8 класс
Тема урока: Заявление. Структуразаявлений. Редактирование заявлений.
Цель: научитьграмматически правильно оформлять предложения, используемые в заявлении,оформлять текст заявления.
Задачи:
— закрепить знания учащихся о структуре заявления;
— развивать умение редактировать тексты заявления;
— учить составлять тексты заявлений.
Оборудование:
— опорная таблица «Структура заявления»;
— карточки со словами;
— карточки с деформированным текстом, образцы личныхдел;
— папка индивидуальное место ученика;
— мультимедийное оборудование.
Словарь: заявление, документ, должность.
ХОД УРОКА
1)Организационный момент, проверка готовности к уроку.
Учитель: Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас инадеюсь, что на уроке вы будете работать активно!
Прозвенел опять звонок, он позвал нас на урок!
Нам нужны сейчас тетрадки, ручки и карандаши!
Поработаем мы дружно,
Ведь учиться – очень нужно!
2) Повторение пройденного материала.
Учитель: Прочитайте тему урока. Над какой темой мы сегодня продолжим работу?
Ученик: Над темой «Заявление».
Учитель: Что такое заявление?
Ученик: Официальный документ, письменная просьба очем-либо.
Учитель: Кому может быть адресовано заявление?
Ученик: Организации, учреждению или должностному лицу.
Учитель: Какие бывают по форме заявления?
Ученик: Простые и сложные.
Учитель: Что содержится в простом заявлении?
Ученик: Наименование учреждения, фамилия, имя,отчество руководителя; должность, фамилия, имя, отчество того, кто пишетзаявление; название документа, содержание просьбы, подпись автора и число.
НАГЛЯДНАЯОПОРА-ПАМЯТКА (вывешивается на доске)
Структура заявления: 1) Наименование учреждения. 2) Кому. 3) От кого (должность, Ф.И.О.) 4) Название документа. 5) Содержание просьбы. 6) Подпись, число. |
Учитель: На структуру каких документов похожаструктура заявления?
Ученик: Деловые письма.
3) Новый материал.
Учитель: Сегодня мы будем учиться правильно составлятьпредложения, используемые в заявлениях.
А) Работа с личными делами.
Учитель: Найдите в личных делах, которые лежат у васна партах, тексты заявлений. Прочитайте (2,3 уч-ся). Докажите, что этозаявления.
Учащиеся: Есть название документа, указано от кого,кому адресовано заявление, содержится просьба, подпись, число.
Б) Упражнение на освоение словаря.
НАДОСКЕ КАРТОЧКИ (либо используется проектор:
ДОВЕРИТЬ |
ПРЕДОСТАВИТЬ |
ВЫДАТЬ |
ПОЛУЧИТЬ |
ПРИНЯТЬ |
ЗАВЕРИТЬ |
Учитель: Какие из этих глаголов могут быть использованыв текстах заявлений?
Учитель: Почему вы исключили слово «доверить»?
ЛИШНИЕ КАРТОЧКИ СНИМАЮТСЯ С ДОСКИ.
Учитель: Когда при написании заявления можноиспользовать слово предоставить? Выдать? Получить?
В) Упражнение на отработку построения и грамматическогооформления предложения. Работа в тетрадях.
НАДОСКЕ КАРТОЧКИ С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ (либо на проекторе):
ПРОШУ ПРЕДОСТАВИТЬ….. |
ПРОШУ ВЫДАТЬ….. |
ПРОШУ ОСВОБОДИТЬ ….. |
Учитель: Прочитайте предложения на карточках на доске.
Учитель: Как вы думаете, что нужно сделать?
Ученик: Продолжить предложения.
Учитель: Выполните задание (при проверке каждыйвариант зачитывают 1, 2 учащихся, выбирается более удачный).
НА ЭКРАНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Учитель: Прочитайте предложения на экране.
«Прошу дать мне путёвку в оздоровительный лагерь «Светлый»».
«Мне исполнилось 14 лет, поэтому я хочу получитьпаспорт».
Учитель:Измените данные предложения так, чтобыполучился текст заявления.
Г)Работа с карточками.
Прошу освободить меня от (учебные занятия) на три дня (с 17 по 21 март) в вязи с (поездка) в г. Санкт-Петербург на (соревнование) по ( дзюдо) |
Учитель: Прочитайте текст на карточках. Что неверно взаписях?
Учитель: Исправьте текст (заслушиваются и обсуждаются2,3 варианта, выбирается более удачный).
Учитель: Запишите текст в тетрадь.
Д) Проблемная ситуация.
Учитель: А теперь давайте представим, что вы получилиписьмо от друга из другого города, в котором он вас приглашает на торжественноесобытие. Но у вас занятия в школе. Как вы поступите? (Учащиеся высказывают своиварианты действий).
Учитель: Устно сформулируйте текст заявления.(Обсуждение 2,3 вариантов).
Учитель: Запишите свои варианты.
4) Итогиурока.
Учитель: Над какой темой мы работали сегодня?
— Какие правила необходимо соблюдать при написаниизаявления?
— Как вы думаете, кому и для чего вы сейчас можетеписать заявление?
— На следующем уроке мы продолжим работу посоставлению заявлений.
Домашнее задание: составить и записать заявление о приёмена работу.
