ПРЕДМЕТ: Литература
КЛАСС: 7
ТЕМА: А.С.Пушкин поэма Полтава, 7 класс
ЦЕЛЬ: показатьинтерес поэта к историческому прошлому страны, к деятельности полководцев,диктуемой необходимостью; определить авторское отношение к героям.
ЗАДАЧИ:
Образовательные: выяснитьроль Петра I в Полтавском сражении и отношение автора к нему; произвестиподробный анализ текста.
Развивающие: развитьинтеллектуальные качества личности, логическое мышление, умение делать выводы.
Воспитывающие: воспитатьлюбовь к русской литературе; прививать учащимся гордость и уважение кдеятельности великих людей и к историческому прошлому своей страны.
ТИПУРОКА: урок объяснения нового материала.
ВИДУРОКА: урок-беседа.
МЕТОДЫ иПРИЕМЫ РАБОТЫ: метод проблемного изложения (создание проблемной ситуации);эвристический метод (аналитическая беседа, построения логической цепирассуждений); метод моделирования; информационно-рецептивный метод;репродуктивный метод (слово учителя, фронтальная беседа, опрос).
ФОРМЫРАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: индивидуальная, фронтальная.
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА:
Предметныерезультаты: уметь анализировать поэтический текст, находить в нем средствахудожественной выразительности.
Метапредметные результаты:
— РегулятивныеУУД: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановкиучебной задачи; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия ивносить необходимые коррективы в исполнение.
— КоммуникативныеУУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативныхзадач; владение устной и письменной речью; строить монологическое контекстноевысказывание.
— ПознавательныеУУД: строить речевое высказывание в устной и письменной форме; строитьлогическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Личностныерезультаты: уважительное отношение к русской литературе; стремление кречевому самосовершенствованию.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕСВЯЗИ: связь с историей.
ДИДАКТИЧЕСКИЙМАТЕРИАЛ: Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В2 ч. Ч. 1. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 5-е изд. – М. :Просвещение, 2016. – 358 с.
ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивнаядоска, обычная доска, рабочие тетради.
Ходурока
I.Организационный момент.
Приветствие обучающихся,знакомство, настраивание их на позитивную работу. Проверка готовности к уроку,проверка отсутствующих.
II.Мотивационно-ориентировочный этап.
— Ребята, я вам сейчаспрочитаю синквейн об одном человеке, а вы попробуете догадаться, о ком идетречь.
Русский величайший.
Творил, влюблялся, погиб.
Сказки знает каждыйребенок.
Гений.
— Кого вы узнаете в этихстрочках? Правильно, речь идет об Александре Сергеевиче Пушкине, поэму которогомы с вами сегодня будем читать.
III.Актуализация знаний.
— Ребята, что вы знаете изистории о Петре I? Что это за человек? Какие события в истории Россиисвязаны с его именем?
Учитель выводит слайд спортретом Петра I (Портрет работы Жан-Марка Наттье (1686-1766),известного французского художника, написан во время визита Петра в Париж,несомненно с натуры).
Словоучителя:
А. С. Пушкин никогда небыл равнодушен к событиям, которые происходили в стране, в России. Особыйинтерес Пушкин проявлял к жизни и деятельности Петра Великого, который был еголюбимым героем. Став царем (1696) Петр поставил перед собой задачу:усилить военную мощь России и повысить ее роль на международной арене. Врезультате Азовских походов (1695 – 1696) был занят Азов, Россия вышла наберег Азовского моря (до этих пор Россия имела выход только в Белое море,которое замерзало на полгода).
Для связи с Западомнеобходим был вход к Балтийскому морю. Для этого надо было вернуть захваченныеШвецией в начале 17 века земли. В долголетней Северной войне (1700 -1721)Россия добилась победы.
Но с этим не мог смиритьсяшведский король Карл XII , который долгое время одерживал победу над слабыми,неподготовленными войсками противника. В 1709 году он вторгся в Россию сзапада. Произошло сражение под Полтавой.
Учитель выводит слайд спортретом Карла XII (портрет написан неизвестным художником).
— Давайте запишем, что«Полтава» – поэма А. С. Пушкина, написанная в 1828году. Название поэмы указывает на Полтавскую битву, состоявшуюся 27июня 1709 года.
— Как вы думаете, какбудет звучать тема нашего урока?
IV.Операционно-деятельностный этап.
— Ребята, откройте тексты.Вы читали отрывок дома и легко ответите на все мои вопросы.
Анализ текста. Выявлениехудожественных средств, которые использует поэт.
Вопросыучителя:
1. В какое времясуток начинается битва? Почему вы так решили? (утром, т.к. «Горит востокзарею новой»).
2. Как вы понимает этистроки? Что они еще могут означать?
3. Как автор называетшведов? Почему он их так называет? («Сыны любимые победы»).
4. Назовите главных героевбитвы? (русские и шведы).
5. Кто представляетРоссию? (Петр I). А кто представляетШвецию? (Карл XII).
6. Какие тропы и средствахудожественной выразительности вы можете найти в тексте? С какой целью ихиспользует А.С. Пушкин?
Учитель предлагаетучащимся составить сравнительную таблицу.
— Как вы думаете, кого мыбудем сравнивать? (Петра и Карла). Давайте составим в тетрадяхтаблицу (учитель выводит на слайд макет таблицы).
Петр I |
Карл XII |
|
Появление на поле битвы |
||
Взгляд на поле боя |
||
Команда к началу сражения |
||
Уверенность в победе |
Опорныевопросы для характеристики образа Петра I:
1. Каким мы видим Петра?
2. Почему «лик ужасен» и«он прекрасен»?
3. Кто вдохновляет Петра?
4. Каковы поступки,действия Петра и «птенцов гнезда Петрова»?
5. Каково отношение авторак Петру?
Опорныевопросы для характеристики образа Карла XII:
1. Каким видим Карла вовремя сражения? Чем вызвана его бледность?
2. Как вы считаете,сколько лет Карлу XII? Почему вы думаете, что это старый человек? (насамом деле Карлу было лишь 18 лет).
3. Слышим ли мы Карла вовремя сражения? Почему?
4. Каковы действия Карла иего генералов (Розен, Шлипенбах).
5. Каково отношение авторак Карлу? В прямом ли смысле поэт называет его героем?
Беседапосле составления таблицы:
1. Какую особенностьпри изображении глав государств вы заметили? (их характеристикипротивоположны, они разные).
2. Верно. Как литературеназывается сопоставление противоположных образов или понятий?(противопоставление, антитеза).
3. Вспомните определениеантитезы, подумайте, зачем поэт мог использовать этот прием? (чтобыпоказать, насколько различны между собой Петр и Карл).
4. Правильно. Чем вызваныразличия в изображении Петра I Карла XII?
5. Каким показан Петр? Каквы считаете, можем ли мы еще оценить образ чего-то или кого-то по портретуПетра? Представителем чего здесь является Петр I? (образ России).
8. Можем ли мы назвать«Полтаву» эпической поэмой?
V.Рефлексивно-оценочный этап.
— Итак, ребята, вы сегодняочень хорошо поработали, теперь давайте вспомним все, о чем мы сегодня на урокеговорили.
Вопросы:
1. В каком году А.С.Пушкин написал поэму «Полтава»?
2. Кто главные герои?
3. Какой прием лежит воснове изображения образов Петра I и Карла XII?
Проверяет уверенностьучащихся в знании пройденного материала с помощью «3 М»: ученики должны назвать3 момента, которые у них получились в течение урока и предложить одно действие,которое поможет улучшить их работу на следующем уроке.
VI.Домашнее задание:
1. выучить наизустьотрывок из поэмы «Полтава» (песнь третья «Горит восток…» до слов «Уж близокполдень…»);
2.индивидуально (повыбору) проиллюстрировать любой понравившийся эпизод из отрывка, анализируемогона уроке.
