География. 6класс.
Предметная линияучебников «Полярная звезда» автор А.И. Алексеев.
Технологическая карта урока из раздела «Литосфера – твёрдая оболочка Земли».
Автор СуровцеваТ.А., учитель географии МКОУ «Иргейская СОШ»
Урок № 17 (№ 5 вданном разделе)
Предмет |
География |
Класс |
6 |
Тип урока |
Урок формирования умений и навыков
|
Технология построения урока |
Системно – деятельностного подхода
|
Тема |
Рельеф Земли. Равнины. |
Цель |
Сформировать представление о рельефе и формах рельефа. Сформировать понятие равнина, дать представление об изменении равнин во времени. Сформировать знания о видах равнин по высоте.
|
Планируемый результат
|
Когнитивный компонент: знать, что такое рельеф, горы, равнины, впадина, низменность, возвышенность, плоскогорье. Деятельностный компонент: определять по карте количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России; давать описание географического положения равнин; показывать на карте крупнейшие равнины мира; работать с контурной картой; выявлять черты сходства и различий крупных равнин мира; давать описание равнин по плану; представлять информацию в письменной форме в виде плана-конспекта. Эмоционально-ценностный: раскрыть значение равнин для жизни и хозяйственной деятельности человека; проследить изменение поверхности равнин под воздействием человека и особенности их освоения. |
Основные термины, понятия, номенклатура и персоналии |
Рельеф, горы, равнины, впадина, низменность, возвышенность, плоскогорье. |
Планируемые результаты |
||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
Формирование ответственного отношения к выполнению учебных заданий. Формирование уважительного и доброжелательного отношения к своим одноклассникам. Формирование способности выполнять совместные учебные действия. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе учебной деятельности. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни. Выполнение правил поведения на уроке.
|
Умение работать с географическими картами, с контурными картами; Умение составлять план-конспект; Классифицировать информацию. Слушать друг друга, слушать информацию товарища. Участвовать в совместной деятельности (работа в парах). Выбирать из прослушанной информации главное.
|
Усвоить и дать определение понятиям – рельеф, формирование рельефа. Объяснять, что такое равнина, какие бывают равнины. Делать вывод о роли равнин в жизни человека. Выполнять описание равнин по карте с помощью плана. Поиск и отбор нужной информации (при работе на контурной карте). Правильно формулировать свои ответы устно. Точно выполнять практические задания.
|
Универсальные учебные действия |
|||
Личностные |
Регулятивные |
Познавательные |
Коммуникативные |
-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; — выполнять общие для всех правила поведения; — оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).
|
— определять и формулировать тему урока; — ставить учебную задачу под руководством учителя; -планировать свою деятельность под руководством учителя; -работать в соответствии с поставленной задачей; -работать в соответствии с предложенным планом; — участвовать в совместной деятельности; -оценивать свою работу на уроке. |
-понимать значение умения ориентирования в своей повседневной жизни и деятельности; -выделять существенные признаки понятий; -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); — находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; -проводить классификацию, указывая на основание классификации; -решать учебные задачи; -поиск и отбор информации в учебно – справочной литературе; -поиск ответов на вопросы. |
-слушать и понимать речь других; -уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -владеть монологической речью; -уметь работать в паре. |
Организация пространства |
|
Формы работы |
Ресурсы |
Фронтальная Работа в парах Индивидуальная
|
Учебник, атлас, контурные карты, Физическая карта России, карта полушарий, картины, слайды с изображением равнин, макет равнины, энциклопедия, справочник. Компьютер Медиапроектор |
Дидактическиезадачи этапов урока
Этапы урока |
Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) |
Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Актуализация опорных знаний и умений |
Активизация соответствующих мыслительных операций (классификация) и познавательных процессов (внимание, память). |
Постановка учебной проблемы |
Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности |
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. |
Открытие нового знания |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания понятий, знаний, алгоритмов работы с картой, связей и отношений в объекте изучения. |
Первичная проверка понимания |
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
Применение новых знаний |
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Рефлексия учебной деятельности |
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Этапы (блоки) урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты/ виды УУД |
Формы ( виды) промежуточного контроля |
|||||||||||
1. Организационный |
— Учитель приветствует обучающихся, просит проверить на рабочем месте наличие всех учебных принадлежностей, Задаёт вопрос: Почему это важно? -Особо просит проверить наличие атласа. -Почему наличие атласа на сегодняшнем уроке особенно необходимо? |
Обучающиеся проверяют наличие учебника и школьных принадлежностей. Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места». Обучающиеся связывают необходимость атласа с проверкой домашнего задания. |
Личностные регулятивные -осуществлять самоконтроль коммуникативные: — слушать и понимать речь учителя.
|
Визуальный контроль учителя, самоконтроль обучающихся |
|||||||||||
2. Актуализация знаний |
-Почему происходят извержения вулканов? |
Обучающиеся называют причины извержения вулкана с использованием таблицы «Строение вулкана». |
Личностные коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные учебно – познавательные: — правильно называть определения вулканов, гейзеров; -распознавать обозначение вулканов и гейзеров на карте. Метапредметные познавательные: -выполнять классификацию; -обосновывать основание для классификации. |
Текущий контроль |
|||||||||||
-Где распространены районы извержений вулканов? Покажите на карте.
-Что такое гейзер? Как человек использует такое явление в хозяйственной деятельности?
-Назовите общие черты гейзеров и вулканов?
|
Обучающиеся показывают районы распространения вулканизма на карте мира. На контурной карте изображают штриховкой вулканы находящиеся в России. Обучающиеся дают определение гейзера и приводят примеры использования гейзеров в хозяйственной деятельности человека. Выделяют общее – выбрасывание на поверхность горячих струй.
|
Текущий контроль |
|||||||||||||
3. Постановка учебной проблемы |
Учитель на слайде показывает участок земной поверхности, где изображены горы и равнины. Просит назвать формы и сформулировать тему урока. Учитель корректирует предложенные темы уроков и акцентирует внимание детей на вопросе: «Какие вы знаете основные формы рельефа суши?» -Назовите формы рельефа Земли, дна океанов. |
Учащиеся называют формы и высказывают варианты темы урока.
-Предположительные ответы: горы, равнины, долины, низменности, холмы, котловины.
-Выступы материков, впадины океанов, подводные хребты, котловины. |
Личностные: формирование ценности безопасного образа жизни.
Метапредметные регулятивные: -высказывают свои предположения; коммуникативные: —точно и полно выражают свои мысли. Представленная информация была полезной? ДА 61.17% НЕТ 38.83% Проголосовало: 1424 |
|
|||||||||||
4. Формулирование проблемы, планирование |
-Какие возможности раскрывает вам сегодняшний урок? — Добавление учителя: как образуются горы и равнины.
-Спланируйте ваши действия на уроке.
|
— Обучающиеся отвечают: у нас сегодня будет возможность вспомнить, что такое рельеф. Узнать какие бывают равнины и как живут люди на равнинах. — Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи. Задачи фиксируются в виде плана работы. 1.Понятие «рельеф». 2.Как образуются горы и равнины. Составление плана-конспекта в виде схемы 3.Виды равнин. 4.Работа на контурной карте. Нанесение равнин . 5. Как живут люди на равнинах. 6.Описание равнины по плану рубрики «Шаг за шагом». |
Личностные: — устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?). Метапредметные регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; — под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; — определять последовательность действий на уроке. |
|
|||||||||||
5. Изучение нового материала.
|
Учитель просит поднять руки тех учащихся, которые были в лесу, на равнинах, в горах. — А теперь проверим, как образуются горы и равнины и выясним, что обозначает понятие «рельеф» и какие формы рельефа Земли являются крупнейшими |
Составление плана конспекта в виде схемы.
|
Личностные регулятивные формирование ответственного отношения к учению Метапредметные коммуникативные умение организовывать учебное сотрудничество, осознанно пользоваться речью. Предметные учебно – познавательные формирование умений пользоваться географическими знаниями в повседневной жизни. |
Текущий контроль |
|||||||||||
Фронтальная беседа.
|
— Прочитайте в учебнике понятие «выветривание». -Что влияет на изменения рельефа во времени |
-Учебник стр. 89. Чтение определения 2-3 уч-ся. — рис. 64, стр.90
|
Метапредметные: познавательные : смысловое чтение, выделять признаки понятий. Предметные познавательные усвоение понятия «выветривание». |
Текущий контроль |
|||||||||||
Фронтальная практическая работа |
-По учебнику рис. 65 на стр. 91 определите виды равнин.
|
Учащиеся определяют и называют виды равнин, находят их на карте.
|
Предметные познавательные: формирование умения определять виды равнин. |
Текущий контроль |
|||||||||||
Мини – практикум (парно). |
-Порядок (алгоритм) работы с контурной картой у вас лежит на парте. Выполните указанные действия. |
-Учащиеся самостоятельно читают алгоритм работы с контурной картой и выполняют указанные действия. Алгоритм работы с контурной картой. 1.Находим географические объекты на физической карте в атласе и выясняем, где они размещены (используя географические координаты и основные ориентиры – реки, горы и т.д.) 2.Находим местоположение равнин на контурной карте и по найденным ориентирам обозначаем их вначале простым карандашом. 3. Проверив себя, закрашиваем равнины цветными карандашами так, как это принято на картах. 4.аккуратно подписываем название. |
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками. Метапредметные регулятивные: осуществлять контроль своей деятельности; уметь применять алгоритм для решения учебных и познавательных задач. Предметные: формирование умения работать с контурной картой. |
Текущий контроль |
|||||||||||
Проблемный вопрос.
Чтение текста.
Практическое упражнение.
|
— Как живут люди на равнинах? -Почему равнины густо заселены?
— Чем занимаются жители равнин?
— Почему 1/5 часть населения России живёт на Восточно-Европейской равнине |
На равнинах люди живут очень густо, так повелось с древних времён
— Чтение текста в учебнике стр.91
— С помощью карты рис.66 на стр. 92 ученики объясняют, что на этой равнине исторически сложилось ядро нашего государства |
Личностные регулятивные: формирование ответственного отношения к выполнению задания.
Метапредметные познавательные: решение проблемной задачи, смысловое чтение, выделять признаки понятия. Предметные личностные: формирование понимания о необходимости географических знаний в решении своих практических задач.
|
Текущий контроль |
|||||||||||
Устно, фронтально. |
— Закрепим понятие равнина |
— Учащиеся читают определение равнина, называют виды равнин |
Метапредметные познавательные: уметь применять алгоритм для решения учебных и познавательных задач. Предметные познавательные: формирование умения определять равнину. |
Текущий контроль |
|||||||||||
Тренировочный мини – практикум. Работа в парах. |
-Описать Западно-Сибирскую равнину по карте. |
-По плану рубрики «Шаг за шагом» на стр. 92 учащиеся читают алгоритм деятельности и записывают ответы в тетрадях. |
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками. Метапредметные коммуникативные: умение работать в паре, пользоваться физической картой. Предметные предметные: формирование умения описывать географический объект.
|
Текущий контроль |
|||||||||||
6. Проверка понимания содержания материала урока. Устно, фронтально.
Рефлексия.
|
-Подведите итог своей работы на уроке. -Какие новые понятия узнали? — Какие бывают формы рельефа? — Сделайте вывод о формировании рельефа. -Какие бывают равнины? -Сделайте вывод о заселении равнин.
|
-Обучающиеся отвечают на вопросы. -Оцените свою работу. Напишите слово «Я» на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.
|
Личностные: — устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные регулятивные: -уметь оценивать правильность выполненной учебной задачи; — совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке; — выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. Предметные познавательные: знать что такое рельеф, выветривание, равнина.
|
Текущий контроль |
|||||||||||
7. Домашнее задание |
Параграф 16, вопросы и задания 2,3,4,5 – устно. Задание 7 — письменно |
|
|
|
