МУНИЦИПАЛЬНОЕБЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ № 115 ГОРОДА ДОНЕЦКА
КОНСПЕКТ УРОКА
Водныересурсы Донецкой области
8класс
Подготовила:
учительгеографии
СлепнёваЕлена Николаевна
Донецк 2022
Этот конспектурока пригодится при изучении физической географии родного края. Призываетдетей к охране водных ресурсов. на уроке межпредметные связи с литературой,историей, с ранее изученным на уроках географии. Учащиеся работаютсамостоятельно, и в группах.
Тема:Водные ресурсы Донецкой области
Цель:углубить и систематизировать знания о реках,полученных в предыдущих классах на уроках географии; сформировать знания учащихся о природе родного края, расширить знания о водных ресурсах нашей области.
Задачи:
1. Образовательные: повторить с учащимися понятия, ранее полученные о морфологических частяхреки; ввести новые понятия; продолжить формировать умения работать сгеографической картой.
2. Развивающие:развивать умение сопоставлять, анализировать, делать выводы, находить сходстваи различия.
3. Воспитательные:воспитывать бережное отношение к природным объектам – рекам; напомнить правилаповедения детей на воде.
Типурока: изучение нового материала.
Оборудование:физическая карта Донецкой области, контурные карты, атласы, рабочие тетради,учебники Физическая география родного края.
Ходурока
І. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Вода – хорошо знакомая каждому из нас бесцветная жидкостьбез вкуса и запаха. В то же время вода – наиболее ценный минерал на Земле. НаЗемле выражение «Есть вода – значит, есть жизнь» действует как важнейший законприроды. Не удивительно, что люди издавна селились по берегам водоёмов, используяих воду для разных целей. Сегодня мы с вами изучим водные ресурсы нашегоДонецкого края, но сначала давайте повторим то, что мы знаем вообще о водныхресурсах. Для этого вы разделитесь на три команды (по количеству рядов парт вклассе).
ІІ.Проверказнаний
1задание: Игра Найди лишнюю
Днепр, Волга, Амур
Енисей, Печора, Дон
Анадырь, Волга, Обь
Ответыкоманд: все реки относятся к разным бассейнам океанов (показать на карте).
2задание: Умение ориентироваться на карте
Яна, Анадырь,Северная Двина, Иртыш, Амур, Индигирка.
3задание: Установить соответствиетермин понятие
Превышение истока реки надустьем межень
Кратковременныйподъем уровня
воды в реке врезультате обильных половодье
осадков
Ежегодноповторяющийся подъем паводок
уровня воды в реке
Наиболее низкийуровень воды в наводнение
реке
Толща горныхпород, не
оттаивающая втечении долгого времени падение реки
Затоплениеобширных участков
территории вместес населенными уклон
пунктами
Отношение величиныпадения реки
к еедлине многолетняямерзлота
Учительпроверяет работы всех трех команд.
ІІІ.Получение новых знаний
Учитель объясняет цель урока и его задачи. Человек не можетжить без воздуха и воды.
Ты знаешькрай, где все обильем дышит,
Где реки льютсячище серебра,
Где ветерокстепной ковыль колышет,
В вишневых рощахтонут хутора,
Среди садовдеревья гнутся долу
И до земли виситих плод тяжелый? Алексей Толстой
Окаком крае идет речь? Конечно, речь идет о нашем крае. Мы продолжим изучатьтему Внутренние ресурсы и сегодня будем говорить о водных ресурсахнашего Донецкого края.
Водаявляется самым важным минералом на Земле, без которого нет жизни, -сказал геохимик Ферсман.
Отсюдавозникает вопрос: Богат ли наш край водными ресурсами? Что мы будем относитьк водным ресурсам?
Подумайте,поработайте с картами в атласе.
Ответыдетей.
К водным ресурсам Донбасса относятся: Азовскоеморе; реки; озера; пруды, водохранилища и каналы.
Территория Донецкого бассейна имеетхорошо развитую гидрографическую сеть – 230 водотоков (9 из них длиной 100км и более). Водные ресурсы Донецкого краяпредставлены основными реками: Северский Донец, Кальмиус, Миус, Волчья, Крынка, Казенный Торец, Бахмут, икроме этих рек много мелких и притоков.
Реки Донбасса – равнинного типа. В летнийсезон многие из них пересыхают. Причиной этому послужило строительствоводохранилищ. Практически все они берут начало с небольших ручейков, которыеобразовались в местах выхода подземных вод на поверхность.
Можно выделить три участка, где находятся истокирек:
· Среднерусскаявозвышенность (южные склоны).
· Донецкийкряж.
· Приазовскаявозвышенность.
Располагаются такие места на высоте около 300 м над уровнем моря. Наформирование направления течения повлияли особенности рельефа и орографии.
Главная река Донбасса – СеверскийДонец. С левого берега в реку Северский Донец впадают реки Нитриус (134км), Жеребец (88 км), истоки которых находятся на юго-западных и южных склонахСреднерусской возвышенности. Правобережные притоки представлены реками КривойТорец (88 км), Бахмутка (86 км). В реку Кривой Торец впадают притоки: КазенныйТорец (134 км), Сухой Торец (101 км). Реки восточной части Донбасса имеют четковыраженное весеннее половодье, летнюю и осеннюю межень. Большинство притоковСеверского Донца относится к типу исчезающих рек, русла которых в меженьпересыхают. Вследствие малых сечений водотоков и кратковременных паводков рекине справляются с транспортировкой почвенной эрозии и заиливаются.
К бассейнуреки Днепр относятся реки Самара (320 км), Бык (104 км), Волчья (323 км) иСоленая (81 км). Реки маловодны, летом распадаются на плесы, разобщенные сухимиперекатами.
К бассейнуАзовского моря относятся реки Кальмиус (209 км) и Миус (258 км). Притоками рекиКальмиус являются реки Кальчик (88 км), Крепенькая (38 км), Сухая (46 км),Мокрая Волноваха (63 км), Грузская (47км). В реку Миус впадают рекиМиусик (21 км), Нагольная (70 км), Крынка (180 км). Эти реки имеют небольшуюширину, но отличаются быстрым течением. Они не пересыхают, так как их стокрегулярно пополняется за счет шахтных и сточных вод, расход которых частопревышает собственные средние годовые расходы большинства рек.
Азовскоеморе занимает особое место в гидрографической системе всего Донбасса. Мореиз-за своей мелководности хорошо прогревается летом. Температурный режимАзовского моря подчиняется климатическим особенностям южной части Донецкойобласти. Температура воды в июле может достигать +25° и выше, в зимниемесяцы образуется ледяной покров. Толщина ледяного покрова может достигать вособо холодные зимы 1 м и более.
Важнымихарактеристиками рек являются гидрографические показатели:
-питание,
-водный режим,
-речной сток,
-падение и уклон.
Питание рек нашего края смешанное – снеговое, дождевое и подземное. Для малыхрек Донбасса характерно подземное питание. Атмосферные осадки существенноговлияния на питание малых рек Донбасса не оказывают, так как велики потери влагина испарение. Особенности питания определяют водный режим рек – изменениехарактеристик рек во времени.
Озера Донбасса: Чернецкоеозеро: ширина его 100 м, длина около 3 км, глубина до 9 м. Красива природавокруг озера. Есть в нашем крае уникальные соленые озера: — Репное — Слепное -Вейсово. Они представляют собой значительный научный интерес: находятся набольшом расстоянии от моря.
IV. Практическая часть
Таккак все реки Донецкого края равнинные, то они имеют разное направление теченияв соответствии с геолого-гидрографическим строением. Равнинный рельефопределяет небольшое падение и уклон реки.
Падениереки – разница высот уровня воды между истокоми устьем.
Уклонреки – отношение падения реки к ее длине.
Восновном уклон рек нашего края составляет не более 1 м/км, наибольшие уклоны(до 15 м/км) характерны для верховьев малых рек Донецкого кряжа. Величинападения и уклона реки влияют на скорость и характер течения, поэтому характертечения рек нашего края в основном спокойный и только на склонах Донецкогокряжа скорость течения увеличивается.
Давайте с вами решим задачи:
1.
Высота истока реки– 250 метров,
высота устья – 150метров.
Какой уклон будетиметь река при длине 3500 метров?
Решение:
Падение реки 250 м-150 м = 100 м
Уклон реки 100 :3500 = 0,029 м/км (2,9 промилле)
Ответ: 0,029 м/км
2. Определите уклон и падение рекиСеверский Донец.
Общаяпротяжённость реки составляет 1053 км,
высота истокаоколо 200 м над уровнем моря,
высота устья 5,5м над уровнем моря.
Решение:
Падение реки 200 м– 5,5 м = 194,5 м
Уклон реки 194,5 :1053 = 0,18 м/км (18,4 промилле)
V.Закрепление изученного материала
1. По карте атласаДонецкой области найдите такие реки как: Северский Донец, Калтмиус, Миус,Самара, Волчья, Казенный Торец, Бахмут, Жеребец, Кривой Торец, Клебан-Бык, СухойТорец, Маячка, Кальчик, Крепенькая, Сухая Волноваха, мокрая Волноваха,Грузская.
2. Какие рекипротекают в нашем населенном пункте? К бассейну какого моря (реки) ониотносятся?
3. От чего зависитрежим реки и почему режим разных рек неодинаков?
VI.Рефлексия
Закончить урок мнехочется одним поучительным преданием, которое напоминает нам о различии междуценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими.
На островеШри-Ланка в 5 веке до н.э. правил царь Дхатусен. Его государство захватилимятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с сокровищами. Царьпривел своих врагов к озеру. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: Этои есть моё богатство.
Давайте будемберечь богатство, данное нам природой — воду!
Спасибо всем заурок!
VII.Домашнее задание
1.Составьтесинквейн со словом РЕКА.
2. Прочитайтелегенду о Кальмиусе: https://studfile.net/preview/7034955/page:23/
