Раздел «Весна, весна! И всё ей радо!»
Тема. Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»
Сравнение с произведением живописи: И.Левитан «Ранняя весна».
Целидеятельности педагога: пробудить чувство прекрасного; учить находитьслова в лирическом тексте, которые позволяют авторe создаватькартины природы; выразительно читать стихотворение.
Планируемыерезультаты.
Предметные:проявлять интерес к чтению лирических произведений о веснеопределять в тексте слова и выражения, которые характеризуют героев,и оформлять их в таблицу; иллюстрировать лирическое произведение.
Метапредметные.
Познавательные: определять тему и главную мысль лирического произведения,отношение автора к героям и обосновывать своё мнение; анализировать содержаниерепродукции, иллюстрации; сравнивать произведения разных авторов на одну тему;читать и слушать, извлекая нужную информацию.
Регулятивные: выполнятьучебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные: участвоватьв диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культурыречи; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Личностные: развивать эстетическиечувства, в т. ч. чувство точного яркого слова.
Ход урока
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность и примерные ответы учеников |
|
Организационный момент |
Проверяю готовность к уроку. |
Выполняют требования |
|
I этап — мотивационно — ориентировочный |
– Сегодня мы познакомимся со стихотворением Фёдора Ивановича Тютчева. С этим поэтом вы уже знакомы, поэтому сейчас вспомним его биографию. В РЛ отметься правильные и неправильные утверждения.
Во время проверки комментирую ответы. Провожу беседу. – О каком времени года вы уже читали стихотворение Тютчева?
Предлагаю послушать стихотворение «Чародейкою Зимою…», дорисовывать и раскрасить картинку.
Проверяю. |
Пишут «да» или «нет».
Отвечают. (о зиме)
Слушают стихотворение «Чародейкою Зимою…», дорисовывают и раскрашивают картинку, отвечают на вопросы в РЛ. |
|
II этап — поисковый
|
– Стихотворение, которое мы будем сегодня читать, начинается так: «Зима недаром злится …». На кого может злиться зима?
– Давайте послушаем.
– На кого злится Зима?
– Почему?
– Как Зима может показать свою злость?
– Вы заметили, что поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах?
– Как называется такой поэтический приём?
|
Высказывают свои предположения.
Слушают.
Отвечают. (на Весну)
Отвечают.
Отвечают и показывают.
Отвечают.(да)
Отвечают. (олицетворение) |
|
III этап — практический |
– Прочитайте первое четверостишие про себя.
– Как поэт объясняет злость Зимы?
– Можно ли утверждать, что Весна приходит тихо, незаметно?
– Прочитайте слова в РЛ и найдите их объяснения.
Проверяем. – Как Весна отвечает на недовольство Зимы?
– В этом четверостишии Зима и Весна не хотят уступать друг другу. Начинается их соперничество. Предлагаю прочитать 1 четверостишие «в парах». ( Один ученик читает строки о Зиме, другой – о Весне).
– Прочитайте про себя второе четверостишие.
– Кому оно посвящено?
– Как встречает весну всё живое в природе?
– Какой темп чтения этой части?
Предлагаю прочитать вполголоса, тем ребятам, которые читают строки о Весне.
– Прочитайте про себя третье четверостишие.
– О чём оно?
– Прочитайте в «парах», передайте настроение.
– Прочитайте про себя четвёртое четверостишие.
– Кому оно посвящено?
– Как назвал поэт Зиму?
– А Весну?
– Прочитайте последнюю часть стихотворения.
– Кому уделено внимание в последнем четверостишии?
– Как весна отреагировала на проказы зимы?
Предлагаю прочитать стихотворение перед классом. Приглашаю одну из пар.
После чтения спрашиваю ребят, которые читали: Представленная информация была полезной? ДА 61.05% НЕТ 38.95% Проголосовало: 1584 – Если бы вы были художниками, какую бы вы нарисовали иллюстрацию к этому стихотворению.
– В каком цвете можно изобразить Зиму? Можно ли ее изобразить черной, серой? Почему?
– В каком цвете можно изобразить Весну? Можно ли ее изобразить в зелёном, розовом цвете? Почему?
Предлагаю рассмотреть картину И. Левитана «Ранняя весна», обсудить в группах и ответить на вопрос: – Может ли эта картина служить иллюстрацией к стихотворению Тютчева «Зима недаром злится …»? Почему?
Приглашаю ещё одну пару.
После чтения спрашиваю ребят, которые читали: – Чего больше в стихотворении звуков или цвета?
– Если бы вы были композиторами, какую бы написали музыку к этому стихотворению.
Слушание пьесы Петра Ильича Чайковского «Весна». Созвучна ли эта музыка со стихотворением?
Предлагаю сравнить образы Зимы и Весны в стихотворении Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…» и оформить свои наблюдения в таблице.
Предлагаю обсудить в группах.
Спрашиваю одну из групп.
Предлагаю подобрать пословицу, созвучную стихотворению.
Подвожу итог: «Всему свое время» – говорят в народе, так уж устроено в природе, что одно время года сменяется другим. И у нас тоже наступает весна … У кого из вас весеннее настроение? |
Читают 1 часть.
Отвечают.(«прошла её пора»)
Отвечают.(нет)
Выполняют задание в РЛ № 2 . Задание 2.
Отвечают. (Весна стучится, в природе всё оживает)
Читают вполголоса.
Читают 2 четверостишие.
Отвечают. (Весне)
Отвечают.(всё пришло в движение)
Отвечают. (быстрый)
Читают.
Читают.
Отвечают. (о продолжении борьбы)
Читают вполголоса.
Читают.
Отвечают. (Зиме)
Отвечают.(«ведьма злая»)
Отвечают. («прекрасное дитя»)
Читают.
Отвечают. (Весне)
Отвечают. (умылася в снегу и лишь румяней стала …)
Читают.
Отвечают.
Отвечают.
Отвечают.
Обсуждают в группах. Представитель группы выражает общее мнение.
Читают.
Отвечают. (звуков)
Высказывают своё мнение.
Высказывают своё мнение.
Выполняют задание в РЛ.
Обсуждают.
Отвечают.
Отмечают в РЛ. |
|
IV этап — рефлексия |
Что вас сегодня удивило? Продолжите предложение. Меня удивило…
|
Отвечают. |
|
Домашнее задание |
Выучить стихотворение наизусть. |
|