Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Леньковскаясредняя общеобразовательная школа №1»
Благовещенскогорайона Алтайского края
Согласовано Школьным МО Руководитель ШМО __________/
Протокол №___от _____2021 г |
Принята Педагогическим советом школы Протокол №___
от _________2021г |
Утверждаю Директор школы
_____________О.А.Умрихина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочнойдеятельности ВПК
“Виктория”
на 2021 — 2022 уч.год
Составитель:Барышников С.А.
учитель ОБЖ
с. Леньки
2021 г.
Пояснительнаязаписка
Проблемапатриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколениясегодня одна из актуальных задач государства и общества.
Обществунужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные,грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтомуособое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитаниюпатриотизма, чувства любви к Родине.
Патриотизм– система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейшийдуховно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимостии безопасности государства.
Всвязи с этим, на базе МБОУ Леньковская СОШ №1 создан ВПК «Виктория»,в котором подростки приобретут нравственные, морально-психологические ифизические качества, а также специальные профессиональные знания и умения,необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Патриотическоевоспитание представляет собой организованный и непрерывный процесспедагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическоеразвитие учащихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должнапроводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию наразвитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладетьвоенно-прикладными видами спорта.
УчастникамиВПК «Виктория» являются обучающиеся 5-11 классов, объединенные в группы. Программарассчитана на 34 часов.
Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия:
Врамках когнитивного компонента будут сформированы:
· основныеправа и обязанности, учащихся в области гражданской ответственности;
· ориентацияв системе моральных норм и ценностей;
· основысоциально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношенийи взаимодействий;
· эстетическоесознание;
· признаниевысокой ценности жизни во всех ее проявлениях;
· знаниеоснов здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
· знаниеправил поведения в различных ситуациях. В рамках ценностного и эмоциональногокомпонентов будут сформированы:
· гражданскийпатриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
· эмоциональноположительное принятие своей региональной идентичности;
· уважениеличности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим,нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
· уважениеценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и другихлюдей, оптимизм в восприятии мира;
· потребностьв самовыражении и самореализации, социальном признании;
· позитивнаяморальная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следованииморальным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. В рамкахдеятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
· готовностьи способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав иобязанностей ученика и гражданина;
· умениевести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;умение конструктивно разрешать конфликты;
· готовностьи способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников вшколе, дома, во внеурочных видах деятельности;
· устойчивыйпознавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательногомотива.
Ученикполучит возможность для формирования:
· выраженнойустойчивой учебно-познавательной мотивации и интересов военно-патриотическойдеятельности;
· готовностик самообразованию и самовоспитанию, самокритике, самовнушению,самообязательствам;
· адекватнойпозитивной самооценки;
· компетентностив реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
· готовностиосознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся впоступках, направленных на помощь.
Регулятивныеуниверсальные учебные действия
Ученикнаучится:
· целеполаганию,включая постановку новых целей, преобразование практической задачи впознавательную;
· самостоятельноанализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителемориентиров действия в новом материале;
· планироватьпути достижения целей;
· устанавливатьцелевые приоритеты;
· уметьсамостоятельно контролировать свое время и управлять им;
· приниматьрешения в проблемной ситуации на основе переговоров;
· осуществлятьконстатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;
· адекватносамостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимыекоррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
· основампрогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. Ученикполучит возможность научиться:
· самостоятельноставить новые учебные цели и задачи;
· построениюжизненных планов во временнớй перспективе;
· припланировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитыватьусловия и средства их достижения;
· выделятьальтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
· основамсаморегуляции в учебно-воспитательной и познавательной деятельности в формеосознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной надостижение поставленных целей;
· осуществлятьпознавательную рефлексию в отношении действий по решению познавательных задач;
· адекватнооценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемогорасхода ресурсов на решение задачи;
· адекватнооценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различныхсферах самостоятельной деятельности.
Коммуникативныеуниверсальные учебные действия
Ученикнаучится:
· учитыватьразные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулироватьсобственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициямипартнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместнойдеятельности;
· устанавливатьи сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
· аргументироватьсвою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию; задавать вопросы,необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
· осуществлятьвзаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
· организовыватьи планировать учебное сотрудничество с учителем, родителями, представителямиобщественности и сверстниками, определять цели и функции участников, способывзаимодействия; планировать общие способы работы;
· работатьв группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать испособствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников истроить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
· основамкоммуникативной рефлексии.
Ученикполучит возможность научиться:
· учитыватьпозиции других людей, отличные от собственной позиции;
· учитыватьразные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
· пониматьотносительность мнений и подходов к решению проблемы;
· братьна себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
· оказыватьподдержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместнойдеятельности;
· впроцессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передаватьпартнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
· всовместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ееучастникам проявлять инициативу для достижения этих целей. Познавательныеуниверсальные учебные действия Ученик научится:
· проводитьнаблюдение и эксперимент под руководством учителя;
· осуществлятьрасширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, СМИ и сетиИнтернет;
· осуществлятьвыбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретныхусловий;
· даватьопределение понятиям;
· устанавливатьпричинно-следственные связи;
· обобщатьпонятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков кродовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
· осуществлятьсравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии дляуказанных логических операций;
· строитьлогические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
· объяснятьявления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
· структурироватьинформацию, включая умение выделять главное и второстепенное. Ученик получитвозможность научиться:
· ставитьпроблему, аргументировать ее актуальность;
· самостоятельнопроводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
· выдвигатьгипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; делатьумозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Учебно- тематическоепланирование
№ п/п |
Разделы и темы |
Количество часов |
|
Раздел 1. Вооруженные силы РФ |
2 |
1 |
Боевые традиции ВС РФ |
1 |
2 |
Вооруженные силы на современном этапе |
1 |
|
Раздел 2. Физическая подготовка |
3 |
3 |
Теория и методика наращивания силы. Силовые упражнения. |
1 |
4 |
Теория и методика развития выносливости. Упражнения на выносливость. |
1 |
5 |
Теория и методика рукопашного боя. Рукопашный бой |
1 |
|
Раздел 3. Огневая подготовка |
4 |
6 |
Техника безопасности при стрельбе из пневматической винтовки |
1 |
7 |
Стрельба из пневматической винтовки |
1 |
8 |
Сборка и разборка автомата |
1 |
9 |
Метание учебной гранаты |
1 |
|
Раздел 4. Строевая подготовка |
12 |
10 |
Строевые приемы и движения без оружия |
2 |
11 |
Строевые приемы и движения с оружием |
2 |
12 |
Строевая подготовка в составе отделения |
2 |
13 |
Выполнение воинского приветствия на месте и в движении |
2 |
14 |
Выход из строя и возвращение в строй |
2 |
15 |
Почетный караул. Смена почетного караула |
2 |
|
Раздел 5. Ориентирование |
3 |
16 |
Определение сторон горизонта по Солнцу, Луне, Полярной звезде, местным признакам |
1 |
17 |
Определение азимута по компасу |
1 |
18 |
Движение по азимуту |
1 |
|
Раздел 6. Выживание в природных условиях |
3 |
19 |
Добывание огня и разведение костра |
1 |
20 |
Строительство временных укрытий |
1 |
21 |
Добывание пищи в природных условиях |
1 |
|
Раздел 7. Медицинская подготовка |
5 |
22 |
Остановка кровотечений |
1 |
23 |
Наложение повязок |
1 |
24 |
Первая помощь при ушибах и переломах |
1 |
25 |
Искусственное дыхание |
1 |
26 |
Спасение утопающего |
1 |
|
Раздел 8. Защита от ОМП |
2 |
27 |
Противогаз. Надевание и снимание противогаза. |
1 |
28 |
ОЗК. Надевание и снимание ОЗК на время |
1 |
|
ИТОГО |
34 |
Используемаялитература:
1. Всеобщаядекларация прав человека. Детская спортивная медицина. Под. Ред. ТихвинскогоС.Б., Хрущева С.В. М., Медицина – 1980.
2. ЗаконРоссийской Федерации «Об образовании». Кирилюк В.В. Военно – прикладноемногоборье. М. Патриот, 1990, с.151
3. КозыревА.Ю. Юность как стадия жизненного пути. Внешкольник, №3, 1996, с.22 – 23.Комаров В.В. С
4. Содержаниедополнительного образования детей. Учебное пособие. Самара, 2000.
5. Конвенцияо правах ребенка. Документ ООН. Концепция модернизации дополнительногообразования детей РФ до 2010
6. Концепциямодернизации Российского образования на период до 2010. Курс стрельб (КС-69) –М.: Воениздат, 1986.
7. ЛаптевА.П. Береги здоровье смолоду, М. Медицина, 1988.
8. ЛатенковВ.П. Губина Г.Д. Биоритмы и алкоголь. Новосибирск, 1987. Лихачев Б.Т.Педагогика. – М.: Прометей, 1992.
9. МатвеевА.П. Методика физического воспитания с основами теорий. – М.: Просвещение,1991. Методика разведывательной подготовки подразделений сухопутных войск. –М.: Воениздат, 1995.
