ОТЧЕТ
О ПРИМЕНЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ ВПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Буланова К.В.
учителя истории и обществознания МАОУ СОШ №32
г.о.Мытищи
Разноуровневоеобучение как форма организации деятельностипозволяет учитывать склонности,способности,потребности учащихся. Даннаятехнология необходима для решения таких задач, как:
-в условиях классно-урочной системы реализоватьтворческие возможности учащихся;
-повышение качества обучения и воспитания учащихся черезсоздание оптимальной организационной структуры учебного процесса, сближениеобучения с психологическими особенностями восприятия ученика.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗНОУРОВНЕВОМУ ОБУЧЕНИЮ НА УРОКАХИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Основная задача данной методики — вовлечь в работукаждого ученика, развитьспособности «сильного» и помощь «слабому». Методикатребует деления класса на группы в зависимости от способностей, уровняподготовки учеников.
А) Характерные особенности групп и задачи по работесними:
1 ГРУППА («А»)- школьники свысокой успеваемостью, имеющиедостаточныйзапас знаний, высокиепознавательныепотребности, развитыйум, гибкостьмыслительной деятельности, умение сопоставлять, делать выводы, анализировать,выражать свою точку зрения. Работая стакой группой необходимо предусмотретьвнимательную подготовку организации их учебной деятельности, подбор заданийповышенной сложности.
Задача-особого внимания требует воспитание у этой группытрудолюбия и высокой требовательности к своим результатам.
2ГРУППА(«В»)-школьники со средней успеваемостью. Приработе с этой группой самое большое внимание необходимо уделить развитию ихпознавательной активности, воспитанию самостоятельности и уверенности всвоихзнаниях. Необходимо создать условия, позволяющие ученику из этой группыперейти в группу «А»
Задача: развивать способности, воспитыватьсамостоятельность, уверенность в своих силах
3ГРУППА («С») — «слабые» учащиеся, с низкойуспеваемостью, часто педагогически запущенные -плохо читают, не развитомышление, плохая память и т.д)
Задача-уделить особое внимание, помочь усваиватьматериал, выполнять задания части «А». На уроке уделять особое внимание, покагруппы «А» и «В» выполняют самостоятельную работу.
Конечно, самая сложная из трех групп-группа «С»,т.к . имнеобходимо постоянно повторять материал,пояснять,они сами не всегда могутвыполнить самостоятельную работу. Учитываяособенности памяти этих детей,запоминание терминов, дат доводим до автоматизма.
У слабоуспевающих учащихся слабо развиты навыки выделенияглавного, самостоятельностьмышления, навыки планирования и самоконтроля, низкаятехника чтения,письма,вычислений,часто отсутствует сознательная дисциплина.
Всегда стараюсь учитывать особенности каждой группы приподготовке к уроку, делаю акцент на теснуюсвязьобучения с жизненным опытом,привожу примеры из общественной жизни. Стараюсь поддерживать внимание такихучащихся при объяснении нового материала, замедляю темп объяснения в трудныхместах, несколько раз повторяю условия выполнения самостоятельной работы.Ностараюсь все это делать не в ущерб ученикам из групп «А «и «В», иначе им науроке становится не интересно, ониотвлекаются, их внимание снижается.
СТРУКТУРА УРОКА РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ
этапы |
класс |
Содержание работы |
время |
1 |
весь |
Совместная постановки цели, задач урока |
2мин |
2 |
весь |
Словарная работа (повторение дат, понятий) |
3 мин |
3 |
1,2,3 |
Дифференцированное повторение материала (проверка домашнего задания) |
7 мин |
4 |
весь |
Объяснение нового материала |
10 мин |
5 |
весь Представленная информация была полезной? ДА 59.41% НЕТ 40.59% Проголосовало: 1158 |
Закрепление материала по схеме-опоре, с помощью вопросов |
4 мин |
6 |
1,2,3 |
Самостоятельная работа с целью закрепления нового материала (с группой «С» работает учитель) |
5 мин |
7 |
весь |
Проверка результатов усвоения материала |
5 мин |
8 |
весь |
Дифференцированное домашнее задание |
5 мин |
Перед каждым заданием четко ставим цели и подводим итог.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Цель моей работы заключается в том, чтобы показать, как яна уроках и консультациях при подготовке к ГИА и ЕГЭ организую работу учащихсяс разным уровнем подготовки и способностей.
Главная проблема, как я считаю, этой методики — какпостроить разноуровневоеобучение на уроке, чтобы оно являлось средствомформирования учебной мотивации учащихся, активизации учебной деятельности,направленных на развитие способностей учащихся и удовлетворение ихпотребностей.
Для того, чтобы все учащиеся класса глубоко и прочно усвоилиновый материал, не забыли ранее изученный, могли успешно сдать ГИА и ЕГЭ, яподвожу их к дифференцированному обучению, учитывая индивидуальные особенностикаждого из них.
Основная задача разноуровневого обучения-вовлечь в работукаждого ученика, помочь «слабому», развитьспособности «сильных». На моих урокахдля достижения этой цели я делю класс на три группы:
1 группа-сильныеучащиеся с высоким уровнем знаний,высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно,заинтересованы в получении большого запаса знаний и хороших результатов. Науроках они выполняют задания повышенной сложности. Часто выступаютконсультантами на уроках.
2группа-учащиеся со средними способностями. Онизаинтересованы в получении знаний, но не всегда ответственно к этому относятся.Для них необходимо создать условия для продвижения в развитии и постепенногоперехода в группу «А», воспитыватьответственность. На уроках они выполняютзадания средней сложности, но для их развития им необходимо давать и заданияповышенной сложности.
3 группа-учащиесяс пониженнойуспеваемостью, с низкимиспособностями. Этой группе приходится уделять внимание на протяжениивсегоурока, помочьусваивать новый материал, постоянно повторять изученный,вместевыполнять самостоятельную работу. Чаще всего они выполняют задания поопорным словам, схемам, плану, при подготовке к ЕГЭ и ГИА задания части «А» ичастично части «В». У таких учащихся необходимо систематически опрашиватьдомашнее задание, чтобы вовремя обратить внимание на пробелы в знаниях
Разноуровневый подход в целях оптимизации использую приподборе домашних заданий, подготовке к ГИА и ЕГЭ. Это позволяет развивать«слабого « ученика, помочь ему в овладении обще учебными навыками и умениями.Для «сильного « ученика эта методика позволяет подняться на более высокуюступень развития учебных навыком, выйти за рамки школьного учебника. «Средний «ученик, видя перед собой «сильного « стремиться достичь более высокихрезультатов.
Домашнее задние распределяю по группам по степенисложности сама или учащиеся сами выбирают посильное задание для себя. Здесьглавное проследить, чтобы «сильный « ученик не взял для себя простое,несложноезадание, а «слабый» взял то задание, с которым в состоянии справиться.Очень важно на уроке организовать рациональную проверку домашнего заданиятак,чтобы она не заняла много времени, поэтому использую разные способы проверки:самопроверку (тесты, карточки), развитие устной речи (рассказ, продолжирассказ), словарный диктант, игровыемоменты. Слабых учащихся чаще всего опрашиваюсама.
Для успешного усвоения нового материала важныподготовительные упражнения. Это повторение дат, терминов,историческихперсоналий, которые будут необходимы при объяснении новой темы.Подготовительныеупражнениячастодифференцирую, а нужные выводы делаю вместе сдетьми всегокласса, но чаще всего здесь выступают в главнойроли ученики изгруппы «А». На уроках предлагаю некоторым учащимся выполнить небольшиеиндивидуальные задания по карточкам, тестам, в рабочих тетрадях к учебнику.Часто прошу учащихся самими составить тесты, кроссворды, вопросы к тексту, азатем остальные ученики их выполняют, а составитель проверяет. Это позволяетучащимся проявить себя. Этоинтересный прием сотрудничества ученика и учителя.
Объяснение нового материала чаще всего провожу для всеходинаково, все получают возможность учитьсяв одинаковыхусловиях. Чем большеиспользую наглядности, тем выше уровень усвоения материала. Но одним ученикамвыводы ясны после первого объяснения, а другим необходимо еще раз повторить иразъяснить материал. Поэтому отделяю группу ребят, которые самостоятельносмогут выполнить необходимые задания для закрепления и даю им их. Остальнымучащимся еще раз поясняю главные моменты новогоматериала. Затем все учащиесявыполняют обязательные задания. Объяснение заканчиваю проверкой выполнениязаданий учащимися группы «А», работой по схеме, таблице.
В любом случае перед учащимися ставлю единуюпознавательную цель, к котором они идут разными путями, зависимости от ихспособностей и возможностей. Наличие теоретических задач делает обучениепроблемным, особое значение здесь имеет организация самостоятельной работыучащихся по извлечению необходимой теоретической информации. Самостоятельнуюработу претворяю различными заданиями, а именно:
1 группа(сильные учащиеся)-даю задачи, которые позволяютим выделить главное в изученной теме, применить уже имеющиеся теоретическиезнания.Например,в 11 классе ,при подготовке к ЕГЭ это задания С3,4,6,7
2 группа(средние учащиеся)-читают параграф, находят внемглавные места, составляют план. При подготовке к ЕГЭ это могут быть заданияС1,2.8 части «В»
3 группа (слабые учащиеся)-разбирают параграф по пунктами пытаются записатьглавную мысль темы. Еслитакие задания есть при подготовке кЕГЭ, то можно сними выполнить задания по теме из части «А» и «В»
При закреплении первый пример рассматриваем вместе, далеекаждая группа выполняет свое задание. Но при проверке всех прошу друг другаслушать ,так как ставлю задачу, что подобные задания будут в домашнейработе, наГИА и ЕГЭ, наконтрольной .при тестировании.
Продумывая задания особенно рационально необходимоорганизовать проверку всех заданий. В этом помогают схемы, тесты и опоры. Длязакрепления теоретического материала я готовлю задания для самостоятельнойработы, подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем подготовкиучеников, провожу уроки-практикумы, гдеиспользую не толькоразноуровневоеобучение, но и разные способы коллективной работы учащихся:
1)Учащиеся выполняют работу парами: однивыполняют этизадания, а сидящие рядом контролируют выполнение заданий и оцениваютправильность их выполнения, указывают при необходимости на ошибки,помогаютвыполнять. Затем можно поменяться ролями. Этотспособ позволяет работатьвместе ученикам из разных групп. Например: слабый выполняет ,а сильныйпроверяет и контролирует. Сильный и слабый ученик работают вместе и меняютсяролями.
2)Я ставлю вопрос к тексту, а учащиеся ,сидящие за однойпартой обсуждают его совместно. Если они приходят к согласию, тоговорят об этомучителю, организую обсуждение вопроса ,кто прав, а кто нет. Тем самым детиучатся обучаясь и обучая. В период обучения и применения знаний, закрепленияумений и навыков, учащиеся включаются в активную познавательную деятельность,которая сначала осуществляется под руководством учителя, азатем самостоятельно.От урока к уроку провожу дифференциацию заданий а, апеллирующих к различномууровню развития учащихся и их знаний. Используюразноуровневые задания накарточках, в рабочих тетрадях к учебникам. Часто просто предлагаю ученикамвыполнить те задания, которые им нравиться и под силу.
На уроках завершающих темы, а так же обобщения,систематизации знаний использую форму индивидуального опроса, каксамостоятельного сопоставлении таблиц,карт,схем. Сильные учащиеся выполняют этизадания самостоятельно, записывают выводы. При подготовке к ЕГЭ эти заданиянаходятся в части «В». Эти задания позволяют развивать логическое мышление,умениеобобщать, выделятьглавное, искать общие черты.
Обобщение и систематизация по какой-либо теме провожу вформе урока-зачета, смотразнаний, отчёта о проделанной работе.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
За время использования технологии разноуровневогообучения повысилось качество обучения и воспитания учащихся через созданиеоптимальной организационной структуры учебного процесса, сближение обучения сестественными психологическими особенностями человеческоговосприятия,повысилась мыслительная деятельность, что помогает повышать авторитете каждогоученика, его самостоятельность ,развиваетинтеллект, речьучеников, творческоемышление.В процессе обобщения на уроках ученики ищут различные способы для выражениясвоих мыслей, для осваивания и отстаивания своих ценностей и мнений.
Применение технологии разноуровневого обучения позволиломне получить следующие результаты(на примере одного класса при выполненииКДРпоистории):