Конспект урока
Тема «Геологическое время»
7 класс
Автор: Гольцева Елена Викторовна
Цель урока: сформировать представление о геологических науках, изучающих земнуюкору; истории развития Земли; шкале геологического времени.
Задачи урока:
образовательные: способствовать формированию знаний о геологическом времени; обеспечитьусвоение знаний о геологическом времени; организовать самостоятельнуюдеятельность учащихся при определении геологического времени; совершенствоватьумения и навыки работы с таблицей.
развивающие: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать,классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыкиколлективной работы; развивать память и речь.
воспитательные: способствоватьформированию культуры общения и сотрудничества, чувства ответственности зауспехи группы; воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивамучения, воспитывать интерес к путешествиям и открытиям.
Планируемыерезультаты:
Предметные:
· смогутдавать определение понятий: геология, геологическое время, геологические эры ипериоды.
· читать карту «Строение земной коры»,
· характеризоватьэтапы развития Земли.
Метапредметные
Познавательные:
· смогут находить вучебнике достовернуюинформацию,
· анализировать (в т.ч.выделять главное, делить текст на части) и обобщать,
· делать выводы,определять понятия;
Регулятивные:
· определятьцель учебной деятельности
· выдвигатьверсии, выбирать средства достижения цели вгруппе и индивидуально
· планироватьдеятельность в учебной ситуации
Коммуникативные:
· излагать свое мнение,аргументируя его, подтверждая фактами
· понимать позицию другого
· корректировать свое мнение подвоздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность
· создавать устные и письменные текстыдля решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно
· осознанно использоватьречевые средства в соответствии с ситуацией общенияи коммуникативной задачей
· организовывать работу в паре, группе(самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатыватьрешения)
· преодолевать конфликты– договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого
Личностные:
· аргументированно оценивать свои и чужиепоступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (вт.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности
· осознавать свои эмоции,адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояниедругих людей
Решаемаяучебная проблема: какие карты удобноиспользовать для изучения геологического строения Земли?
Основные понятия,изучаемые на уроке: геология,геологическое время, геологические эры и периоды.
Тип урока: интегрированный
Методы и формы обучения: рассказс элементами беседы, показ презентации,организация работы с терминами, работа с учебником.
Оборудование:учебник, географические атласы, геохронологическая таблица, телевизор,компьютер.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯСТРУКТУРА УРОКА (урок с показом презентации).
I. Проверка домашнего задания.
1) Работа с картой атласа (работа в парах).
Учащиеся проверяют друг друга
— назвать и показать материки;
— назвать и показать части света;
— показать крупнейшие острова;
— показать крупнейшие архипелаги.
2) Расположить материки по площади, начиная с наибольшего.
II. Мотивация к учебной деятельности.
В наш век пора уже стыдиться,
Не знать тот мир, где ты живешь.
Быть может, ты из любопытства
О геологии прочтешь. (слайд 1)
III. Актуализация знаний
Давайте вспомним (слайд 2)
1. Что такое горнаяпорода, минерал?
2. Какие существуют видыгорных пород?
IV.Изучение нового материала
Семья геологических наук (слайд 3) – схеманаук (геология, историческая геология, палеонтология, петрография, минералогия,геотектоника).
Учащиеся перечерчивают схему в тетрадь.
Геология – наука, которая изучает историюразвития и строения Земли.
Историческая геология изучаетзакономерности развития земной коры во времени и пространстве с момента ееобразования до наших дней, возраст горных пород.
Палеонтология изучает вымершие древниеорганизмы, сохранившиеся в виде ископаемых останков.
Петрография изучает горные породы, ихсостав, свойства, условия образования.
Геотектоника изучает структуру, движение,развитие земной коры и верхней мантии.
Все эти науки позволили изучить историюразвития Земли. Ученые считают, что возраст нашей планеты 4,6 млрд. лет.
Геологическое время — время, в течениекоторого развивается наша планета.
Шкала геохронологического времени читаетсяснизу вверх. (слайд 4)
Эра – крупный этап развития земной коры.Их пять: архейская, протерозойская, палеозойская, мезозойская, кайнозойская.
Эры делятся на периоды. Периодыпалеозойской эры: каждый (кембрий) отличный (ордовик) студент (силур) должен(девон) купить (карбон) пирожок (пермский). Периоды мезозойской эры: ты(триасовый) юра (юрский) мал (меловой). Периоды кайнозойской эры: палеоген,неоген, антропоген.
Каждая эра и период отличаютсяформированием земной коры, появлением океанов и материков, развитиеморганического мира. В них протекали эпохи складчатости. Мы их можем увидеть накарте «Строение земной коры» (слайд 5).
Учащиеся работают с картой атласа.
Сопоставьте эпохи складчатости с эрами.
Протерозой, начало палеозоя – байкальская,палеозой – каледонская, герцинская, мезозой – мезозойская, кайнозой –альпийская.
А как об этом узнали ученые? Что им помоглонаписать история развития нашей Земли?
Горные породы хранят ответ на этот вопрос.Они помогли определить возраст планеты и рассказать о ее жизни на разныхэтапах.
Физминутка.
Упражнение для глаз. (посмотреть вдаль (вокно), закрыть глаза, посмотреть вблизи. Повторить 5 раз.
Какие есть методы определения возрастагорных пород? Ответ на этот вопрос найдите к следующему уроку в дополнительныхисточниках информации.
Сейчас мы с вами садимся в машину времении совершим путешествие в разные периоды развития нашей планеты. Класс делитсяна 5 групп по эрам, каждая группа знакомится со своей эрой, потом один ученикот группы рассказывает об особенностях своей эры.
V.Закреплениеизученного материала.
1. Учитель дает описание периода, эры, учащиеся должныназвать эру или период. (слайды 6-7)
2. Учитель называет форму рельефа, учащиеся называютскладчатость. (слайд 8)
VI.Рефлексия.
Оцени свою работу науроке. Ответь на вопросы:
Сегодня на уроке яузнал(а)(что?):
Сегодня на уроке янаучился (лась) (чему?):
Самым неожиданным для менясегодня было (что?):
Осталось непонятным(что?):
Оцениваю свою работу на :
Вы сегодня все хорошоработали. Молодцы!
VII.Выставление оценок
VIII.Домашнеезадание. п. 2, записи в тетради, работа сдополнительными источниками информации. (слайд 9).