«РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ НАСОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОСДОУ».
Камынина Елена Геннадьевна
Воспитатель первой категории
МБДОУ « Детский сад № 55»г.Челябинск
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что
в его разум и сердце вошло
из окружающего мира —
от этого, в решающей степени, зависит
каким человеком станет сегодняшний
малыш».
/В.А.Сухомлинский/
Детскийсад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которымвступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическоепросвещение. Без постоянной поддержки и активного участия родителей ввоспитательном процессе педагогу не обойтись. Изменения, происходящие сегодня всфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение егокачества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действийсемьи и детского сада. Поэтому необходим единый курс на создание единогообразовательного пространства как в семье, так и в ДОУ.
Впоследние годы отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитиии образовании своих детей. Поэтому работа с родителями должна иметьдифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, атакже родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностьюДОУ.
Н.К.Крупскаяв своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – этобольшой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей,о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педагогическимминимум, привлечение их к работе детского сада». Она подчеркивала, что детскийсад служит «организующим центром» и «влияет… на домашнее воспитание», поэтомунеобходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи повоспитанию детей.
Т.Н.Доронова считает воспитатель должен заострить внимание родителей на том, чтодошкольное детство – важнейший период в нравственном становлении личности. Отсемейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогическихвоздействий; ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет ватмосфере дружбы, доверия взаимных симпатий.
Непониманиемежду семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, чтомногие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад– место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы,педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями поэтой причине. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко поройобъяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но иобщаться с ним, научить его думать, размышлять. Только в сотрудничествепедагогов с родителями можно решать проблемы разностороннего развития ребёнка,в частности интеллектуального, не пренебрегать потребностями детства.
В.А.Сухомлинский подчёркивал, что задачи воспитания и развития могут быть успешнорешены только в том случае, если детский сад будет поддерживать связь с семьёйи вовлекать её в свою работу. Цели и задачи семьи и детского сада совпадают.Обе стороны желают по окончании детского сада получить одинаковый результат:здорового, смышленого, инициативного и морально адекватного ребенка, которыйсможет успешно продолжить свое образование в школе.
Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочькаждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за времяпребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать восновной деятельности ребёнка те психологические новообразования. И первойинстанцией на пути ребёнка в жизнь является СЕМЬЯ.
Длятого, чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своихвоспитанников.
Цельмоей работы: установление доверительных, партнерских отношений с родителями.Вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Создание условий дляблагоприятного климата взаимодействия с родителями. А также , так как современная семья утратила многие старые добрые традиции, выполнявшихвоспитательные функции , приобщить детей, в сотрудничестве с родителями,к уникальной национальной культуре донского казачества, к их традициям иобычаям, нравственно-эстетическим ценностям. Для скоординированной работы детскогосада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:
-объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
-активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
-работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников;
-установить доверительные партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
-разработать интерактивные формы работы с родителями; Предполагаемыйрезультат моей работы:
Зная,как важна атмосфера доверительных взаимоотношений между воспитателями иродителями. Хочется подробнее остановиться на некоторых традиционных формахвзаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников.
Такаяформа, как анкетирование, никогда не теряет своей актуальности. С цельюизучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установленияконтакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка яначала работу именно с этого метода. Родители моих воспитанников судовольствием отвечали на вопросы, старались дать более полную информацию освоем ребенке. На основе собранных данных я проанализировала особенностиструктуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейноговоспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Этопомогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи,учесть ее индивидуальные особенности. Конечно, были и формальные ответы, но этодало мне почву для размышления, например, как добиться от родителей большейинформации.
Анкетированиеподсказывает педагогам темы бесед с родителями, содержание консультаций,содержание наглядной информации на информационном стенде ив групповых уголках. Мне очень нравиться эта форма взаимодействия сродителями. Мы становимся ближе с семьями, есть возможность узнать о методахвоспитания, о семейных традициях, это очень помогает в планированииобразовательного процесса. Например, анкета «Чего вы ждете от детского сада вэтом году?» помогла понять, чему, по мнению родителей должен научиться ребенок,чем занимается ребёнок дома, чем он увлекается, и в каких мероприятияххотели бы поучаствовать сами родители.
Также,в сборе информации о семьях воспитанников нам помогают такие формыкак интервью и беседа, т.к. с их помощью мы получаем те сведения, которыезаложены в словесных сообщениях родителей. Трудности этой формы взаимодействиязаключаются, опять же, в тотальной занятости родителей, неспособностьюправильно выбрать время для беседы, когда готовы обе стороны и воспитатель иродитель. Но интервью и беседы позволяют нам не только услышать ответы, но иувидеть эмоциональный отклик родителя, позволяют более подробно обсудить успехии трудности в воспитании ребёнка и найти общие пути решения проблем.
Вработе по вовлечению родителей в совместную деятельность эффективнытрадиционные формы:
коллективные,индивидуальные, наглядно-информационные – и нетрадиционные формы:информационно-аналитические, досуговые, познавательные.
Можновыделить критерий – «включенность» родителей в образовательный процесс. Этот критерийотражает количественные показатели присутствия родителей на групповыхмероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствиеродителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведенииэкскурсий, тематических занятий; участие в выставках, посещение «Дня открытыхдверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Такжеможно выделить качественные показатели: инициативность, ответственность,отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такойанализ позволяет выделить три группы родителей:
– родители– лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в образовательном процессе,видят ценность любой работы детского учреждения;
– родители– исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации;
– родители– критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участниковобразовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активныеучастники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей;заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов;равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». Такой анализ даетвозможность дифференцированного подхода к родителям во время проведениясовместных мероприятий.
Положительныерезультаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных формсотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллективадошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Далеея решила продолжить свою работу с родителями необычным путем, используя досуговоенаправление.
Япоставила перед собой следующие задачи: установить теплые , доверительныеотношения , эмоциональный контакт между мной и родителями , родителями идетьми. Это направление оказалось востребованным, полезным , но и самымтрудным. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяетродителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, сравнить его с другимидетьми , увидеть трудности во взаимоотношениях , посмотреть , как делают этодругие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком ,но и сродительской общественностью в целом.
Мноюбыли проведены такие мероприятия:
-праздники: «День Матери», «Наши папы!», «День матери», «Казачьи забавы, «Пасха», «Зимние забавы»;
-спортивные досуги : «Мама, папа, я –спортивная семья».
Проводятсяконкурсы между группами, родители проявляли не меньшую фантазию и смекалку вразличных . Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, яразработала определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:
-выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей;
-консультации для родителей;
-составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
-распределение ролей взрослых;
-подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
-индивидуальные встречи и консультации;
-изготовление атрибутов, пособий.
Кгрупповому родительскому собранию я готовлюсь заранее, объявление вывешиваю занесколько дней. Повестка дня собраний бывает разной, с учётом пожеланийродителей. Например, «Знаете ли вы своего ребёнка?», «Воспитание послушания удетей» и др. Не оставляю без внимания и тему по безопасности жизнедеятельностидошкольников: «Чтобы избежать беды, с автокреслом ты води», «Чтобы не былопожара», «Сбереги ребёнка на дороге», «Как проверить умение ребёнка правильновести себя в опасных ситуациях», «Терроризм и дети» и другие.
В группе были созданы уголкиродители принимали участие: 1.нравственно — патриотического воспитания, где дети могут в условиях ежедневного свободного доступа пополнятьзнания о родном крае, о малой Родине, стране- оформлен мини-музей «Моя малая Родина». Дошкольники чувствуют свою причастность кего созданию, так как являются соавторами. Имеются альбомы с иллюстрациями и фотографиями видов родного города, района ,а так жедидактические игры,игры –ходилки,самовар,макет –русской избы.
2.уголок эксперементирования,родителисделали альбом ткани(образцы,выкрайки ,лекало)детям очень нравится играть,оченьмного разного природного материала.
3.в уголок ряжеия родителипополняют костюмами к разным праздникам.
У меняпоявилась возможность дифференцированного подхода к родителям во времяпроведения совместных мероприятий.
Положительныерезультаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных формсотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллективадошкольного учреждения и членов семей воспитанников.
Послеэтого я выбрала следующее направление- Познавательное.Этообогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
Дляскоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собойнеобходимость решить следующие задачи:
1.Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
2.Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
С этойцелью я начала использовать такие активные формы и методы работы с родителямикак: родительские собрания, консультации, выставки детских работ, изготовленныхвместе с родителями, дни открытых дверей,
совместноесоздание предметно – развивающей среды, работа с родительским комитетом группы,беседы с детьми и родителями, тренинги,
мастер-классы.
Хотелосьбы сказать ещё об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждыйчеловек, сделав какую-либо работу, нуждается в оценке своего труда. В этомнуждаются и наши родители.
«Похвалаполезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», –писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде.Поэтому нашимродителям выдаем ,грамоты,дипломы,благодарственные письма.
Организациявзаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий ирецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога,его умением стать профессиональным помощником семье.
Врезультате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения сродителями повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; культурамежличностного взаимодействия детей в группе. Даже спустя время после окончаниядетского сада связь семьи с детским садиком не теряется, а продолжаетсуществовать.
Яне останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества сродителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каковчеловек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что нашидети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Василий Александрович Сухомлинский сказал:
«Дети– это счастье, созданное нашим трудом.
Занятия,встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда.
Но,ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети,
когдаих глаза наполнены радостью».
«Список литературы»
1. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями вдетском саду: Этнопедагогический подход. – М.: ТЦ Сфера, 2005. –(Приложение к журналу «Управление ДОУ».
2. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитаниидошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Единое образовательное пространство детскогосада, семьи и социума/Авторы и составители: Т.П. Колодяжная, Р.М. и др. –Ростов-н/Д, 2002.
4. Дронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями:пособие для работников дошкольных образовательных учреждений – Москва, 2002.
5. Федеральный государственный образовательныйстандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования инауки РФ от 17 октября 2013г. №1155) Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября2013Г. Регистрационный № 30384.
6. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А.Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика – Синтез.