МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙРЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙУНИВЕРСИТЕТ»
Институт педагогики
Кафедра специального дефектологическогообразования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Специальнаяпсихология»
натему «Особенности внимания у детей дошкольного возраста с ЗПР»
Выполнил:
Студент 2 курса, гр. З-СДО-21/1Б
Бакурская Кристина Викторовна
Научный руководитель:
Старший преподаватель
Дерипас НатальяВасильевна
Дата защиты________________
Оценка_____________________
Подписьруководителя________
Донецк – 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР. 3
1.1.Теоретическоеобследование развития внимания у детей дошкольного возраста с ЗПР 6
1.2.Психолого – педвгогическая характеристика детей с ЗПР. 6
1.3.Характерные особенности формирования внимания. 10
ГЛАВА2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТАС ЗПР. 14
2.1.Организацияэксперимента по изучению на базе МБДОУ №281 Города Донецка 17
2.2.Анализ и интерпретация научных результатов. 22
ГЛАВА3. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР. 25
3.2.Создание условий для развития внимания у детей дошкольного возраста с ЗПР 27
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 32
ВВЕДЕНИЕ
Внимание является одной из важных,психических функций, обеспечивающих успешность процесса школьного обучения.Дети с нарушением внимания выключаются из работы на уроках на необоснованнопродолжительное время, не в состоянии выработать когнитивные стратегии дляанализа условий заданий и сосредоточиться на их выполнении, что закономерноприводит к слабой успеваемости.
Проблема внимания традиционносчитается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. От еерешения зависит развитие всех систем психологического знания — какфундаментального, так и прикладного характера. Высокую оценку внимания науровне мировоззрения и в этическом аспекте можно найти у многих авторов.
Характеристики познавательных,эмоциональных, волевых процессов детей старшего дошкольного возраста будетнеполной, если не остановиться на внимании.
Внимание — это необходимое качество,которое следует развивать с раннего детства, так как оно будет способствоватьуспешному усвоению нового материала, формированию умению пользоваться ужеимеющимся знаниям. Важно научить детей сосредотачиваться на предлагаемомматериале в процессе деятельности, быть наблюдательным, уметь ориентироваться внезнакомом материале, распределять внимание. Поэтому у детей необходиморазвивать интеллектуальную активность, устойчивость его объем, учить умению самостоятельноконцентрировать внимание на выполняемой деятельности.
Все перечисленные аргументыобуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют выбор темы: «Особенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкойпсихического развития».
Цель исследования: изучитьособенности развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкойпсихического развития.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблемеисследования.
2. Исследовать особенности развитиявнимая детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Выявить причину нарушения развитиявнимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Разработать рекомендации дляродителей и педагогов по вниманию у детей старшего дошкольного возраста сзадержкой психического развития.
Объект: Внимание детей старшегодошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет: Особенности развитиявнимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза: Внимание детей старшегодошкольного возраста с задержкой психического развития имеют специфическиеособенности.
Методы исследования: Анализ психологапедагогической литературы, анализ полученных данных.
Методики:
1 методика «Способность концентрациивнимания на предъявляемых объектах»,
2 методика «На выявление качествавнимания»,
3 методика «На выявление особенностейвнимания»,
4 методика «На выявлениенаблюдательности и сосредоточенности внимания».
База исследования: МБДОУ №281 ГородаДонецка. Принимали участие дети старшей группы 5-6 лет 10 человек..
Теоретическое значение: Анализ иобобщение информации по выбранной теме.
Практическая значимость: Составлениерекомендаций для педагогов и родителей по развитию внимания детей старшегодошкольного возраста с задержкой психического развития.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
1.1.Теоретическоеобследование развития внимания у детей дошкольного возраста с ЗПР
Большую часть контингента детей струдностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети сзадержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около50% среди неуспевающих младших школьников.[1] Под термином «задержкапсихического развития» понимают синдромы временного отставания развития психикив целом или отдельных ее функций, замедленного темпа реализации закодированныхв генотипе свойств организма. Понятие «задержка психического развития»употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениямиили функциональной недостаточностью центральной нервной системы, а такжедлительно находящимся в условиях социальной депривации.[2]
В рамках психолого–педагогическогоподхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфическихособенностях детей с задержкой психического развития, отличающий их с однойстороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой – от умственноотсталых. Развитие психики ребенка в отечественной и зарубежной психологиипонимается как исключительно сложный, подчиненный взаимодействию многихфакторов. Степень нарушения темпа созревания мозговых структур, а следовательнои темпа психического развития, может быть обусловлена своеобразным сочетаниемнеблагоприятных биологических, социальных и психолого–педагогических факторов.Особенности познавательной сферы детей с ЗПР освещены в психологическойлитературе достаточно широко (В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, И.Ю. Кулагина,Т.Д. Пускаева и др.). В.И. Лубовский отмечает недостаточную сформированностьпроизвольного внимания детей с ЗПР, дефицитарность основных свойств внимания:концентрации, объема, распределения.
Память детей с ЗПР характеризуетсяособенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений вниманияи восприятия. В.Г. Лутонян отмечает, что продуктивность непроизвольногозапоминания у детей с ЗПР значительно ниже, чем у их нормально развивающихсясверстников. Явное отставание детей с ЗПР от нормально развивающихсясверстников авторы отмечают при анализе их мыслительных процессов. Отставаниехарактеризуется недостаточно высоким уровнем сформированности всех основныхмыслительных операций: анализа, обобщения, абстракции, переноса (Т.П.Артемьева, Т.А. Фотекова, Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени). В исследованияхмногих ученых (И.Ю. Кулагина, Т.Д. Пускаева, С.Г. Шевченко) отмечаетсяспецифика развития познавательной деятельности детей с ЗПР. Так, С.Г. Шевченко,изучая особенности речевого развития детей с ЗПР, отмечает, что дефекты речи утаких детей отчетливо проявляются на фоне недостаточной сформированностипознавательной деятельности. В гораздо меньшей степени изучались личностныеособенности детей с ЗПР. В работах Л.В. Кузнецовой, Н.Л. Белопольскойраскрываются особенности мотивационно-волевой сферы. Н.Л. Белопольская отмечаетспецифику возрастных и индивидуально-личностных особенностей детей. Психологиотмечают характерные для этих детей слабость волевых процессов, эмоциональнуюнеустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность (Л.В. Кузнецова). Дляигровой деятельности многих детей с ЗПР характерно неумение (без помощивзрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом. У.В.Ульяненковой выделены уровни сформированности общей способности к учению,которые соотносятся ею с уровнем интеллектуального развития ребенка.
Данные этих исследований интереснытем, что позволяют увидеть индивидуальные различия внутри групп детей с ЗПР,которые касаются особенностей их эмоционально-волевой сферы. У детей с ЗПРотмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а такжеповышение уровня тревоги и агрессии (М.С. Певзнер). Измененная динамикаформирования самосознания проявляется у детей с ЗПР в своеобразном построениивзаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Отношения отличаются эмоциональнойнестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности иповедении (Г.В. Грибанова). В качестве других возможных причин ЗПР детей можетвыступать педагогическая запущенность. Категория педагогически запущенных детейтакже неоднородна. Запущенность может быть обусловлена разными конкретнымипричинами и может иметь различные формы.
Можно выделить следующие наиболееважные группы причин, которые могут обусловить ЗПР:
1) причины биологического характера,препятствующие нормальному и своевременному созреванию мозга;
2) общий дефицит общения сокружающими, вызывающий задержку в усвоении ребенком общественного опыта;
3) отсутствие полноценной,соответствующей возрасту деятельности, дающей ребенку возможность посильного«присвоения» общественного опыта, своевременного формирования внутреннихпсихических действий;
4) социальная депривация,препятствующая своевременному психическому развитию. Из приведеннойклассификации видно, что три группы причин ЗПР из четырех имеют ярко выраженныйсоциально-психологический характер. ЗПР ребенка может быть обусловленадействием как отдельного неблагоприятного фактора, так и совокупностьюфакторов, складывающейся в процессе взаимодействия.
Взаимозависимость социальной и биологическойпричин ЗПР рассматривается в качестве базисной основы изучения. Системныйподход способствует преодолению все еще существующей в той или иной мереразобщенности в медицинских и психологических исследованиях, вычленяющихкакой-либо один из множества аспектов проблемы.
В благоприятных условиях развитиеребенка, обусловленное неблагоприятным воздействием биологических факторов, современем приближается к возрастной норме, тогда как развитие, отягощенное еще исоциальными факторами, регрессирует.
Можно выделить следующие группысоциально-психологических факторов:
1) субъективные (многообразные, нообязательно сверхзначимые для развития ребенка);
2) сверхсильные, острые, внезапные(стрессовые);
3) психогенные травмы, лежащие воснове посттравматических расстройств;
4) психогенные факторы, сочетающиесяс депривацией (эмоциональной или сенсорной);
5) психогенные травмы в периодывозрастных кризисов (астенизация, кризовые психологические комплексы);
6) социально-психологические факторы,связанные с неправильным воспитанием;
7) хронические психические травмы(неблагоприятная семья, закрытые детские учреждения).
Время возникновения ЗПР связано, какправило, с ранними возрастными этапами, и возрастной фактор может скорееизменить характер и динамику ЗПР, усугубляя или же, наоборот, смягчая еепроявление. Исходя из особенностей и противоречивости подросткового возраста,его роли в последующем развитии личности, ряд исследователей рассматриваютспецифику данного периода как условную возможность формирования аномалийразвития (А.И. Захаров, В.В. Ковалев, И.С. Кон).
1.2. Психолого –педагогическая характеристика детей с ЗПР
В дошкольном возрастеувеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок,усложняется содержание общения ребенка с окружающим миром его людей ирасширяется круг этого общения. Важное место в жизни ребенка, начинает заниматьсверстник.
В дошкольном возрастесознание приобретает характеристики опосредованности, начинает сформировыватьего произвольность. В этом возрасте в основном складывается личность ребенка,то есть формируются мотивационно — потребностная сфера и самосознание.
Основная тенденция дошкольноговозраста выражается в возникновении стремления ребенка быть как взрослый.Потребность быть как взрослый удовлетворяется в сюжетно — ролевой игре -наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжениидошкольного возраста. Наряду с сюжетно ролевой игрой развиваются и другие видыигр, генетически связанные с последней. Специфичными для дошкольного возрастаявляются продуктивные виды деятельности — рисование, конструирование,аппликация, лепка. В результате осуществления этой деятельности ребенокпроизводит какой-то продукт, отображается в нем свои впечатления и опыт жизни.В этом плане продуктивные виды деятельности сходны с игрой.
В дошкольном возрасте развиваютсятакже элементы трудовой и учебной деятельности. Однако эти виды деятельностиребенок еще не охватывает полностью, так как мотивы, типичные для дошкольника,еще не соответствуют специфики труда и учения как виды деятельности. Труд детейсостоит в том, что они выполняют поручения взрослых, подражая им, выражаяинтерес к процессу деятельности. Элементы учебной деятельности возникаютпервоначально внутри других видов деятельности в виде стремления ребенкачему-то научиться. Однако дети еще не могут отделить учебную задачу отпрактической, у них нет особого отношения ко взрослому как к обучающемучеловеку.
Широта круга видов деятельностиребенка дошкольника показывает, что он овладевает разнообразным предметнымсодержанием.
Расширяется и также усложняется сфераобщения с взрослыми. Ведущими мотивами общения становятся мотивы познавательныйи личностный. Ребенок обращается к взрослому как к источнику знаний о природноми социальном мире. Дошкольник задает взрослым вопросы об окружающем мире, олюдях, их отношениях и самом себе.
Важную роль в жизни ребенкадошкольника, играет сверстник. У детей формируется относительно устойчивыесимпатии, складывается совместная деятельность. Общение со сверстниками — этообщение с равными себе, оно дает возможность ребенку познавать самого себя[10].
Типичными мотивами поведениядошкольного являются стремление быть как взрослый, желание установитьположительные отношения с взрослым, мотивы самолюбия и самоутверждения,познавательные мотивы. В дошкольном возрасте уже формируется система мотивов,то есть выделяются главные и подчиненные мотивы, и на первый план начинаютвыдвигаться мотивы более высокого порядка — социально опосредованные. Взрослыйпредъявляет к ребенку дошкольного возраста требования морального характера.Ребенок начинает осваивать сферу нравственности, как на уровне сознания, так ина уровне поведения. Большое значение в этом процессе имеют чувства иформирующаяся оценка себя. Однако в дошкольном возрасте нравственное сознание,что свидетельствует об усвоении нравственных норм в основном на уровне знаемом.
Усложнение видов деятельности иобщения, расширение круга общения приводит к формированию самосознания. Ребенокосознает себя, прежде всего на уровне субъекта действия. У него складываетсяустойчивое положительное отношение к себе, определяемое потребностью впризнании со стороны окружающих. Ребенок осознает себя как носителяиндивидуальных характеристик физического облика и пола, как человека, какизменяющегося во времени, имеющего свое прошлое, настоящее и будущее.Самооценка дошкольника появляется в особых ситуациях, требующих от ребенкаоценить себя, но по содержанию она ситуативная и отражает оценку, даваемуюребенку взрослым. К концу дошкольного возраста формируется конкретная самооценка,ребенок может в неситуативно и обоснованно оценить себя [4].
В дошкольном возрасте складываютсямеханизмы управления своим поведением: усвоение и применение норм и правилповедения, сопровождение мотивов, целевая организация деятельности, умение предвидетьпоследствия поступков. Эти психологические образования еще не выполняют вполной мере своих регулирующих функций, и в этом смысле детям- дошкольникамприписывается недостаточность волевого развития. Однако у ее проявлений -конфликтность детей по отношению ко взрослым и сверстникам, степень которойзаметно снижается к концу дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте происходятизменения в познавательной сфере ребенка. Он усваивает сенсорные эталоны, черезкоторые воспринимает предметы, их свойства, что позволяет целенаправленно ипроизвольно обследовать эти предметы. Образный характер мышления, специфичныйдля дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связимежду предметами, прежде всего на основе непосредственных впечатлений. Одна изосновных линий развития познавательных процессов в дошкольном возрасте -переход непроизвольных психических процессов к произвольным.
В дошкольном возрасте развиваются всефункции и виды речи. Номинативная функция речи отображает конкретно — образныйхарактер мышления ребенка, он еще не может отделить название предмета от егосвойства. Эгоцентричная речь, выполняющая планирующую функцию, переходит вовнутренний план, и становиться внутренней речью. Речь кроме того приобретаетчерты произвольности, ребенок использует ее в зависимости от задач общения.Письменная речь возникает в изобразительной деятельности, с помощью которойребенок изображает процесс говорения.
С самого начала изучения причиннеуспеваемости детей старшего дошкольного возраста и всестороннего изучениядетей, имеющих задержку психического развития, испытывающих трудности вобучении, нарушении целенаправленного внимания занимают первое место. Т.А.Власова и М.С. Певзнер отмечают, что основными признаками задержки психическогоразвития является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявленийэтой незрелости — неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий.
У детей с задержкой психическогоразвития отмечаются следующие особенности внимания:
1. Неустойчивость внимания, которая ведет кснижению продуктивности, обусловливает трудности выполнения заданий, требующихпостоянного контроля;
2. Снижение концентрации внимания. Выражаетсяв трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения,быстрой утомляемости;
3. Снижение объема внимания;
4. Снижение избирательности внимания. Ребеноккак бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности;
5. Снижение распределения внимания. Ребенокне может выполнять несколько действий одновременно;
6. Повышенная отвлекаемость.
Таким образом итогом развития ребенкав дошкольном возрасте является возникновение фундаментальных психологическихобразований: внутреннего плана действий, произвольности, воображения,обобщенного в не ситуативного отношения к себе. У ребенка возникает стремлениек выполнению общественно значимой, общественно оцениваемой деятельности.Ребенок тяготиться своим положением дошкольника. Игра теряет свое ведущееположение. Все эти факторы свидетельствует о том, что ребенок переживает кризис7 лет. Формирование внутренней позиции по отношению к школьному образованию,направленность на будущее, познавательные интересы, готовность к познаниюзнаковых систем, достаточный уровень познавательного и эмоционально — волевогоразвития составляют содержание психологической готовности к школьному обучению.
1.3. Характерныеособенности формирования внимания
Разные формы задержки психическогоразвития у детей сопровождаются нарушением произвольного внимания. Типичнымявляется снижение его концентрации, которое отрицательно сказывается напроцессе обучения. Недостатки внимания обусловлены функциональными или органическиминарушениями центральной нервной системы и приводит к неспособностисосредотачиваться на выполнении заданий игрового или учебного характера. У учащихся с задержкой психического развития встречается повышеннаяистощаемость, что выражается в кратковременной продуктивности при выполнениизаданий с быстрым нарастанием ошибок по мере достижения цели. Нередко при этомнарастающая рассеянность выражается в постоянном переключении внимания наразличные объекты.
Многократные проявления недостатковпроизвольного внимания в учебном процессе характерны для детей с задержкойпсихического развития. Значительные недостатки произвольного внимания у детей сзадержкой психического развития встречаются при утомлении, на фоне астении, приотсутствии мотивации к учебной деятельности.
Выявляются различные особенностипроявления расстройств внимания у детей с задержкой психического развития (З.Тржесоглава):
1) Повышенная истощаемостьпроизвольного внимания;
2) Недостаточная способностьконцентрации внимания;
3) Чрезвычайное ограничениеобъема внимания, при котором дети воспринимают недостаточное количествоинформации, что приводит к фрагментарности восприятия и искажению результатадеятельности;
4) «неселективное» внимание,которое проявляется в неумении сосредоточиться на существенных признакахвоспринимаемых объектов;
5) частая переключаемостьвнимания. В этом случае подразумевается спонтанная реакция детей на разныевнешние раздражители. Они долго не могут сосредоточиться на выполнении учебныхзаданий;
6) инертность внимания,выражающаяся в снижении способности переключать внимание с одного видадеятельности на другой.
Указанные особенности нарушенияпроизвольного внимания у детей с задержкой психического развития препятствуютреализации мыслительной деятельности, не активизируют сосредоточенность иизбирательность познавательной деятельности, затрудняют реализацию процессоввосприятия и памяти. При задержке психического развития с синдромомгиперактивности наблюдается расстройство непроизвольного внимания в видевысокой отвлекаемости на несущественные внешние раздражители.
При задержке психического развития сцеребрастеническим синдромом нарушение внимания нарастают в момент в моментутомления и резкого падения работоспособности. При явлениях психофизическогоинфантилизма – при утрате интереса к данному виду деятельности.
Недостаточность объема произвольноговнимания нередко отмечается у детей с задержкой психического развития сцеребрастеническим и астеническими синдромами, при выраженном психофизическоминфантилизме, при задержке психического развития с психопатоподобным синдромом.Устойчивость произвольного внимания часто страдает у детей с задержкойпсихического развития с астеническим и церебрастеническим синдромами и у детейс ДЦП.[6]
Вывод по главе 1: итак, задержкапсихического развития это синдромы временного отставания развития психики вцелом или отдельных её функций, замедленного темпа реализации закодированных вгенотипе свойств организма. Понятие «задержка психического развития» употребляетсяпо отношению к детям с минимальными органическими повреждениями илифункциональной недостаточностью центральной нервной системы, а также длительнонаходящимися в условиях социальной депривации.
В рамках психолого-педагогическогоподхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфическихособенностях детей с задержкой психического развития, отличающий их с однойстороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой – от умственноотсталых. Психологи отмечают характерные для этих детей слабость волевыхпроцессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность или вялость иапатичность.
У детей с задержкой психическогоразвития отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, атакже повышения уровня тревоги и агрессии. В отличии от нормального развитиявнимания, внимание у детей с задержкой психического развития развивается иначе.При различных формах задержки психического развития у детей сопровождаетсянарушение произвольного внимания. Типичным является нарушение его концентрации,которое отрицательно сказывается на процессе обучения. Нередко при этомнарастающая рассеянность выражается в его неустойчивости.
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА СЗПР
2.1.Организацияэксперимента по изучению на базе МБДОУ №281 Города Донецка
Экспериментальная часть работы проводилась на базеДошкольного Общеобразовательного Учреждения № 281 в группе для детей с ЗПР,которая состоит из детей 6-7 лет. Подготовительную группу посещают 10 детей. Изних 6 мальчиков и 4 девочки.
Дети воспитываются в данной группе по направлениюпсихолого-медико-педагогической комиссии.
Данная работа была проведена при взаимодействии спсихологом ДОУ.
Эмоциональный фон в группе доброжелательный. Дети любятиграть с конструктивным материалом. В свободном доступе имеются дидактическиеигры, направленные на развитие внимания, памяти, мышления.
Предложенный набор методик, предназначается для изучениявнимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность,устойчивость, переключаемость и объем, что позволит выявить особенностивнимания детей старшего дошкольного возраста.
Для выявления уровня внимания в начале и в конце учебногогода целенаправленно надо провести диагностику, включая следующие вопросы:
· умение сосредотачиваться;
· устойчивость внимания;
· объём внимания;
· переключаемость с одного предмета на другой;
· распределение внимания;
· проявляется ли рассеянность;
· застревание есть или нет;
· генерализация есть или нет.
Изучая внимание, мы используем задания, требующие постоянныхволевых усилий, решение интеллектуальных задач, активное взаимодействие собъектом (рассматривание, изучение), переключение с одного объекта на другой, содного вида деятельности на другой. Подчиняем внимание детей сознательнопоставленной цели и требованиям деятельности. А чтобы достичь поставленнойцели, ребёнку нужно уметь контролировать свои текущие действия и следить затем, насколько они приближают его к ней.
Методика№ 1. «Найди и вычеркни»
Цель: определение продуктивности и устойчивости внимания.
Описание проведения: ребенку показывают рисунок, накотором в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик,ведерко, мяч, цветок, флажок, елочка и звездочка. Ребенок перед началомисследования получает инструкцию следующего содержания: «Сейчас мы с тобойпоиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано многоразных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкамэтого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову.Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажуслово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне-то изображение,которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, гдеты остановился, и снова скажу слово «начинай». После этого ты продолжишь делатьто же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будетнесколько раз, пока я не скажу слово «конец». На этом выполнение заданиязавершиться».
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течениекоторых пять раз подряд (через каждые 30сек) ему говорят слова «стоп» и«начинай». Мы в этой методике давали ребенку задание искать и разными способамизачеркивать какие-либо два разных предмета, например, звездочку перечеркиватьвертикальной линией, а домик – горизонтальной. Мы сами отмечали на рисункеребенка те места, где даются соответствующие команды.
Критерии оценки: при обработке и оценке результатов мыопределили количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение2,5 мин, т. е. за все время выполнения задания, а так же отдельно за каждый30-секундный интервал. Полученные данные мы внесли в формулу, по которойопределяли общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойстввнимания: продуктивности и устойчивости:
S= 0,5 . N -2,8n ,
t
где S — показатель продуктивности и устойчивости вниманияобследованного ребенка;
N — количество изображений предметов, на рисункепросмотренных ребенком за время работы;
t – время работы;
n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибкамимы считали пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения.
В итоге количественной обработки психодиагностическихданных определялся по приведенной выше формуле шесть показателей, один – длявсего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будетпринимать значение 150 и 30.
По всем показателям S, полученным в процессе выполнениязадания, мы построили график, на основе анализа которого можно судить одинамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка.При построении графика показатели продуктивности и устойчивости мы переводили вбаллы по десятибалльной системе:
10 баллов – показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла.
8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 1,00 до1,25 балла.
6-7 баллов – показатель S находится в интервале от 0,75 до1,00 балла.
4-5 баллов – показатель S находится в границах от 0,50 до0,75 балла.
2-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,24 до0,50балла.
0-1 балл – показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2балла.
Выводы об уровне развития
10 баллов – продуктивность внимания очень высокая,устойчивость внимания очень высокая.
8-9 баллов – продуктивность внимания высокая, устойчивостьвнимания высокая.
4-7 баллов – продуктивность внимания средняя, устойчивостьвнимания средняя.
2-3 балла – продуктивность внимания низкая, устойчивостьвнимания низкая.
0-1 балл – продуктивность внимания очень низкая, устойчивостьвнимания очень низкая.
Методика №2. «Проставь значки».
Цель: предназначена для переключения и распределениявнимания ребенка.
Описание проведения: перед началом выполнения заданияребенку был показан рисунок. Работа с этим рисунком заключалась в том, чтобы вкаждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак,который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс илиточку.
Критерии оценки: общий показатель переключения ираспределения его внимания мы определяли по формуле:
S = 0,5.N — 2,8n ,
120
где S — показатель переключения и распределения внимания;
N — количество геометрических фигур, просмотренных ипомеченных соответствующими знаками в течение двух минут;
n – количество ошибок, допущенных во время выполнениязадания. Ошибками мы считали неправильно проставленные значки или пропущенные,т.е. не помеченные соответствующими знаками геометрические фигуры.
Оценка результатов
10 баллов — показатель S больше чем 1,00.
8-9 баллов — показатель S находится в пределах от 0,75 до1,00.
6-7 балов — показатель S находится в пределах от 0,50 до0,75.
4-5 балла — показатель S находится в интервале от 0.25 до0.50.
0-3 балла — показатель S находится в пределах от 0,00 до0,25.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
6-7 баллов — средний.
4-5 балла — низкий.
0-3 балла — очень низкий.
Методика №3. «Запомни и расставь точки»
Цель: оценка объема внимания ребенка. Для этого мыиспользовали стимульный материал, изображенный на рисунке. Лист с точкамипредварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются встопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу –квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку споследовательно увеличивающимся на них числом точек).
Описание проведения: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру навнимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованыточки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в техместах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, мы показываликаждую из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и послекаждой очередной карточки предлагалось воспроизвести увиденные точки в пустойкарточке за 15 сек.. Это время давалось ребенку для того, чтобы он смогвспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Критерии оценки: объем внимания ребенка считываетмаксимальное число точек, которое он смог правильно воспроизвести на любой изкарточек (мы выбирали ту из карточек, на которой было воспроизведено безошибочносамое большое количество точек).Результаты эксперимента мы оценивали в баллахследующим образом:
10 баллов – ребенок правильно за отведенное время воспроизвелна карточке 6 и более точек.
8-9 баллов – ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4до 5 точек.
6-7 баллов – ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до4 точек.
4-5 баллов – ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек.
0-3 балла – ребенок смог правильно воспроизвести на однойкарточке не более одной точки.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов – высокий.
6-7 баллов – средний.
4-5 балла – низкий.
0-3 балла – очень низкий.
2.2.Анализ и интерпретация научных результатов
Обработка и анализ первой методики дали следующиерезультаты. Определялись количество предметов на рисунке, просмотренныхребенком в течение всего времени выполнения задания, а так же отдельно закаждый 30-секундный интервал. Полученные данные внесли в вышеуказанную формулу,по которой определили одновременно два свойства внимания: продуктивность иустойчивость. Показатели продуктивности и устойчивости мы переводили в баллы.Итак, проанализировав первую методику, пришли к выводу, что продуктивностьвнимания у детей за общее время выполнения задания (2,5 мин.) представляетсобой низкое.
Протокол.
Методики |
Методика №1 |
Методика №2 |
Методика №3 |
Итог |
||||
Дети |
Баллы |
Уровень |
Баллы |
Уровень |
Баллы |
Уровень |
Баллы |
Уровень |
Алена С. |
4-7б. |
средн |
0-3б. |
оч. низк. |
6-7б. |
средн |
3-5б. |
средн |
Анжелика Ю. |
8-9б. |
высокий |
4-5б. |
низк. |
8-9б. |
высокий |
6-7б. |
высокий |
Лариса Л. |
10б. |
оч. выс. |
0-3б. |
оч. низк. |
10б. |
оч. выс. |
3-6б. |
оч. выс. |
Саша Ф. |
2-3б. |
низк. |
0-3б. |
оч. низк. |
0-3б. |
оч. низк. |
2-3б. |
оч. низк. |
Степа Х. |
4-7б. |
средн |
4-5б. |
низк |
6-7б. |
средн |
4-6б. |
средн |
Тимур В. |
4-7б. |
средн |
4-5б. |
низк |
6-7б. |
средн |
4-6б. |
средн |
Вова Г. |
2-3б. |
низк |
0-3 б. |
оч. низк |
0-3 б. |
оч. низк |
2-3б. |
оч. низк |
Лев Д. |
8-9б. |
высокий |
4-5б. |
низк |
8-9б. |
высокий |
6-7б. |
высокий Представленная информация была полезной? ДА 59.43% НЕТ 40.57% Проголосовало: 1166 |
Настя Ш. |
4-7б. |
средн |
0-3б. |
оч. низк |
6-7б. |
средн |
3-5б. |
средн |
Данил Я. |
4-7б. |
средн |
6-7б. |
средн |
6-7б. |
средн |
5-7б. |
средн |
В ходе проведения исследования намибыли выявлены следующие особенности развития внимания у детей, участвующих вэксперименте:
1. Алена С. Продуктивность иустойчивость внимания средняя, переключение и распределение внимания оченьнизкое и объем внимания средний.
2. Анжелика Ю. Продуктивность иустойчивость внимания высокая, переключение и распределение внимания низкое иобъем внимания высокий.
3. Лариса Л. Продуктивность иустойчивость внимания очень высокая, переключение и распределение вниманияочень низкое и объем внимания очень высокий.
4.Саша Ф. Продуктивность иустойчивость внимания низкая, переключение и распределение внимания оченьнизкое и объем внимания очень низкий.
5.Степа Х. Продуктивность иустойчивость внимания средняя, переключение и распределение внимания низкое иобъем внимания средний.
6.Тимур В. Продуктивность иустойчивость внимания средняя, переключение и распределение внимания низкое иобъем внимания средний.
7.Вова Г. Продуктивность иустойчивость внимания низкая, переключение и распределение внимания оченьнизкое и объем внимания очень низкий.
8.Лев Д. Продуктивность иустойчивость внимания высокая, переключение и распределение внимания низкое иобъем внимания высокий.
9.Настя Ш. Продуктивность иустойчивость внимания средняя, переключение и распределение внимания оченьнизкое и объем внимания средний.
10.Данил Я. Продуктивность иустойчивость внимания средняя, переключение и распределение внимания среднее иобъем внимания средний.
Таким образом, следует, что у детей встаршем дошкольном возрасте внимание сформировано недостаточно и требуетразвития.
ГЛАВА3. ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
3.1.Методы и приемы современного образования для развития внимания для детейдошкольного возраста с ЗПР
Приразработке методических рекомендаций по коррекции внимания у дошкольников с ЗПРв основу были положены следующие принципы и теоретические положения.
1.Принцип учета этиологии, механизмов и структуры нарушения. Анализ результатовконстатирующего эксперимента выявил сложную структуру расстройств внимания удетей, обнаружил неоднородность нарушений у дошкольников с ЗПР. В связи с этимпри подборе методов и приемов формирования внимания следует учитыватьспецифическое развитие тех или иных свойств внимания каждого ребенка, а такжепроявления когнитивных и личностных свойств детей.
2.Принцип комплексности и системности. На необходимость целостного рассмотренияпсихики указывал еще Л.С. Выготский. Он подчеркивал значимость связи между отдельнымипсихическими функциями (восприятием, памятью, вниманием, мышлением) в процессепсихического развития ребенка [13]. В связи с этим, с одной стороны припроведении коррекционно-развивающей работы следует учитывать тесную взаимосвязьв развитии восприятия, памяти, внимания, мышления и речи. С другой стороны,коррекция нарушений внимания должна проводиться с опорой на уже сформированныекогнитивные функции.
3.Принцип деятельностного подхода. По данным констатирующего эксперимента, удетей с ЗПР отмечались разнообразные недостатки как произвольного внимания вцелом, так и отдельных его свойств. Кроме того, были отмечены недостатки илиотсутствие самоконтроля, интереса к выполнению предлагаемых заданий изаинтересованности в конечном результате. Выявленная особенность обуславливаетнеобходимость формирования наряду с различными свойствами внимания,мотивационной сферы и формирования навыков контроля за собственнойдеятельностью. Так, в процессе экспериментального обучения следует большоевнимание уделять вызыванию интереса к выполнению заданий, что достигаетсяиспользованием большого количества наглядности, игровых приемов, значимых дляребенка игровых, реальных ситуаций, особенно на начальном этапе работы.
4.Учет психологической структуры процесса овладения вниманием. При выборе путей иметодов формирования коррекции внимания у дошкольников с ЗПР мы исходили такжеиз того, что внимание ребенка формируется в процессе различных видовдеятельности (предметной, игровой).
5.Принцип единства коррекционного и развивающего обучения. Формирование вниманиянеобходимо осуществлять в процессе комплексной коррекции ЗПР и развития у детейвысших психических функций. Кроме того, формирование внимания необходимоосуществлять в комплексе с решением таких задач, как: развитие личностныхкачеств детей; развитие коммуникативных умений и навыков, совершенствованиеспособности к приему, переработке, хранению и использованию информации,развитию эмоциональной сферы дошкольников.
6.Индивидуальный и дифференцированный подход должен предполагать ориентировку наиндивидуальные особенности детей (склад ума, темп мыслительной деятельности,обучаемость и пр.), особенности их психического дефекта. Кроме этого, следуетучитывать внутригрупповые различия дошкольников в соотношении развитияотдельных свойств внимания, и уровне сформированности внимания в целом,выявленные в ходе констатирующего эксперимента.
Всвязи с этим, в процессе коррекционной работы необходимо решать следующиезадачи:
1.выработать мотивацию и интерес к коррекционно-развивающим занятиям и кзаданиям, имеющим познавательный характер;
2.научить детей преодолевать трудности и находить выход в сложной ситуации;
3.формировать у детей навыки самоконтроля и самостоятельного исправления ошибок;
4.развивать устойчивость внимания, стремление довести работу до конца.
Учитываявышесказанное, нами была разработана собственная коррекционно-развивающаяпрограмма, подобраны различные игры и игровые упражнения для развития детскоговнимания. Программа состоит из серии специально организованныхкоррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей сзадержкой психического развития, их возрастных и индивидуальных особенностей.Программа сочетает в себе комплекс игр и упражнений, направленных на развитие всехсвойств произвольного внимания. Во всех упражнениях дети встречаются с игровымидействиями, в которых активно идет формирование внимания. Описанные в программезадания нацелены на развитие переключения, распределения, концентрации, объемавнимания, на развитие положительной мотивации и самоконтроля. В нашу программубыли включены игры и упражнения, представленные в работах Л. Венгер и Л.Мухиной[9], Е.В. Колесниковой [3], А.А. Осиповой и Л.И. Малашинской [5], А.В. Петракова иИ.А. Девиной [5],Л.Е. Черемошкиной.
Форма работы по данной программе:индивидуально-групповая.
Коррекционная программа содержит в себе 14занятий, в каждом по 2-4 упражнения. Продолжительность одного занятия – от 10до 20 минут. Каждое занятие содержит в себе яркий наглядный материал.(Приложение 1).
3.2.Создание условий для развития внимания у детей дошкольного возраста с ЗПР
Созданиеусловий предполагает соблюдение следующих принципов:
· учет возрастных,психофизиологических возможностей каждого
ребенка;
· индивидуальный подход;
· объединение усилий икоординация деятельности детского сада с
семьей;
· динамичность результата.
Входе реализации проекта используются следующие формы работы:
Сдетьми:
· Специально-организованнаядеятельность с использованием универсального дидактического материала;
· индивидуальнаяработа;
· досуги иразвлечения;
· участие вгородских конкурсах, мероприятиях;
· открытыезанятия, выступления перед родителями и педагогами.
· Оказаниеплатной дополнительной образовательной услуги по коррекции внимания иповеденческих расстройств у детей 5-7 лет.
Сродителями:
· анкетирование;
· беседы сродителями о развитии свойств внимания ребенка;
· консультации,выступления на родительских собраниях;
· участиеродителей в праздниках, развлечениях, досугов;
· совместноеизготовление игровых пособий для игр с блоками и палочками
Спедагогами:
· выступленияна педагогических советах ДОУ, ГМО учителей-дефектологов, консультации дляпедагогов;
· мастер-классдля педагогов детского сада;
· совместноепланирование самостоятельной игровой деятельности.
Успешноерешение поставленных задач возможно при условии комплексного использования форморганизации интеллектуальной деятельности всех участников образовательногопроцесса.
Средстваобучения.
Средисредств немаловажную роль играют:
· технические средстваобучение: мультимедиа, использование
видеоматериалов;
· наглядно-дидактическийматериал, демонстрационный материал;
· раздаточный материал;
· комплекты наглядногодидактического материала;
· оборудование для самостоятельныхигр и занятий детей;
· методические пособия длядефектолога детского сада, в которых
раскрывается сущность работыпо формированию внимания у детей в каждой возрастной группе;
· развивающая среда с подборомдидактических игр и упражнений;
· учебно-познавательные книгидля работы с детьми в условиях
семьи.
Решениезадач деятельности осуществляется через специально-организованную деятельность,индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, на которых используютсяэлементы развивающего обучения в игровой форме, в ходе которых осуществляетсясистематическое целенаправленное и всестороннее воспитание и формированиепроизвольного внимания каждого ребенка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема развития внимания детейявляется одной из актуальных проблем педагогики и психологи. Эту проблемурассматривали ученые, Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе, П.Я. Гальперина и т.д.Каждый из ученых предлагал свой путь выхода из этой ситуации.
В качестве средств, котороеспособствует повышенного уровня внимания детей, были взяты разные игры. Дляэкспериментальных работ были выделены следующие свойства внимания:устойчивость, переключаемость, распределение и объем.
Все эти феномены тесным образомсвязаны друг с другом. Характерной особенностью внимание ребенка дошкольноговозраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами.Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес квоспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям.
Внимание в дошкольном возрасте редковозникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оноявляется непроизвольным.
Ученые-психологи считают, чтопоявлению и развитию произвольного внимания предшествует формированиерегулируемого восприятия и активное владение речью. Чем лучше развита речь у ребенкадошкольного возраста, чем выше уровень развития восприятия, тем раньшеформируется произвольное внимание.
Устойчивость внимания зависит отиндивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Нервные и болезненныедети чаще отвлекаются, чем спокойные и здоровые. Причем, как отмечает НемовР.С., разница в устойчивости внимания может достичь 1,5-2 раза.
После проведенных исследований былиполучены данные о развитии внимания детей экспериментальной группы. После ихобработки было выяснено, что в экспериментальную группу входят дети со средними низким уровнем развития свойств внимания. Большое различие между уровнемразвития свойств внимания является основным для того, чтобы учитыватьиндивидуальные особенности каждого ребенка. Задача воспитателя состоит всоздании условий для того, чтобы игры способствовали развитию внимания детей.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 АбрамоваГ.С. Возрастная психология. — М.: Академический проект, 1997. — 366с.
2 Алмазова О.В. Педагогическая технология коррекциинарушенного внимания младших школьников с задержкой психического развитияцеребрально-органического генеза: Автореф. дисс. … канд. псих. наук. -Екатеринбург, 1997. — 24с.
3 Барашнев Ю.И. Диагностика и лечениеврожденных и наследственных заболеваний у детей. — М.: Триада-Х, 2004. — 560с.
4 Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция вобразовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие длястудентов пед. вузов. — М.: НЦ ЭНАС, 2002. — 134с.
5 Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностикапознавательной сферы ребенка. — М.: Роспедагенство, 1994. — 68с.
6 ВыготскийЛ.С. Вопросы детской психологии.- СПб.: Союз, 1999. — 222с.
7 Выготский Л.С. Избранные психологическиеисследования. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 519с.
8 Добрынин Н.Ф. Внимание и память. — М.:Знание, 1958. — 32с.
9 Дормашев Ю.Б., Романов В.Л.Психология внимания. — М. Тривола, 1995. — 347с.
10 Егорова Т.В. Особенности памяти и мышлениямладших школьников, отстающих в развитии. — М.: Педагогика, 1973. — 150с.
11 Заваденко Н.Н. Дети с гиперактивностью идефицитом внимания. — М.: Школа-Пресс, 2001. — 128с.
12 Иванова А.Я. «Обучающий эксперимент» какметод психологического исследования детей с аномалиями психического развития //Вопросы экспериментальной патопсихологии. — М.: НИИ Психиатрии, 1965. -336с.
13 Коррекционная педагогика в начальномобразовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной — М.: Академия, 2001.- 314с.
14 Лебединская К.С. Методические рекомендациипо диагностике и коррекции задержки психического развития. — М., 1980. — 72с.
15 Лебединский В.В. Нарушение психическогоразвития у детей. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 168с.
16 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.4-е издание. – М.: Издательство Московского Университета, 1981. — 584с.
17 Лубовский В.И., Переслени Л.И. и др.Обучение детей с задержкой психического развития. — М.: Просвещение, 1981. -119с.
18 Люблинская А.А.Детская психология: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1971. — 267с.
19 Немов Р.С. Психология: В 3 кн. — М.:Владос, 1995. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 576с.
20 Немов Р.С. Психология: В 3 кн. — М.:Владос, 2003. — Кн. 3. Психодиагностика. — 631с.
21 Общая психология / Под ред. В.В.Богословского, А.Т. Ковалёва, А.А. Степанова. — М.: Просвещение, 1981. — 383с.
22 Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностикаи коррекция внимания. – М.: ТЦ Сфера, 2002. — 104с.
23 Петраков А.В., Девина И.А. Развиваем внимание. — М.: Ось-89, 2001. — 48 с.
24 Пекелис Э.Я.Педагогическая характеристика детей с ЗПР и работа с ними // Дети с временнымизадержками развития / Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С. — Москва.Педагогика,1971. — 208 с.
25 Платонов К.К. Проблемы способностей. – М.:Наука, 1972. — 312с.
26 Поддьяков Н.Н. Развитие мышления иумственное воспитание дошкольника. — М. Педагогика, 1985. — 267с.
27 Психокоррекционная и развивающая работа сдетьми: Учебное пособие. / Под ред. И.В.Дубровиной. — М.: Академия, 1998. -160с.
28 Специальная психология: Учебное пособие. /Под ред. В.И. Лубовского. — М.: Издательский центр «А», 2003. — 464с.
29 Ульенкова У.В. Шестилетние дети сзадержкой психического развития. — М.: Педагогика, 1990. — 182с.
30 Ушинский К. Д. Собраниесочинений. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. Т. 10. — С.22.
31 Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальная дисфункциямозга в детском возрасте. — Нижний Новгород, 1995. — 36 с.
32 Шустов Е.А. Психологические особенностидетей с задержкой психического развития. Учебное пособие. — М.: Исеть, 2004. -100с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Занятие 1
1. Вводная часть.
Оборудование – несколько игрушекживотных или других. Упражнение «Что мы видим»
На столе находится предмет (цветные карточки,геометрические фигуры, игрушка – неваляшка), накрытые салфеткой. Задать вопрос:« Как узнать, что находится под салфеткой?» И выслушав ответы детей, ведущийобобщает: «Нужно снять салфетку, чтобы увидеть предмет».
2. Основная часть
Упражнение 1.
Цель: учить детей акцентироватьвнимание на нескольких объектах одновременно.
Оборудование – несколько игрушек.
Методика проведения: предлагаетсядетям в течение 1-2 минут рассмотреть предъявленные им игрушки, затем просят ихотвернуться и в это время убирается одна из игрушек, после этого даетсяинструкция повернуться и сказать, какой из игрушек не хватает.
Задание повторяется несколько раз.
Упражнение 2.
Цель: упражнять детей всосредоточении внимания на нескольких объектах.
Материал – листок бумаги со схематичнонарисованными на нем человечками, стоящими, сидящими, лежащими, с разведенными,поднятыми, опущенными руками.
Методика проведения: ребенку даетсядля рассмотрения листок бумаги, психолог просит его указать на фигуркичеловечков, стоящих по стойке «смирно» и объяснить, как он определил позу этихчеловечков.
Упражнение 3.
Цель: сформировать у дошкольниковсосредоточенность внимания на объекте на основе активизации их познавательнойдеятельности.
Материал – рисунки, имеющие многосходных и резко отличающихся деталей, например, два перевертыша или две яркоукрашенных елки и т.п.
Методика проведения: ребенкупредлагается перечислить сходные и различающиеся детали изображения. Нужнодобиться того, чтобы ребенок назвал как можно больше признаков объектов.
3. Заключительная часть.
Упражнение «Прощание»
Дети встают в круг и по очередипрощаются с группой.
Занятие 2
1. Вводная часть.
Упражнение «Что здесь спрятано?»
Детям раздается раздаточный материал(картинки, на которых хаотично изображено много предметов) необходимо увидетькак можно больше предметов, назвать их. Далее необходимо назвать свойстваданных предметов.
2. Основная часть.
Упражнение 1 . « Найди футболистов».
Цель: упражнять детей всосредоточении внимания на нескольких объектах.
Материал — рисунок с изображениемфутболистов, одетых в разную форму.
Методика проведения: психолог даетдетям поручение найти футболистов одной команды.
Упражнение 2.
Цель: сформировать у детейспособность охватывать вниманием как можно больше предметов.
Методика проведения: психолог даетдетям задание осмотреться вокруг себя и увидеть как можно больше предметоводного и того же цвета (формы, величины, одинаковой фактуры). По сигналувзрослого ребенок начинает перечислять предметы, остальные дополнятьпропущенные.
Упражнение 3.
Цель: упражнять в сосредоточениивнимания на нескольких объектах.
Материал – таблицы с нарисованными наних яблоками, грушей, огурцом, помидором, геометрические фигуры: овал,треугольник, круг, квадрат.
Методика проведения: перед детьмираскладываются таблицы и геометрические фигуры и просят их установить сходствомежду ними.
3. Заключительная часть.
Упражнение «Импульс».
Дети встают в круг, берутся за руки.Предлагается попрощаться друг с другом пожатием руки. Психолог слабо сжимаетлевую руку стоящему ребенку. Затем ребенок получив прощальный импульс, егоследующему и т.д. Когда к психологу возвращается с левой стороны импульс, онблагодарит всех за работу и говорит: « До свидания».
Занятие 3
1. Вводная часть.
Упражнение «Будь внимательным».
Дети должны изобразить различныедвижения животных.
Команды (Движения)
«Зайчик» (Прыгать как зайчик)
«Лошадки» (Скакать как лошадь)
«Раки» (Пятиться назад)
«Птица» (Махать руками)
2. Основная часть.
Упражнение 1.
Цель: упражнять детей в сосредоточениивнимания на нескольких объектах.
Материал – рисунок с изображениембабочек различных видов.
Методика проведения: психологпредлагает детям найти совершенно одинаковые бабочки.
Упражнение 2.
Цель: упражнять детей всосредоточении внимания на нескольких объектах в условия активизациипознавательной деятельности.
Оборудование — 7 предметов,разложенных в ряд и прикрытых бумагой.
Первая серия. Методика проведения: приоткрываютсязакрытые предметы и предлагается детям посмотреть на них в течение 10-15 секунд,затем закрываются снова и ребята называют, что находится под бумагой.
Вторая серия. Методика проведения: приоткрываются иснова закрываются через 1-10 секунд снова эти же предметы, психолог спрашиваетребят, в какой последовательности они расположены.
Третья серия. Методика проведения: меняют местамидва- три предмета, показывают все их детям, спрашивают их, что изменилось впорядке следования предметов друг за другом.
Четвертая серия. Методика проведения: детейспрашивают, какого цвета они видели предметы.
Пятая серия. Методика проведения: полагается семьпредметов друг на друга. Показывают их детям в течение 10-20 секунд, просят ихперечислить эти предметы и указать порядок следования снизу вверх и сверхувниз.
Шестая серия. Методика проведения: полагаетсяпять-шесть предметов в разные положения: на бок, прислонив друг к другу и т.п.,показывают их детям в течение 1-10 секунд, спрашивают, в каком положениинаходится каждый предмет.
3. Заключительная часть.
Упражнение «Бывает — не бывает»
Детям зачитываются фразы: «Зимазакончилась в июне. Подснежник ярко краснеет. Девочка упала в яму. Коляпроснулся только в обед. Суп из мухоморов. Яблоки растут на дереве». Если этобывает – дети хлопают в ладоши, не бывает – топают ногами.
Занятие 4
1. Вводная часть. Упражнение«Без сантиметра»
Детям задается вопрос: «Как выдумаете, сколько раз уложится этот карандаш на длине стола?». Ответы детейзаписываются на доске. Затем проводится измерение.
2. Основная часть.
Упражнение 1.
Цель: упражнять детей всосредоточении внимания на нескольких объектах.
Материал – две таблицы. На однойнаклеены три кружка и четыре квадрата, на другой – три квадрата и четырекружка.
Методика проведения: детямпредлагается сравнить таблицы, указав на них сходства и различия.
Упражнение 2.
Цель: сформировать у детейспособность охватывать вниманием как можно больше предметов.
Материал – разрезанные на частиквадраты из картона, песочные часы.
Методика проведения: ребенкупредлагается сложить квадрат сначала из трех, а потом из четырех частей и приэтом следить за пересыпанием песка. В случае затруднения ребенок можетпопробовать выполнить данное задание несколько раз, пока не добьется успеха.
Упражнение 3. «Что изменилось».
На наборное полотно выставляютпредметные картинки (6-7 штук). Психолог на наборном полотне меняет картинкиместами (сначала одну, потом две, затем три картинки, в заключение ни одной).Дети отмечают изменения в расположении картинок.
3. Заключительная часть.
Детям задают вопросы «Чем мы сегоднязанимались?», «Что понравилось и что не понравилось, почему?» и т.д.
Занятие 5
1. Вводная часть.
Детям дается разрезанная картинка. Импредлагается ее собрать.
2. Основная часть.
Упражнение 1.
Цель: упражнять в сосредоточении внимания.
Материал – картинки с изображениемовощей (огурец, морковь, арбуз, капуста, подсолнух), загадки.
Он большой как мяч футбольный.
Если спелый, все довольны.
Так приятен он на вкус,
Называется (арбуз).
Летом в огороде
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке
Желтые, зеленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?
(огурцы)
Как надела сто рубах,
Захрустела на губах.
(капуста)
Любопытный, красный нос
По макушку в землю врос
Лишь торчат на грядке
Зеленые пятки
(морковь)
Методика проведения: детям предлагаетсяпрослушать загадки и найти отгадки на картинках.
Упражнение 2.
Цель: учить детей концентрироватьвнимание на нескольких фигурах.
Оборудование – цветные карандаши икарточки с изображением фигур разного цвета, формы и не докрашенные фигуры.
Методика проведения: перед детьмивыкладываются карточки с изображением различных фигур, закрашенных и незакрашенных. Дети должны закрасить не закрашенные фигуры по принципуидентификации по цвету и форме.
3. Заключительная часть.
Упражнение «Хоровод».
Дети встают в круг, берутся за руки,смотрят друг другу в глаза, улыбаются. Каждый должен сказать, что емупонравилось на занятии.
Занятие 6
1. Вводная часть.
Упражнение «Кто больше…»
Детям показывается какой-либопредмет. Они должны назвать как можно больше признаков предмета (цвет, размер,форма, масса, блеск, материал, функция).
1. линейка
2. хлеб
3. мел
4. книга
5. ладонь человека
2. Основная часть.
Упражнение 1.
Цель: упражнять детей переключатьвнимание.
Методика проведения: Психологописывает один- два раза пять различных движений, не показывая их. Затемпредлагает ребенку проделать движения в той последовательности, в какой онибыли названы ими.
Упражнение 2. «Найди такой же».
Цель: упражнять детей всосредоточении внимания.
Оборудование – 4-6 схожих предметов,например, домиков.
Методика проведения: детямпредлагается выбрать из 4-6 предметов, например, домиков, точно такой же (поцвету, величине, рисунку), как тот, который в руках психолога.
3. Заключительная часть.
Упражнение «Прощание». Дети встают вкруг и по очереди прощаются с группой.
Занятие 7
1. Вводная часть.
Упражнение «Ищи безостановочно».
Детям предлагается в течение 10-15сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (илиодного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу психолога один ребенокначинает перечислять. Другие дополняют.
2. Основная часть.
Цель: упражнять детей всосредоточении внимания.
Материал – картинки с изображениемразных предметов.
Методика проведения: детямпоказываются картинки с изображением различных предметов, которые они должныузнать по описанию ведущего:
— длинный, прямоугольный. Бываетмаленький и круглый, оставляет белый след на доске.
— белая, легкая, тонкая, гладкая,меняется, шуршит
— белое, жидкое, холодное или теплое,полезное.
Упражнение 2 «четыре стихии».
Цель: формирование переключениявнимания.
Методика проведения: психологобъясняет ребенку, что есть в природе четыре стихии: земля, огонь, вода,воздух. По команде психолога ребенок должен будет делать определенные движенияруками.
Команда (Движение рук)
Земля (Руки вниз)
Вода (Руки вперед)
Воздух (Руки вверх)
Огонь (Вращение руками)
Упражнение 3. «Зеваки».
Цель: развитие произвольноговнимания.
Методика проведения: дети идут покругу. По хлопку ведущего останавливаются, топают одной нагой, поворачиваютсякругом и продолжают движение. Таким образом, направление движения меняетсяпосле каждого сигнала ведущего.
3. Заключительная часть.
Упражнение Хоровод».
Дети встают в круг, берутся за руки, одновременносовершают плавные движения вправо, влево.