СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
|
1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ использования метода моделирования ПРИ ОБУЧЕНИИ СОЧИНЕНИЮ ЗАГАДКЕ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА |
|
1.1 Характеристика метода моделирования |
|
1.2 Особенности обучения сочинению в начальной школе |
|
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СОЧИНЕНИЯ ЗАГАДКИ ДЕТЕЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА |
|
2.1 Анализ календарно-тематического плана по курсу «Русский язык» во 2 классе |
|
2.2 Комплекс технологических карт по русскому языку для 2 класса с использованием метода моделирования |
|
2.3 Рекомендации по обучению сочинению загадки во 2 классе с использованием метода моделирования |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ |
|
ПРИЛОЖЕНИЯ |
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.Как правило, к русскому языку школьники относятся как к очень трудномупредмету. Особенно много затруднений вызывает обучение связной речи: изложениюи сочинению. По мнению исследователя Ермолаева А.А., «такое положение можноизменить, еслисоздать у учащихся положительную мотивацию к обучению русского языка».[1] Недостаточно вызвать первоначальный интерес, нужно егопостоянно поддерживать и расширять. Поддержать у учащихся желание работать изодня в день, из урока в урок, продвигаясь вперёд маленькими шажками, – делонелёгкое. Но если в этом деле есть помощники – графические модели, то освоениетаких трудных вопросов, как структура текста, составление текста по данной илисвободной теме, у младшего школьника вызывает интерес.
В связис внедрением в образовательный процесс начальной школы новых Федеральныхгосударственных образовательных стандартов (ФГОС) второгопоколения с приоритетом начального общего образования изменяются и основныеприоритетные задачи. Основными задачами образованиястановятся: формирование у младших школьников умения учиться, создание условий,способствующих реализации потенциальных возможностей учащихся, обеспечивающихих личностный рост. И основными механизмами являются современные технологии обучения. Уучащихся 2 класса формируются умения в построении связного текста. Сначалапреобладают упражнения по созданию текстов по образцу (изложения), затем посозданию собственных текстов на основе увиденного, прочитанного, услышанного(сочинения).
Сочинениев школе занимает особое место, потому что служит эффективным средствомвоспитания: возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденноеи пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственныесвязи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Сочинение — творческая работа.Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесениячего-то своего, личного в текст.
Исследователи отмечают, что уровень речевогоразвития детей младшего школьного возраста недостаточен: дети легкоподдерживают беседу на уроке, отвечают на вопросы учителя, приводят примеры, нопри создании собственного высказывания(составить текст по пословице, написатьобъявление, записку, сочинить сказку о роде имени существительного, придуматьзагадку о школьных принадлежностях) у них возникают затруднения. [2]
Также написание сочинений всегда вызываетсложности. Эти сложности связаны со сформированными речевыми способностямидетей младшего школьного возраста: каждый ребёнок уникален, поэтому появляетсянеобходимость учитывать его индивидуальные личностные особенности развития.Трудности связаны с тем, что многие виды сочинения незнакомы детям, темывызывают затруднения из-за недостатка словарного запаса. Если в устноймонологической речи школьники имеют возможность исправить стиль предложения илидаже изменить его, то в письменном изложении темы возникают многочисленныеорфографические препятствия. Дети начинают размышлять, как написать то или иноеслово, как правильно выразить мысль, чтобы её поняли другие, в частностиучитель. Трудность вызывает использование выразительных средств, характерныхдля художественной литературной речи, частое отклонение от темы описания илиразмышления приводит к отступлению от плана. Страх написать что-то не так непозволяет развить фантазию, не даёт воображению развивать, «двигать» мысль.
Внастоящее время в психолого-педагогической литературе выявлены психологическиеособенности формирования связной устной и письменной речи младших школьников. В связи с этим большое значение приобретает современная и методически грамотноорганизованная работа по развитию связной речи, которая опирается нанаглядно-образное мышление и графические умения учащихся.
Наиболеерезультативным методом обучения составлению собственных текстов на сегодняявляется метод моделирования. При помощи моделей учащиеся сами делают открытия, опираясь наранее приобретённые знания и личный опыт, графически обобщают имеющиеся знания,а потом с помощью моделей создают собственные тексты (сочинение-описаниие,сочинение-повествование, загадку, сочинение по пословице и другие). Такиемодели называют графическими. Они создаются на бумаге, на слайде или даютсяшкольникам в готовом формате.
Моделимогут выступать альтернативой традиционным способам записи информации (конспектам,кратким записям, таблицам) Они более продуктивны, так как имеет естественную психологическуюоснову, а главное превращают ученика в активного создателя собственного знания. Эффективностьприменения моделей заключается в устойчивости знаний учащихся.
Психологическойосновой метода моделирования является ассоциативное мышление. Достаточновоспроизвести в памяти один объект какой-либо информации карты, как он цепочкойпотянет за собой другие факты из этой области знаний.
Темадипломной работы: «Использование метода моделирования при обучении сочинениязагадки учащихся 2 класса.
Цель– разработка и апробация моделей для обучения сочинению загадкиучащихся 2 класса.
1.Изучить сущность использования метода моделирования при обучении сочинениязагадки на основе анализа педагогической литературы.
2.Определить особенности преподавания русского языка во 2 классе.
3.Выявить специфику использования метода моделирования при обучении сочинениязагадки во 2 классе.
4.Разработать технологические карты уроков русского языка для учащихся 2 классас использованием метода моделирования обучению сочинения загадки.
5.Апробировать технологические карты уроков русского языка с использованиемметода моделирования во 2 классе МБОУ СОШ №1 с. Верхние Татышлы.
6.Сделать выводы по результатам апробации.
ВКРразработана на основе следующих нормативных документов:
−Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательногостандарта начального общего образования».
—Федеральный государственный образовательный стандарт начального общегообразования «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности»(утверждён приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября2013);
—Детство: Примерная образовательная программа начального общего образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др..
Работанад проектом проходила в 5 этапов:
Первыйэтап − аналитический –анализ нормативных документов, изучение научной литературы (январь 2019г.).
Второйэтап − конструктивный − постановка цели и задач ВКР, разработка иструктурирование комплекса (февраль 2019г.).
Третийэтап − внедренческий – апробация комплекса (март-апрель 2019г.).
Четвертыйэтап − аналитический – анализ апробации комплекса (май 2019г.).
Пятыйэтап – оформительско-презентационный − оформление материалов и подготовка кзащите (июнь 2019г.).
1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СОЧИНЕНИЮ ЗАГАДКЕ УЧАЩИХСЯ 2КЛАССА
1.1 Характеристика метода моделирования
Исходя из философского определения этаповмоделирования, Н.Г. Салмина предложила рассматривать эти этапы как компонентысложной деятельности моделирования и соответствующие им отдельные действия.Опираясь на предложенную Н.Г. Салминой структуру деятельности моделирования дляграфических моделей, приведём структуру для разных видов моделей, используяболее обобщённые формулировки.[3]Состав деятельности моделирования предлагается следующий:
1. предварительный анализ;
2. выбор или конструирование модели;
3. работа с моделью;
4. соотнесение результатов, полученных на модели,с реальностью.
Моделирование понимается нами как методисследования, познания объективной действительности, позволяющий целостнопредставить отдельную систему, концепцию, различные мировоззренческиекатегории, научные понятия, закономерности, процессы и другие.[4]
Моделина уроках русского языка бывают:
−модели-орфограммы;
−модели-схемы;
Младший школьный возраст является началомформирования учебных действий у детей. Большую роль в этом играет моделированиев предметной, графической и знаковой форме решения учебных задач. Учебноймоделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношениенекоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Такимобразом учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа, затем самаможет являться особым средством мыслительной деятельности человека.[5]
Для чегоже младшим школьникам необходимо овладеть методом моделирования?
Во –первых, введение в содержание обучения понятий модели и для моделированиясущественно меняет отношение учащихся к учебному предмету, делает их учебнуюдеятельность более осмысленной и более продуктивной.
Во −вторых, целенаправленное и систематическое обучение методу моделированияприближает младших школьников к методам научного познания, обеспечивает ихинтеллектуальное развитие.
Спомощью моделирования можно свести изучение от простого, незнакомого − кзнакомому, то есть сделать объект доступным для тщательного изучения.Необходимость владения методикой моделирования в начальной школе связана снеобходимостью решения психологических и педагогических задач. Современноетребование к методике – организация максимально продуктивной творческойдеятельности детей, начиная с первого класса. Только при таком подходе ребёнокпостоянно находится в ситуации отсутствия готовых решений и выступает в ролиисследователя. Именно опыт творческой деятельности, как высшая степеньовладения умением учиться, подразумевает достаточный уровень развитияпознавательных и регулятивных умений. Когда ученики строят различные моделиизучаемых явлений, этот метод выступает в роли учебного средства и способаобобщения учебного материала, помогает детям «учится активно», формируетуниверсальные учебные действия.[6]
Сегодня часто используют карты MindMap. Это мыслительныекарты (карты памяти, карты ума, умственные карты или интеллект карты).
Картапамяти – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки изапоминания информации, решения творческих задач, инструмент развития памяти имышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формированияучебно-познавательной компетенции обучающихся.
ТониБьюзен (TonyBuzan)- автор и образовательный консультант, родился в 1942 году в Лондоне. Онявляется сторонником методики «карт ума» и ментальной грамотности. Тони Бьюзенсоздал свое собственное программное обеспечение для поддержки создания «картума» под названием iMindMap в декабре 2006 года. Большая часть его преподавательскойдеятельности в целом делится на: общее понимание широких возможностей ипотенциалов мозга и его функций, навыки памяти, навыки чтения, творческийподход, и как функция головного мозга может быть улучшена в пожилом возрасте.Будучи популярным психологическим автором, Тони Бьюзан писал на темы,касающиеся мозга, духовного интеллекта, памяти, креативности и скорости чтения.
Существуютопределённые правила создания карт памяти, разработанные Тони Бьюзеном, которыеподробно описаны в его книге «HowtoMindMap», а именно:
1. Основнаяидея, проблема или слово располагается в центре. Выделению ключевого словаассоциативной цепи Бьюзен придаёт едва ли не главное значение
2. Дляизображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
3. Каждаяглавная ветвь имеет свой цвет.
4. Длясоздания карт используются только цветные карандаши, маркеры.
5. Главныеветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядкасоединяются с главными ветвями.
6. Ветвидолжны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
7. Надкаждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
8. Длялучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки,ассоциации о каждом слове.
Этопростая технология записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро,ассоциативно. Тема – в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт потокидей, их количество не ограничено, они все фиксируются, начинаем их записыватьсверху слева и заканчиваем внизу справа.
Результатработы – индивидуальный продукт одного человека или одной группы. Выражаетиндивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативныхспособностей.
Применениемыслительных карт на уроках русского языка позволяет:
−Создать мотивацию к овладению русским языком как средством обучения письмуразных видов сочинения.
−Организовать индивидуальную, групповую и коллективную деятельность учащихся.
−Конструировать учебное содержание в соответствии с возрастными особенностямиучащихся.
− Осуществлять дифференцированный подход к учащимся.
− Организовывать самостоятельную работу учащихся.
− Организовывать проектную деятельность учащихся.
−Научить учащихся пользоваться словарями, справочниками и другими источникамиписьменной и устной информации с целью поиска необходимых значений, расшифровкисловарных обозначений.
− Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся, мышление, память,а также проявлять интуитивные способности.
Такжечасто используются схемы. Схемы – это выводы,которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в видетаблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.
Именно использование схемна уроке позволяет снять страх у ученика перед неправильным ответом. Никому неснижается оценка, если при ответе он смотрит на опорную схему. Наоборот, пускайона помогает каждому, пока прочно не отложится в памяти.
Схемы– способ внешней организации мыслительной деятельности детей. Не теряетсявпустую время на уроке: не приходится ждать, пока ребёнок вспомнит и, наконец,что-то скажет. Необходимые для выполнения заданий правила детям не нужновспоминать, тратя на это драгоценное время урока: они читают их по схемам.Читают сегодня, завтра. Через неделю уже не читают – усвоили, обрелисознательный навык работы в соответствии с правилом. А ещё через две недели исхема снимается, она больше не нужна.
Такжесчитается, что использование данных средств при изучении русского языка,несомненно, даёт определённые результаты.
Во-первых, значительно увеличивается объём изучаемого на урокематериала, формируется навык самостоятельной работы, учащиеся показывают болеепрочные знания и умения по предмету.
Во-вторых, использование данной технологии способствует повышениютворческого потенциала учащихся, развитию речи, мышления. Использование даннойтехнологии намного разнообразит уроки, легче воспринимать изучаемыеязыковые явления, орфографические и пунктуационные правила.
Например, схема по развитию речи «Текст-описание» (Рисунок 1)помогает создать собственный текст: сочинение о прочитанной книге, описаниедомашнего питомца и другие.
Текст-описание Кто? Что?
Название предмета Отношение к предмету Признак предмета |
Рисунок 1 – Правописание парных согласных в корне слова
Отсюда можносделать вывод о том, что использование схем необходимо при обучении детеймладшего школьного возраста на уроках русского языка, особенно при развитиисвязной речи на уроках русского языка.
Систематическоеи целенаправленное использование опорных схем на уроках русского языка способноне только заложить определённый уровень знаний, но и хорошо развивает память,мышление, внимание, эти качества в последнее время западают убольшинства учеников. Самое важное достоинство схем в том, что онипозволяют сэкономить время.
Методмоделирования наиболее результативным методом обучения является присоставлении собственных текстов. При помощи моделей учащиеся сами делают открытия, опираясь наранее приобретённые знания и личный опыт, графически обобщают имеющиеся знания,а потом с помощью моделей создают собственные тексты (сочинение-описание,сочинение-повествование, загадку, сочинение по пословице и другие). Такиемодели называют графическими. Они создаются на бумаге, на слайде или даютсяшкольникам в готовом формате.
Моделимогут выступать альтернативой традиционным способам записи информации (конспектам,кратким записям, таблицам и тому подобнее) Они более продуктивны, так как имеетестественную психологическую основу, а главное превращают ученика в активногосоздателя собственного знания. Эффективность применениямоделей заключается в устойчивости знаний учащихся.[7]
1.2 Особенности обучения сочинению в начальной школе
Сочинение– прекрасная возможность для творчества. Как у любого творчества, в написаниисочинений практически нет границ. Также сочинениезаставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиямивремени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учитграмотности.
Всесочинения в начальных классах как устные, так и письменные составляются поплану. От готовых планов в первый год обучения дети подводятся к коллективномусоставлению плана сочинения, а затем и к самостоятельной работе над ними. Чтоявляется важной целью в обучении выражения своих мыслей в разных видахсочинений. К различным видам сочинений даются вопросы для подготовительнойбеседы. Основная задача этих вопросов – привести в систему впечатления инаблюдения детей, помочь им осознать свой жизненный опыт, определить отношениек тем фактам, которые составляют сюжет рассказа. Если сочинения проводятся посюжетным картинам или экранным пособиям, то даются вопросы для выяснения ихсодержания. К каждому устному рассказу и письменному сочинению даются слова, кним предлагаются синонимы, учащиеся их используют по-своему усмотрению.
Существуютразные виды сочинений в начальной школе:
1. Сочинения с элементами рассуждения.
Рассуждение– наиболее сложный способ изложения мыслей, так как основывается на пониманиипричинно следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы изнаблюдений, доказывать выдвинутые положения. Такими умениями дети ещё невладеют, их нужно вырабатывать постепенно. К составлению сочинений с элементамирассуждений учащиеся приступают во второй четверти учебного года. На первомэтапе работы рассуждения выражаются в оценке того, о чем рассказано всочинении.
2.Сочинениепо картинам. Чрезвычайно велика роль картины в развитии речи учащихся. Картинавоздействует на чувства ребёнка, открывает перед ним те стороны жизни, скоторыми он мог бы и не столкнуться в своём непосредственном опыте. Картинапомогает глубже осознать те явления, которые уже знакомы школьнику. Онаоблегчает ему познание жизни.
Сочиненияпо картинам делятся на три основных вида: повествовательные сочинения по сериикартин или по картинному плану; повествовательные сочинения по одной картине,где картина даёт толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета; описаниекартины.
3.Сочиненияпо наблюдениям. Наблюдательность очень важна для развития речи. Школаорганизует систему наблюдений природы, отдельных предметов и процессов.
Устныерассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают результаты наблюдений.Это сочинения-описания. Работая над развёрнутым описанием, ученики выявляютпризнаки наблюдаемых предметов, выделяют существенные признаки, синтезируют.Описания приучают школьников к высокой точности в выборе слов, к строгойпоследовательности изложения, чёткости в словесном оформлении своих знаний.
Рассказыпо наблюдениям получаются большими по размерам, потому что у детей многоматериала. А последовательность, полнота описания обеспечиваются подготовительнойбеседой.
4.Сочинения на основе прочитанного. Отзывы о прочитанных книгах очень важны длявоспитания юных читателей. В отзыве школьник даёт оценку прочитанному (илипросмотренному фильму, спектаклю). Цель отзыва в том, чтобы глубже, отчётливееуяснить идейное содержание и художественные детали. И подготовка, и описаниеотзывов связывается с уроками внеклассного чтения учащихся. На этих уроках детидают устные характеристики прочитанного.
На урокепо внеклассному чтению проводится подробная беседа о книге: кратко излагаетсясюжет, описываются главные действующие лица, прочитываются отдельные небольшиеотрывки, анализируется идейное содержание произведения. Учащиеся говорят, чтоим особенно понравилось в книге, обосновывают свое мнение. К уроку обычноподготавливается небольшая выставка: портрет автора, иллюстрации. Детей следуетознакомить с несколькими образцами отзывов о прочитанных книгах, разобрать их.
Сочинения– отзывы – одна из самых перспективных работ.
Заметка– это небольшая статья, посвящённая конкретному факту, положительному илиотрицательному. От обычного сочинения заметка отличается краткостью, меткостьюязыка, а также тем, что в ней всегда остро ставится проблема, нередкосодержится призыв, обращение к читателю. Заметка может также содержать простое сообщениеили новую интересную информацию.
5.Сочинения-миниатюры.Широкую популярность в школах приобрели сочинения малых форм, или миниатюры. Ксочинениям – миниатюрам, которые проводятся в устной или письменной формепреимущественно на уроках грамматики, предъявляются все те же требования, что ик сочинениям крупных размеров. Однако подготовительная работа здесь занимаетзначительно меньше времени; длительные наблюдения не нужны, беседа оченькороткая (всего 2-3 вопроса) или совсем отсутствует, план не составляется вписьменной форме, меньше времени уделяется подготовке устного текста. Детииспользуют в сочинении – миниатюре изучаемые грамматические формы, активизируютих.
6.Сочинения-загадки. При написании на уроке создаётся прекрасная творческаяатмосфера, поскольку загадка − один их самым любимых детьми литературныхжанров. Но если она создаётся усилиями ребёнка, то процесс её составления иполучившаяся загадка становится незабываемыми. Важно отметить, что работа посоставлению загадки стимулирует развитие творческого воображения, неординарность, гибкость мышления учащихся и воздействует на совершенствование их речевого потенциала.
Во времяподготовительной работы учитель может предложить учащимся отгадать две-тризагадки. Загадки подбираются на одну и ту же тему и близкой структуры. Ученикисоставляют загадку на ту же тему и такой же структуры. При составлении загадкинеобходимо, чтобы учащиеся имели достаточно полное представление о загадываемомпредмете и чтобы он (или его изображение) был (было) перед глазами школьников.
Сочинения-загадкипоможет значительно расширить спектр признаков, которые используются дляизучения и описания (а значит – и для загадывания) объектов окружающего мира.Для работы с этими признаками дети «включат» все анализаторы. Ведь в обучениимы опираемся, в основном только на зрительные образы. Поэтому в помощь взрослымсоздаётся таблица, в которой сопоставлены признаки и анализаторы.
Сочиненияво 2-ом классе − это небольшие сюжетные рассказы,которые совторого полугодия можно вводить элемент описания. Проводятся они как в устной,так и в письменной форме на протяжении всего учебного года. Устному рассказу,как и сочинению, нужно обучать. Устные рассказы вначале составляютсяколлективно и служат образцом для индивидуальных рассказов, которыерекомендуется проводить лишь во втором полугодии. Сочинения также составляютсяколлективно по плану, данному учителем или коллективно составленному. Готовыйплан учитель записывает на доске до урока. Если же план составляетсяколлективно, то запись идёт по мере составления.
Стретьей четверти в сочинения и рассказы можно включать элементы описания. Этиэлементы представляютсобой оченькраткие описанияотдельных предметов, животных, людей. Прежде чем приступить к работе надсочинениями с элементами описания учитель обращает внимание детей на элементы описания из изучаемыхими художественных произведений, которые могут служить образцом.
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРИОБУЧЕНИИ СОЧИНЕНИЯ ЗАГАДКИ ДЕТЕЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
2.1Анализ календарно-тематического плана по курсу «Русский язык» во 2 классе
Преждечем составлять технологические карты с описанием работы над сочинением загадкинами проанализирован календарно-тематический план уроков русского языка наапрель 2019 года для учащихся 2 класса (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
2А класс занимается по программе «Школа России».
Вданной программе большое внимание уделяется задачам развития связной речи:
− вырабатывать элементарныенавыки грамотного письма;
− формировать практическиенавыки устной и письменной речи;
− приобретать грамматическиеумения в области фонетики, морфологии и синтаксиса;
− формировать основныеорфографические и пунктуационные навыки;
− корригировать уровень общего иречевого развития обучающихся;
− формировать нравственныекачества обучающихся.
На работу с текстом уделяется 2 урока (часа). В таких темах как: «Что такое текст-повествование?»; «Что такое текст – описание?».
Вданной рабочей программе формируются предметные результаты по связной речитакие как:
− дифференцировать на слух и в произношении звонкиеи глухие, свистящие и шипящие, твёрдые и мягкие согласные; правильно обозначатьих соответствующими буквами на письме (в сильной позиции); определятьназначение слов, соотнося их с картинками;
− делить слова на слоги;
− группировать слова-названия предметов иназвания действий; приводить в качестве примеров слова этих категорий;
− составлять предложения по заданию учителя,записывать их с большой буквы, в конце ставить точку;
− списывать по слогам с рукописного и печатноготекстов;
− грамотно писать по памяти словарные слова;
− писать под диктовку слова, предложения и текстиз слов, написание которых не расходится с произношением.
Вывод: в проанализированном намикалендарно-тематическом плане …..отмечены темы уроков:
Предметные результаты….
Нами отмечено, что не проводится работа посозданию текстов малых жанров: загадки, скороговорки, считалки и других. Сочинениетекстов малых жанров требует специального подхода с использованием наглядности,помогающей ученику создать собственный текст.
Поэтому на уроках русского языка необходимо применитьмодели, помогающие школьнику усвоить алгоритм сочинения текста малого жанра,например, сочинение загадки. На сочинение загадки не отводится специальногоурока, поэтому работа с моделями проводилась на уроках на такие темы: «Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол»»Обобщение изакрепление знаний по теме «Имена прилагательные»»; «Общее понятие опредлоге»; «Что такое текст-описание?».
2.2Комплекс технологических карт по русскому языку для 2 класса с использованиемметода моделирования
Модели быливнедрены в образовательный процесс во время преддипломной практики (апрель2019г.). Работа с моделями была направлена на осознание детьми алгоритмапостроения текста загадки.
ЧТО ТАКОЕ ЗАГАДКА,ЕЕ ПРИЗНАКИ
КАКИЕ МОДЕЛИ(НАЗВАТЬ) И НА КАКИХ УРОКАХ.+ О МОДЕЛЯХ ИЗ ТЕТРАДИ И.Ю.
РАЗРАБОТАННЫЕ НАМИМОДЕЛИ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ ЗАГАДОК ВХОДЯТ В СОДЕРЖАНИЕ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. Дляэтого нами разработаны технологические карты.
Технологическаякарта – это. Технологическая карта состоит из…
Пример макета ТК
Макет технологическойкарты представлен в таблице 1.
Таблица 1 — Макеттехнологической карты по развитию связной речи у детей старшего дошкольноговозраста
Тема: |
|||
Цель: |
|||
Демонстрационный материал: |
|||
Содержание деятельности |
|||
Этап |
Педагог |
Дети |
Рез-ты деят-ти |
Организационно- мотивационный |
|
|
|
Продуктивный |
|
|
|
Рефлексивный |
|
|
|
Содержаниетехнологической карты включает непосредственную работу с привлечением моделей поподготовке детей к сочинению (связному высказыванию) –организационно-мотивационный этап; диалог с педагогом, в процессе которого детисоздают связный текст – продуктивный этап; анализ собственной деятельности,впечатления от речевой деятельности – рефлексивный этап.
2.3Рекомендации по обучению сочинению загадки во 2 классе с использованием методамоделирования
№ |
Содержание ( тема) |
Моделирование |
|
1133 |
Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». |
Обозначает действие
Изменяется по временам Отвечает на вопрос
Имеет форму единственного и множественного числа |
|
1139 |
Обобщение и закрепление знаний по теме «Имена прилагательные» |
|
|
1142 |
Общее понятие о предлоге. |
РАСТЕНИЯ Деревья Кустарники Травы Берёза Дуб Смородина Вишня Ромашка Петрушка Пихта Калина Ландыш |
|
140 |
Что такое текст – описание?
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Однойиз важнейших средств развития речи является наглядное моделирование.
Каждыйучащийся должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно ипоследовательно излагать свои мысли.
Впосвящённых развитию связной речи исследованиях Е.И. Тихеевой отмечается, чтоумение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководствепедагога и путём систематического обучения как на уроках, так и вне уроков — вповседневной жизни.
Врезультате работы по развитию речи, можно придти к выводу, что использованиенаглядного моделирования на занятиях по развитию речи является важным звеном вразвитии связно й речи учащихся. На каждом возрастном этапе у учащихсяформируется:
− умение грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли;
−умение пересказывать небольшие произведения;
−умение активно участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их;
−умение описывать предмет, картину;
Значительноеместно в решении этих задач отводится — специальным урокам, речевымупражнениям, тематика которых разнообразна. Они активизируют словарь детей,развивают внимание к слову и его значению.
Развитиеречи и речевого общения учащихся младших школьников осуществляется во всехвидах деятельности, как на уроках, так и в повседневной жизни.
