УрбинаЕлена Сергеевна,
учительначальных классов, МБОУ ГИЛ №102, г. Ульяновска,
Развитиетворческого мышления и творческих способностей учащихся в условиях реализацииФГОС на уроках русского языка.
Аннотация:встатье рассматривается тренинг творческого мышления обучающихся 4 класса науроках русского языка с использованием моделей формирования творческой личностиучащихся в НФТМ-ТРИЗ.
Ключевыеслова:триз-педагогика, методы решения изобретательских задач, нестандартные задачи,творческая активность.
Теория решенияизобретательских задач (ТРИЗ) занимает важное место в современном развитии ивоспитании ребенка. ТРИЗ – это научно-практическое направление по разработке иприменению эффективных методов решения творческих задач, генерированию новыхидей и решений в науке, технике и других областях человеческой деятельности.
Это направлениеразработал и создал известный инженер-изобретатель, писатель-фантаст Г.С.Альтшуллер. Он считал, что «Размышляя над задачей, человек почти всегданачинает «танцевать от печки» — от привычного прототипа, от уже известныхтехнических решений. Это одно из проявлений психологической инерции: нужнопридумать нечто принципиально новое, а мысль прикована к знакомой «картинке»,стоящей перед мысленным взором»
(Альтшуллер Г.С.,журналТехника и наука, 1980, №1— С. 28) [1]И поэтому он уделил немалоевремя анализу данных собранных многочисленными патентными фондами, и пришел квыводу, что в основе всех изобретений лежат одинаковые предпосылки. Выделив исистематизировав их, Г. С. Альтшуллер создал свою теорию, которую нередконазывают не теорией решения изобретательских задач, а теорией поиска правильныхрешений, что гораздо точнее отражает суть метода.
Название этой системы ассоциируется скорее с научнымтворчеством, чем с воспитанием детей, однако и в воспитании детей использованиеданной методики дает очень эффективные результаты. Эффективное использованиеТРИЗ-технологий возможно только после серьезной и длительной подготовки.
Технология ТРИЗвключает в себя различные методы решения изобретательных задач. Под методамирешения изобретательских задач подразумеваются приёмы и алгоритмы, разработанныев рамках ТРИЗ. Таких методов множество, но есть и такие, которыми пользуютсячаще это:
Метод мозговогоштурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming ) — оперативныйметод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, прикотором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большееколичество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общегочисла высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут бытьиспользованы на практике. Является методом экспертного оценивания.
Метод фокальныхобъектов– исходному объекту приписываются свойства изначально ему не присущие, нередкофантастические. Это разрывает шаблонное восприятие системы и позволяет найтинеожиданные решения.
Морфологическийанализ (методморфологического анализа) — основан на подборе возможных решений для отдельныхчастей задачи (так называемых морфологических признаков, характеризующихустройство) и последующем систематизированном получении их сочетаний(комбинировании). Относится к эвристическим методам.
Методфразологизмов с помощью фразеологического метода анализируются различныестороны фразеологии.
Методпикторамм — методэкспериментально-психологического исследования опосредованного запоминания имышления.
Все эти методыдают и преподавателю, и учащемуся интеллектуальные инструменты для формированиятворческого системного мышления, учат смотреть на мир системно и управлятьпроцессом мышления.
Логикапостроения уроков творчества обусловлена целью сделать процесс
обучения подлинноразвивающим. Креативные уроки строятся на основе
инновационнойструктуры, предложенной М. М. Зиновкиной [2–3]:
1 блок – Мотивация(удивление).
2 блок – Содержательнаячасть.
3 блок –Психологическая разгрузка.
Физкультминутка.
4 блок –Интеллектуальная разминка.
5 блок – Перерыв.
6 блок –Интеллектуальная разминка.
7 блок – Содержательнаячасть.
8 блок – Компьютернаяинтеллектуальная поддержка.
9 блок – Резюме.
Переход от одного этапак другому делает урок интересным и обучающимся на уроке комфортно, они хотятработать и открывать для себя новые знания.
Эти этапы урока можноуспешно использовать на уроках русского языка. Где обучающимся четвертогокласса откроется новое знание.
Технологиисистемы НФТМ-ТРИЗ успешно сочетаются с групповыми формами работы. При совместнойдеятельности обучающимся начальных классов комфортно включиться в активнуюработу на уроках.
В данной статьерассматривается урок по русскому языку на тему:
Тритипа склонения имен существительных.
Цели:
Обучающая: обобщить знанияобучающихся по теме существительное. Познакомиться с тремя склонениями именисуществительного.
Развивающая:
— формироватьустойчивое внимание к учебному материалу;
— формироватьлогическое мышление, умение анализировать, сравнивать;
— развиватьличность с широким интеллектуальным потенциалом.
Воспитывающая: учить работатьв группах, воспитывать культуру общения.
Задачи:
Предметные:
-закреплять умениеопределять склонение имени существительного.
-выявлять сущностьурока;
— уметь обобщать ианализировать знания.
Метапредметные:
ПознавательныеУУД:
— развивать умениеполучать информацию из иллюстраций, схем, текстов.
-на основе анализаобъекта делать выводы;
-обобщать иклассифицировать результаты.
Регулятивные:
-развивать умениевысказывать свои предположения;
— оценивать свои действияв соответствии с поставленной задачей, прогнозировать результаты.
Коммуникативные:
—формироватьумение работать в группе;
-формировать реальнуюоценку не только соей работе, но и работе одноклассников;
Формировать умениеизлагать свои мысли в устной форме.
Личностные:
-развивать умениедавать характеристику окончательному результату своей работы;
-формировать мотивациюк обучению.
Тип урока: урок открытиянового знания.
Методы: словесные,наглядные.
Оборудование: карточки,компьютер.
Приёмы работыобучающихся: индивидуальная,парная, фронтальная.
Блок 1.Мотивация.
Доброе утро, ребята.Сегодня на уроке мы отправимся в увлекательное путешествие в страну котораяназывается «Части речи». В этой стране есть волшебные города. Подумайте и скажите,как они называются. (Существительное, глагол, прилагательное).
— А как вы думаете, какназывается город, жители которого отвечают на вопросы кто? Что?(Существительное).
— Попробуйте определитьтему урока (Имя существительное).
Блок 2 .Содержательная часть.
В каждом городе естьсвои достопримечательности и наш волшебный город не исключение. Сегодня с однойтакой достопримечательностью мы познакомимся. Но для начала давайте вспомним,что тмы знаем об имени существительном (ответы детей).
Обучающимсяпредлагаются слова:
Конь, земля, вода,рука, Юра, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.
Прочитайте слова,найдите общее (имена сущ. в ед. числе, в Им. падеже).
— разделите слова нагруппы, следуя схеме.
Группы
1 2 3
Слова жен.рода, словамуж. рода и слова жен. рода и
и муж. рода сокончаними ср. рода с нулевым среднегорода с
-а,-я окончанием мягкимзнаком
вконце слова
-Что у вас получилось?(ответы детей)
Обучающиеся пользуютсясхемой на протяжении всего урока.
Блок 3. Психологическаяразгрузка.
Физкультминутка.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» (для развитиямежполушарного
взаимодействия) Ребята поочередносначала правой рукой ставят кисть кулачком на стол, потом ребром, потом ладонью.Повторяют с левой рукой, затем двумя руками одновременно.
Упражнение «Рисование восьмерки глазами» (упражнение длястимуляции
мыслительных процессов).
Блок 4.Головоломка.
Давайте попробуем вместедать название трем группам.
(Детям предлагаетсяразгадать слово).
У этого слова будет 9букв.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Назовите 1 букву) вслове. Как называется часть речи, которая обозначает предмет и отвечает навопросы кто? что? (существительное)
с |
|
|
|
|
|
|
|
Представленная информация была полезной? ДА 59.46% НЕТ 40.54% Проголосовало: 1157 |
2. Что хотели найтидядя Федор, Пес, и кот Матроскин? (клад)
с |
к |
|
|
|
|
|
|
|
3. Как называетсяплохое качество, которым не должен обладать трудолюбивый человек (лень).
с |
к |
л |
|
|
|
|
|
|
4.куда любят смотретькоты в свободное от прогулки время? ( в окно)
с |
к |
л |
о |
|
|
|
|
|
5. Чем режут хлеб?
с |
к |
л |
о |
н |
|
|
|
|
6. Кто угостил Адамаяблоком? (Ева)
с |
к |
л |
о |
н |
е |
|
|
|
7. Какая удвоенная согласнаябуква есть в слове «манная»? (н)
с |
к |
л |
о |
н |
е |
н |
|
|
8. Какой союз говоритнам о том, что предложение еще не закончено? (и).
с |
к |
л |
о |
н |
е |
н |
и |
|
9. Какая последняябуква в слове существительное? (е)
с |
к |
л |
о |
н |
е |
н |
и |
е |
Как называется«достопримечательность», которая состоит из трех групп слов (Три группы слов называетсясклонением).
Блок 5.Интеллектуальная разминка. На экране вы видите слова. Ваша задача,распределить слова на три группы. Что вам понадобиться для выполнения этогозадания? (схема трех склонений имени существительного).
Слова: Шутка, дядюшка,земля.
Рыбак, дело, печенье.
Дверь, сирень, ночь.
Послевыполнения данного упражнения коллективная проверка.
Ребята, как вы думаете,если слова поставить в другом падеже и числе, мы сможем определить склонениесуществительно? (ответы детей).
Блок 6(содержательная часть)
Вы отлично справились сзаданием.
Обучающиеся делятся нагруппы по 4 человека. Каждой группе выдаются карточки со словами (по одномуслову на каждой карточке Обучающиеся вначале должны выделить окончание всловах, затем разложить их в 3 конверта. Первый конверт-1 склонение, второй- 2склонение, третий-3 склонение.
Слова: улыбка, тётя,переписка.
Конь, повидло, варенье.
Скатерть, мать, мышь
Проверкаосуществляется следующим образом. Каждая группа осуществляет самопроверку. Беремпервый конверт (правильные ответы появляются на компьютере, дети откладывают всторону слова, которые не должны попасть в конверт. Затем подсчитываютколичество слов, попавших в конверт.
Какие знанияпригодились при выполнении данного задания? (ответы детей).
Ребята, как вы думаетемы хорошо познакомились с необычной «достопримечательностью» нашего волшебногогорода под названием «Имя существительное»? (ответы детей).
Давайте закрепимполученные знания интересным заданием.
Блок 7.Компьютерная интеллектуальная поддержка.
Детям предлагаетсяпоработать на компьютере.
На экране появляютсятри домика.
Ребята, как называется первый домик,второй, третий? Заселите каждый дом жителями, словами.
По щелчку мыши дети расселяют «жителей»(слова) в домики.
Блок 8. Резюме.
-Ребята, с какой темой урока вы сегодняпознакомились?
-Сколько склонений у существительногоможно выделить?
— Чему научились?
— Что осталось непонятным?
Ответы обучающихся.
Давайте попробуем дать оценкусегодняшней работы. На парте у каждого ученика приготовлены карточки. На однойсмайлик с улыбкой, на другой грустный. Дети дают оценку своей работы.
Ссылки наисточники:
1. Альтшуллер Г.С., журналТехника и наука, 1980, №1— С. 28 [Дата обращения 6.07.2018].
2. Зиновкина М. М.,Гареев Р. Т., Горев П. М., Утёмов В. В. Научное творчество: инновационные методыв системе многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ:учебное пособие. Киров: Изд-во Вят ГГУ, 2013.
3. Утёмов В. В.,Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихсяв педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Современные научные исследования. Выпуск1. – Концепт. – 2013. – ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm –Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. – ISSN 2304-120X
4. Зиновкина М. М. НФТМ-ТРИЗ:Креативное образование ХХ1 века. Теория и практика.- М.:МГИУ, 2008.-306 с.