Доклад на тему: Общиеосновы корригирующей гимнастики.
Составил: ИванчукЛариса Дмитриевна педагог дополнительного образования.
Общие основы корригирующейгимнастики.
Физическая активность-одно из важныхусловий жизни и развития человека. Её следует рассматривать как биологическийраздражитель, стимулирующий процессы роста, развития и формирования организма.
Физическая активность зависит отфункциональных возможностей обучающихся, их возраста, пола, здоровья.
Физические упражнения приводят к развитиюфункциональной адаптации. Физическая активность с учетом социально-бытовыхусловий, экологии и других факторов изменяет реактивность, приспособляемостьорганизма.
Профилактический и лечебный эффект придозированных упражнениях возможен при соблюдении рядапринципов-систематичности, регулярности, длительности, дозировании нагрузок,индивидуализации.
Средства корригирующей гимнастики.
Основными средствами являются физическиеупражнения, которые делят на следующие: гимнастические (общеразвивающие, активныеи пассивные, без снарядов и на снарядах); спортивно-прикладные (ходьба, бег,бросание мячей-набивных, баскетбольных и др., прыжки, плавание, гребля, ходьбана лыжах и др.): игры (малоподвижные, подвижные, спортивные).
Гимнастические упражнения выполняютсяв определенных исходных положениях, с определенной амплитудой, скоростью,повторяемостью. Они развивают силу, выносливость, координацию, улучшаютподвижность в суставах и др.. Гимнастические упражнения можно условно разделитьпо анатомическому признаку: упражнения для мышц шеи. Ног, туловища, брюшнойстенки, тазового дна и др.; по методической (педагогической) направленности:упражнения на координацию, выносливость, растягивание, равновесие, силу и др.;по характеру активности их выполнения: пассивные, активные, пассивно-активные,идеомоторные.
Статические упражнения проводятсяв виде напряжения мышц, удержания гантелей, набивных мячей. Гирь, удержаниесобственного веса. Статические упражнения применяют для укрепления мышц иразвития силы и выносливости.
Упражнения на растягивание применяютв виде различных сгибаний, в суставах с последующей фиксацией сустава всогнутом положении (2- 10 сек.) Используют для снятия напряжения, приповышенном мышечном тонусе.
Упражнения на расслабление. Их применяют для снятия утомления (во время проведения занятий), понижениемышечного тонуса.
Идеомоторные упражнения –это мысленно выполняемые упражнения, во время которых дается как бы приказвыполнить определенные движения. Их необходимо применять с пассивными движениями.
Пассивные упражнения (движения)выполняются преподавателем. Пассивные упражнения характеризуются отсутствиемволевого усилия или мышечного напряжения у обучающегося.
Дыхательные упражнениявозбуждают и углубляют функцию движения дыхания. Они способствуют нормализациии совершенствованию дыхательного акта.
Корригирующие упражнениянаправлены на исправление (коррекцию), нормализацию осанки. Правильная осанкаобеспечивает наиболее полноценное в функциональном отношении взаиморасположениеи функционирование внутренних орга7ов и систем. К корригирующим упражнениямотносят гимнастические упражнения для мышц спины, брюшного пресса и плечевогопояса, выполняемых в различных исходных положениях, как правило. Лежа (наспине, животе), сидя и стоя (у гимнастической стенки, у стены, касаясьлопатками). Упражнения могут быть с гимнастической палкой, резиновымиамортизаторами(бинтами), гантелями, на тренажерах, в виде плавания и др. Придеформациях позвоночника (сколиоз и др.) включают корригирующие упражнения всочетании с общеразвивающими и массаж.
Метод коррекции– комплекс мероприятий (режим, гимнастика, массаж, коррекция поз и т.д.),применяемых для полного или частичного устранения анатомо-функциональнойнедостаточности опорно-двигательной системы (преимущественно позвоночника,грудной клетки и стоп).
Различают коррекцию активную и пассивную.Под активной коррекцией подразумевают специальные корригирующие упражнения всочетании с общеукрепляющими. Пассивная коррекция предусматривает рядкорригирующих воздействий, осуществляемых без активного участия, обучающегося(пассивные движения, положение лежа на наклонной плоскости, массаж и пр.).
Коррекция делится также на общую испециальную. Общая коррекция включает комплекс общеукрепляющих физическихупражнений (игры, спорт, закаливание, режим и др. ), способствующихформированию опорно-двигательной системы детей.
Специальная коррекция используетпреимущественно активную, а также пассивную коррекцию для недостаточностиопорно-двигательного аппарата.
Корригирующая гимнастика, являясьразновидностью лечебной гимнастики, расценивается как основное звено активнойкоррекции. Одна из её главных задач- укрепление мышечного корсета позвоночника,преимущественно мышц спины.
При активной коррекции используют какобщую, так и специальную тренировку.
Последняя предусматривает;
1. Мобилизациюпозвоночника с учетом состояния его подвижности;
2. Разгрузкаи «вытяжение» позвоночника;
3. Гиперкоррекциюпозвоночника;
4. Использованиефизических упражнений в балансировании;
5. Развитиеправильного и полного дыхания;
6. Формированиеправильной осанки;
Полноценное осуществление метода коррекцииособенно среди детей, связано с участием не только врача, инструктора ЛФК, но ипедагога, родителей (законных представителей).
