Государственноебюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутскойобласти
«Черемховскийтехникум промышленной индустрии и сервиса»
УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по УР ГБПОУ ИО ЧТПрИС ______Е.Э. Полякова «24» июня 2022 г.
|
Методические указания
для выполнения
практических занятий
по ОУД.13 Биология
по специальности среднего профессионального образования
43.02.15 Поварское и кондитерское дело
Черемхово, 2022 г.
Методические указания для выполнения практических занятий составленыв соответствии с требованиями рабочей программы учебной дисциплины Биология, для специальности 43.02.15Поварское и кондитерское дело
Разработчик:
Козлова Екатерина Александровна, преподавательхимии, биологии
Рассмотрены и одобрены на заседании методической комиссии преподавателей общеобразовательных дисциплин Протокол № 10 от «23» июня 2022 г. Председатель МК _________________Н.С. Именных
|
Содержание
Перечень практических занятий Критерии оценки практических занятий Практическое занятие №1-2 Лабораторное занятие №1-2. Практическое занятие №3-4 Практическое занятие №5-6 Практическое занятие №7-8 Практическое занятие №9-10 Практическое занятие №11-12 Практическое занятие №13-14
|
4 5 6 6 6 7 9 9 11 11 13
|
Перечень практических занятий
по учебной дисциплине Биология
Социально-экономический профиль. Группа: ПКД-22
№ п/п |
Название практического занятия |
Кол- во часов |
1. |
Практическое занятие №1-2: «Заполнение таблицы «Органоиды клетки» |
2 |
2. |
Лабораторное занятие №1-2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений |
2 |
3. |
Практическое занятие № 3-4. Сравнение строения клеток растений и животных |
2 |
4. |
Практическое занятие №5-6 «Составление схемы митоза Жизненный цикл клетки. Митоз» |
2 |
5. |
Практическое занятие №7-8: «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства». |
2 |
6. |
Практическое занятие №9-10: «Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания». |
2 |
7. |
Практическое занятие №11-12: «Решение генетических задач». |
2 |
8. |
Практическое занятие № 13-14: «Описание особей одного вида по морфологическому критерию». |
2 |
Итого |
16 |
Критерии оценкипрактических занятий
Оценка «5» – работавыполнена в полном объеме и без замечаний.
Оценка «4» – работавыполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок, исправленныхсамостоятельно по требованию преподавателя.
Оценка «3» – работавыполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Оценка «2» – допущеныдве (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые обучающиеся не можетисправить даже по требованию преподавателя или работа не выполнена.
Практическое занятие №1-2: «Заполнение таблицы «Органоидыклетки»
Цель: Изучить строение и функции клеток
Порядок работы:
1. Прочитать текст
2. Заполнить таблицу
Название органоида |
Строение |
Функции |
|
|
|
|
|
|
3. Написать вывод
Лабораторное занятие №1-2.Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
Цель работы: научиться находить особенности строения клетокразличных организмов, сравнивая их между собой.
Порядок работы:
1. Под микроскопом рассмотреть растительные и животныеклетки.
2. Сопоставить увиденное с изображением объектов втаблицах. Зарисуйте клетки в тетради.
3. Сравните между собой эти клетки.
Задания:
Под микроскопом рассмотреть растительные и животныеклетки.
Практическое занятие № 3-4. Сравнение строения клетокрастений и животных
Цель работы: сравнить клктки растений иживотных
Порядок работы:
- Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток?
Каковы причины сходства иразличия клеток разных организмов?
Попытайтесь объяснить: какшла эволюция бактерий, грибов, растений, животных.
- Сравните строение растительной и животной клеток по данным светового микроскопа. Результаты занесите в таблицу:
Признак |
Растительная клетка |
Животная клетка |
|
|
|
- Напишите вывод.
Практическоезанятие №5-6«Составление схемы митоза Жизненный цикл клетки. Митоз»
Цель работы: рассмотреть сходства и различия митоза и мейоза.
Порядок работы:
1. Прочитать текст
2. Нарисовать схемы митоза, мейоза,подписать каждую фазу
3. Написать вывод (сравнить 2 процесса)
Обратитевнимание, что каждая фаза расписана под рисунками
Практическоезанятие №7-8: «Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и другихпозвоночных как доказательство их эволюционного родства».
Цель работы: рассмотреть и выявитьчерты сходства и отличия зародышей позвоночных на разных стадиях развития
Порядок работы:
- прочитать краткие теоретические сведения.
- записать биологические законы..
- запишите этапы развития.
- На основе текста и фото, результаты анализа черт сходства и отличия занесите в таблицу:
Признак |
1 стадия |
2 стадия |
3 стадия |
4 стадия |
Наличие хвоста |
|
|
|
|
Носовой вырост |
|
|
|
|
Передние конечности |
|
|
|
|
Воздушный пузырь |
|
|
|
|
- Напишите вывод
Практическое занятие №9-10: «Составление простейших схеммоногибридного и дигибридного скрещивания».
Цель: изучить алгоритм решениязадач на моногибридное и дигибридное скрещивание, применение основных законовнаследования.
Порядок работы:
1.На основеалгоритма решениязадач, выполните задания.
2.Напишите вывод
Задание 1
Темного мохнатого кроликаскрестили с белым гладким. В первом поколении все особи были темными мохнатыми.Во втором поколении произошло расщепление: темные мохнатые, темные гладкие,белые мохнатые, белые гладкие (6%). Определите генотипы родителей и потомков.Определите процентное соотношение расщепления признаков во втором поколении,если белые гладкие составили 6%.
Методика выполнения работы
1. Внимательно прочитайтезадание варианта. Определите какой аллель доминантный, а какой – рецессивный,исходя из фенотипа (внешних признаков) потомков первого (F1) и второго ( F2)поколения.
2. ПРАВИЛЬНО запишите спомощью условных знаков схему моногибридного и дигибридного скрещиваний.
3. Укажите закономерностьрасщепления признаков в первом и втором поколении гибридов по фенотипу и погенотипу, подписав под родителями, потомками гаметы, генотип и фенотип.
Задание 2
Научиться составлятьпростейшие схемы моно- и дигибридного скрещивания на основе предложенныхданных.
ЗАДАНИЕ: скрестили синегопопугайчика (ААвв) с желтым (ааВВ). Потомки в первом поколении были всезелеными. Во втором поколении произошло расщепление попугайчиков на зеленых,желтых, синих и одного белого. Определите генотипы родителей и потомков.Определите соотношение расщепления признаков во втором поколении по фенотипу.
Методика выполнения работы
1. Вспомните и запишите втетради, что называется моногибридным и дигибридным скрещиванием.
2. Запишите первый и третийзаконы Менделя.
3. Внимательно прочитайте заданиеварианта. Определите какой аллель доминантный, а какой – рецессивный, исходя изфенотипа (внешних признаков) потомков первого (F1) и второго (F2) поколения.Подумайте, в каком случае получается зеленая окраска.
4. ПРАВИЛЬНО запишите спомощью условных знаков схему моногибридного и дигибридного скрещиваний.
5. Укажите закономерностьрасщепления признаков в первом и втором поколении гибридов по фенотипу и погенотипу, подписав под родителями, потомками гаметы, генотип и фенотип(расчертить решетку Пеннета).
6. Сделайте вывод озакономерности наследования признаков родителей потомками первого и второгопоколений (согласно I и III законам Менделя).
Практическое занятие №11-12: «Решение генетических задач».
Цель: совершенствование знаний поосновным понятиям генетики; закрепление умения решать генетические задачи наразные типы доминирования.
Порядок работы:
1. Изучитьалгоритм решения задачи стр. учебника 140-146.
2. Решитьпредложенные задания
3. Написать вывод
Задания
1. Праворукость у человекадоминирует над леворукостью. Женщина – левша вышла замуж за правшу. Каковавероятность рождения левшей в этой семье?
2. У человека курчавые волосыдоминируют над гладкими. Курчавый отец и гладковолосая мать имеют трёхкурчавых и двух гладковолосых детей. Каковы генотипы всех членов семьи?
3. Красная окраска цветов уночной красавицы определяется геном А, а белая геном а. Гетерозиготное растениеАа вследствие промежуточного наследования имеет розовые цветки. Цветки красногорастения опылены пыльцой розового .Какой фенотип и генотип будет иметьпотомство ?
4. Голубоглазый мужчина,родители которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отцакоторой глаза были голубые, а у матери – карие. какое потомство можно ожидатьот этого брака, если известно, что ген карих глаз доминирует над геном голубых?
Практическоезанятие № 13-14: «Описаниеособей одного вида по морфологическому критерию».
Цель: научиться выявлять морфологические признаки животных,растений; определить, можно ли по морфологическим признакам судить опринадлежности организма к определенному виду.
Порядок работы:
- Рассмотрите предложенные образцы растений, сравните их.
- На основании сравнения, составьте морфологическую характеристику двух растений одного рода, заполните таблицу.
Признак для сравнения |
Образец № 1 Видовое название:____ |
Образец № 2 Видовое название:_____ |
Род растения |
|
|
Тип корневой системы |
|
|
Стебель (древесный, травянистый, прямостоячий, ползучий, стелющийся и т.п.) |
|
|
Листья (простые, сложные) |
|
|
Жилкование листьев |
|
|
- Рассмотрите рисунки двух животных разных видов одного рода. Сравните их.
- Сделайте общий вывод, на основе анализа своей работы.