X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Раздел «Весна, весна! И всё ей радо!»

Тема. Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»

Сравнение с произведением живописи: И.Левитан «Ранняя весна».

Целидеятельности педагога: пробудить чувство прекрасного; учить находитьслова в лирическом тексте, которые позволяют авторe создаватькартины природы; выразительно читать стихотворение.

Планируемыерезультаты.

Предметные:проявлять интерес к чтению лирических произведений о веснеопределять в тексте слова и выражения, которые характеризуют героев,и оформлять их  в таблицу; иллюстрировать лирическое произведение.

Метапредметные.

Познавательные: определять тему и главную мысль лирического произведения,отношение автора к героям и обосновывать своё мнение; анализировать содержаниерепродукции, иллюстрации; сравнивать произведения разных авторов на одну тему;читать и слушать, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: выполнятьучебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные: участвоватьв диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культурыречи; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Личностные: развивать эстетическиечувства, в т. ч. чувство точного яркого слова.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность и примерные ответы  учеников

Организационный момент

Проверяю готовность к уроку.

Выполняют требования

I этап — мотивационно — ориентировочный

– Сегодня мы познакомимся со стихотворением Фёдора Ивановича Тютчева. С этим поэтом вы уже знакомы, поэтому сейчас вспомним его биографию.

В РЛ отметься правильные и неправильные утверждения.

 

Во время проверки комментирую ответы.

Провожу беседу.

– О каком времени года вы уже читали стихотворение Тютчева?

 

Предлагаю послушать стихотворение «Чародейкою Зимою…», дорисовывать и раскрасить картинку.

 

 

 

 

 

Проверяю.

 

 

 

 

 

 

Пишут «да» или «нет».

 

 

 

 

Отвечают. (о зиме)

 

 

 

Слушают стихотворение «Чародейкою Зимою…», дорисовывают и раскрашивают картинку, отвечают на вопросы в РЛ.

II этап — поисковый

 

– Стихотворение, которое мы будем сегодня читать, начинается так: «Зима недаром злится …». На кого может злиться зима?

 

 

– Давайте послушаем.

 

 –  На кого злится Зима?

 

– Почему?

 

– Как Зима может показать свою злость?

 

– Вы заметили, что поэт пишет о зиме и весне, как о живых существах?

 

– Как называется такой поэтический приём?

 

 

 

 

Высказывают свои предположения.

 

Слушают.

 

Отвечают. (на Весну)

 

Отвечают.

 

Отвечают и показывают.

 

 

Отвечают.(да)

 

Отвечают. (олицетворение)

III этап — практический

– Прочитайте первое четверостишие про себя.

 

– Как поэт объясняет злость Зимы?

 

 

– Можно ли утверждать, что Весна приходит тихо, незаметно?

 

– Прочитайте слова в РЛ и найдите их объяснения.

 

 

Проверяем.

–  Как Весна отвечает на недовольство Зимы?

 

 

– В этом четверостишии Зима и Весна не хотят уступать друг другу. Начинается их соперничество.

Предлагаю прочитать 1 четверостишие  «в парах». ( Один ученик читает строки о Зиме, другой – о Весне).

 

– Прочитайте про себя второе четверостишие.

 

– Кому оно посвящено?

 

– Как встречает весну всё живое в природе?

 

 

– Какой темп чтения этой части?

 

Предлагаю прочитать вполголоса, тем ребятам, которые читают строки о Весне.

 

– Прочитайте про себя третье четверостишие.

 

– О чём оно?

 

 

– Прочитайте в «парах», передайте настроение.

 

– Прочитайте про себя четвёртое четверостишие. 

 

– Кому оно посвящено?

 

– Как назвал поэт Зиму?

 

– А Весну?

 

 

– Прочитайте последнюю часть стихотворения.

 

–  Кому уделено внимание в последнем четверостишии?

 

– Как весна отреагировала на проказы зимы?

 

 

Предлагаю прочитать стихотворение перед классом. Приглашаю одну из пар.

 

После чтения спрашиваю ребят, которые читали:

Представленная информация была полезной?
ДА
61.05%
НЕТ
38.95%
Проголосовало: 1584

– Если бы вы были художниками, какую бы вы нарисовали иллюстрацию к этому стихотворению.

 

  – В каком цвете можно изобразить Зиму? Можно ли ее изобразить черной, серой? Почему?

 

– В каком цвете можно изобразить Весну? Можно ли ее изобразить в зелёном, розовом цвете? Почему?

 

Предлагаю рассмотреть картину И. Левитана «Ранняя весна», обсудить в группах и ответить на вопрос:

– Может ли эта картина служить иллюстрацией к стихотворению Тютчева «Зима недаром злится …»? Почему?

 

 

 

Приглашаю ещё одну пару.

 

После чтения спрашиваю ребят, которые читали:

– Чего больше в стихотворении звуков или цвета?

 

– Если бы вы были композиторами, какую бы написали музыку к этому стихотворению.

 

Слушание пьесы Петра Ильича Чайковского «Весна». Созвучна ли эта музыка со стихотворением?

 

Предлагаю сравнить образы Зимы и Весны в стихотворении Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…» и оформить свои наблюдения в таблице.

 

Предлагаю обсудить в группах.

 

Спрашиваю одну из групп.

  

Предлагаю подобрать пословицу, созвучную стихотворению.

  

Подвожу итог:  «Всему свое время»  –  говорят в народе, так уж устроено в природе, что одно время года сменяется другим. И у нас тоже наступает весна … У кого из вас весеннее настроение?

 

Читают 1 часть.

 

Отвечают.(«прошла её пора»)

 

 

Отвечают.(нет)

 

 

Выполняют задание в РЛ № 2 . Задание 2.

 

 

Отвечают. (Весна стучится, в природе всё оживает)

 

 

 

 

 

 

Читают вполголоса.

 

Читают 2 четверостишие.

 

Отвечают. (Весне)

 

Отвечают.(всё пришло в движение)

 

Отвечают. (быстрый)

 

 

Читают.

 

Читают.

 

Отвечают. (о продолжении борьбы)

 

Читают вполголоса.

 

Читают.

 

Отвечают. (Зиме)

 

Отвечают.(«ведьма злая»)

 

Отвечают. («прекрасное дитя»)

 

Читают.

 

 

Отвечают. (Весне)

 

Отвечают. (умылася в снегу и лишь румяней стала …)

 

 

Читают.

 

 

 

 

Отвечают.

 

 

Отвечают.

 

 

 

Отвечают.

 

 

 

 

 

 

Обсуждают в группах. Представитель группы выражает общее мнение.

 

Читают.

 

 

Отвечают. (звуков)

 

 

Высказывают своё мнение.

 

 

 

Высказывают своё мнение.

 

 

 

Выполняют задание в РЛ.

 

Обсуждают.

 

Отвечают.

 

 

Отмечают в РЛ.

IV этап —  рефлексия

Что вас сегодня удивило? Продолжите предложение.

Меня удивило…

 

Отвечают.

Домашнее задание

Выучить стихотворение наизусть.

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
61.05%
НЕТ
38.95%
Проголосовало: 1584

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Методичка 13098

Поделиться статьей

Методические указания по подготовке образовательных программ, проведению практических работ, самостоятельному изучению дисциплины или подготовке к проверке знаний.


Поделиться статьей

Методичка 13016

Поделиться статьей

Методические указания по подготовке образовательных программ, проведению практических работ, самостоятельному изучению дисциплины или подготовке к проверке знаний.


Поделиться статьей

Методичка 12893

Поделиться статьей

Методические указания по подготовке образовательных программ, проведению практических работ, самостоятельному изучению дисциплины или подготовке к проверке знаний.


Поделиться статьей

Методичка 12827

Поделиться статьей

Методические указания по подготовке образовательных программ, проведению практических работ, самостоятельному изучению дисциплины или подготовке к проверке знаний.


Поделиться статьей

Методичка 12830

Поделиться статьей

Методические указания по подготовке образовательных программ, проведению практических работ, самостоятельному изучению дисциплины или подготовке к проверке знаний.


Поделиться статьей

Методичка 12835

Поделиться статьей

Методические указания по подготовке образовательных программ, проведению практических работ, самостоятельному изучению дисциплины или подготовке к проверке знаний.


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет