Конспект урока по теме: «Лишайники».
Учителя высшей категории ЕвдокимовойСветланы Васильевны.
Форма урока: изучение и первичное закрепление новых знаний наоснове деятельностного подхода.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель урока: для учителя: сформировать у учащихся представлениео лишайниках, как уникальной группе живых организмов, закрепить понятие«симбиоз».
Задачи урока:
Воспитательная: формирование интереса к предмету, живым организмам;эстетическое воспитание учащихся.
Развивающая: умение сравнивать и живые организмы, работать сучебником, тетрадью.
Обучающая: изучить внешнее и внутреннее строение лишайников, питание,размножение. Значение в природе и жизни человека.
Формируемые УУД:
Предметные УУД:
1. Овладеть новыми знаниями олишайниках, их строении и жизнедеятельности.
2. Уметьхарактеризовать особенности внутреннего строения лишайников.
3. Рассказатьна конкретных примерах значение лишайников в природе и для человека.
Метапредметные УУД:
1.Познавательные УУД (ПУУД): уметь давать определение понятиям;устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять сравнение,самостоятельно выбирая основание для конкретной логической операции; строитьлогическое рассуждение; структурировать полученные знания, включая умениевыделять главное и второстепенное.
2.Регулятивные УУД (РУУД): уметь определять тему, цель ипланировать пути ее достижения; самостоятельно оценивать правильностьвыполнения своих действий как в конце работы, так и по ходу ее реализации.
3.Коммуникативные УУД (КУУД): уметь излагать свою точку зрения,отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; слушать, задаватьвопросы, необходимые для организации собственной деятельности, а такжесотрудничества с партнером, учителем; работать в парах (группе).
Личностные УУД (ЛУУД): воспитывать экологическое сознание,признавать высокую ценность жизни во всех ее проявлениях.
Межпредметные связи: Опора на знания по природоведению (4класс), географии (5 класс).
Оборудование: компьютеры у детей, учителя, проектор, презентация»Лишайники»; рабочая тетрадь; раздаточный материал для самостоятельной работына уроке, »Красная книга Н.С.О.»
Ход урока: Взаимное приветствие учителя и класса.
Установка урока:
Я хороший,
Я всё знаю,
Я буду стараться,
У меня всё получится.(слайд 1)
ЭПИГРАФ:
ЧЕМ БОЛЬШЕ МЫ ПОЗНАЁМ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ, ТЕМ ВСЁ БОЛЕЕ НЕВЕРОЯТНЫМИ СТАНОВЯТСЯ ДЛЯ НАС ЧУДЕСА.
ЧАРЛЗ ДАРВИН(слайд 2)
1.Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:
Какие царства вы знаете ?
Как вы считаете могут существовать организмы, которые неотносятся ни к одному из известных вам царств ,а образовать особую группу?
Сегодня на уроке мы должны будем с вами найтиответ Проблемный вопрос:
Существуют ли в природе организмы, состоящиеиз самостоятельных организмов? В чём особенность этих организмов? (слайд 3)
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуальногозатруднения:
При показе слайда с изображением лишайника (слайд4) учительзадает вопросы классу:
— Что это за организм? (Учащиеся высказывают предположения).
— А вы когда-нибудь видели их в природе? (Возможны короткиеответы-рассказы учащихся — ЛУУД).
— Как вы думаете – они нужны природе, человеку? (Учащиесязатрудняются ответить).
3.Выявление места и причины затруднения:
Учитель продолжает диалог:
— А что вы хотели бы узнать о лишайниках? (Ответы учащихся:где живут, как устроены, зачем нужны?). (Сотрудничество с учителем – КУУД).
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема,способ, план, средство):
Учитель предлагает:
— Итак, давайте сформулируем с вами тему урока, продумаемплан по которому мы будем работать (ребята могут предложить изучить внешнее ивнутреннее строение, значение в природе). (Самостоятельное формулирование темыи цели урока — РУУД). (слайд 5)
Составим алгоритм: (слайд 6)
Многообразие и распространение лишайников.
Строение .
Питание .
Размножение.
Распространение.
Значепие.
-Лишайникинельзя назвать ни растениеми, ни грибами . — Лишайники являютсяуникальным творением природы. Загадка биологии лишайников сопоставима сзагадкой мифического сфинкса. Для того ,чтобы приблизится к решению этойзагадки мы должны поближе познакомиться с этими удивительными организмами.
(5 мин.)
-Самостоятельная работа уч-ся.(строение лишайников.) Показ учебного фильма (38 секунд, коллекция ЦОР) «Строение лишайников» |
Ясмотрел кору на ветке,
Сквозь стекло точеное:
Там в ячейках белой сетки
Рыбки спят зеленые.(слайд7)
-Подумайте,имеет ли отношение эта загадка к нашему уроку?Объясните почему вы так думаете?
(слайд8)
-Сговорились Клим с Пахомом
Жить совместно, общим домом:
Клим готовит соль, водицу,
А Пахом зерно, мучицу. (слайд 9)
—-Подумайте,имеет ли отношение эта загадка к нашему уроку?Объясните почему вы так думаете?
-Как жепитаются лишайники (сам. раб .с учебником) , чертят схему втетрадях,(конструирование схемы на магнитной доске), (сверить сэталоном(слайд 10)(7 мин.)
(физминуткадля глаз)
-Самостоятельная работа учащихся с учебником,дополнительным материалом, рабочими тетрадями.(25 мин.)
Показ учебного фильма «Многообразие лишайников»
http://www.youtube.com/watch?v=kNGHzkrtjKg Выберите самое важное и интересное: 1.Среда обитания 2. Размеры 3. Скорость роста 4. Возраст
|
-Размножение,распространение, значение лишайников.
-Лишайники,охраняемые в Н. С. О.(работа с Красной книгой Н. С.О.)
-Итог урока.
Рефлексивно– оценочный этап урока.-
-Наш урок подходит к концу. После занятий выпривычной дорогой пойдете домой. Посмотрите внимательно по сторонам. Теперь увас появились новые знакомые. Не сдирайте их с коры деревьев, не топчите, неворошите палкой. Вспомните, о том, какие усилия прилагают лишайники чтобы выжить на планете, о том что они бесценный дар природы.
-Самооценка учащихся.
-Домашнеезадание.
Всем – стр. 102-106.
Заданиена выбор:1. составить кроссворд по теме «Лишайники» (оценка – «4»)
2. « Представить отчёт в интересной форме (в виде рисунков, стихов ит.д.)
-Почему лишайники называют» пионерами «почвенного покрова? (оценка – «5»)