Тема:«Изучение географии Чувашской Республики
черезлегенды, сказки и песни»
Изучение географии- один из способов познания окружающего мира.
Для того чтобыузнать и изучить географию Чувашской Республики источниками географическийзнаний послужат «необычные источники»: сказки, стихи и песни.
Стих Ванюкова Евгения открывает выступление
Чувашия. Сосновый край, — левый берегЧувашии, где растут сосны
Песчаный берег, зеленый рай. —песчаные берега Волги; леса, поля Чувашии
Вся полноводной шумит рекой –говоритсяо Волге
Вливаясь в море Руси Святой. – Впадениереки Волги в Каспийское море
Известное стихотворение П.П.Хузангая « ПРИГЛАШЕНИЕ ВЧУВАШИЮ» также рассказывает о географии Чувашии
Знаете лиВы страну такую,
Древнюю и вечно молодую,
Где в лесу тетерева токуют, — Тетеревявляется символом-эмблемой ГПЗ «Присурский», здесь можно рассказать об ареалептицы.
Перейду к легенде«Земля Улыпа»
По рассказам древних стариков, в те далекиевремена, когда людей на нашей чувашской земле еще не было, а лишь шумелисплошные дремучие леса (дубравы, Чувашия славилась дубами, Петр I cтроил корабли из дубов Чувашии), — с южных Арамазейских гор спустилсяУлып-Великан. Ему ничего не стоило перешагнуть большую реку (Волга).Высокие сосны были ему только по пояс.
Сыновья Улыпа пришли к большой реке,впадающей в море. Они назвали эту реку Адыл — Волга и ее берегом пошли дальше. (говоритсяо Волге)
Ровно через семь лет они пришли в то место, окотором говорил отец: здесь в Адыл вливалась другая столь же великая река (Сура-притокВолги). Братья остановились, в ближайшую среду зарезали утку (уткиизображены на гербе города Чебоксары, указом Екатерины II на герб нанесли уток — когда Екатерина проезжала Чебоксары,она увидела большие стаи уток на водоемах) и принесли ее в жертву богу-громовержцу Аслати.
После этого младший сын Улыпа поселился междуреками, а старший занял правый берег Адыла вплоть до того места, гдевпадает в нее тихоструйная Сура.
Однажды старший сын охотился и забрел на другой берег Суры.Там он увидел поле, сплошь покрытое желтыми стеблями с колосьями. Он спросил улюдей, которые работали на этом поле, кто они и что делают.
— Мы — русские, убираем созревший хлеб, —ответили ему.
С тех пор сын Улыпа сам начал корчевать леса и очищенныеместа засевать рожью. (Рожь — зерновая культура чувашских крестьян,урожайность всегда была высокой)
Когда во время пашни в лапти набивалось много земли,великан снимал их и вытряхивал. На этих местах образовались большие ли, малыели холмы, которые и по сей день зовутся Землей Улыпа. (В строках говорится оюжной части ЧР, которая находится на территории Приволжской возвышенности,которую называют Чувашское плато).
На каждый случай у чувашей были своипесни. Начинались сельскохозяйственные работы — крестьяне пели.
Алранкайми аки-сухи!
Асранкайми атти-анни!
Турăран-Пÿлĕхренасли çук,
Атте-аннинченпахи çук.
Плуг-сохавечно в руках! (Чуваши занимались земледелием)
Отец-матьвечно в памяти!
СтаршеБога нет ничего,
Дорожеотца-матери нет ничего.
Вĕҫ-вĕҫ,куккук, вĕҫ, куккук,
Вăрманхĕрне ҫитиччен.
Вăрманхĕрне ҫитсессĕн
Юманҫине ларса кан.
Лети,лети, кукушка, (Кукушка распространена повсеместно)
Докрая леса.
Когдадолетишь до края леса,
Сядьи отдохни на дубе (Дуб-символ ЧР и изображены на гербе ЧР, города Чебоксары).
ГеографияЧР сплелась в стихах, сказках, легендах, песнях известных поэтов и писателей.
Исследовательскаяработа будет продолжена. Спасибо!
