МУНИЦИПАЛЬНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№51г.ТВЕРИ
индивидуальныйпроект:
Ценностныеориентации современных подростков
Выполнила:
Ученица8а класса
МовсесянМилена
Руководитель:
Учительистории и обществознания
КирилловаА.А.
Предварительное оценивание _____________________
(баллы/отметка)
«___»_________20___г.
Руководитель проекта__________/_____________
(подпись) (расшифровка)
Публичная защита: ______________________
(баллы/отметка)
Суммарный балл: ______________________
(баллы/отметка)
протокол №_____ «___»_________20___ г.
Председатель комиссии __________/______________
(подпись) (расшифровка)
Тверь
2023
Содержание
Раздел1. Теоретические основы подростка и его ценности. 7
1.1. Понятие«подростковый возраст». 8
1.2. Понятиеценности и ценностные ориентации. 11
1.3Классификация ценностей. 15
Раздел2. Исследование ценностных ориентаций подростков в образовательном учрежденииМОУ СОШ №51. 17
2.1.Анализ результатов исследования и общие рекомендации по формированию ценностейу подростков. 18
Паспорт проекта
№ |
Наименование пункта |
Описание |
1 |
Название проекта |
Ценностные ориентации современных подростков |
2 |
Автор проекта |
Мовсесян Милена, ученица 8А класса МОУ СОШ №51 г.Твери |
3 |
Тип проекта по доминирующей деятельности |
Исследовательский |
|
Проблема, на решение которой направлен проект |
Узнать какие ценности на сегодняшний день у современных подростков |
4 |
Целевая аудитория |
Подростки МОУ СОШ № 51 |
5 |
География реализации проекта |
МОУ СОШ №51 г. Твери |
6 |
Цель проекта |
Выявление ценностей современных подростков |
7 |
Задачи проекта |
· Изучить понятия «ценностные ориентиры» и «подросток»; · Определить классификацию ценностей; · Провести анкетирование подростков МОУ СОШ № 51 по методу Милтона Рокича, с целью выявления ценностей подростков; · Проанализировать результаты исследования и выработать общие рекомендации. |
8 |
Сроки реализации проекта |
1. Подготовительный этап – ноябрь-декабрь 2022г. 2. Основной этап – декабрь 2022-январь 2023г. 3. Аналитический этап – январь-февраль 2023г. |
9 |
Ресурсное обеспечение проекта |
· Анкеты для обучающихся, компьютер, принтер
|
10 |
Ожидаемые результаты проекта |
· Узнать какие ценности преобладают у подростков: · Познакомить учащихся с классификацией ценностей; · Выработать общие рекомендации |
11 |
Аннотация проекта |
Данная работа посвящена рассмотрению ценностей подростков. Ценности являются неотъемлемой частью каждого человека, важно узнать какие они у современных подростков, так как подростки являются будущим нашей страны. |
Введение
Человеку свойственно ценностное восприятие мира. К любому явлениюокружающего мира он относится, отталкиваясь от своего мнения. Поэтому важно,уже с подросткового возраста формировать ценностные ориентиры. Именно от них будет зависеть смысл и образ жизни человека.
В современном обществе, где происходит частые изменения в социуме,политике и экономике, особенно тяжело приходится подросткам, у которых ещё несформировалась система ценностей. Уровень духовно-нравственного воспитаниянизкий, от чего происходит равнодушное отношение к жизни, безразличие к себе иокружающим людям, апатия, отсутствие духовности и нравственности будущегопоколения.
Старшему поколению сложноадаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей, амолодому поколению еще сложнее в этом плане, так как у него своей системыценностей еще нет, а если и есть, то условная и вообще ценности как таковые дляподростков относительны. В своейработе я хочу помочь подросткам разобраться самим в себе.
Актуальность: всовременных условиях уровень сформированности нравственных ценностей уподрастающего поколения очень низкий. Данная тема обладает большой значимостьюв условиях современного мира.
Цель проекта: целью работы является выявление ценностей современныхподростков.
Задачи проекта:
1. Изучить понятия «ценностныеориентиры» и «подросток»;
2. Определить классификациюценностей;
3. Провести анкетирование подростковМОУ СОШ № 51 по методу Милтона Рокича, с целью выявления ценностей подростков;
4. Проанализировать результаты исследованияи выработать общие рекомендации.
Нашасегодняшняя жизнь проходит под знаком перемен в обществе, и от нашегосегодняшнего выбора путей развития зависит наше будущее. Выбор современныхподростков закладывает основы их будущего положения, и этот выбор или жизненные ценности формируются не без помощи старшего поколения,поэтому необходимо узнать какие же ценности сегодня у современных подростков ипомочь им в них разобраться.
Раздел 1. Теоретические основы подростка и его ценности
Ценности каждого человека — это целый мир: сложный,динамичный, противоречивый. Ценностью является для человека все, что имеет длянего определенную значимость, личностный или общественный смысл. «Ценности –это идеи, идеалы, цели, к которым стремиться человек и общество. Ценностиобъединяются в систему, которая изменяется с возрастом и обстоятельствамижизни»[1]. Функции ценностей разнообразны. Ониявляются: ориентиром в жизни человека; необходимы для поддержки социальногопорядка и выступают как механизм социального контроля.
Формирование личностной ценностной структуры индивида выступаетважнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человекстановится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений.
По мнению подростков, ценности — это то, что важно для человека, кчему он стремиться в течение всей своей жизни. Именно в подростковом возрастеначинает устанавливаться определенный круг интересов. Этот круг являетсяпсихологической базой ценностных ориентаций подростка. В этом разделе мырассмотрим кто такой подросток и понятие ценностных ориентаций.
1.1. Понятие «подростковый возраст»
«Подростковый возраст — период вразвитии человека, переходный этап между детством и взрослостью»[2].
Дать определение слову подросток, достаточно тяжело, так каккаждый автор выделяет свои определенные отличия. Анализируя литературныеисточники, мы можем сделать вывод, что подросток — это юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте.Главным отличием подростка от молодёжи является возраст, современная наукаопределяет подростковый возраст в зависимости от страны икультурно-национальных особенностей, а также пола (в основном от 12—14 до 15—16лет).
Обычно этот возраст называют переходным. В это время у подростковвозникают частые трения с родителями, кто-то из подростков ищет себя, свои целив жизни, увлекается философией, стремитсябольше узнать о противоположном поле. Так и возникают отношения междуподростками и общение подростков. Подростковый возраст — сложный и во многомпротиворечивый период жизни ребенка. Резкие изменения, происходящие в физическоми психологическом облике, особенно бросаются в глаза родителям и педагогам.
Кто такой подросток? Это человек, который не может жить безсовременных компьютерных технологий. Это тот, кто может услышать любимогоисполнителя за три квартала, и не слышит маму из соседней комнаты. Это ученик,который тратит 12 минут на изучение урока по истории, однако тратит 12 часов на«посиделки» в социальных сетях или освоение новой компьютерной игры. Современныйподросток не мыслит себя без гаджетов, его большая часть времени тратитьсяименно на освоение новых тенденций, который диктует мир.
Самая большая трудность подросткового возраста – это одновременнаяочень мощная перестройка организма и психики ребенка.
В раннем подростковом возрасте ребенок переходит в среднюю школу,где организация учебной деятельности существенно отличается от начальной.Вместо одного педагога появляется много, каждый со своими требованиями иустановками. Способы подачи материала становятся более сложными. В старшейшколе к сложности материала добавляются повышенные требования родителей ккачеству оценок и уровню знаний, поскольку стоит вопрос о поступлении впрофессиональные учебные заведения. Все это приводит к серьезной психологическойнагрузке, которая может сказаться на качестве успеваемости.
«Психологи разделяют подростковый период на две фазы:
· Негативная фаза — этоотмирание старой системы ценностей и интересов, активное неприятие происходящихвнутри перемен. Ребенок чувствует, что происходят изменения, но психологическик ним еще не готов, отсюда его раздражительность, апатия, постоянноебеспокойство и недовольство
· Позитивная фаза — подростокготов принять и осознать происходящие перемены. У него появляются новые друзья,интересы, он способен к коммуникациям на новом качественном уровне, возникаетчувство зрелости, эмоции становятся более устойчивыми»[3].
Именно в период позитивной фазы у подростка появляются устойчивыеувлечения, ярко проявляются творческие таланты. Если в 10-12 лет подросткивыбирают друзей по территориальному принципу (вместе учатся, рядом живут), то встаршем подростковом возрасте круг знакомых формируется на базе общих интересови увлечений.
Таким образом можно сделать следующий вывод: подросток — это юноша или девушка находящиеся в переходном возрасте (от 12 до 16 лет), имеющие рядотличий.
1.2. Понятие ценности и ценностные ориентации
Что же такое ценностные ориентации? «Ценностные ориентации –важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытоминдивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое,существенное для данного человека от незначимого несущественного»[4].
Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоеннойсоциальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое разграничениемежду этими понятиями отсутствует.
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностныхновообразований, выражают сознательное отношение человека к социальнойдействительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию егоповедения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности.Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностьюличности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторонунаправленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, кдругим людям, к себе самому, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни».«Ценностные ориентации – способ дифференциации объектов действительности по ихзначимости (положительной или отрицательной)»[5].
Всемирно известныйпсихолог Милтон Рокич определял ценности как «устойчивое убеждение в том, чтоопределенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнеес личной или социальной точек зрения»[6].
В жизнисовременной молодежи главными приоритетами являются: успешная карьера, семья,дружеские отношения, построение полезных связей, возможность реализовать себя втворчестве или своих увлечениях.
Результатысоциологических исследований говорят, что в «ТОП-10» жизненных ценностейсовременной молодежи входят такие ценности как: семья, материальноеблагополучие, друзья и здоровье, интересная работа, и справедливость. Напоследнем месте стоит религиозная вера. Поговорим о каждой из этих ценностей поотдельности.
· Семья. Общее представление о семье у большинства людей такое:Семья – союз любящих людей, основанный на взаимопомощи, взаимопонимании, атакже продолжении рода. Слово «семья» ассоциируется у многих с такимипонятиями, как: дом, дети, уют, счастье, веселье, радость, дружба. Она являетсяосновным институтом социализации. Поэтому семья ценится современной молодежьюбольше всего.
· Материальное благополучие. Главным стремлением каждого человекастало его личное материальное благополучие. Ценность оплаты труда сталацениться больше, чем свобода и интересная работа. Традиционные ценности хоть ине потеряли своей важности, однако желание молодых людей быть успешными ибогатыми ощущается намного сильнее.
· Друзья и общение. Молодость – это период наиболее интенсивного иэмоционального общения со сверстниками и групповой жизни. Это время, когда мыкак никогда хотим быть понятыми и принятыми. В этом возрасте мы начинаем ценитьдрузей, их отношение к нам, их готовность прийти на помощь, поддержать нас.Порой нам кажется, что друзья ближе и роднее, чем семья, что они понимают насбез лишних слов – достаточно одних эмоций.
· Здоровье – естественная, абсолютная, жизненная ценность. Это однаиз основополагающих ценностей человека. Без здоровья невозможносбалансированное существование человека в обществе. Несмотря на большуюзначимость здоровья, данные социологических опросов показывают, что здоровье невходит в лидирующую группу ценностей.
· Интересная работа. Имея работу по душе, человек реализует себя,раскрывает свои творческие способности, строит карьеру. Интересная работа даетвозможность проводить время не только с пользой, но и с удовольствием. Однако,мало кто может похвастаться тем, что он каждый день ходит на работу с радостью.Многие выбирают ту или иную профессию с целью просто зарабатывать деньги или жеиз-за престижности. Но со временем человек ощущает себя несчастным, он жалеетоб упущенном времени и начинает ненавидеть свою работу.
· Религиозная вера – прививает верующим систему ценностныхориентаций – идеи и нормы, вытекающие из веры в существованиесверхъестественного мира. Религиозная вера на современном этапе развитияобщества занимает последнее место в системе ценностей.
Таким образом, мы можемувидеть, что молодое поколение стремится иметь связи, деньги, возможностьуправлять другими, но никак не активную жизнь, связанную с полезной, не толькодля самого человека, но и для общества в целом, деятельностью. В сознаниисовременных подростков зачастую нет четкой картины мира, системы норм поведенияи установок.
1.3 Классификацияценностей
Мирчеловеческих ценностей невероятно многообразен. Классифицировать ценностивозможно по многим основаниям. Критерием их классификации могут бытьобъективные характеристики явлений, выступающих ценностями.
Однойиз самых распространенных и обобщающих типологий ценностей является ихразделение на ценности — цели и ценности- средства.
Врамках собственно социологического анализа ценностей их разделение наценности-цели и ценности — средства предпринял М. Рокич. Он делит человеческиеценности на терминальные (для него это главные ориентиры поведения личности ,ее цели и идеалы) и инструментальные ( средства достижения поставленных целей иреализации идеалов). Терминальные ценности Милтон Рокич , в свою очередь ,подразделяет на личностные и социальные , а инструментальные — на ценностиморали и ценности компетентности.
Темне менее, следует полагать, что разделение ценностей на два основных типавесьма относительно, как и любая другая типология.
В соответствии с основными сферами общественной жизни обычноразличают три группы ценностей:
1. «Материальные ценности — этоценностнозначимые природные объекты и предметы, т. е. средства труда и вещинепосредственного потребления. К природным ценностям относятся естественныеблага, заключенные в природных богатствах. А к предметным ценностям — предметыматериального мира, созданные в результате человеческого труда, а также предметыкультурного наследия прошлого;
2. Социально-политическиеценности — это ценностное значение социальных и политических явлений, событий,политических актов и действий. К социально-политическим ценностям, как правило,относят социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, атакже прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветаниюобщества, укреплению мира и сотрудничества между народами;
3. Духовные ценности — этонормативно-оценочная сторона явлений общественного сознания, выраженная всоответствующих формах. Духовными ценностями принято считать ценности науки,морали, искусства, философии, права и т. д»[7].
При всем своем различииматериальные, социально-политические и духовные ценности тесно взаимосвязаны, ив каждом из видов имеется аспект другого вида ценностей. Есть ценности, которыеможно отнести и к материальным, и к социально-политическим, и к духовным. Это,прежде всего ценности, имеющие общечеловеческую значимость. Среди таковых —жизнь, здоровье, свобода и т. п.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует большоемножество концепций и теорий по определению ценностей и ценностных ориентаций.Но главным является, то, что ценность не существует «сама по себе», апроявляется как элемент действий индивида и социальной группы. Ценности могутявляться как абсолютными в виде Бога, могут заключаться в виде материальных инематериальных предметах, либо в самом человеке, в его биологическихпотребностях.
Раздел 2. Исследование ценностных ориентаций подростков вобразовательном учреждении МОУ СОШ №51
Мы провели исследование ценностныхориентиров подростков в нашей школе среди учащихся в возрасте от 12 до 16 лет вколичестве 120 человек. Нам было интересно узнать ценностные ориентирыподростков нашей школы.
Им была предложена шкала ценностейМилтона Рокича. «М. Рокич рассматривалценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способсуществования предпочтительнее, чем иной. М. Рокичразличает два класса ценностей — терминальные и инструментальные:
· Терминальные– убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того,чтобы к ней стремиться;
· Инструментальные– убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности являетсяпредпочтительным в любой ситуации»[8].
Респонденту были предъявленыдва списка ценностей (по 18 в каждом), в списках испытуемый присваивает каждойценности ранговый номер, вначале предъявляется набор терминальных, а затемнабор инструментальных ценностей (Приложение №1).
2.1. Анализрезультатов исследования и общие рекомендации по формированию ценностей уподростков
Таким образом, анкетирование показало,что из терминальных ценностей являются важными следующие ценности: здоровье,наличие хороших друзей, уверенность в себе, развитие, творчество. Менеезначимыми являются: счастье других, возможность расширения своего образования,красота природы и искусства (Приложение №2).
Наиболее предпочтительными свойствамиличности в любой жизненной ситуации для учащихся школы стали: воспитанность(хорошие манеры), исполнительность (дисциплинированность), аккуратность (умениесодержать в порядке вещи, порядок в делах), широта взглядов, самоконтроль,отстаивание своего мнения (Приложение №3).
Итак, нами были проанализированыанкеты учащихся в количестве 120 человек средней общеобразовательнойшколы №51 г. Твери и сделаны выводы о том, что распределение ценностейсовременных подростков можно интерпретировать как неоднородное. Однакозаметна некоторая тенденция доминирования ценностей личностного характера надсоциально-ориентированными. Видно, что для современных школьников свойственны идуховно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.
Для формирования всех этих ценностей учителям иродителям рекомендуется:
· Использовать индивидуальный подход к каждому воспитаннику поформированию и развитию ценностных ориентаций;
· Проводить беседы, классные часы для раскрытия проблемных сторон даннойтематики. А так же привлекать психологов;
· Устанавливать нормы поведения, определять систему ценностей иидеалов, к которым следует стремиться;
· Способствовать развитию познавательного интереса, творческойнаправленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства:проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции,предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашниесочинения и т.д.;
· Обеспечивать профориентационную направленность мероприятий,формируя у учащихся обще трудовые, профессионально важные навыки;
· Способствовать формированию у школьников адекватной самооценки;
· Проводить наблюдения по выявлению склонностей и способностейучащихся.
Заключение
Ценностные ориентации –важнейшие элементы внутренней структуры личности. Они для каждого человекаразграничивают существенное и важное от несущественного. В силу этогоценностные ориентации выступают важным фактором мотивации к действию ипоступкам личности. Осознание того, что выступает значимой ценностью дляпоколения, является одним из самых важных и решающих факторов, определяющихразвитие общества.
Наше исследованиепоказало, что ценности современных подростков отличаются от ценностейпредыдущих поколений. На сегодняшний день у людей друг к другу преобладаетпотребительское отношение, а все духовное отодвинуто на второй план.
Подводя итог всему вышесказанному важно отметить, что главными факторами, влияющими на формированиеценностных ориентаций, являются семья, школа, саморазвитие, средства массовойинформации.
Существенные изменения вжизни общества отражаются на формировании ценностных ориентаций современныхподростков, что проявляется в преобладании ценностей, связанных синдивидуальной, личной жизнью конкретного человека, а также в значительной. Одуховном мире личности можно судить по тому, на достижение каких целей онанаправляет свои усилия. От того, какие ценности будут сформированы у подростковсегодня, от того, насколько, они будут готовы к новому типу социальныхотношений, зависят путь и перспективы развития нашего общества и государства.
Список литературы
1. Баева Л.В. Баев Л.В. Ценностимолодежи в глобализирующемся постнеклассическом обществе / Л.В. Баева; Л.В.Баев // Философия образования. 2005. №1. С. 33-44.
2. Бакиров В., Рущенко И.Молодежь: потребности и возможности / В. Бакиров, И. Рущенко // Соврем. о-во.1993. №2. С. 94-104.
3. Васенина И. Ценностныеориентации студенческой молодежи и экстремизм / И. Васенина // Высш.образование в России. 2007. № 11. С. 116-119.
4. Гадзаова Л.П. Формированиеценностной картины мира у студентов / Л.П. Гадзаова // Высш. образованиесегодня. 2007. № 10. С. 40-42.
5. Добрынина В., Кухтевич Т.Ценностные ориентации учащихся и студенческой молодежи / В. Добрынина, Т.Кухтевич // Alma mater. 2003. №2. С. 13-15.
6. Донских О.А. Трансформацияценностных ориентаций / О.А. Донских // Философия образования. 2005. № 2. С.121-127.
7. Запесоцкий А.С. Дети эпохиперемен: их ценности и выбор / А.С. Запесоцкий // Социол. исслед. 2006. № 12.С. 98-104.
8. Михайлева Е.Г. Ценности иценностные ориентации в современной образовательной среде / Е.Г. Михайлева;Нар. укр. акад. Х.: Изд-во НУА, 2004. 48 с.
9. Научитель Е.Д. Ценностныеориентации молодежи / Е.Д. Научитель // Практ. психология та соц. робота. 1999.№3.- С. 36-38.
10. Петров А.В. Ценностныепредпочтения молодежи: диагностика и тенденции изменений / А.В. Петров //Социол. исслед. 2008. № 2. С. 83-90.
11. Подросток: Словарь русскогоязыка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П.Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
12. Салиев Р.З. Ценностныеориентации молодежи / Р.З. Салиев // Соц. исслед. 1997.№8.
13. Ценностные ориентации современноймолодежи [Электронный ресурс]: http://www.in1.com.ua/article/31402/index.html.
14. Цютина А.Э. Ценностныеориентации современной молодежи / А.Э. Цютина // Открытая школа. 2001. №4. С.43-45.
Приложения
Приложение№1
МЕТОДИКА ЦЕННОСТНЫЕОРИЕНТАЦИИ (М. Рокич)
Инструкция: Сейчас Вамбудет представлен список из 18 ценностей. Ваша задача – пронумеровать их попорядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашейжизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Васнаиболее значима, пронумеруйте ее на первое место. Затем проделайте то же совсеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18место. Работайте не спеша, вдумчиво.
Фамилия, имя____________________________________________________________
Класс_____________________________
Список А (терминальные ценности):
– активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); |
|
–жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); |
|
– здоровье (физическое и психическое); |
|
– интересная работа; |
|
– красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); |
|
– любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); |
|
– материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); |
|
– наличие хороших и верных друзей; |
|
– общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); |
|
– познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); |
|
– продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); |
|
– развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); |
|
– развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); |
|
– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); |
|
– счастливая семейная жизнь; |
|
– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); |
|
– творчество (возможность творческой деятельности); |
|
– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). |
|
Список Б (инструментальные ценности):
– аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; |
|
– воспитанность (хорошие манеры); |
|
– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); |
|
– жизнерадостность (чувство юмора); |
|
– исполнительность (дисциплинированность); |
|
– независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); |
|
– непримиримость к недостаткам в себе и других; |
|
– образованность (широта знаний, высокая общая культура); |
|
– ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); |
|
– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); |
|
– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); |
|
– смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; |
|
– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); |
|
– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); |
|
– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); |
|
– честность (правдивость, искренность); |
|
– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); |
|
– чуткость (заботливость). |
|
Приложение№2
Приложение№3