Тема мастер класса: Формирование функциональной грамотности на уроках технологии, вовнеурочное время на примере изготовления предметов интерьера из бытового мусора
( в рамках занятия дляучителей ШМО: «Мастер класс «Втора жизнь старых вещей»).
Пояснительнаязаписка
В рамках данного мастер – класса педагоги познакомятся , приобретут практические навыки по утилизации ТБО на примере изготовления поделки из бросового материала.
Мастер-класс предназначен для педагогов.Продолжительность мастер-класса 40 минут.
Актуальность:
Участникам мастер-классапредлагается познакомиться с техникой изготовления поделок из бросовогоматериала. Поднимается проблема утилизации бытовых отходов
Данныймастер класс может быть интересен учителям ШМО естественно –научногонаправления, педагогам дополнительного образования.
Форма мастер –практическое занятие .
«Вторая жизнь старыхвещей».
Цель: дать«вторую жизнь» бросовому материалу, сделав оригинальную, полезную, красивуювещь для домашнего интерьера.
Задачи:
· познакомить с экологическими проблемами; сформироватьответственное и бережное отношение к окружающему миру;
· использовать свой материал как пособие для ознакомления с примерами практического применения и использования бытового мусора;
· научить находить полезное применение бытовому мусору на основевыполнения коллективной практической работы;
· развивать познавательную активность, творческие способности навыки работы в группе.
Подготовительнаяработа: создание презентации Microsoft Office Power Point , создание готовых изделий, выполненных из бросовогоматериала, подготовка материала для предстоящего занятия (бросовый материал, , технологические карты).
Метод проведения: беседа, демонстрацияготовых работ,
практическаяработа.
Формаорганизации: коллективная и индивидуальная.
Типзанятия: комбинированный.
Времяпроведения: 40.
План занятия
1.Орг.момент. (2 минут)
2.Актуализация знаний (15 минут)
3. Сообщениетемы и цели урока (2 минуты)
4.Изложение материала (10 минут)
5.Коллективная практическая работа (10минут)
6. Демонстрация коллективной работы (3 минуты)
7. Подведение итогов (3минуты)
1.Орг. момент.
Педагог: Здравствуйте!Скажите, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие?
(Ответы)
Педагог: Молодцы!Отлично, занятие мы должны начать с хорошим настроением. Ведь хорошееначало — это половина дела. Ваша задача: быть внимательными, аккуратнымипри выполнении работы, активными и, конечно же, сообразительными.
2.Актуализация знаний.
Педагог: Ребята,я хочу вам рассказать интересную историю, а вы внимательно послушайте.
Сценка
Как-тораз дядя Фёдор, кот Матроскин и Шарик пошли искать клад.
КотМатроскин: И как это я сам не додумался про клад?Ведь мы теперь и корову купим, и в огороде можем не работать. Мы всё можем нарынке покупать.
Шарик: Ив магазине. Мясо лучше в магазине покупать.
ДядяФедор и кот Матроскин: Почему?
Шарик: Тамкостей больше.
Педагог: Итут они пришли на то место, где был зарыт клад. Там была большая гора. ДядяФёдор стал копать. А пёс и кот уселись рядом на камушке. И тут у дяди Фёдоралопата как звякнет обо что-то – а это…
Ребята,как вы думаете, что нашёл дядя Фёдор?
(Ответымогут быть различными)
Педагог: Давайтевсе вместе посмотрим, что же нашли друзья в лесу?
Анашли друзья…
(Измешка достается консервная банка, полиэтиленовый пакет, пластиковаяемкость, бутылки стеклянные, пластиковые, одноразовая тарелка, фантики).
Педагог: Даразве это клад? Что это?
(Ответы)
Педагог: Конечноже, это мусор. А скажите мне, ребята, откуда мусор берется и кто вэтом виноват?
(ответы–виноваты в этом люди, они оставляют мусор после себя)
Педагог: Человекув жизни свойственно оставлять за собой всевозможный мусор: пищевые и бытовыеотходы. Древнему человеку было хорошо. Отходы у него были природные: кости,кожа, шкура, шелуха, и т. п. Это всё природа перерабатывала и превращалав нужные ей вещества. Но не все отходы современного человека природаперерабатывает с пользой для себя. Есть отходы, которые не разлагаются сотнилет, а если и разлагаются, то превращаются в плохие, вредные окружающей средевещества. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки,упаковки от продуктов, всевозможные коробки, старые фломастеры, газеты,бутылочные пробки и т.д. и вряд ли задумываемся о том, сколько уходит времени,чтобы эти отходы сгнили, и какой вред они наносят человеку.
Педагог: « Рассмотрите таблицу и подумайте»
1.Вашеотношение к мусору на улице?
3.Каквы думаете , что больше всего вы выбрасываете?
Былиполучены следующие результаты:
|
Тип бытового мусора |
Время разложения |
Вред |
|
Пищевые отходы |
2-5 недель |
Рассадник микробов |
|
Макулатура |
2-3 года |
Ядовитая краска |
|
Консервные банки |
От 90 до 500 лет |
Соединения металлов — яд |
|
Стеклотара |
более 1000 лет |
Битое стекло – ранение |
|
Пластмасса, резина |
От 200- 450 лет |
При разложении выделяются ядовитые вещества |
|
Батарейки |
Около 10 лет |
Очень ядовитый мусор |
Педагог: Исходя из этой таблицы, скажите мне, сколько потребуется лет, чтобы найденный нами пакет полностью перегнил?
(Ответыдетей)
Педагог: Правильноли люди поступают , закопав пакет в землю? (Ответы)
Педагог: Конечноже, нет. Потому, что до полного разложения этому пакету предётсяпролежать 1000 лет. И помимо этого в почву поступятвредные и опасные для человека и окружающей среды вещества.
Педагог: Из диаграммы видно, что доминирующим мусором,выбрасываемым вами, является бумага. Ну, это и понятно, так как основнаяваша деятельность это учеба. Но я напоминаю, что срок разложения бумагигораздо более продолжителен, чем у пищевых отходов и составляет 2-3 года.
![]()
![]()
Педагог: Проведенныйопрос показал, что чуть меньше половины воспитанников никогда не задумывалисьнад проблемой мусора. И это конечно печально. Я думаю, что после нашего занятиявы пересмотрите свое отношение по многим вопросам и присоединитесь к темлюдям, которые занимаются поблемой мусора.
Педагог: Акак вы думаете, как называются специалисты занимающие проблемами мусора?
(Ответыдетей)
Педагог: Ребята, есть специальная наука, занимающаясямусороведением – называется гарбология, что в переводе с греческогоозначает (мусор). А специалистов называют гарбологами. Так вот по наблюдениюгарбологов, в настоящее время на каждого жителя планеты приходится в среднемоколо одной тонны мусора в год. И с каждым годом это количество увеличивается.Как вы думаете, с чем это связано?
(ответыдетей)
Педагог: Давайте вместе рассмотрим причины увеличения мусора:
· рост городского населения;
· рост производства товаров массового потребления одноразовогоиспользования;
· повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещизаменить новыми.
Какрешить эту проблему увеличения мусора на уровне нас с вами? Понятно, чтогосударство строит мусороперерабатывающие заводы, пункты приема вторсырья,создает палигоны для захоронения опасного мусора. Что делать нам членамэтого общества?
(Ответыдетей)
Педагог: Нужнонаучиться быть экономными.
Правила:
- По возможности используйте много раз предмет или вещь (пакет, бутылку);
- Избегайте покупать товары с большим количеством упаковок и оберток;
- Не покупайте больше, чем может понадобиться;
- Одежду, которую вы уже не носите, отдайте нуждающимся;
- Не выбрасывайте старые игрушки, книги: они могут понадобиться кому-то.
Педагог: Каквы думаете, что ещё мы можем сделать с ненужными нам вещами?
(Ответыдетей)
Педагог: Из ненужных вещей мы можем создать что-то новое. Другими словами мы можем подарить им вторую жизнь.
3. Сообщениетемы и цели урока
Итема нашего занятия: «Вторая жизнь ненужных вещей».
Цель: дать«вторую жизнь» бросовому материалу, сделав оригинальную, полезную,красивую вещь для домашнего интерьера.
4.Изложение материала.
Педагог: Идеясоздания новых вещей из бросового материала не нова. Раньше старыененужные, порванные вещи не выбрасывали, а разрезали их на полоски иткали из них половички, которые служили очень долго, шили одеяла, создавая уют в доме.
Споявлением новых материалов научились и их вторично использовать вбыту. Посмотрите, какие красивые, креативные изделия можно сделать избросового материала (просмотр слайдов).
Всеэти примеры применения мусора я взяла из интернета. А сейчас хочу вампродемонстрировать работы, которые я выполнила с некоторыми учащимися.
Предметдля ванны
Предметдля интерьера комнаты
Предметдля кухни
5.Коллективная практическая работа.
Педагог: А сейчас я предлагаю вам выполнить универсальную поделку избросового материала. Ее можно применить, по вашему усмотрению.
«Коврик »
Необходимые материалы:
Капроновые колготки, нитки
Инструменты для работы:
Ножницы, игла (Термопистолетс силиконовым стержнем).
Время изготовления: 10мин.
Педагог:перед тем как приступить к работе, мы должны вспомнить правила
Техника безопасностипри работе с термопистолетом, ножницами,иглами.
- Работать только исправным инструментом.
- Не оставлять без присмотра инструмент.
- При работе термопистолет ставить на подставку, а не класть на бок.
- Не прикасаться к кончику пистолета и не трогать горячий клей.
- По окончанию работы выключить термопистолет.
Перед вами технологические карты с алгоритмом изготовления поделки. Приступая кработе рассмотрим и составим план , выполним роли закройщика, швеи
- Демонстрация коллективной работы.
Демонстрационныйстол, на столе поделки.
Педагог: посмотрите на свои работы и скажите, какими получились ваши изделия?
(Дети – красивыми, аккуратными, креативными и т.д.)
Педагог: Какиекачества вам потребовались?
(отвечают– аккуратность, внимательность, самостоятельность, творчествий подход и т.д.)
Педагог:Скажите, мусора стало меньше?
(отвечают– да)
Педагог:А полезных вещей больше?
(отвечают – да)
Педагог: Ярада за вас! Вы такие молодцы!
7. Подведение итогов.
Педагог: Воти подошло к концу наше занятие. какую из проблем мы затронули вначале занятия?
(Ответы-утилизацияотходов)
Педагог: Этопроблема мусора. Я надеюсь, что каждый из вас перестанет мусорить. Ведь это такпросто: бросать мусор в урну, а не рядом с ней! Высыпать мусорное ведро в контейнер,а не на тротуар!!! Но главное, перед тем как выбросить мусор нужно хорошенькоподумать. А стоит ли его выбрасывать? Может нужно преложить немногофантазии, и создать что-то полезное.
Атеперь давайте оценим свои достижения на занятии.
Достигли ли мы цели, которую поставили перед собой в начале занятия?
(Ответы
Надеюсь,что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут вам вжизни.
Спасибо за внимание!