Тайныродного языка
«Самоваркипит – уходить не велит»
(впомощь учителю)
Подготовила
учительначальных классов
МБОУ«Еленовская школа №2
Волновахскогорайона»
ГудыменкоВ.Г.
Самовары появились в Россиисравнительно недавно – в середине XVIIIстолетия, когда стали пить чай и кофе. Однако задолго до этого знаменательногособытия в русской домашней утвари существовали многочисленные сбитенники исосуды-кухни (их называли» кухни-самовары»), которые могли «сами варить».
Сбитенник-это своего рода чайник,внутри которого проходила труба с поддувалом -главная деталь нагревательногоприбора. Называли эти сосуды так потому, что в них готовили сбитень -горячий,забытый теперь напиток, сваренный из меда, лечебных трав -шалфея,зверобоя – ипряностей. Соблазнительно было в крепкий мороз выпить стаканчик горячегосбития.
«Кухня-самовар»по своей форме напоминала братину, один из самых распространенных в ДревнейРуси сосудов. Внутренняя часть «кухни» разделялась перегородкой на две иличетыре части, так что в ней можно было одновременно приготовить несколькокушаний или напитков. В «кухне» не было носика и крана, и потому пищу доставалиособым черпаком, по форме напоминающим старинный русский ковшик.
Эти два старых нагревательных сосуда дали будущему самовару егоконструкцию.
Когда и где был сделан первыйсамовар? Вряд ли можно ответить на эти вопросы. Известно, что производствосамоваров со второй половины XVIIIвека было в Москве,Петербурге, Ярославле и Архангельске, но главным «самоварным центром»становится Тула, старый русский город, который славился своей металлообрабатывающейпромышленностью. Первую известную нам тульскую самоварную фабрику основал в1778 году Иван Лисицын. Искусные тульские мастера быстро освоили выделкусамоваров. Многие оружейники становились во главе самоварных заведений.
Обычнопод такие заведения отводилась деревянная или каменная изба, которая состоялаиз двух-трех помещений: там располагались мастерская и кузница. Инструменты усамоварных дел мастера были самые простые: молотки, клещи, ножницы и кобылиныразной формы (своего рода наковальни). Для производства использовалась краснаяи желтая медь или томпак (сплав меди и цинка).
Работа самоварника -так называлимастера, который делал самовар, начиналась с этапа весьма ответственного –отборки материала. А происходило это просто: по листу меди проводили шилом иликрючком. Если процарапанная линия была желтой и непрерывной, то такая медь шлана изготовление большого цилиндра самовара. Если же желтая линия прерываласьчерными полосками (что указывало на примесь окиси меди), то из такого листавыделывали жаровую трубу или мелкие детали, которые не подвергались точениюиполировке, ибо в противном случае на поверхности появились бы черные пятна иполосы. Обычно самовар делали в 12 приемов. И одной из основных операций быланаводка, когда из листа меди спаивался широкий цилиндр- корпус самовара- и дваменьших цилиндра для кувшина (жаровой трубы) самовара; затем молотками «наводили»,то есть придавали самовару нужную форму: вазой, рюмкой, шаром, бокалом и т.д.Нередко наводка повторялась12-14 раз. Одновременно внутренняя стороназачищалась и покрывалась полудой. Отдушины, поддоны и конфорки пробивалипрессом, а литые части самовара-краны и ручки -обрабатывал слесарь.
После тогокак все части были готовы,самовар собирали, затачивали, заделывали поддоны и клеймили. За месяц одинмастер мог сделать 10 простых самоваров или 4-5фигурных. Счет самоварам велсяна пуды или дюжины(12шт.).
Любопытно, что в состав дюжинывходили определенные по размерам самовары (размер самовара в вершках (вершок-4,4 см) определялся длиной окружности корпуса самовара в том месте, гденакладывается крышка): два-13 вершковых, по три-14 и 15, по два – 16 и 17 вершковых.
«Пудсамоваров» в 1854 году стоил 17 рублей, а стоимость одного самовара была от 6до 10 рублей.
Известны ли имена самоварников, ведь,как правило, на самоварах было принято ставить клеймо владельца самоварногопроизводства? В документах самоварных фабрик Тульского архива удалось найти,что в 1835 году в Туле работали Илья Федоров, Василий Петров, Герасим Тимофеев,Иван Федоров. В 1844 году Гаврила Иванов, Иван Данилов, Максим Никитин. В40-50-е годы XIXвекачисло самоварных заведений доходит до 70-80.
Во второй половинеXIXстолетия выделяются уже крупные самоварные фабриканты: Баташовы, Балашовы,Воронцовы, Ваныкины. Каждая мастерская старалась сделать какой-то новый видсамовара, чтобы отличиться от соседа. На форму самовара влияла и мода тоговремени. На протяжении полутора веков русские мастера, особенно тульские,создали интересные образцы самоваров самых разнообразных видов и фасонов,оригинальных по своим силуэтам и формам, в которых отразились своеобразныечерты и национальные традиции художественной обработки металлов.
Если дляXVIIIвека характерны формы, напоминающие чайник и братину. то уже в началеXIXвека их сменили самовары -бочоночки на поддоне с носиком в виде дельфина исамовары в виде античной амфоры (влияние стиля ампир). В 30-40-е годыпоявляются более простые, цилиндрические самовары -граненые и вазообразные. В50-60-е годы наряду с цилиндрическими бытуют самовары-шары, самовары в видепрямоугольного ящика (у последних эта форма оправдана тем, что они не былигромоздки при перевозке, ножки у них отнимались). Тульская фабрика наследниковВ.С.Баташова, основанная в 1840 году и получившая более 20 наград на выставкахв Петербурге, Одессе и Париже, 1904 году выпускала около 50 различных формсамоваров.
Прошли годы. Тулу и поныне называют«Самоварной столицей». Теперь здесь выпускают электрические самовары, которыепо своей форме и художественному оформлению продолжают замечательныетрадиции тульских самоварников.