ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК
Личностные результаты
· представление о своей гражданскойидентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
· осознание своей этнической и национальнойпринадлежности;
· развитие чувства любви и гордости кРодине, его народу, истории, культуре;
· развитие чувства любви и уважения крусскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознаниесебя носителем этого языка;
· становление внутренней позиции школьникана уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, пониманиянеобходимости учения;
· становление элементов коммуникативного,социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
· развитие интереса к познанию русскогоязыка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
· формирование мотивации к творческому труду(в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов идр.);
· развитие способности к самооценке наоснове критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причинуспеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
· ориентация на развитие целостного,социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве иразнообразии природы, народов, культур, религий;
· развитие этических чувств(доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.);понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям,сопереживать (в радости, горе и др.);
· понимание нравственного содержаниясобственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении напринятые моральные и этические нормы;
· осознание ответственности за своипоступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
· осознавать свои эмоции и чувства,контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям,сопереживать чувства радости и горя;
· развитие чувства прекрасного иэстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажныхзарисовок и репродукций картин и др.;
· ориентация на развитие навыковсотрудничества с учителем, взрослым, сверстниками в процессе выполнениясовместной деятельности на уроке и вне урока;
· представление о здоровом образе жизни,бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные
· принимать и сохранять цель и учебнуюзадачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· овладевать способами решения учебнойзадачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной нанаглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлятьпознавательную инициативу;
· планировать (в сотрудничестве с учителем исамостоятельно) свои действия для решения задачи;
· учитывать правило (алгоритм) впланировании и контроле способа решения;
· выполнять действия по намеченному плану, атакже по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданияхучебника, справочном материале учебника — в памятках);
· выполнять учебные действия вматериализованной, громкоречевой и умственной форме;
· контролировать процесс и результаты своейдеятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
· оценивать свои достижения, определятьтрудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодолениятрудностей;
· адекватно воспринимать оценку своей работыучителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные
· осознавать познавательную задачу, решатьеё (под руководством учителя или самостоятельно);
· самостоятельно находить в учебнике,учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотеки Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебныхзаданий;
· понимать информацию, представленную визобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
· использовать такие виды чтения, какознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
· воспринимать смысл читаемых текстов,выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного ипознавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
· анализировать и оценивать содержание,языковые особенности и структуру текста, определять место и рольиллюстративного ряда в тексте;
· осознанно строить речевое высказывание вустной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников снебольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты,презентацию);
· использовать знаково-символическиесредства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных ипрактических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решениялингвистических задач;
· пользоваться словарями и справочнымматериалом учебника;
· анализировать изучаемые языковые объекты свыделением их существенных и несущественных признаков;
· осуществлять синтез как составление целогоиз их частей;
· овладевать общими способами решенияконкретных лингвистических задач;
· ориентироваться на возможность решенияотдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболееэффективный способ решения лингвистической задачи;
· находить языковые примеры для иллюстрацииизучаемых языковых понятий;
· осуществлять анализ, синтез, сравнение,сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданнымкритериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
· осуществлять подведение фактов языка подпонятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
· осуществлять аналогии между изучаемымпредметом и собственным опытом;
· составлять простейшие инструкции,определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
· строить несложные рассуждения, устанавливатьпричинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные
· выражать свои мысли и чувства в устной иписьменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормылитературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность,содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
· ориентироваться на позицию партнёра вобщении и взаимодействии;
· адекватно использовать речевые средствадля решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характераречи от задач и ситуации общения;
· участвовать в диалоге, общей беседе,совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами оспособах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлятьвзаимоконтроль;
· задавать вопросы, необходимые дляорганизации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
· контролировать действия партнёра,оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
· учитывать разные мнения и интересы ивысказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
· оценивать мысли, советы, предложениядругих людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своейдеятельности;
· строить монологическое высказывание сучётом поставленной коммуникативной задачи;
· применять приобретённые коммуникативныеумения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется повсем разделам курса. Обучающийся научится:
· участвовать в устном общении на уроке(слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правиларечевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётомситуации общения;
· осознавать ситуацию общения: с какойцелью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые инеязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
· применять речевой этикет в ситуацияхучебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русскимязыком;
· анализировать свою и чужую речь прислушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос,при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности,ясности содержания;
· строить предложения для решенияопределённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мыслитекста, для выражения своего отношения к чему-либо.
· работать стекстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливатьтекст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректироватьпорядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;
· пользоватьсясамостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложенияучеником;
· письменно(после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержаниеповествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слуховоговосприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст;соблюдать требование каллиграфии при письме;
· сочинятьписьма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты дляконкретных ситуаций общения;
· составлятьтексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников(по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, позаданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице илипоговорке, творческому воображению и др.);
· письменносочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку,письмо, поздравление, объявление);
· проверятьправильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ипунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементысодержания, заменять слова на более точные и выразительные;
· пользоватьсяспециальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом присоздании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельновыбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
· подробно ивыборочно письменно передавать содержание текста;
· различатьстилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов(художественного и научного или делового, разговорного и научного илиделового);
· создаватьсобственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности,правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать втекстах синонимы и антонимы;
· анализироватьпоследовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотноситьих с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебнойзадачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и сназначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленныхтекстов);
· оформлятьрезультаты исследовательской работы;
· редактироватьсобственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание,построение предложений и выбор языковых средств.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
· произноситьзвуки речи в соответствии с нормами языка;
· характеризоватьзвуки русского языка: гласные ударные —безударные; согласные твёрдые — мягкие,парные — непарные, твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные —непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;
· соблюдатьнормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдениеэтих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
· пользоватьсяорфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (илиобращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или кучителю, родителям и др.);
· различатьзвуки и буквы;
· классифицироватьслова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённымкритериям;
· знать последовательностьбукв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов ипоиска нужной информации;
· пользоватьсяпри письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знакомпереноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределахизученного).
Обучающийся получит возможность научиться:
· выполнять(устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно попредложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведениязвуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
· осознавать,что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования вустной и письменной речи;
· выявлять вречи слова, значение которых требует уточнения;
· определятьзначение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета идр.;
· распознаватьсреди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшиеслова (простые случаи);
· подбирать кпредложенным словам антонимы и синонимы;
· пониматьэтимологию мотивированных слов-названий;
· выбирать словаиз ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
· подбиратьсинонимы для устранения повторов в тексте;
· находить вхудожественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а такжеэмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (безтерминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;
· пользоватьсясловарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
· оцениватьуместность использования слов в устной и письменной речи;
· подбиратьантонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
· иметьпредставление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнениясловарного состава русского языка иноязычными словами;
· работать сразными словарями;
· приобретатьопыт редактирования предложения (текста).
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
· различатьизменяемые и неизменяемые слова;
· различатьоднокоренные слова среди других (не однокоренных) слов (форм слов, слов сомонимичными корнями, синонимов);
· находить всловах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс(постфикс -ся), соединительные гласные в сложных словах, использоватьалгоритм опознавания изучаемых морфем;
· находитькорень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
· узнаватьсложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находитьсоединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
· сравнивать,классифицировать слова по их составу;
· соотноситьслова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово,соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
· самостоятельноподбирать слова к заданной модели;
· пониматьзначения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;
· образовыватьслова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью иприставки и суффикса).
Обучающийся получит возможность научиться:
· понимать ролькаждой из частей слова в передаче лексического значения слова;
· пониматьсмысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;
· узнаватьобразование слов с помощью суффиксов или приставок;
· разбиратьсамостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемымиморфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;
· подбиратьоднокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемыхорфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок исуффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами(при изучении частей речи).
Морфология
Обучающийся научится:
· определятьпринадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенныхпризнаков; классифицировать слова по частям речи;
· распознавать частиречи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
· пользоватьсясловами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;
· выявлять рольи значение слов частей речи в речи;
· определятьграмматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;
· определятьграмматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе),число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
· определятьграмматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число,род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление осклонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранениянеоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;
· распознаватьнаречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;
· различатьнаиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежныхформ имён существительных и местоимений;
· понимать рольсоюзов и частицы не в речи;
· подбиратьпримеры слов и форм слов разных частей речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
· разграничиватьсамостоятельные и служебные части речи;
· сравнивать исопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте словачастей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речипо наличию или отсутствию освоенных признаков;
· различатьсмысловые и падежные вопросы имён существительных;
· склонятьличные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с егоначальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении итексте;
· различатьродовые и личные окончания глагола;
· наблюдать надсловообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;
· проводитьполный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных,глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильностьпроведения морфологического разбора;
· находить втексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлогивместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но,частицу не при глаголах;
· находить иисправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употребленииизучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
· различатьпредложение, словосочетание и слово;
· устанавливатьв словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
· составлять иззаданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;
· устанавливатьпри помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её всхеме;
· соотноситьпредложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
· классифицироватьпредложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);
· выделять изпотока речи предложения, оформлять их границы;
· находитьглавные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (безделения на виды); выделять из предложения словосочетания;
· распознаватьпредложения с однородными членами, находить в них однородные члены;использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;
· составлятьпредложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлениитаких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.
Обучающийсяполучит возможность научиться:
· различатьпростое предложение с однородными членами и сложное предложение;
· находить впредложении обращение;
· выполнять всоответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения(по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания:
· раздельноенаписание слов;
· сочетания жи-ши,ча-ща, чу-щу в предложении под ударением;
· сочетания чк,чн, чт, нч, щн и др.;
· перенос слов;
· прописнаябуква в начале предложения, именах собственных;
· проверяемыебезударные гласные в корне слова;
· парные звонкиеи глухие согласные в корне слова;
· непроизносимыесогласные;
· непроверяемыегласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными(перечень см. в словаре учебника);
· гласные исогласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
· разделительныемягкий и твёрдый знаки (ь, ъ
· мягкий знак послешипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
· соединительныео и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
· е и и в суффиксах имёнсуществительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
· безударныепадежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий,-ье, -ия, -ов, -ин
· безударныепадежные окончания имён прилагательных;
· раздельноенаписание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы нес глаголами;
· мягкий знак (ь)после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь,пишешь);
· мягкий знак (ь)в глаголах в сочетании —ться
· безударныеличные окончания глаголов;
· раздельноенаписание предлогов с другими словами;
· знакипрепинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РУССКИЙ ЯЗЫК
Повторение (9 ч)
Текст. Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение(композиция) текста. Связь междучастями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение,смешанный текст).
Предложение. Предложение как единица речи. Видыпредложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в концепредложений. Диалог. Обращение. Знакипрепинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общеепредставление). Составление предложений с обращением. Основапредложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Вычленениеиз предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения.
Предложение (7 ч)
Однородные члены предложения. Однородные члены предложения (общее представление). Предложения соднородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая приперечислении. Предложения соднородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация,знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и записьпредложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения. Простые и сложные предложения (общее представление). Знакипрепинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однороднымичленами.
Слово в языке и речи (16 ч)
Слово и его лексическое значение. Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое ипереносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новыеслова. Заимствованные слова.Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранныхслов учебника. Формированиеумения правильно выбирать слова для выражениямысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразногоупотребления слов в связной речи.
Состав слова. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный исловообразовательный разбор словтипа подснежник, русский,травинка, смелость, маленький. Развитиенавыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале.Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствованиезвуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга,съел.
Части речи. Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное,глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общеепредставление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительныхнаречий с суффиксами -о, -а (близко,быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении(второстепенный член предложения)
Имя существительное (34 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка всклонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первоесклонение имен существительных и упражнениев распознавании имен существительных 1-госклонения. Второе склонение именсуществительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-госклонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2 и 3-го склонения в единственном числе (кромеимен существительных на -мя, -ий, —ие, -ия). Ознакомление со способамипроверки безударных падежных окончаний имен существительных (общеепредставление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-госклонения в единственном числе вкаждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительныхс предлогом и без предлога в речи (пришёлиз школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордитьсятоварищем, гордость за товарища;слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитиенавыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе.Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежеймножественного числа(инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное (28ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных сименем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных пообщему лексическому значению, визменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, вправописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой нашипящий и оканчивающихся на -ья,-ье, -ов, -ин). Способы проверкиправописания безударных падежных окончанийимен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитиенавыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднегорода в единственном числе.
Склонение именприлагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыкаправописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода вединственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественномчисле.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях,прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение (7 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного имножественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и безпредлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописанияпадежных форм личных местоименийв косвенных падежах (тебя,меня, его, её, у него, с нею). Упражнениев правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связипредложений в тексте.
Глагол (24 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общемулексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголовпрошедшего времени по родам вединственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм отнеопределенной формы глагола.Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов внеопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитиеумения изменять глаголы внастоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и числоглаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лицаединственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление).Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов внастоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и внеопределенной форме по вопросам(что делает?умывается, чтоделать? умываться). Правописание буквосочетаний -тсяввозвратных глаголах в 3-м лице и –тьсяв возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовыхокончаний глаголов в прошедшем времени, правописаниесуффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть— видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов,глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах именасуществительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоитьсяоб отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Повторение изученного (7 ч)
Язык. Речь. Текст. Предложение и словосочетание. Состав слова. Лексическоезначение слова. Части речи. Звуки и буквы.
Резерв (4 ч)
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ (136 ч)
№ п/п |
Тема урока |
К/ч |
Дата |
||
план |
факт |
||||
I четверть (33 ч) |
|||||
Повторение (9 ч) |
|||||
1 |
Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык. |
1 |
|
|
|
2 |
Язык и речь. Формулы вежливости. |
1 |
|
|
|
3 |
Текст и его план. Типы текстов. |
1 |
|
|
|
4 |
Контрольная работа (входная). |
1 |
|
|
|
5 |
Работа над ошибками. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. |
1 |
|
|
|
6 |
Диалог. Обращение. |
1 |
|
|
|
7 |
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. |
1 |
|
|
|
8 |
Самостоятельная работа по теме: «Повторение». |
1 |
|
|
|
9 |
Словосочетание. |
1 |
|
|
|
Предложение (7 ч) |
|||||
10 |
Однородные члены предложения. |
1 |
|
|
|
11 |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
1 |
|
|
|
12 |
Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. |
1 |
|
|
|
13 |
Развитие речи. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень». |
1 |
|
|
|
14 |
Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. |
1 |
|
|
|
15 |
Проект «Похвальное слово знакам препинания». |
1 |
|
|
|
16 |
Контрольный диктант по теме «Предложение». |
1 |
|
|
|
Слово в языке и речи (16 ч) |
|||||
17 |
Слово и его лексическое значение. |
1 |
|
|
|
18 |
Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова. |
1 |
|
|
|
19 |
Синонимы, антонимы, омонимы. |
1 |
|
|
|
20 |
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов. |
1 |
06.10 |
|
|
21 |
Состав слова. |
1 |
|
|
|
22 |
Состав слова. Распознавание значимых частей слова. |
1 |
|
|
|
23 |
Правописание гласных и согласных в корнях слов. |
1 |
|
|
|
24 |
Правописание приставок и суффиксов. |
1 |
|
|
|
25 |
Разделительные твердый и мягкий знаки. |
1 |
|
|
|
26 |
Обучающее изложение. |
1 |
|
|
|
27 |
Части речи. Морфологические признаки частей речи. |
1 |
|
|
|
28 |
Склонение имён существительных и имён прилагательных. |
1 |
|
|
|
29 |
Развитие речи. Сочинение-отзыв по картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». |
1 |
|
|
|
30 |
Имя числительное. Глагол. |
1 |
|
|
|
31 |
Наречие как часть речи. Правописание наречий. |
1 |
|
|
|
32 |
Контрольный диктант по теме «Части речи». |
1 |
|
|
|
Имя существительное (34 ч) |
|||||
33 |
Работа над ошибками. Распознавание падежей имен существительных. |
1 |
|
|
|
II четверть (31 ч) |
|||||
34 |
Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевлённых имён существительных. |
1 |
|
|
|
35 |
Упражнение в распознавании одушевлённых имён существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже. |
1 |
|
|
|
36 |
Упражнение в распознавании имён существительных в творительном и предложном падежах.. |
1 |
|
|
|
37 |
Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные. |
1 |
|
|
|
38 |
Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных. |
1 |
|
|
|
39 |
Упражнение в распознавании имён существительных 1-го склонения. |
1 |
|
|
|
40 |
2-е склонение имен существительных. |
1 |
|
|
|
41 |
Упражнение в распознавании имён существительных 3-го склонения. |
1 |
|
|
|
42 |
Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного. |
1 |
|
|
|
43 |
Обучающее изложение. |
1 |
|
|
|
44 |
Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных. |
1 |
Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1442 |
|
|
45 |
Именительный и винительный падежи. |
1 |
|
|
|
46 |
Правописание окончаний имён существительных в родительном падеже. |
1 |
|
|
|
47 |
Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных. |
1 |
|
|
|
48 |
Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже. |
1 |
|
|
|
49 |
Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном падеже. |
1 |
|
|
|
50 |
Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в дательном падеже. |
1 |
|
|
|
51 |
Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. |
1 |
|
|
|
52 |
Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже. |
1 |
|
|
|
53 |
Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. |
1 |
|
|
|
54 |
Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже. |
1 |
|
|
|
55 |
Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах. |
1 |
|
|
|
56 |
Административная контрольная работа. |
1 |
|
|
|
57 |
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных. |
1 |
|
|
|
58 |
Склонение имён существительных во множественном числе. |
1 |
|
|
|
59 |
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе». |
1 |
|
|
|
60 |
Работа над ошибками. Именительный падеж имён существительных множественного числа. |
1 |
|
|
|
61 |
Родительный падеж имён существительных множественного числа. |
1 |
|
|
|
62 |
Правописание окончаний имён существительных множественного числа в родительном падеже. Родительный и винительный падежи имён существительных множественного числа. |
1 |
|
|
|
63 |
Дательный, творительный, предложный падежи имён существительных множественного числа. |
1 |
|
|
|
64 |
Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе. |
1 |
|
|
|
III четверть (44 ч) |
|||||
65 |
Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе. |
1 |
|
|
|
66 |
Проект «Говорите правильно». |
1 |
|
|
|
Имя прилагательное (28 ч) |
|||||
67 |
Имя прилагательное как часть речи. |
1 |
|
|
|
68 |
Род и число имён прилагательных. |
1 |
|
|
|
69 |
Склонение имён прилагательных. |
1 |
|
|
|
70 |
Развитие речи. Обучающее сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов»». |
1 |
|
|
|
71 |
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. |
1 |
|
|
|
72 |
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже. |
1 |
|
|
|
73 |
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже. |
1 |
|
|
|
74 |
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже. |
1 |
|
|
|
75 |
Именительный, винительный, родительный падежи. |
1 |
|
|
|
76 |
Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. |
1 |
|
|
|
77 |
Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода. |
1 |
|
|
|
78 |
Проект «Имена прилагательные в сказке о рыбаке и рыбке А.С. Пушкина». |
1 |
|
|
|
79 |
Контрольный диктант по теме «Склонение имён прилагательных». |
1 |
|
|
|
80 |
Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода |
1 |
|
|
|
81 |
Склонение имён прилагательных женского рода. |
1 |
|
|
|
82 |
Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. |
1 |
|
|
|
83 |
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода. |
1 |
|
|
|
84 |
Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода. |
1 |
|
|
|
85 |
Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных. |
1 |
|
|
|
86 |
Развитие речи. Изложение описательного текста. |
1 |
|
|
|
87 |
Склонение имён прилагательных во множественном числе. |
1 |
|
|
|
88 |
Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа. |
1 |
|
|
|
89 |
Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа. |
1 |
|
|
|
90 |
Развитие речи. Контрольное сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости». |
1 |
|
|
|
91 |
Работа над ошибками. Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа. |
1 |
|
|
|
92 |
Обобщение по теме «Имя прилагательное». |
1 |
|
|
|
93 |
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» |
1 |
|
|
|
94 |
Работа над ошибками. Повторение изученного материала по теме «Имя прилагательное». |
1 |
|
|
|
Местоимение (7 ч) |
|||||
95 |
Местоимение как часть речи. |
1 |
|
|
|
96 |
Личные местоимения. |
1 |
|
|
|
97 |
Административная контрольная работа |
1 |
|
|
|
98 |
Работа над ошибками. Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам. |
1 |
|
|
|
99 |
Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам. |
1 |
|
|
|
100 |
Изменение личных местоимений по падежам. |
1 |
|
|
|
101 |
Повторение изученного материала по теме «Местоимение». Тест по теме «Местоимение». |
1 |
|
|
|
Глагол (24 ч) |
|||||
102 |
Роль глаголов в языке. |
1 |
|
|
|
103 |
Время глагола. |
1 |
|
|
|
104 |
Неопределённая форма глагола. |
1 |
|
|
|
105 |
Изменение глаголов по временам |
1 |
|
|
|
106 |
Спряжение глаголов. |
1 |
|
|
|
107 |
Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени. |
1 |
|
|
|
108 |
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе. |
1 |
|
|
|
IV четверть (28 ч) |
|||||
109 |
I и II спряжение глаголов настоящего времени. |
1 |
|
|
|
110 |
I и II спряжение глаголов будущего времени. |
1 |
|
|
|
111 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. |
1 |
|
|
|
112 |
Упражнения в правописании безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. |
1 |
|
|
|
113 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем. |
1 |
|
|
|
114 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов в будущем времени. |
1 |
|
|
|
115 |
Диагностическая работа. |
1 |
|
|
|
116 |
Проект «Пословицы и поговорки». |
1 |
|
|
|
117 |
Возвратные глаголы. |
|
|
|
|
118 |
Правописание -тся и -ться в возвратных глаголах. |
1 |
|
|
|
119 |
Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам. |
1 |
|
|
|
120 |
Правописание глаголов в прошедшем времени. |
1 |
|
|
|
121 |
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. |
1 |
|
|
|
122 |
Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени. |
1 |
|
|
|
123 |
Контрольный диктант по теме «Глагол». |
1 |
|
|
|
124 |
Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме «Глагол». |
1 |
|
|
|
125 |
Повторение изученного материала по теме «Глагол». |
1 |
|
|
|
Итоговое повторение (7 ч) |
|||||
126 |
Язык. Речь. Текст. |
1 |
|
|
|
127 |
Итоговый контрольный диктант. |
1 |
|
|
|
128 |
Работа над ошибками. Предложение и словосочетание. |
1 |
|
|
|
129 |
Состав слова. |
1 |
|
|
|
130 |
Лексическое значение слова. |
1 |
|
|
|
131 |
Части речи. |
1 |
|
|
|
132 |
Звуки и буквы. |
1 |
|
|
|
133 |
Резерв |
1 |
|
|
|
134 |
Резерв |
1 |
|
|
|
135 |
Резерв |
1 |
|
|
|
136 |
Резерв |
1 |
|
|
|
