X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Развитиемелкой моторики и снятия эмоционального напряжения

 

1.   Упражнения:

      положить ладони на песок,почувствовать полное расслабление пальцев;

      погрузить пальцы в песок,сжимать и разжимать кулачки;

      погрузить пальцы в песок,сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, наобеих руках одновременно;

      погрузить пальцы в песок, илегкими движениями создавать «волны»;

      погрузить пальцы в песок ипопеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики»);

      при выполнении заданийпальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок;

      проскользитьладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения(как машинки, санки и т. д.);

      выполнитьте же движения, поставив ладонь на ребро;

      создатьотпечатками ладоней — кулачков, костяшек ладоней, кистей рук, ребрами ладоней,всевозможные причудливые узоры на песке;

      «пройтись»по песку отдельно каждым пальцем правой и левой рук поочередно (сначала толькоуказательными, затем — средними, безымянными, большими, мизинцами).

 

 

 

 

 

 

2.   Упражнение «Следы на песке»:

      «Идутмедвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

      «Прыгаютзайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь вразных направлениях.

      «Ползутзмейки» — ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делаетповерхность песка волнистой (в разных направлениях).

      «Бегутжучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых(можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг сдругом — «жучки здороваются»).

      «Кроказябля»- дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название дляфантастического животного, которое оставило такие следы.

 

 

 

3.   Дидактическая игра «Кто к нам приходил?»:

Одному ребенкупредлагается изобразить с помощью рук на песке то, как передвигаются животные,птицы, насекомые; другому ребёнку угадать, чьи следы он увидел.

 

 

4.   Игра-упражнение «Секретные задания кротов»:

Ребёнкупредлагается найти в песке конкретный предмет (шарик, кубик, «яйцо», кирпичик идр.) без опоры на зрительный анализатор.

 

 

 

 

5.   Дидактическое упражнение «Страна наших чувств»:

Ребёнку предлагаетсяна ровной поверхности песка нарисовать или слепить свой страх. Затем разрушитьскульптуру или выровнять рисунок, чтобы получилась ровная поверхность, страхисчез. На том месте, где был нарисован страх, предложить ребёнку создать«весёлую картинку» из материала и фигурок, которые ему нравятся.

 

 

6.   Дидактическое упражнение «Веселые соревнования»:

Упражнение всогласовании движений пальцев рук со словами. Детям предлагается разделиться надве команды, самостоятельно придумать названия. Педагог говорит, что для того,чтобы наши пальчики могли красиво рисовать, лепить, мастерить, их надотренировать. Детям даётся задание — бегать наперегонки пальчиками. При этомпроизносить слова:

Побежали вдольреки

Пальцынаперегонки.

Бежать пальчикидолжны от таблички «Старт» до таблички «Финиш». В конце игры команды получаютмедали.

 

 

7.   Дидактическая игра «Нарисуй картинку пальцами»:

Детямпредлагается вспомнить, на чем рисуют художники свои картины, представить, чтовсе они художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у них — пальчики.Устраивается конкурс «песочных» картин. Педагог добивается проговаривания вслухдействий детей.

Работыукрашаются бросовым материалом. Дети вместе с педагогом выбирают победителя.

 

 

 

 

Артикуляционныеупражнения

 

1. «Лошадка»

Щелкать языком,одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку» или по воде.

 

 

2. «Индюки»

Языком быстрооблизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языкадвигать в толще песка или по воде.

 

 

3. «Качели»

Языком ритмичнодвигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языкадвигать по песку или по воде в том же направлении.

 

 

4. «Часики»

Языком ритмичнодвигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языкав том же направлении по песку или по воде.

 

 

5. «Накажи непослушный язычок»

Губами ритмичношлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легкопохлопывать по песку или воде.

 

 

 

Развитиедиафрагмального дыхания

 

1.               «Выровняй дорогу»:

От детскоймашинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струейвыравнивает дорогу перед машинкой.

 

 

2.               «Ямка»:

Ребенок, следуяправилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно,долгой струёй выдувает ямку в песке.

 

 

3.               «Помоги зайцу»:

В песке делаетсятри-четыре углубления — «следы», ведущие к игрушечному зайцу. Неподалекурасполагается лиса. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружилазайца.

 

 

4.               «Дорога к другу»:

На пескерасставляются две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на пескедорожку от одной игрушки до другой.

 

5.               «Секрет»:

В песок неглубокозакапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием пескаобнаружить спрятанное.

 

 

 

6.               «Добрый великан»:

Из песканасыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.).Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свойпуть.

 

 

7.               «Путешествие»:

На песке легкиепластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенокпередвигает фигурки до заданного места.

 

 

8.               «Буря»:

Во влажном пескевыкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильнойвоздушной струей вызывает «бурю».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитиефонематического слуха и восприятия

 

1.   Упражнения:

      «Спрячьручки» -прятать руки в песок или воду, услышав заданный звук.

      «Слоговыедорожки».Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

      «Сильныймотор» -произносить звук р , проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариантэтого упражнения – рисовать на песке или на воде букву Р, произносяодновременно звук Р . Аналогично можно работать с другими звуками, сочетаянаписание буквы с произнесением звука.

      «Слабыймоторчик»— произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде:

o  выбратьфигурки, в названиях которых есть звук [а] или другой гласный;

o  выбратьфигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук [с] или [ш] и т.д.Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которыхслова со звуком [с] находятся в начале, середине, конце слова.

o  провестидорожку к картинке (игрушке) с заданным звуком;

o  отметитьна песке место заданного звука в словах;

o  обвестикартинку с заданным звуком, с заданным количеством слогов;

o  нарисоватьпод картинкой (игрушкой) цифру (символ), соответствующую количеству слогов вслове, слов в предложении;

o  нарисоватьдорожку (длинную, короткую), соответствующую длине слова.

 

 

 

 

2.   Дидактическая игра «Мой город»:

Педагог даетзадание – выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построитьгород, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этомгороде и его жителях.

 

 

3.   Дидактическая игра «Зоопарк» (дифференциация звуков):

1 вариант. На песке вперемежкувыставляются фигурки или изображения животных, птиц насекомых (с оппозиционнымизвуками). Дети должны разделить пространство и заселить одну часть «зоопарка»«жителями» с одним звуком, а другую часть «жителями» со звуком-оппозиционером.

2 вариант. Детям предлагается выбирать«жителей» с определённым звуком, в определённом месте слова (в начале, серединеили конце) и расселить их в соответствующие домики, обозначенные схемами.

Похожие сюжетыразыгрываются по темам «Растения», «Одежда», «Мебель», «Посуда».

 

 

4.   Дидактическая игра «Два города»:

Под толстым слоемпеска спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемымизвуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Автоматизациязвуков

 

1.    Дидактическое упражнение «Двагорода»:

Под толстым слоемпеска спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемымизвуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

 

 

2.    Дидактическое упражнение«Дорожка»:

Произноситьзаданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая попеску или воде ладошками.

 

 

3.    Дидактическое упражнение«Горочка»:

Набрать в руку песок и произноситьзвук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения — выбрать из лежащих илинаполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок ипроизнося этот звук, засыпать ее.

 

 

4.    Дидактическое упражнение«Дорожка»:

Произноситьзаданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая попеску или воде ладошками.

 

 

 

 

 

 

5.    Дидактическое упражнение«Совпадение»:

Логопедзакапывает в песок игрушки со звуком Ш : мышку, мишку, матрешку, кошку так,чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагаетребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называетигрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки сназванной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

 

 

6.   Дидактическое упражнение«Сильный мотор»:

Произноситьзвук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения- рисовать на песке или на воде букву Р, произнося одновременно звук Р.Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы спроизнесением звука.

 

 

7.   Дидактическое упражнение«Слабый моторчик»:

Произноситьзвук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку, воде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекциянарушений слоговой

структурыслова

 

1.    Дидактическое упражнение«Полоски»:

Ребенок чертит напеске заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

 

 

2.    Дидактическое упражнение«Исправь ошибку»:

Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1424

Логопед чертит напеске ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов вслове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

 

 

3.    Дидактическое упражнение«Раздели слово на слоги»:

Ребенок печатаетна песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальнымиполосками делит его на слоги.

 

 

4.    Дидактическая играПострой ступеньки» (Деление слов на слоги):

Навозвышенностях, сделанных из песка, расположить домики с одним, двумя и тремяокнами. Дети должны выложить ступеньки из слов – названий предметов,изображённых на карточках. Возле домика с одним окном выкладываются односложныеслова; с двумя — двухсложные; с тремя окнами — трехсложные.

 

 

 

Коррекция лексико-грамматических нарушений речи

 

1.   «Строители»:

Цель: Учитьправильно употреблять в речи грамматические категории:

      предлоги:  ОТ, К, НАД, МЕЖДУ,В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

      приставочные глаголы:ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

      наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО,БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

Оборудование:Песочница с песком, игрушки: фигурки людей, машины, домики.

Ход игры.

Логопедпредлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей,достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать ирассказать историю одного из жителей поход в гости).

 

 

2.   «Чего не стало»:

Цель:Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного,так и множественного числа.

Оборудование:Песочница с влажным песком.

Ход игры.

Логопедстирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенкарассказать, что изменилось в песочной картине.

 

 

 

 

 

3.   «Подбери слово»:

Ребенок обнаруживаетспрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиямприлагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик — легкий,блюдце — пластмассовое).

 

 

4.   «Родные слова»:

Цель:Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в образовании и употребленииродственных слов.

Оборудование:песочница с песком, песочные часы.

Ход игры.

В игре спеском при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова:-песок, песочек, песочница, песочные (часы).

 

 

5.   «Я делал – я сделал»:

Цель:Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении глаголов первого лицаединственного числа настоящего и прошедшего времени (закапываю — закапывал,откапываю — откапывал).

Оборудование:Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки.

Ход игры.

Логопед передзанятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя своидействия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т.п.). Затемлогопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая своидействия (я закапываю…, я откапываю … и т.п.).

 

 

 

 

 

6.   «Зверюшки на дорожках»:

Цель: Учитьдетей пользоваться моделями — уметь соотносить картинки с определеннымизнаками. Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении единственногои множественного числа имен существительных. Закреплять знания о диких животныхи их детенышах.

Оборудование:Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки деревьев, елочек, пней, игрушкалягушонок, цветные картонные кружки — модели, обозначающие диких животных:оранжевый — лиса, белый — заяц, серый — волк, коричневый — медведь и т. д.

Ход игры.

Логопедпоказывает игрушечного лягушонка, рассказывает, что он живет в болоте. Он оченьлюбит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. лягушонок заблудилсяи забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?

Логопед сдетьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствуетобитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их задеревьями. Логопед берет на себя роль лягушонка, который встречает разныхлесных обитателей, вступает с ними в диалоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.   «Волшебный клад»:

Цель:Упражнять в ориентировке в пространстве, согласно словесным указаниям.Развивать умение работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки. Добиватьсячеткого проговаривания окончаний слов. Воспитывать самостоятельность,уверенность в себе, сообразительность.

Оборудование:Песочница с мокрым песком, «волшебный клад», набор игрушек из«киндер-сюрприза», плоскостные зрительные ориентиры, кукла-волшебница.

Ход игры.

В рукахлогопеда — кукла-волшебница из Страны Чудес. Логопед говорит, что волшебницаочень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей), оназаколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все.Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго поуказаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад. Детиищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связнаяречь

 

1.   Дидактическая игра «Начни предложение»:

Ребенок рисует напеске предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчиваетфразу. (и наоборот).

 

 

2.   Дидактическая игра «Друзья»:

При рисовании напеске ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миширезиновый мяч»).

 

 

3.    Дидактическаяигра «Что случилось?»:

При созданиикартины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горькоплачет, потому что ее шарик лопнул»;).

 

 

4.   Дидактическая игра «Дорисуй картинку и составь предложение»:

Взрослый (ребёнок)рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задачаребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Танядержит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

 

 

5.   Дидактическая игра «Отпечатки»:

Ребенок смотритна отпечаток, называет предмет, который оставил такой отпечаток, находит егосреди других предметов, описывает его.

6.   Дидактическая игра «Следы»:

Педагогизображает следы животного, птицы. Ребенку предлагается угадать, кто оставилэти следы, описать какой он, что любит делать, как его зовут и т. д., а затемпроверить правильность ответа, отыскав хозяина следов среди картинок.

 

 

7.   Дидактическая игра «Найди клад»:

Ребенок находитзакопанные предметы, произносит название предмета, описывает его, называетпервый звук названия предмета, последний звук названия предмета, составляет сним предложение.

 

 

8.   Дидактическая игра «Цветные острова»:

Детямпредлагается создать на поверхности песка песочные острова, украсив их спомощью миниатюрных фигурок или сподручных материалов (пуговиц, бусин, камушкови др.) Далее детям предлагается отправиться в путешествие по этим островам,рассказывая о том, как они называются, что на них растёт, кто на них живёт.

 

 

9.   Дидактическая игра «Песочные строители»:

Детямпредлагается рассмотреть домик (замок) на листе бумаги, запомнить его, ипостроить песочные домики по памяти. После выполнения задания домикирассматриваются, и «строители» рассказывают о том, что и как они строили.

 

 

 

 

 

 

10.         Дидактическая игра «Найди отличие»:

Ребенкупредлагаем нарисовать на поверхности песка любой предмет или узор. Затемребенок отворачивается, взрослый (другой ребенок) меняет некоторые детали ипоказывает полученное изображение. Воспитанник должен заметить и рассказать,что изменилось.

 

 

11.         Дидактическая игра «Нарисуй «стихотворение»:

Проговариваниестихотворения сопровождается действиями с песком.

При обучении рассказыванию вначалепедагог создаёт на глазах ребёнка рассказ или сказку, выступая в ролирассказчика. При повторном воспроизведении педагог может задавать множествоуточняющих вопросов, выяснять имена и названия, цвет, форму, величину, чувства,выстраивать диалог. Позднее, когда ребёнок достаточно развит для довольнодлительного и распространённого самостоятельного высказывания, можно попытатьсяизменить ход сюжета, внеся в повествование интригу («Вдруг…», «И вот, когда всесобрались, то увидели, что…»). Далее проигрывается литературное произведение сего пересказом детьми.

 

 

12.         Дидактическая игра «Проигрывание сказок»:

Игра развиваеттактильную чувствительность, пространственные представления, внимание,наблюдательность, умение пересказать текст. На песке строятся декорации ксказке. В процессе пересказывания сказки выполняются действия с предметами.

 

 

 

 

 

 

 

Коррекция дисграфии и деслексии

Подготовка к обучению грамоте

 

1.    «Цветы на клумбе»:

Цель: Научитьдетей определять количество слогов в словах.

Оборудование:Песочница, игрушечные цветы или нарисованные цветы на подставках.

Ход игры.

Логопед:Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратится вцветочную клумбу.

(зачитываетстихотворную инструкцию).

Наклумбе здесь растут цветы необычайной красоты.

Любуютсявсе их цветеньем, вдыхают запах с наслажденьем.

На клумбетри бороздки проведем, названия цветов на слоги разобьем!

Один слогв верхнюю сажаем, два слога в центре оставляем.

Три слога- в третью грядку. Теперь сажаем по порядку.

Односложныеслова: мак

Двухсложныеслова: роза, тюльпан, пион, ирис, нарцисс, астра.

Трехсложныеслова: ромашка, василек, лилия, гвоздика.

Послевыполнения задания ведущий задает детям следующие вопросы.

1. Опишицветок по цвету, форме.

2. Где растетэтот цветок?

3. Какиецветы больше всего нравятся тебе, маме, папе, бабушке?

Дети вместесочиняют сказку о цветах.

 

 

 

 

2.   «Построй ступеньки»:

Цель: научитьдетей определять количество слогов в словах.

Оборудование:песочница, домики с 1, 2 и 3 окошками, картинки с изображением предметов.

Ход игры.

Навозвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремяокнами. Дети должны выложить ступеньки из картинок,. Возле домика с одним окномвыкладываются односложные слова; с двумя — двухсложные; с тремя окнами -трехсложные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ слова и предложения

 

1.   «Начерти на песке»:

Логопед чертитна песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумываютсоответствующие предложения и наоборот. Логопед произносит предложение, а детичертят соответствующую схему.

 

2.   «Напиши на песке»:

Ребенок пишетзаданные буквы, слоги и слова, и их читает. (или логопед пишет, а ребенокчитает.) Логопед предлагает детям написать на песке слово (1,2-сложное), азатем превратить его в другое заменив один звук(букву) (РАК-МАК).

Логопед пишетна песке слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова.Дети угадывают задуманное слово, дописывают буквы.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.17%
НЕТ
38.83%
Проголосовало: 1424

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет