X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Лекторийдля родительского собрания на тему:

«Развитиеволевых качеств подростка».

Цель: сформироватьу детей и родителей представление об уровне сформированности волевых качеств инайти способы для их развития.

(слайд №2)

Задачи:

·       информировать родителей об особенностях развитияволевых качеств подростков;

·       проанализировать причины низкого уровняразвития волевых качеств учащихся (на основе анализа анкет учащихся и ихродителей);

·       дать родителям рекомендации по воспитанию волевыхкачеств у детей.

(слайд №3)

Ходсобрания.

Развитие устойчивой волевой сферы детей важнона всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет в подростковомвозрасте, поскольку все стороны учебной деятельности школьников сопровождаютсяопределенными волевыми усилиями и эмоциями.

(слайд №4)

Многие школьники недостаточно способны самостоятельноорганизовывать учебную деятельность (планировать, осуществлять текущийконтроль, оценивать результаты, корректировать).

Они имеют низкий уровень развития такихважных для обучения волевых качеств личности, как самостоятельность,дисциплинированность, усидчивость, организованность, инициативность,целеустремленность, саморегуляция поведения, мужество, выдержка.

Волевые качества личности являются основойрегулятивных учебных действий. Согласно ФГОС основного общего образования «…ребенкомдолжны быть освоены универсальные учебные действия (регулятивные,познавательные, коммуникативные), а также должна быть развита способность ихиспользования в учебной и познавательной сфере. Регулятивные УУД ребенкапредполагают умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления сознанноговыбора в учебной и познавательной деятельности…» [5].

Волевые качества не даны человеку отрождения, они формируются в ситуациях, требующих их проявления. Формированиеволи у подростка должно идти по направлению развития в нем тех качеств, которыехарактерны для зрелого волевого поступка: умение ставить перед собой цель истремиться к ней; умение проявлять настойчивость в преодолении встречающихсятрудностей; умение овладевать собой в сложной ситуации, своими желаниями,настроением и т.д.

Признаки волевых качеств подростков:

(слайд №5)

Признаки дисциплинированности:

    * сознательноевыполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требованийучителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил вспорте и т. д.);

    * добровольноевыполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группойтоварищей по труду, спорту и т. д.);

    * недопущениепроступков (уход без разрешения с занятий, неявка на субботник и т. п.);

    * соблюдение хорошегоповедения при изменении обстановки.

(слайд №6)

Признаки самостоятельности:

    * выполнение ребенкомпосильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (безнапоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.);

    * умение самому найтисебе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков,обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.);

    * умение отстоять своемнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав;

    * умение соблюдатьвыработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.

(слайд №7)

Признаки настойчивости

    * стремление постояннодоводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижаяэнергии в борьбе с трудностями;

    * умение продолжатьдеятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, болееинтересной деятельности;

    * умение проявитьупорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда и т. д.)

(слайд №8)

Признаки выдержки:

    * проявление терпения вдеятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т.п.);

    * умение держать себя вконфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.);

    * умение тормозитьпроявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости,негодовании и т. д.); умение контролировать свое поведение в непривычнойобстановке.

(слайд №9)

Признаки организованности:

    * соблюдениеопределенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядкекниги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.);

    * планирование своихдействий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетомобстановки;

    * умение вносить в своюдеятельность определенную организацию при изменении обстановки.

(слайд №10)

Признаки решительности:

    * быстрое и обдуманноепринятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;

    * выполнение принятогорешения без колебаний, уверенно;

    * отсутствиерастерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во времяэмоциональных возбуждений;

Представленная информация была полезной?
ДА
58.77%
НЕТ
41.23%
Проголосовало: 1089

    * проявлениерешительных действий в непривычной обстановке. 

(слайд №11)

 

Признаки инициативности:

    * проявление ребенкомтворчества, выдумки, рационализации;

    * участие восуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;

    * активная поддержкаколлектива детей в реализации намеченных планов;

    * стремление проявитьинициативу в непривычной обстановке.

(слайд №12).

Примерситуации.

«Кажется, у моей дочери совсем нет силыволи. Я уверена, что проблема не в лени, потому что любимыми делами оназанимается с удовольствием: может подолгу рисовать, читать книги, разучиватьтанцевальные движения — от этих занятий её не оторвёшь. Но когда дело касаетсяобязанностей, начинаются проблемы. Я не могу заставить её соблюдать режим дня.Днём она никак не может сесть за уроки, в итоге начинает их делать уже последесяти вечера после моих многочисленных напоминаний, засиживается чуть ли не додвух часов ночи и, конечно, подъём с утра сопровождается страданиями, и её, имоими. Естественно, днём она спит, потом занимается своими хобби, а важные деласнова отложены на неопределённое время. Получается замкнутый круг. Вырваться изнего можно, стоит лишь проявить волевое усилие: сделать уроки сразуже, придя из школы, а потом спокойно заниматься любимыми делами и лечь спатьраньше. Но для неё это слишком сложно. Очень переживаю за её дальнейшую жизнь,ведь впереди экзамены, а потом и университет, где уже никто не будет еёзаставлять и уговаривать».

— Оксана, мама 15-летней Саши

Проблема силы воли в подростковом возрастеволнует многих родителей — ведь это период, когда дети становятся взрослыми, иконтролировать их все сложнее. Родители переживают, смогут ли их выросшие детисамостоятельно справляться с многочисленными обязанностями, высокой нагрузкой вшколе, смогут ли они достойно сдать экзамены и будут ли готовы выйти вовзрослую жизнь.

Даже если раньше ребёнок успешно проявлялволевые черты характера, в подростковом возрасте может произойти откат. Этосвязано в первую очередь с физиологическими особенностями: организм бурноразвивается, происходит гормональная перестройка и на этот процесс тратитсяочень много энергии. На другие дела её просто не хватает. Поэтому подросткичасто чувствуют апатию, упадок сил и буквально не могут заставить себя что-тосделать. Это распространяется и на мальчиков, и на девочек. [1]

Конечно, все родители волнуются за своихдетей. Они переживают, что слабоволие останется с ребёнком навсегда, что он несможет поступить в университет, что будет несамостоятельным и беспомощным, аиз-за неумения принимать решения попадёт в плохую компанию. Но с подростковымслабоволием можно работать.

(Учитель раздаёт родителям тесты наопределение уровня развития волевых качеств их детей)

Тест:развита ли сила воли у подростка?

Чтобы понять, есть ли у вашего ребёнкапроблемы с волевой сферой, можно провести предварительную диагностику с помощьюнебольшого теста. Он основан на методике психолога Николая Николаевича Обозова.[2] Ответьте на каждый вопрос «да» или «нет» и посчитайте количествоположительных ответов.

1.     Всостоянии ли ваш ребёнок завершить начатую работу, которая ему неинтересна,независимо от того, что время и обстоятельства позволяют оторваться от неё ипотом снова вернуться к ней?

2.     Способенли он без особых усилий преодолеть внутреннее сопротивление, когда нужносделать что-то неприятное?

3.     Еслиребёнку прописана диета, может ли он преодолеть кулинарные соблазны?

4.     Можетли он найти в себе силы встать утром раньше обычного, как было запланировановечером?

5.     Способенли он преодолеть страх перед посещением врача или другим неприятным делом и неизменить своих планов в последний момент?

6.     Будетли ребёнок пить очень неприятное лекарство, которое рекомендовал врач?

7.     Можетли он следовать распорядку дня, намеченному заранее плану?

8.     Способенли ребёнок сдержать данное сгоряча обещание, является ли он человеком слова?

9.     Можетли интересная телепередача оторвать его от срочной и важной задачи?

10. Можетли ваш ребёнок прервать ссору и замолчать первым, даже если оппонент продолжаетговорить обидные слова?

Воспитание воли у подростков— задача не только их самих, но и их родителей. В силу возраста у подростковнедостаточно развита волевая регуляция, самостоятельно им может быть сложносправляться с соблазнами и принимать решения. Поэтому важно осознать, что этопросто такой период, постараться принять ситуацию и помочь ребёнку развитьответственность и силу воли.

Что же рекомендуют делать психологидля воспитания силы воли?

(слайд №13)

Показывайте личный пример

Для подростков, как и для детей болеемладшего возраста, по-прежнему важен пример родителей. И хоть в переходномвозрасте он может бунтовать против образа жизни взрослых и делать всё, чтобы небыть похожим на родителей, позже семейные установки, скорее всего, выйдут напервый план и будут определять образ жизни вашего выросшего ребёнка. Поэтомулучший способ воспитать ребенка — изменить собственные привычки.

Определите цель

По мнению советского психолога Л. С.Выготского, для подростка характерна «не слабость воли, а слабость цели». [3]Если дети младшего возраста легко делают что-то, не значимое для них лично,чтобы порадовать родителей, получить поощрение или избежать наказания, топодростки в этом смысле больше похожи на взрослых людей. Для них важна личнаязначимость цели, эмоциональная привязанность к ней. Ради цели, которуюподросток поставил себе самостоятельно, он способен проявлять удивительную силуволи. Проблема в том, что он не всегда может увидеть смысл в повседневной деятельности:например, зачем учить скучную математику, если он собирается стать мастеромспорта по плаванию. Задача родителей — помочь своему ребёнку найти этот смысл,связать каждодневные обязанности с его целью или вместе найти новые цели.

Назначьте систему поощрений

Увы, не все дела в нашей жизни работают надостижение грандиозных целей. Всем нам приходится выполнять скучную работу,порой кажущуюся бесполезной — и подростки не исключение. Однако взрослым людямлегче найти внутреннюю мотивацию для выполнения таких дел, а детям и подросткамчаще всего нужна внешняя. Но пусть это будет не страх наказания, а напротив,позитивная мотивация. Обговорите вместе с ребёнком систему поощрений. Например,это может быть небольшая прибавка к карманным деньгам за то, что подростоксделал какую-то работу по дому «сверхурочно». Или приятный подарок за успешнуюсдачу экзамена по непрофильному предмету. Ведь взрослым тоже дают премии захорошую работу — почему бы не оценить усилия подростка подобным способом? Этонаучит и его самого ценить собственные достижения.

Разрешите ребёнку ничего не делать

Для подростка очень важно иметь свободноевремя, которое он может провести по своему усмотрению, один на один с самимсобой. Даже если в это время он просто будет сидеть за компьютером или лежатьна диване — ничего страшного не произойдёт. Так организм перезагружается, мозготвлекается от важных дел и накапливает энергию для будущих достижений. Крометого, подростковый возраст — это время активной внутренней работы, исследованиясамого себя, и на это тоже нужно время. Пока ребёнок занимаетсяничегонеделанием, внутри у него происходят процессы, которые помогают емусформироваться как личность, обрести уверенность в себе, ответить на важныевопросы и принять решения. Так происходит развитие воли у подростков.

(слайд №14)

В помощь ему вы можете предложитьнесколько упражнений:

1.     «Яне буду»: нужно выбрать любую вредную привычку и воздерживаться от неё втечение двух месяцев — именно столько времени нужно, чтобы закрепилась новаяустановка. Например, можно попытаться не употреблять слова-паразиты, не кластьногу на ногу или перестать «зависать» в соцсетях перед сном.

2.     «Ябуду»: здесь нужно выбрать полезную привычку и вырабатывать её так же в течениедвух месяцев. Ходить два раза в неделю на тренировки, вставать на полчасараньше или делать зарядку каждый день — пусть подросток выберет цель, котораяего увлечёт.

3.     Укреплениесамоконтроля: подростку нужно каждый день следить за тем, на что обычно он необращает внимания. Например, записывать, сколько времени он проводит вИнтернете или что ест на завтрак в школе. Это не только поможет в развитии силыволи, но и повысит осознанность в жизни.

4.     Дляотслеживания успехов предложите подростку сделать специальный трекер и каждыйдень отмечать в нём выполненные задания — это очень мотивирует. Для началалучше выбрать только одно упражнение на тренировку силы воли и сфокусироватьсяна нём. Так будет больше шансов, что ребёнок не сойдёт с намеченного пути.

В завершении хотелось бысказать одну известную фразу:

«Трудно- не значитневозможно. Это значит, что придётся потрудиться!»


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.77%
НЕТ
41.23%
Проголосовало: 1089

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет