара, так и в исполнении его.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.88%
НЕТ
39.12%
Проголосовало: 1544

Проведение музыкального занятия не являетсямонополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы,которую ведет воспитатель. Часто растерянность, сухой скучный тон воспитателя,нечеткость в движениях происходит от того, что он еще не имел достаточнойпрактики, не уверен в своих силах. В первое время воспитатели являются на музы­кальныхзанятиях как бы на положении «практикантов», которые работают под наблюдениеммузыкального руководителя. Успехи воспитателя в значительной мере зависят отинтенсивности рабо­ты музыкального руководителя с ним.

Педагог-музыкант ведет работу в двух направлениях — с детьми ивоспитателями. Чем меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходитсямузыкальному руководителю заниматься непосредственно с детьми. По мереовладения воспитателем  содержанием и методикой музыкального воспитания,педагог-музыкант все больше вовлекает воспитателя в непосредственную работу сдетьми, а также осуществляет контроль за его работой вне занятий.

Музыкальный руководитель знакомит воспитателя спракти­ческим материалом, который дается детям. Воспитатель проводит с детьмина занятиях отдельные его элементы: поет новую песню или разучивает с детьминовую пляску, организует музыкальную игру, показывает упражнение.

Давая воспитателям задания, музыкальный руководитель дол­жендифференцированно подходить к каждому воспитателю, учи­тывая его силы ивозможности.

Какие же формы работы с воспитателями наиболееэффектив­ны? Среди них можно назвать индивидуальную консультацию и групповыезанятия (кружок).

На индивидуальных консультациях музыкальныйруководитель договаривается с воспитателем о заданиях, интересных и дос­тупныхдетям данной группы, и о том, кому из детей следует уделить особое внимание.Музыкальный руководитель проверяет, как воспитатель исполняет детские песни,пляски.

На занятиях кружка воспитатели знакомятся с основными теоретическими и методическими вопросамимузыкального воспи­тания, а также разучивают детские песни, пляски,игры, упраж­нения. Кроме того, разучиваются песни взрослых и песни, кото­рыедоступны дошкольникам для слушания. Эти песни педагоги­ческий коллективисполняет детям на занятиях как слушание музыки или на праздниках, концертах.При разучивании с воспи­тателями песен обращается внимание на чистоту интонации,на четкость дикции. Наряду с приобретением вокальных навыков воспитатели повышают культуру своего движения. Кроме детскихигр, плясок и упражнений они делают более сложные движения, которые способствуют развитию координации их движе­нийи общему музыкальному развитию.

На кружковых занятиях воспитатели выполняют также некото­рыесамостоятельные задания. Цель их двоякая: проверить, насколько ими усвоенматериал, и развить инициативу воспи­тателя. Например, задание составитьпляску, упражнение на определенную   музыку.   Удачный  творческий  опыт воспитателя следует поощрять и широко использовать в работе с детьми.

Нужно научить воспитателя пользоватьсяпроигрывателем, со­вершенствовать знания в области музыкальной грамоты, чтобыон мог исполнить по нотам детскую песенку, спеть ее. Хорошо привлечь в кружоктехнический персонал и актив родителей. Это приближает их к педагогическойработе. Кроме кружков, следует широко использовать для воспитателей и детейслушание радиопередач.

Интерес педагогического коллектива к музыкальномувоспита­нию отражается на всей воспитательной работе, создает подъем, бодрость,особенно при проведении праздников.

Для того чтобы наладить должным образом работу музыкаль­ного руководителя с воспитателем, необходимконтроль и помощь заведующего учреждением.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.88%
НЕТ
39.12%
Проголосовало: 1544

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Электроэнергетические системы и сети

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.88% НЕТ 39.12% Проголосовало: 1544


Поделиться статьей

Электроснабжение производственных объектов

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.88% НЕТ 39.12% Проголосовало: 1544


Поделиться статьей

Электроснабжение

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.88% НЕТ 39.12% Проголосовало: 1544


Поделиться статьей

Электрооборудование и электрохозяйство предприятий организаций и учреждений

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.88% НЕТ 39.12% Проголосовало: 1544


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет