X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

Конспект урока для 5 класса по курсу

«Всеобщая история. История Древнего мира»

Тема:   «Счет лет в истории».

Целиурока:

1.Сформировать у учащихся представление о хронологическихдатах как части исторических знаний; продолжить формирование умений счета лет вистории.

2.Развитие умения соотносить год, век, тысячелетие; устанавливатьдлительность и последовательность событий; умения решать задачи на прямой иобратный счет лет в истории.

3.Поддерживатьинтерес к важнейшим событиям прошлого, сформировать представление уучащихся о ценности времени.

Тип урока: изучениенового материала

 

Новые термины: хронология,точкаотсчета времени, «лента времени», эра, календарь.

Оборудование: учебник,«лента времени», карточки с заданиями.

 

План изучения нового материала:

1.     Год,век, тысячелетие;

2.     Каксчитали время в древности?

3.     Современноелетоисчисление;

 

I этап. Подготовка учащихся кизучению нового материала.

Учитель: Изучаяисторию, важно знать, когда было то или иное событие (война, основание города,извержение вулкана, землетрясение), какое из двух событий было раньше, а какоепозже, на сколько позже. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о единицахизмерения времени, которыми пользовались наши предки и которыми пользуемся мы,узнаем, как разные народы считали время, что такое лента времени, поговорим опрямом и обратном счете лет и поучимся решать задачи. И так тема нашегосегодняшнего урока «Счет лет в истории».


II этап. Изучение нового материала.

1.     Год,век, тысячелетие.

Учитель: Обращаяськ изучению прошлого, легко заметить, что нас всегда интересует, когда жил тотили иной исторический деятель, когда был основан город или когда началась изакончилась война. Без дат нет истории. Историки выстраивают прошлое,исторические события в определенной последовательности во времени. Этапоследовательность образует хронологию. Само слово хронологияв переводе с древнегреческого языка означает наука о времени.

Хронология – наука, определяющаяпоследовательность событий мировой истории.

Счет времени нужен не только дляисториков. В повседневной жизни мы ведем счетдням, неделям, месяцам, годам.

Представление о годе как промежуткевремени возникло у древних земледельцев. Они поняли, то от одного лета додругого, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней.Первыми в истории человечества продолжительность года определили жителиДревнего Египта.

Вопрос классу: Сколькодней в году? (365 дней)

Учитель: Древниеегиптяне подсчитали, что год равен 365 суткам: для того времени это былодостаточно точно.

Вопрос классу: Век– это сколько лет? (100 лет, столетие)

Если век – это 100 лет, то сколько вековсоставляют тысячелетие? (10 веков)

Учитель: Давайтепопробуем определить, к какому веку относится та или иная дата.

Решение хронологических задач.

1380 г. IV век. Чтобыопределить какой это век, нужно

948 г. X век закрыть двепоследние цифры. Остается

2012 г. XXI век цифра –13, значит прошло 13 полных

223 г. III век веков, аидет 14-й.

1833 г. XIX век

1700 г. XVII век


Как считали время в древности?

Учитель: Последовательностьсобытий, их удаленность от нашего времени удобно обозначать на линии времени.

Итак, годы, тысячелетия, века удобнеесчитать по порядку. Но для этого нужна точка отсчета, т.е. с какого года нужноначинать счет? Какой год считать первым?

Самостоятельная работа учащихся сучебником (стр. 36)

Представленная информация была полезной?
ДА
58.74%
НЕТ
41.26%
Проголосовало: 1076

Учитель: ВДревнем Египте счет лет производился следующим образом. Этой страной правилицари – фараоны. Каждый раз, когда начинал править новый царь, счет летначинался заново. Первый год правления царя считался первым годом, второй год –вторым и т.д. Когда фараон умирал и к власти приходил новый царь (допустим егосын), вновь наступал первый год, затем второй, третий. Вопрос классу: Каквы думаете, в чем неудобство данной системы летоисчисления?

Учитель: Инымбыл счет лет у древних римлян, первым годом они считали год основания Рима. Ународов, исповедующих ислам, летоисчисление ведется от даты переселенияМухаммеда – основателя ислама – из Мекки в Медину. Древние славяне перенялитрадицию византийцев, и отчет времени вели «от сотворения мира».

Современное летоисчисление.

Вопрос классу: Откакого события мы ведем счет лет?

Учитель: Счетлет, которым мы пользуемся, связан с почитанием основателя христианской религии– Иисуса Христа. Через несколько столетий христианская религия распространиласьво многих странах. Вот тогда один из верующих предложил вести счет лет отрождения Иисуса Христа. Он сумел, как ему казалось, вычислить год рожденияИисуса Христа. Это был 753 год от основания Рима. В нашем летоисчисленииРождество Христово является точкой отсчета для всех исторических дат. Мысчитаем время от рождения Иисуса Христа. Счет лет от рождения Иисуса Христапостепенно был принят в разных странах.

Сейчас в тетрадях мы нарисуем лентувремени и будем отмечать на ней исторические даты.

Условимся, что время движется слеванаправо. Отметим на линии текущий год (2012 г.)и еще одну-две даты:скажем год основания Москвы (1147 г.) и год рождения А.С.Пушкина (1799 г.).

Отметим также Рождество Христово – началонашей эры (н.э.). В нашем летоисчислении этот год считается первым,мы ведем счет лет от Рождества Христова. Справа — нашаэра. Здесь годы исчисляются последовательно вперед, один за другим — первый,второй, третий и так до нынешнего года.

По левую сторону разделительной черты — донашей эры — мы смотрим назад, как бы в обратную сторону. Ближайшим годом крубежу нашей эры будет 1 год до н. э. Заметим, что нулевой год отсутствует.Если мы захотим посчитать годы в 1 веке до н. э., то, чем ближе к концу века,тем меньше будет число года. То есть 1 век до н. э. начался в 100 году до н.э., а закончился в 1 году до н. э.


Решение хронологических задач.

1. Какой год был раньше и насколько былраньше: 33 г. до н.э. или 33 г. н.э.?

Действия:

Первый шаг -с помощью простого карандаша и линейки чертим линию времени;

Второй шаг -если события произошли в разные эры, то делим линию времени на 2 части иподписываем их — с левой стороны — до н. э., а с правой стороны — н.э.;

Третий шаг -на линии времени отмечаем нужные даты;

Четвертый шаг -записываем решение задачи;

Пятый шаг -записываем ответ.

2. Какой год был раньше и насколькораньше: 33 г. до н.э. или 14 г. до н.э.?

3. Какое событие было раньше и насколько:Куликовская битва (1380 г.) или основание Санкт-Петербурга (1703 г.)?

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.74%
НЕТ
41.26%
Проголосовало: 1076

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет