МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА»
Принято: на заседании педагогического совета № 1 от 31.08.2020г
|
Утверждено: заведующий МБДОУ детский сад «Лесная поляна» ____________Н.Н.Сарычева приказ № от 31.08.2020г |
Программапо патриотическому воспитанию дошкольников:
«Растимпатриотов России»
Выполнили: руководитель заведующий МБДОУ Сарычева Н.Н.
-ст.воспитатель ДОУ Другова Т.Л.
-воспитательвысшей категории Намдакова Л.В.
— воспитательвысшей категории Рыбакова Н.В.
-музыкальный руководитель высшей категории Старюк Т.Ю.
п.НовыйУоян
2020г
I.Пояснительная записка
Чтомы Родиной зовем?
Дом,где мы с тобой растем
Иберезки у дороги,
Покоторой мы идем
Чтомы Родиной зовем?
Солнцев небе голубом.
Идушистый, золотистый
Хлебза праздничным столом
Чтомы Родиной зовем?
Край,где мы с тобой живем.
В.Степанов
Понятие патриотизмамногообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, иощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и своюРодину.
Ребенок с первых летжизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытыватьчувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формированиялюбви к малой родине.
Мы очень гордимся своеймалой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своегокрая, воспитываем к нему любовь и уважение.
1. Обоснованиеактуальности программы
О важности приобщенияребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение котечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которойживешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именноакцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважениеми интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство Родина… ононачинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери,отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшимокружением.
Чувство Родины начинаетсяс восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и чтовызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко,но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, встановлении личности патриота.
Немалое значение длявоспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение.Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей,посёлком, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной посёлок НовыйУоян. Надо показать ребенку, что родной посёлок славен своей историей,традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Быть гражданином,патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви ксвоему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированиемдоброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку вотдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Гипотеза:процесс воспитания чувства патриотизма будет успешным если:
в педагогическомпроцессе использовать разнообразные средства и методы по формированию основчувства патриотизма у детей дошкольного возраста;
поддерживатьтесное сотрудничество с семьей в работе по воспитанию у них любви к родномупосёлку, краю, стране.
2. Цель и задачипрограммы
Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны;формирование нравственных ценностей, любви к своему краю, посёлку, семье и домучерез возрождение исторической памяти и народной культуры.
Задачи:
* создать новуювоспитательную модель, обеспечивающую всестороннее развитие детей;
* учить детей проявлятьсострадание, внимательность к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем,кто о них заботится;
* прививать любовь ипривязанность к своей семье, дому, детскому саду, малыш должен понимать, чтоиметь свой дом большое благо, все хорошее начинается с родного дома и матери;
* ориентироватьродителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к историисвоей семьи
* знакомитьдетей с символами республики и государства, в котором они живут: гербом,флагом, гимном;
* формироватьэлементарные знания о правах человека; бережное отношение к родной природе ивсему живому;
* развиватьчувство ответственности и гордости за достижения Родины (большой и малой);
* воспитыватьинтерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству,обычаям, традициям;
*побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам длясемьи, родного дома, детского сада, родного посёлка.
Путирешения поставленных задач
![]() |
![]() |
||||
![]() |
Принципы:
1. Принцип индивидуальногоподхода к детям – патриотическое воспитание осуществляется посредствомдифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний особенностейего развития.
2. Принципсотрудничества – взаимосвязь ребенка и педагога.
3. Принцип интегративности– взаимосвязь с различными видами деятельности.
4. Принципсистематичности и последовательности – такой порядок изучения материала, гденовые знания опираются на ранее полученные.
5. Принцип доступности– обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемногообучения детям.
6. Принцип проблемногообучения – дети в процессе игр, развлечений, досугов, викторин, занятий самидобывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоениезнаний, закрепление навыков.
7. Принципкомпетентности педагога — воспитатель должен владеть патриотическими чувствами,чтобы передать их детям.
8. Принцип игровойподачи материала — в своей работе необходимо опираться на ведущий виддеятельности — игру.
Чтобы сохранить у детейинтерес ко всему новому, использую такие инновационные технологии:
* личностно –ориентированный подход к детям;
* личностно –деятельный подход (ориентирование на действие,
технологиядидактических задач);
* интегрированнаясистема;
* здоровьесберегающиетехнологии;
* игровые методы иприемы.
7. Выполнение нормСанитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.4.1.2660-10.
4.Законодательно-нормативное обеспечение программы
Закон РФ «Обобразовании».
Устав МБДОУ детский сад «Лесная поляна»
— КонституцияРоссийской Федерации.
— Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РоссийскойФедерации на 2011–2015 годы», утверждённой Правительством РФ от 5.10.2010г., ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России,программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания,обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмыреализации программы.
— Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» (сизменениями и дополнениями) от 13 марта 1995 г.
— Федеральный закон «Об увековечении Победы советского народа в ВеликойОтечественной войне 1941-1945 гг.» (с изменениями и дополнениями) от 19 мая1995г.
— Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в ЗаконРоссийской Федерации Об увековечении памяти погибших при защитеОтечества» от 5 апреля 2013 г.
— Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
— Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, разработкакоторой обусловлена необходимостью выполнения Государственной программы«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на2011–2015 годы»
Приоритеты:
1 Окружающиепредметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувствокрасоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям ссамого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
2. Широкоеиспользование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки,хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранилисьособенности русского характера, присущие ему нравственные ценности,представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самымприобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклорекаким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность.Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражаязаботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках меткооцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляютсяположительные качества людей. Особое место в произведениях устного народноготворчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерствомчеловеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источникомпознавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место вприобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции.В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характернымиособенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых,растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различнымисторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.Этим занимаются воспитатели.
4. Природа –один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания,но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края, воспитатели решают нетолько природоохранные задачи, но и воспитывают любовь к каждому объекту вприроде.
5. Знакомство систорическим прошлым России – новое, но очень интересное направление вработе по воспитанию патриотизма у детей. Дошкольникам нужны знания об историистраны. Но чтобы они были усвоены детьми хорошо, необходимо ещё до школысформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашейРодины, интерес к её изучению в будущем. В отборе познавательного материала,учитываем возрастные особенности восприятия и социальную подготовленностьребёнка.
В процессе реализациипрограммы по работе с детьми используются: игры – занятия, игры – развлечения,праздники, художественные постановки, экскурсии, чтение художественнойлитературы, занятия с использованием электронных презентаций, занятия в музеедетского сада «Родник»
Формированиепатриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. Именнородители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношениягосударства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды нетолько родные, но и всё общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываемпсихологическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы,совместные праздники и экскурсии.
Мотивация
* содержательная –формирование опыта коллективной и творческой деятельности, организация индивидуальной работы с детьми;
* социальная – созданиеситуации успеха, использование похвалы, поощрения, права ребенка на ошибку;
* прагматическая —усиления внимания детей к данному виду деятельности, развитие познавательногоинтереса.
Содержание
* приобщение детей ккультурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству,устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
* знакомство с семьёй,ее историей, родственниками, семейными традициям, составление родословной; сдетским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями;спосёлком, его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами, селянамипрошлого и настоящего времени, достопримечательностями;
* проведение целевыхнаблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года, организация сезонногоземледельческого труда в природе, посев цветов, овощей, посадка кустов,деревьев и другое;
* организациятворческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребёнокпроявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоныгода в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно, понеобходимости.
В дошкольных группах создать предметно – развивающую среду патриотической направленности:
— постоянно пополнять мини – музей ДОУ «Родник» новыми экспонатами.
— стенд «Моя Родина —Россия»;
— дидактические игры: «ЗащитникиРоссии», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», «Улицами родногопосёлка» и др.;
— дидактические папки:«Мой посёлок», «Моя семья», «Государственная символика России», «Они сражалисьза Родину», «Все о космосе», «Служу России»;
— сюжетно-ролевые игры«Моя семья», «Армия», «Космос», «На флоте» и др.;
— подобратьметодическую, художественную литературу, через которую дети совершенствуютзнания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.;
— тематическиевыставки в группе, «Они сражались за Родину», «Космические дали» и др.;
— информационно –коммуникативные технологии (мультимедийное средство – медиапроектор, компьютер,подборка дисков со слайдами).
Использоватьметодическую литературу:
— «С чего начинаетсяРодина?» Л.А. Кондрыкинской;
— «Патриотическоевоспитание» Т.И. Подрезова;
— «Патриотическоевоспитание в ДОУ» А.Н. Писарева;
— «Патриотическоевоспитание дошкольника» Н.В. Алешина.
Средства:
— Примеры проявлениягероизма.
— Взгляды на патриотизмв летописях.
— Русские народныебылины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть кврагам, готовность встать на защиту родной земли).
— Русские сказки впроцессе формирования любви к Родине, к своему народу, к природе родного края;сказки о солдатской дружбе и прочее.
— Героические ипатриотические песни русского народа и их воспитывающая роль
— Русские пословицы ипоговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве.
— ВДОУ имеется музейный комплекс «Родник» в него входят: «НовыйУоян – моя малая родина», «Русская изба»,«Космос», «Моя Бурятия», «Лукоморье», «Защитникиземли русской», «Россия — Родина моя»,«Природа Севера», музыкальный зал, физкультурный зал, кабинеты логопеда и психолога, которые соответственно оборудованы, эстетическиоформлены;
-Оформление стенда «Никто не забыт, ничто не забыто»
-необходимо осуществляеть тесное взаимодействие с педагогами дополнительногообразования из Дома детского творчества, а также с логопедом, музыкальнымруководителем, руководителем по физической культуре;
Взаимосвязь всехучастников процесса:
— с родителями:
Одним из важныхаспектов патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с семьёй.Сотрудничество с семьёй осуществляется в виде выстраивания генеалогическогодрева, идущего от ребёнка, составления семейных альбомов, проведение совместныхмероприятий, консультаций, родительских встреч, посещение на дому. Оформлениеальбома «Загляните в семпейный альбом». Дети с большим интересом рассказываютоб истории и традициях своей семьи. Прикосновение к истории семьи вызывают увоспитанников сильные эмоции, заставляют сопереживать.
Семейное изучение своейродословной помогает детям осмыслить, что семья — ячейка общества,хранительница национальных традиций. Что счастье семьи — это счастье иблагополучие всего народа, государства. На более высокую ступень поднялосьсотрудничество с семьёй. Родители в письменном виде делилятся воспоминаниями освоём детстве, путешествиях, приносят фотографии, видеоматериалы, медали своихдедов. «Родной дом» — это яркий пример взаимодействия всех участниковобразовательного процесса. Изготовление и презентация продуктов проекта:семейная газета, герб и девиз семьи, семейное дерево (родословная семьи).Традиции детского сада «Рождественские Колядки», «Масленица», осенняя ивесенняя ярмарки поделок из природного матеоиала,совместная с родителямивоенно-патриотическая игра «Зарница», «Зимние олимпийские игры «Олимпионик».
Формы взаимодействия сродителями на данном этапе: совместное с родителями создание фотоальбомов,газет или статей с историей дома, в котором живет ребёнок и его близкие,совместные прогулки по улицам, с последующим составлением фотогазеты-отчёта опрогулке, тематические родительские собрания и т.д.
Активное участиеродителей в оформлении стенда «Ничто не забыто, никто не забыт», они приносят фотоматериалы и документы о прадедах, воевавших с фашистскимизахватчиками.
Организация в детскомсаду телефона доверия. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснитькакие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченныхнеобычных проявлениях детей.
— с воспитателями:
На занятиях в детскомсаду воспитатели с детьми постоянно любуются и восхищаются красивыми природнымиявлениями, предметами рукотворного мира, добрыми поступками людей, необычнойархитектурой строений и др.,
— героями, желание бытьпохожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во имя спасениятоварищей,
— создают условия,чтобы полученные представления, свои чувства по поводу увиденного и услышанногодети отражали в разнообразных видах детской деятельности. Создают условия длясамостоятельного выбора детьми вида деятельности: творческой игры, составлениярассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки,рисования, трудовой деятельности, организовывают конкурсы – выставки совместнойс родителями творческой деятельности. Дети рисуют на темы: «Во дворе», «Нашаармия», «День Победы», «Что я знаю о Великой Победе», делают коллективнуюаппликацию «Город будущего», «Мы отдыхаем», «Мой любимый детский сад»,конструируют на темы «Наш садик и участок», и др.
— создают ситуации,чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми (детивыступают перед малышами, родителями, гостями. Принимают участие вобщепоселковых мероприятиях: «День посёлка», «День защиты детей», «ДеньПобеды», «День Знаний»).
— стараются такорганизовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучшеузнать окружающих людей и себя,
— приглашают родителей, гостей для беседы с детьми (родителей на занятия с детьми познакомству с трудом взрослых; родственников детей, ветеранов, — напознавательные занятия)
— при знакомстве детейс трудом взрослых стараются выбрать объекты, которые способствуют формированиюу детей положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качествалюдей. Например, труд строителя, милиционера, железнодорожника, и др.Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значениекаждого вида труда для всех людей города. Семья – первый коллектив ребёнка, и внём он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою,пусть скромную, лепту в семейное дело. Поэтому предметом особого разговора сродителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников ктруду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию вподготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого,беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малышиначинают ощущать себя членами семьи. Большую роль в ознакомлении дошкольников струдом взрослых, разными профессиями, имеет организация сюжетно – ролевых игрв игровом центре «Чудо Град»
— воспитателирассказывают, чем прославились в нашем посёлке, в детском саду родители детей.Папы детей сделали качели на участке, залили горки, мамы помыли окна, посадилицветы. Катина мама сшила интересные мягкие игрушки. У детей возникает чувстворадости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать добромуделу родителей. Они начинают уважать труд своих родителей – берегут игрушки,сделанные близкими людьми).
— воспитателипривлекают детей к хозяйственно-бытовому труду по благоустройству и наведениюпорядка на территории детского сада и к труду в природе. Дети вместе со взрослымиподкармливают зимующих птиц, после снегопада расчищают дорожки, подсыпают свежий корм; окапывают снегом корни кустов и деревьев, стряхивают снег светок после сильного снегопада, чтобы они не сломались под тяжестью снега,ухаживают за комнатными растениями с учетом времени года, вместе со взрослымиразвешивают скворечники, убирают перегнившую листву, летом высаживают растения на клумбу, собирают плоды и семена растений для корма птицам,укрывают на зиму многолетние растения опавшими листьями, готовят кормушки дляптиц.
-Устраивают театрализованные представления,
— разучивают бурятские, русские, эвенкийские игры,
— со специалистами:
— логопед разучивает сдетьми потешки, приговорки, народные шуточные стишки, скороговорки, показываетбогатство и красоту родного языка;
— на занятиях поизодеятельности необходимо учить детей рисовать народные орнаменты, разбиратьсяв искусстве русского народа, использовать различные средства изображения,подводить детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир ихудожник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращать вниманиедетей на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице,оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться.
— музыкальныеруководители проводят фольклорные и патриотические праздники, знакомят снародной музыкой;
— инструктор по ФК проводит подвижные игры разных народов нашей страны;
— педагог — психолог насвоих занятиях поддерживает готовность детей оказать любую помощь тому, кто вней нуждается. Развивает у детей желание сделать приятное окружающим их людям.Изготавливает вместе с детьми подарки малышам, сотрудникам детского сада,родителям, гостям группы, ветеранам;
— создаёт проблемныеситуации для привития нравственных качеств (например, у ребёнка на прогулкепотерялась игрушка, ставила в кружок стулья на один меньше, чем детей и др.),каждый случай разбирается или разыгрывается.
В понедельник –обязательные беседы «Как прошли выходные?» — воспитание привязанности и любви ксемье.
В другие дни: «Комутребуется помощь и как её осуществить?», «Какие новые стихи или рассказыроссийских писателей ты услышал?», цель – воспитание через художественноеслово. Использовались следующие формы работы с детьми:
«Фантазирование»(посёлок будущего; если бы я стал мэром посёлка, волшебником, строителем идр.); «Академия детских идей» (создавали макеты, планы, коллажи и др).
Цель этих форм работы –создание условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в разнообразныхвидах детской деятельности.
III. Ожидаемыйрезультат реализации программы
Наличие у детей знаний обистории возникновения посёлка, его достопримечательностях, природныхбогатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновениестойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного посёлка, чувстваответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи кпатриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать:
3-4 года.
Знать имя, отчество родителей.
Знать где работают ихродители.
Знать участок и группудетского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться коборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
Знать имя, отчествосотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощьвзрослым.
Знать некоторых домашнихи диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломатьветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
Знать название своего посёлка;с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.
4-5 лет.
С удовольствиемрассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать вмероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что,чтобы порадовать взрослых, детей.
Уметь рассказывать освоем родном посёлке.
Рассказывать о желанииприобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным,милиционером и т. д.) .
Участвовать в наблюденияхза растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними;делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения,бережно относиться к живым существам, не вредить им.
5-6 лет.
Знать свой домашнийадрес, название посёлка, республики.
Иметь представление осимволике края.
Знать названиеблизлежащих улиц.
Иметь представление ожизни и быте народа населивших посёлок и республику.
Узнавать на фотографияхдостопримечательности посёлка, уметь рассказывать о них.
Знать профессии своихродителей.
Знать правила поведения вприроде.
Уметь рассказывать онеразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды дляздорового образа жизни людей.
Различать некоторые родавойск.
6-7 лет.
Краткие сведения обистории посёлка, республики.
Знать дату своегорождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчествародителей; адрес детского сада.
Знать герб, флаг Бурятиии РФ.
Иметь представление оПрезиденте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранахВОВ.
Иметь представление ородном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях,фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле;о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственныхпраздниках, школе, библиотеке и т. д.
Стихи, произведенияискусства местных поэтов и художников.
Правила безопасностиповедения в природе и на улице посёлка.
Иметь элементарныепредставления об охране природы, о заповедниках, заказниках Бурятии.
Понимать сопричастность ксоциальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
IV. Этапывнедрения программы
· Сбор информации.
· Разработка и внедрение программы.
· Разработка и реализация плана программы.
· Учебно-методическое обеспечениеобразовательного процесса.
· Реализация планов обеспечивающихвыполнение программного материала.
· Регулирование выполнения программы.
· Текущий мониторинг выполнения программы.
· Итоговый анализ реализации программы,итоговый мониторинг.
V. Механизм сопровождения программы
1. Планирование и подготовка
· Изучение методической литературы.
· План работы на год.
· Комплектование творческой группы.
· Составление разделов плана творческойгруппой (по годам) .
· Обсуждение проектов каждого плана.
· Утверждение плана.
2. Методическоесопровождение
· Организация и проведение семинара поизучению программы.
· Пропаганда лучшего опыта работы педагогов,работающих в данном направлении.
· Консультации.
· Проведение семинарских занятий.
· Проведение мастер-классов, круглых столов,открытых дверей.
· Самообразование.
3. Использованиерезультатов работы
Подготовка и проведениеметодических мероприятий (МО, пед. чтений, педсоветов, открытых просмотров) .
Оформление результатовработы.
Написание творческихработ, проектов.
Выступление в СМИ, насайте ДОУ.
4. Мероприятияподдержки
Составление планасовместных проектов между специалистами ДОУ.
Разработка и проведениекомплексных занятий, совместных праздников.
Взаимодействие с семьей.
Сотрудничество сбиблиотекой.
Сотрудничество с отделомсоциальной защиты населения.
5. Итоговый анализ
Изучение результатовдиагностирования развития детей (текущий мониторинг) .
Мониторинг профмастерствапедагогов каждого этапа.
Диагностирование развитиядетей (промежуточный мониторинг) .
Оформление результатовработы.
Совместная выработкарекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.
6.Материально-техническое сопровождение
• Дидактические инаглядные пособия;
• современные средстваТСО;
• методическаялитература;
• Репродукции картин;
• картинки с различнымивидами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Мой посёлок»;
• «Моя семья»;
• художественнаялитература;
• грамзаписи иаудиозаписи с песнями военных лет;
• карты, атлас Бурятия;
• символика Бурятии,России глобус и т. д.
• семейные фотографии
• видео — пособия
• мультимедийная система
• Интернет – ресурсы.
Используемаялитература
1. Волчкова В. Н.,Степанова Н. В. «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада»,Воронеж: ТЦ «Учитель» 2007 г.
2. Дерягина Л. Б. Моя РодинаРоссия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера» 2007 г.
3. Дыбина О. Б. Ребенок иокружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005 г.
4. Евтушенко С., Л.Веселова. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007№6 стр. 118-121
5. Игушенцева А. Музейбоевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5 стр. 11-13
6. Комарова Т. Искусствокак фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2стр. 3-8
7. Комратова Н. Огражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5 стр. 3-10
8. Казакова Н. В. Большаярека начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ2008 №12 стр. 31-36
9. Комратова Н. Огражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10 стр.10-19
10. Пряхина С. А. Мнепосчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8 стр. 27-29
11. Соболева И. Любитьмалую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10 стр. 52-54
12. Татаринкова Л. Ю.Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом«Литера» 2007 г.
13. Татаринкова Л. Ю. Я имоя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера» 2007 г.
