Швейное дело 5 класс
Темаурока: Наволочка с клапаном.
Расчётрасхода ткани.
Целиурока:
1. Формированиезнаний и умений по раскрою однодетального изделия на ткани без применениявыкройки.
2. Закреплениеумений и навыков выполнять преобразования чисел, полученных при измерениидлины.
Задачи:
1. Дидактическая –научить учащихся правильно рассчитывать размеры кроя наволочки;
-развивать навыки использования измерительных инструментов;
— систематизировать ранее изученные ЗУН сложение и преобразованиечисел,полученных при измерении мерами длины.
2.Коррекционная – развивать и корригировать внимание, логическое
мышление,мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию.
3 Воспитательная–способствовать вниманию, положительной учебной мотивации и умению применятьполученные ЗУН в повседневной жизни.
Методыпроведения:
— урокинтегрированный, комбинированный;
— беседа по теме;
— индивидуальныекоррекционные задания по этой теме;
— самостоятельнаяработа под контролем учителя.
Наглядность:
— образцынаволочек;
— наволочка внатуральную величину;
— учебник 5-гокласса;
-карточки-задания;
— тетради;
— образец расчётавыкройки прямо на ткани.
Межпредметные связи:
— математика;
— развитие речи иписьмо;
— черчение.
Оборудованиеи материалы:
-мультимедийная доска;
-ноутбук;
— ножницы;
— булавки, ручки;
— карандаши;
— фломастеры;
— мел;
— ткань;
— линейкаметровая;
-треугольник;
— сантиметроваялента.
Словарнаяработа:
— наволочка склапаном;
— крой;
— припуск;
— сантиметр (см);
— миллиметр (мм).
Ход урока.
I. Организационныймомент:
– контрольпосещаемости;
– проверка рабочейодежды.
II.Вводный инструктаж:
Отгадываниезагадок – слайды 1-5
(установка наурок для активизации мыслительной деятельности).
Беседа.
– Какое сегоднячисло, месяц?
– Какой деньнедели?
– На каком урокевы присутствуете?
– Чем вызанимались на прошлом уроке?
А сегодня науроке, мы с вами:
– Научимсярассчитывать ткань на наволочку с клапаном, учитывая размеры наволочки.
III.Актуализация опорных знаний и представлений.
Кроссворд.
1 Защитный со всехсторон чехол, набитый перьями, пухом, ватой для подкладывания под голову — (подушка).
2.Предмет постельногобелья, чехол на подушку — (наволочка).
3.Для того чтобынаволочка держалась на подушке — (клапан).
4. Какие мерыизмерения, мы должны знать для изготовления чертежа и выкройки наволочки – (длина,ширина).
5. Какимиединицами измерениями, мы пользуемся для измерения длины и ширины наволочки – (сантиметр,миллиметр).
Открываемтетради и записываем тему урока.
Для тогочтобы рассчитать правильно расход ткани на наволочку с клапаном.
Мы обратимся к знаниям по математике.
Разгадываякроссворд, вы уже повторили:
– Какие мерыизмерения для пошива наволочки мы должны знать?
– Какие единицыизмерения длины вы знаете, начните с наименьшей?
– Скажите, скольков 1 см. миллиметров?
1см = 10 мм; 1 м=100 см.
Взяли линейки ипокажите сейчас 1 мм, 1см, 1см и 5мм, 10 см, 1метр.
Повторим переходиз более крупных мер длины в более мелкие и на оборот (объяснения на примере3см 8мм = мм; 145см = м см).
Карточки: 2см 3мм= мм; 3м 15см = см; 415см = м см; 48мм = см мм.
Повторим сложениечисел при измерении длины.
Повторим, каквыполняется умножение мер длины на однозначное число?
60см х 2 = 120см =1м 20см
2м 50см х 2 = 4м100см = 5м
Физ.минутка
Гимнастикадля глаз.
Игра“Танграмма”
– Какаягеометрическая фигура у вас на столах? (квадрат)
– Возьмите линейкуизмерьте длину и ширину квадрата.
– Сделайте вывод.
– Возьмитеножницы, и разрежьте квадрат, по заданным линиям.
– А теперь пообразцу на доске составьте фигуру, изображённую на рисунке (прямоугольник).
– Измерьте длину иширину прямоугольника.
– Сделайте вывод.
– У вас в рабочейтетради есть чертёж кроя наволочки, который вы изготовили на прошлом уроке.
— Какуюгеометрическую фигуру он вам напоминает? ( прямоугольник)
Давайте определимдлину и ширину прямоугольника:
Д = 60см х 2 +25см + 3 см(припуски на швы) + 2см(припуск на усадку ткани) = 120см+25+5 см= 150см
К ширине чертежанаволочки прибавить 5см (припуски на швы) Ш = 60см +5см = 65см
Чтобы раскроитьнаволочку надо построить прямоугольник длиной 150 см и шириной 65см.
Физминутка.(в игровой форме )
А сейчас, мы свами сходим в магазин за тканью.
– Идём в магазин –ходьба на месте
– Заглянули в одинотдел – не то, в другой – не то, в третий – посуда, в четвёртый – телевизоры –наклоны в стороны, повороты головы
– Не можем найти,что за магазин? – пожали плечами
– Тут ещё шнурокразвязался, другой – наклоны вперёд
–Наконец-то,нашли!
– Подбираем тканьна ощупь – щупаем
– Купили ткань, ипошли домой – ходьба на месте
– Сели.
IV. Запишемв тетрадь план раскроя наволочки.
— разложитьткань на столе изнаночной стороной к себе;
— проверитькачество ткани;
— определитьдолевую нить;
— отрезать кромку;
— по долевой нитиотложить 150см, отметить мелом или карандашом;
— используятреугольник, провести перпендикуляр к отмеряемому краю;
— на перпендикуляреотложить 65см, отметить точки;
— построитьпрямоугольник длиной 150 см и шириной 65см на ткани;
— раскроитьпрямоугольник.
Вопросы:
Наволочки, как ипододеяльники, простыни, относят к какому белью? (постельному)
Из какой тканишьют наволочки? (ситец, сатин, бязь, льняная ткань)
Почему эти тканииспользуют при пошиве постельного белья? (хорошо утюжатся, впитывают влагу,пропускают воздух, прочные в носке)
Для того чтобынаволочка держалась на подушке делают что? (клапан, завязки, застёжку на пуговицах)
Коррекционно-развивающееупражнение (обвести рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги)
Что называем,кроем? (деталь изделия, раскроенная из ткани)
V.Заключительный инструктаж
Подведение итогов(анализ ошибок и их причины).
Выставление оценок(сообщение оценок каждого учащегося).
VI. Уборка рабочих места.
