Развитиеобразовательной среды при изучении биологии для сопровождения учебной,исследовательской и проектной деятельности школьников в рамках Федеральногопроекта «Современная школа»
Образовательная среда в общем смысле — это совокупность условий,в которых происходит воспитание, обучение и развитие человека.А задача педагогов — создание «правильной» образовательной среды, такой,какая наилучшим образом способствует воспитанию, обучению и развитию.
Развивающая образовательная среда представляет собой совокупность условий,организуемых администрацией школы, педагогическим коллективом принепосредственном участии учащихся и их родителей с целью создания оптимальныхусловий для всестороннего развития личности участников образовательногопроцесса.
Врамках национального проекта «Образование» стало возможным оснащение нашейшколы современным оборудованием центра «Точка роста» и «Успех каждого ребенка».Современные средства обучения, в рамках этих проектов содержат как ужеизвестное оборудование, так и принципиально новое. Прежде всего, это цифровыелаборатории с наборами датчиков, позволяющие проводить измерения физических,химических, физиологических параметров окружающей среды и организмов.Профильный комплект оборудования обеспечивает эффективное достижениеобразовательных результатов обучающимися по программам естественно-научнойнаправленности, возможность углублённого изучения биологии, в том числе дляформирования изобретательского, креативного, критического мышления, развитияфункциональной грамотности у обучающихся, в том числе естественно-научной иматематической.
Внедрениеэтого оборудования позволяет качественно изменить процесс обучения биологии.Появляется возможность количественных наблюдений и опытов для получениядостоверной информации о биологических процессах и объектах.
Значениешкольного курса биологии обусловлено потенциалом этого предмета как факторапрогресса современного научного, промышленного и сельскохозяйственногопроизводства. Важно своевременно формировать у учащихся устойчивый интерес испособности к биологии. Поэтому в процессе преподавания биологии важноакцентировать внимание не только на сознательном и прочном усвоении учащимисяведущих идей и основных понятий, но и формировать у учащихся устойчивый интереск предмету, умение самостоятельно добывать новые знания и проводить научныеисследования, то есть в полной мере проявлять свою познавательную активность.
Ведущуюроль в создании эффективной развивающей образовательной среды при изучениибиологии имеет проблемно-поисковая деятельность учащихся. Эта деятельность посравнению с другими имеет ряд преимуществ: усиливает познавательный интересучащихся; способствует получению более глубоких знаний и показывает ихприкладную направленность, развивает умение творчески мыслить, анализировать,сравнивать, строить причинно-следственные связи, делать выводы.
Припланировании уроков, на которых предполагается включить учащихся впроблемно-поисковую деятельность, следует учитывать, что средстваинформационных технологий применяются не для активизации запоминания, как нарепродуктивном уровне, а для сознания проблемных ситуаций.
Способысоздания проблемных ситуаций:
· Учитель включает учащихся в проблемнуюситуацию, побуждая их к анализу фактов, порождающих противоречия междужитейскими (бытовыми) представлениями и отражающими их научными понятиями.Практика показывает, что учащиеся с большим интересом включаются в ситуации, вкоторых необходимо опровергнуть общепринятое при помощи собственных знаний иопыта.
· Учитель выдвигает гипотезу и затеморганизует ее проверку учащимися с формулировкой выводов. Это распространенныйприем включения учащихся в частично-поисковую деятельность на лабораторных и практическихзанятиях.
· Учитель может включить учащихся впроблемную ситуацию, предложив им сопоставить или противопоставить факты,явления, теории при объяснении нового материала, в ходе которого учащиесямоделируют строение, образ жизни вновь изучаемого биообъекта или явления,сравнивая с изученными ранее.
· Учитель побуждает учащихся кпредварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся у учащихся знаний,показывая их недостаточность для объяснения всех особенностей обобщаемых новыхфактов.
· Ситуация познавательного затруднениявозникает при знакомстве учащихся с фактами из истории науки, приведшими кпостановке научных проблем. Способ — моделирование прошедших в науке событий,которые привели к ниспровержению или пересмотру существующих и казавшихся незыблемыминаучных теорий.
· Одним из способов создания проблемнойситуации может быть рассмотрение с учащимися факта, для объяснения которогоследует привлечь знания из других областей науки и техники. Такая ситуация,например, может возникнуть при установлении учащимися связи достиженийбиологической науки и уровня развития техники, физики, химии, географии.
· Побуждение учащихся к объяснению явлений ивнешнего несоответствия между ними может быть организовано путем демонстрациииллюстраций или видеосюжетов о биообъектах и явлениях.
Однимиз эффективных методов формирования творческой познавательной активностишкольников при изучении биологии является проектно-исследовательский метод.Внесение элементов исследования в учебно-воспитательный процесс оказываетсодействие формированию у школьников творческой активности, инициативности,любознательности и развивает мышление, потребность в самостоятельном поиске иоткрытиях. Исследовательский принцип обучения предполагает такую организациюобразовательной среды, когда ученики знакомятся с основными методами научныхисследований, осваивают доступные элементарные методики и приобретают умениясамостоятельно добывать новые знания путем исследования процессов и явленийприроды. В результате исследовательской и проектной деятельности детиприобретают навык самостоятельной работы с информацией, навык подготовкисообщения, мультимедийной презентации как сопровождения к выступлению,приобретают навык публичного выступления и участия в научно‐практическихконференциях, конкурсах, семинарах. Умение публично представить результатысвоей проектной и исследовательской деятельности является одним из главныхдостижений успеха.
Эксперимент является источником знаний и критерием их истинности внауке. Концепция современного образования подразумевает, что в учебномэксперименте ведущую роль должен занять самостоятельный исследовательскийученический эксперимент. Учебный эксперимент по биологии, проводимый натрадиционном оборудовании, без применения цифровых лабораторий, не можетпозволить в полной мере решить все задачи в современной школе. Это связано срядом причин:
•традиционное школьное оборудование из-за ограничения технических возможностейне позволяет проводить многие количественные исследования;
•длительность проведения биологических исследований не всегда согласуется сдлительностью учебных занятий;
•возможность проведения многих исследований ограничивается требованиями техникибезопасности и др.
Цифроваялаборатория полностью меняет методику и содержание экспериментальной деятельностии решает вышеперечисленные проблемы.
Исследовательскийметод организации учебного процесса в профильной старшей школе активизируетпознавательную деятельность старшеклассников, вносит элементы профессиональнойдеятельности.
Особуюроль в организации развивающей образовательной среды при изучении биологиииграют разнообразные формы внеклассной работы. Среди них можно выделить такие:предметные кружки, школьные научные общества, индивидуальная исследовательскаядеятельность школьников, конкурсы, игры, олимпиады, индивидуальные проекты.
Итак,организация развивающей образовательной среды при изучении биологиихарактеризуется необходимостью реализации специфических профессиональных задачпедагогической деятельности, а именно: проектирование образовательногопроцесса, направленного на индивидуализацию обучения; усиление самостоятельноготворческого поиска учеников, развитие умений и навыков исследовательскойдеятельности, использование, как традиционных, так и инновационных видов, форм,методов и средств обучения, которые учитывают индивидуальные особенностишкольников; формирование у учеников ключевых компетентностей; применениеметодов и технологий обучения, которые формируют практические навыки сбора ианализа информации, которые стимулируют самостоятельную работу учащихся,помогают самоорганизации школьников, становлению их ценностных ориентаций.