ВОПРОСЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ, ВОСПИТАНИЯ,ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙИ МОЛОДЁЖИ
Выпуск 22
Киров
2022
1
ББК 74+60+66+67
В74
Ответственныйредактор:
ПоляковА. Г., кандидат исторических наук,
председательИсторико-культурного молодёжного научного общества
«СамобытнаяВятка»
Рецензенты:
кафедрагуманитарных и социальных наук
Кировскогогосударственного медицинского университета
СахаровВ. А., кандидат педагогических наук, доцент
Вятскогогосударственного университета
В74 Вопросы социализации,воспитания, образования детей и молодёжи. Выпуск22. / Отв. ред. А. Г. Поляков. – Киров, изд-во ООО «ВЕСИ», 2022.– 450с.
ISBN 978-5-4338-0225-4
В книгу вошли научные, методические,исследовательские работы научных и педагогических кадров, аспирантов,студентов, членов молодёжных общественных организаций из различных регионовРоссийской Федерации, а также зарубежных авторов.
Основная цель сборника – интеграциямежведомственных ресурсов в сфере создания условий для успешной социализациидетей и молодежи. Издание подготовлено в авторской редакции.
ISBN 978-5-4338-0225-4
Коллективавторов, 2022
Историко-культурное молодёжное научное общество «Самобытная Вятка», 2022
2
М.Н. Кузиванова, социальный педагог,
МБОУ«Основная общеобразовательная школа № 17»,
г.Абакан, Республика Хакасия
ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМАИ ТЕРРОРИЗМА
СРЕДИУЧАЩИХСЯ С ОВЗ
(С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИНАРУШЕНИЯМИ)
Формирование негативного отношения ктаким опасным явлениям в обществе, как экстремизм и терроризм, являетсякомплексной задачей, требующей координированных усилий органов государственнойвласти всех уровней с общественными организациями и объединениями, религиознымиструктурами, другими институтами гражданского общества и отдельными гражданами.[1]
Проблема толерантности такжеактуальна для нашей многонациональной Республики. Появиласьнеобходимость научить детей и подростков находить взаимоприемлемые решения,предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты. Большую роль вданном процессе играет сфера образования.[2]
Среди учащихся с ОВЗ (синтеллектуальными нарушениями), в основной общеобразовательной школе РеспубликиХакасия, работа по профилактике экстремизма и терроризма проходит как в урочноетак и во внеурочное время. Основы толерантности закладываются, начиная смладшего школьного возраста.
Профилактика экстремизма и терроризмасоциальными педагогами включает мероприятия, направленные как на правовоепросвещение школьников, развитие толерантного отношения к окружающим (в томчисле и в межэтнических отношениях), так и на формирование патриотизма, чувствауважения к Родине. Большая роль уделяется формированию чувства взаимоуважениясреди учащихся, воспитанию социально активной личности с опорой на духовные,национальные истоки культуры, уважение к своим правам и правам других людей.[3]
Немаловажную роль играют совместныемероприятия с субъектами профилактики – ОДН УМВД России по г. Абакану, КДН и ЗПАдминистрации г. Абакана, отдела опеки и попечительства ГУО Администрации г.Абакана, ГКУ РХ «УСПН г. Абакана» и др.
В течение учебного года былипроведены мероприятия: беседы – с участием врио начальника ОУР УМВД по г.Абакану по профилактике экстремизма и терроризма для учащихся 8 класса, врамках Дня правовых знаний; с инспектором ОДН УМВД России по г. Абакану «Нетненависти и ксенофобии»; с сотрудником правоохранительных органов обответственности и последствиях участия в несанкционированных митингах,собраниях и шествиях, а также по противодействию идеологии экстремизма итерроризма; с презентацией «Безопасность детей при использовании сети
Интернет» с участием сотрудника правоохранительныхорганов; интерактивные игры
187
– с элементами тренинга «Нет экстремизму итерроризму!» в виде викторины, с презентацией «Интернет – это польза или вред»;распространены памятки – по противодействию экстремизму среди учащихся 1-9классов, для родителей (законных представителей) по профилактике экстремизма итерроризму; размещена информация «Мы против экстремизма и терроризма»,«Экстремизм – угроза обществу» в родительские группы через WhatsApp, Viber; тренинг «Воспитание межкультурныхкомпетенций»; анкетирование в целях своевременного выявления и недопущенияраспространения экстремистской идеологии; классные часы – «День солидарности вборьбе с терроризмом», «Международный день толерантности»; челлендж «Возьмёмсяза руки, друзья!», посвященный Дню народного единства; стенд ко Днюсолидарности в борьбе с терроризмом и др.
Значение данной работы для учащихся сОВЗ (с интеллектуальными нарушениями) достаточно велико. Во время совместныхвнешкольных мероприятий учащиеся получают опыт социализации в обществе. Черезвыполнение практических упражнений, через участие во внешкольных мероприятияхученики лучше осознают важность соблюдениях норм поведения в обществе, осознаютважность бесконфликтного общения. У большинства учащихся, по словам классныхруководителей, улучшилось поведение, они стали более доброжелательными поотношению к своим сверстникам и окружающим.[4]
Литература
1. Мероприятияпо профилактике экстремизма среди обучающихся с ОВЗ (легкая степень умственнойотсталости). URL: https://infourok.ru/meropriyatiya—po—profilaktikeekstremizma—sredi—obuchayushihsya—s—ovz—legkaya—stepen—umstvennoj—otstalosti—
4066335.html/ (дата обращения22.01.2022).
2. Профилактикаэкстремизма среди обучающихся с ОВЗ. URL: https://infourok.ru/profilaktika—ekstremizma—sredi—obuchayushihsya—s—ovz—4067303.html/ (дата обращения22.01.2022).
3. Экстремизмсреди несовершеннолетних. URL: https://nsportal.ru/shkola/sotsialnayapedagogika/library/2021/08/25/ekstremizm—sredi—nesovershennoletnih/ (дата обращения22.01.2022).
188
