Изучение государственной символики на урокахматематики.
Конституция РФ.
Конспект урока математики
5 класс
Тема «Символы России и математика»
Автор:
Усова Галина Владимировна, учитель математики МАОУУсть-Ивановская СОШ
Первая квалификационная категория
Цели урока:
· Повторение и систематизация материала по основным темам математики 5 класса.
· Расширение представлений оКонституции Российской Федерации
· Формирование у обучающихсяубежденности в демократическом характере Основного закона Российской Федерации
· Воспитание уважения ксоциальным нормам и ценностям, отраженным в Конституции Российской Федерации
· Повышение правовойкультуры учащихся.
Задачи:
· Повторить исистематизировать теоретический материал курса математики 5 класса за 1четверть
· Закрепить практическиенавыки по основным темам.
· Развивать умениеанализировать информацию.
· Познакомить обучающихся соструктурой Конституции РФ и другие символы России, определить ее цели и задачи.
· Способствовать развитию общественно-политическойактивности учащихся.
Оборудование: мультимедиапроектор, ноутбук, карточки дляинд. работы
I. Организационный момент.
II. Устная работа.Актуализация знаний учащихся.
Уважаемые ребята,сегодня мы с вами должны проверить наши знания и умения по основным темам,которые мы изучали в 5 классе, но сделаем это не совсем в обычной форме.
(слайд 1)
Задание: разгадайте кроссворд, и вы узнаете, о чемсегодня на уроке пойдет речь.
1. Знаки, которые ставятся тогда, когда нужно изменить порядок действий.(скобки)
2. Отрезок, соединяющий вершины треугольника. (сторона)
3. Одно из измерений прямоугольного параллелепипеда. (длина)
4. Двумерное пространство. (плоскость)
5. Число, котороеиногда получается при делении. (остаток)
6. Основная единица массы. (килограмм)
7. Прямоугольник,у которого все стороны равны. (квадрат)
8. Геометрическая фигура. (угол)
9. Чертежный инструмент. (циркуль)
10. Единица измерения отрезков учащимисяв тетради. (сантиметр)
11. Старинная мерадлины. (пядь)
} Конститу́ция
(от лат. constitutio — «устройство») —
основной закон государства
Конституция – это основной закон государства, обладающий высшейюридической силой, принимаемый и изменяемый в особом порядке, определяющий устройствогосударства, образование органов власти, закрепляющий права человека.
(слайд 2)
} Символы России – каждая страна имеет свойгерб, флаг, гимн.
} Они являются государственными символами.
} Каждый гражданин России обязан знатьСимволы России.
} В декабре 2000 г. президент РФВ.В. Путин утвердил Закон о Государственной символике РФ.
III. Отработкавычислительных навыков.
Термин «конституция» происходит от латинского слова «constitution»,которым в Древнем Риме обозначали важнейшие указы императоров, а что онообозначает, вы узнаете, выполнив задание.
1) Прочитайте выражение:
а) (5 + 7)2б) 52 +72в) 5 ∙ 72г) (5 ∙ 7)2
2) Придумайте выражение, котороезадает следующий порядок действий:
а)возведение в квадрат и сложение;
б)сложение и возведение в куб;
в)возведение в квадрат, умножение и сложение;
Флаг
Вкаждой стране существует определённая государственная символика это флаг, герб,гимн
ФлагРоссии выглядит так,
Белыйцвет — заОтечество
Синийцвет — Верность
Красныйцвет — Отвага,битва за веру
Герб
Двуглавыйорёл был иостаётся символом власти, верховенства, силы, мудрости.
НаРоссийском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти– исполнительной, законодательной короны и судебной. Скипетрсимволизирует на гербезащиту суверенитета. Всадник,поражающий змея — это символ борьбы добра со злом, защиты Отечества.
Гимн
Впервыепотребность в Гимне возникла при Петре 1 . Появился Преображенский Марш. Маршисполнялся на праздниках в честь побед русского оружия, во время торжественныхсобытий. После выборов президента в 2000 г. депутаты приняли решениеутвердить гимн России
Статья70
1.Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядокофициального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.
Задание: Даны числа от 1 до 9. Расставьте их в кружки так,чтобы суммы трех чисел вдоль каждой линии были равны 15. Какое число должнобыть в центре? Ответив на этот вопрос, вы узнаете, сколько насчитываетсяКонституций в истории Российской Федерации.
Ответ: 5
Как вы думаете, когда в нашей стране впервые был принят документ,имеющий в названии слово «конституция»?
(Краткий рассказ учителя с использованием презентации)
(слайд 3)
(слайд 4)
(слайд 5)
(слайд 6)
(слайд 7)
IV. Самостоятельнаяработа
Конституция Российской Федерации является:
— Основным закономстраны;
— ядром правовойсистемы;
— имеет высшуююридическую силу;
— возглавляет всюсистему нормативно-правовых актов;
— имеет прямоедействие.
Задание 2. Решив следующее уравнение, назовите, кто являетсягарантом Конституции:
4*25*х=800
8 –Президент
4 –Верховный суд
6 –Народ
Глава 4. ПрезидентРоссийской Федерации
Статья 80
По своей структуре Конституция РФ 1993 года состоит из вводной части идвух разделов. Каждый раздел делится на главы, главы состоят из статей. Разделпервый содержит 137 статей, сгруппированных в девяти главах. Раздел второйназывается «Заключительные и переходные положения» и имеет девять частей.
Задание: выполните задание и вы получите перечень глав Раздела I. Крометого вы можете ответить на вопрос: «Как называется вводная часть КонституцииРФ?»
ПРЕАМБУЛА (отср. латин. Preambulo– предшествую) КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — ее вступительная (вводная) часть, содержащаякраткую характеристику целей, условий и мотивов применения Основного закона.
Преамбула
Мы,многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой насвоей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя изобщепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя памятьпредков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро исправедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждаянезыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие ипроцветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним ибудущими поколениями, сознавая себя частьюмирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.
Перечень глав Раздела I позволяет сделать вывод о регулировании еюважнейших сторон жизни государства.
Знакомство с другимистатьями Конституции России.
Фронтальная работас классом. Знакомство с главами Конституции.
V. Подведение итогов урока. Оценивание.
— Что нового узналина уроке?
— Что повторили?
— Чему научились?
Сегодня мы познакомились с Основным законом Российской Федерации, систорией появления и развития Конституции. Пополнили лексический запас новымитерминами, узнали об их этимологическом происхождении. Мы, взрослые и дети,должны знать и почитать законы своей страны, поскольку они зримо воплощают,прежде всего, современную Россию, в которой все мы живем.
VI. Домашнее задание.
Повторенье– мать ученья
Терпеньеи труд все перетрут
Безтруда не вынешь рыбки из труда
А еще?
· У: № 233(в, г), 242; З: №174(в,г);
Источники
2. https://resh.edu.ru/subject/lesson/4986/start/212928/
3. Правоведение. 8 – 9 классы. Изучаем Конституцию: элективныйкурс/ авт.-сост. С.Н.Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007г.
4. — Фалькович Т.А., Шупина Т.И. По законам добра: ИзучаемКонституцию Российской Федерации. – 2-е изд. – М: 5 за знания, 2007.
