Доклад на тему:
« Подготовка учащихся кпредметным олимпиадам»
Слайд1 Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей – одно изнаправлений национального проекта «Образование».
Роль учителя — разглядеть ираскрыть одарённость ребёнка, активизировать познавательный интерес иподвести учащихся к достижению высоких результатов в учебе. Можно научитьребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные. Хорошо развитая логика, цепкаяпамять, высокие интеллектуальные способности,
доминирующая познавательнаяпотребность, большое трудолюбие. При наличии этих качеств ребёнок может статьпотенциальным участником олимпиад.
Слайд 2 Системную подготовку к олимпиадам провожу в несколькоэтапов.
I.Отбор
Как я нахожу таких детей средиучащихся?
Отбор осуществляю в ходе наблюдения на уроках, организацииисследовательской деятельности, при проведении внеклассных мероприятий.Желательно начинать отбор и вести работу по привлечению учащихся к участию волимпиадах как можно раньше, к примеру, с 6 класса. И уже к 9-му классу выбудете иметь резерв из 2-3 учащихся, способных защищать честь школы на муниципальном этапе олимпиады.
Немало важно на этом этапе«зацепить», заинтересовать учащегося своим предметом. Хорошо, если этопроизойдёт в самом начале изучения курса биологии.
Слайд3 Остановимся на нескольких лайфхаках,которые я применяю для привлечения детей к своему предмету:
1)Нетрадиционные формы обучения(различные праздники, тематические вечера, ролевые игры, викторины, квесты имногое другое)
2)Литература прекрасно вписываетсяв уроки биологии и детям это нравится, например, в 5 классе, изучая тему «Водоросли»читаю отрывок из повести Александра Беляева «Остров погибших кораблей»
3) Голосовой помощник на уроке(например Маруся в контакте или Алиса в Яндексе) здорово оживляют атмосферукласса. К примеру, на уроках зоологии мы играем с Алисой в игру «Угадайживотное»). Или же просим Алису поставить нам биологические песни.
4) Биомоделирование, виртуальныебиологические лаборатории, рефлексивный прием — все эти детали в целомсоздадут благоприятную учебную атмосферу и ваши ученики будут бежать на вашиуроки и учить ваш предмет.
Слайд 4 2Планирование
Методические подходы подготовкиучащихся к олимпиадам могут быть различными. Учитель для эффективной подготовкишкольников к олимпиадам и конкурсам прежде всего должен систематически повышатьсвою профессиональную компетенцию.
Учитывая разный возраст иразный уровень подготовки, оптимальным будет построение индивидуальныхобразовательных траекторий для каждого участника. Продолжительность индивидуальныхзанятий для учеников может быть разной.
Но и отказываться от групповых форм работы неследует. В группе возможен само- и взаимоконтроль, обмен мнениями, выстраиваниеобщих гипотез и их проверка. Возможен и краткий разбор интересных большинствутеоретических вопросов. Общение детей разных возрастов является прекраснымстимулом к изучению надпрограммного материала. К примеру, материал 9 класса вбиологии, в старших классах изучается более углубленно. Учащихся 10, 11классов, я приглашаю на внуерочные мероприятия вместе с 9 ми, гдестаршеклассники обмениваются знаниями и опытом с 9 классниками.
Слайд 5 III. Практика
1)Необходимым условием подготовки учащихся к предметным олимпиадам являетсяналичие учебной информации, расширяющий и углубляющий знания по предмету. Вприоритете на сегодняшний день как информационный источник является Интернет. Я,как учитель отправляю ссылки на различные курсы по биологии, где детиотрабатывают самостоятельно теорию и практику.
Слайд 6 2) Способствует подготовке школьниковк олимпиадам и их участие в исследовательской работе по предмету. Лабораторные,практические работы, работа с коллекциями, гербарием и др. формируют у учащихсяпрактические навыки, дают им возможность приобрести навыки применениястандартных знаний в нестандартных ситуациях, использования навыков логическогомышления, умения обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат,включать интуицию, воображение, фантазию.
3) Участие детей во всероссийской олимпиадешкольников по биологии и экологии, в различных очных конкурсах,интернет-олимпиадах, молодежных чемпионатах, научно-практических конференциях.
Слайд 7IV. Обобщения и коррекции
Итоги олимпиад обсуждаются,разбираются наиболее интересные задачи, другие возможные способы решения. При анализе прошедших олимпиадвскрываются упущения, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Это условие обязательно для учителя, так как он положительноповлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим дляучащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развиваетумение анализировать не только успехи, но и недостатки.
Исходя из изложенного у менявозникает противоречие. С одной стороны, олимпиада является востребованнойформой работы с одаренными и заинтересованными учащимися, но с другой -отсутствуют условия по подготовке учащихся к олимпиаде, особенно в практическойчасти заданий. При подготовке к олимпиаде регионального и всероссийского уровняшкола не в состоянии обеспечить современного ученика необходимым лабораторнымоборудованием и методиками.
Слайд 8 Что хочется сказать взаключении.
Учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постояннорасти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоватьсяавторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремитьсяне подвести своего учителя.
Подготовка олимпиадников возможна (успешная) лишь в случаепостоянного тандема учитель-ученик-родитель.
Реализация вышеизложенного — это успешное выступление учеников на муниципальных и региональных олимпиадах, где онипоказывают высокие результаты.
Работа с одаренными учениками, по сути, является дляпедагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже вдуховно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чемнесравнимые положительные переживания, в случае неудачи — соответственноотрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста»,продвижения на пути профессионального и личностного становления.
