Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняяшкола № 15»
Методическая разработка тематического занятия
(для учащихся 3-4 классов)
Автор: Ефремова Н.М. –социальный педагог
2019 г.
Актуальность
Актуальность темы работы заключается в том, что в настоящеевремя здоровье большого количества людей страдает от наличия вредныхпривычек. В большинстве случаев эти зависимости возникают от подражания другим,социальной неопределенности, психической и эмоциональной неуравновешенности.
Привязанность к вредным привычкам у каждого человекаразличается по времени привыкания. Наименее защищенным к воздействию вредныхпривычек (курению, алкоголизму, употреблению наркотиков) является организмдетей, так как их психика полностью не сформирована и быстро реагирует навнешние воздействия. Также весьма существенным фактором «школьного нездоровья»является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законовздоровой жизни, основных навыков в сохранении здоровья.
По данным школьной статистики за последние 3 года отмечаетсярост неблагополучных семей, ведущих аморальный образ жизни.Негативный опытродителей, копирование их поведениюспособствуют значительному распространению вдетской среде различных форм разрушительного поведения, в том числе курения,алкоголизма и наркомании.
Анкетирование старшеклассников нашей школы показало, чтопервое знакомство с сигаретой у большинства школьников происходит чаще всего ввозрасте 11-12 лет, а 43% опрошенных уже получили первый опыт общения салкогольными напитками. Поэтому очень важно, чтобы до того, как возникнетопасность первого опыта, сформировать у ребенка устойчивое негативное отношениек употреблению одурманивающих веществ. Этому способствует ранняя профилактикакурения, употребления алкоголя и наркотиков.
Для того, чтобы профилактическая работа по предупреждениюупотребления ПАВ была эффективной и имела смысл, ее надо начинать проводить на1–1,5 года раньше того возраста, на который, согласно статистике, приходитсяначало экспериментирования с данным веществом. Это значит, что возрастнуюкатегорию, нуждающихся в профилактической работе по предупреждению вредныхпривычек, составляют учащиеся начальных классов общеобразовательных школ. Дети младшегошкольного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтомуцелесообразно начинать занятия по обучению детей здоровому образу жизни уже спервого школьного дня, а «знакомство» с вредными привычками ограничить.
На уроках и занятиях в начальной школея стараюсь уделятьособое внимание воспитанию полезных привычек как альтернативепривычкам вредными формированию установок на ведение здорового образа жизни. Не делаю большойакцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образужизни.
Цель:формирование у младшихшкольников необходимых жизненных навыков ибережного отношения к своему здоровью.
Задачи:
! пропагандировать здоровый образ жизни;
! обучить учащихся способам сопротивлениянегативному давлению со стороны окружающих;
! подвести учащихся к выработке нравственнойпозиции по отношению к вредным привычкам, мотивировать их на принятиеправильных решений;
! помочьдетямидентифицировать полезные и вредныепривычки на примере привычек мультипликационных и сказочных героев.
Ходурока:
Организационный момент.
1. Учащиесяделятся на 3 группы, предварительно вытянув одну из трех карточек разных цветов.Рассаживаются за стол с соответствующим цветом. На экране показываетсяпрезентация.Приложение 1.
(слайд 1)
2. Вступительноеслово:
— Здравствуйте,сегодня у нас важный и полезный урок под названием «Осторожно! Вредныепривычки!»
На уроке мы будем работать в группах, но, несоревнуясь, а сотрудничая.
(слайд 2)
— Каждыйчеловек при рождении получает замечательный подарок – здоровье. Оно, какволшебная палочка, помогает выполнять самые заветные желания.
— Акакого человека можно назвать здоровым? (ответы учеников)
— Уздорового человека ничего не болит, а оттого он ощущает себя сильным икрасивым. Здоровому человеку по плечу любая работа, поэтому он счастлив сам иможет сделать счастливыми своих друзей. Здорового человека легко узнать: у негопрекрасная фигура, белозубая улыбка, блестящие глаза, легкая походка (картинкиздорового и больного человека).
— Каждыйчеловек способен привыкать к каким-либо действиям, ощущениям. Кто-то привыкрано ложиться, кто-то поздно, кто-то привык терпеть боль, а кто-то нет. Втечение жизни у человека вырабатывается, появляется…
(слайд 3)
3. Заданиегруппам «Зашифрованное слово»: перед учащимися каждойгруппы рассыпаны карточки с буквами «п», «р», «и», «в», «ы», «ч», «к», «а»(дети складывают из букв слово). Приложение 2.
— Чтопоявляется у человека? (привычка)
— Какможно назвать привычки, которые помогают беречь и укреплять здоровье?(полезные)
— Какиеполезные привычки вы знаете? (чистить зубы, делатьзарядку, заниматься музыкой, танцами, спортом, питатьсяв одно и то же время, спать при открытой форточке и т.п.)
— Какназываются привычки, наносящие вред здоровью? (вредные)
— Назовитеих (есть много сладостей, долго сидеть у телевизора, читать лежа,разговаривать во время еды).
— Ребята,а вы знаете, что в мире существуют и очень вредные привычки, которые оказываютопасное влияние на здоровье человека? (ответы детей: курение, пьянство,наркомания, игромания и т. п.).Почему их называют вредными? (ответы детей)
— Вреднымиэти привычки называются потому, что от них бывает трудно отказаться, так какони постепенно становятся необходимыми человеку. Под их воздействием поражаютсявнутренние органы. От таких привычек трудно избавиться самому, и часто необходимапомощь врачей.
(слайд 4)
— Каквы понимайте пословицу: «Бедность – от лени, а болезнь – отневоздержанности»?(ответы детей). Если человек не привык к труду, он будетбеден. А если он не привык бороться со своими вредными привычками, он будетболеть.
— Итак,ребята, мы выяснили, что плохие привычки появляются от неумения человекасдержать себя. Плохие привычки несут человеку бедность и болезни.Сегодня мыбудем говорить, как стать здоровым и счастливым и как бороться с вреднымипривычками.
4. «Раскраськурильщика» Приложение 3.
(Перед уроком учащимся было задано домашнее заданиераскрасить картинку и ответить на вопросы: Какие чувства у вас вызывает рисунокэтого человека? Кому из вас приходилось быть в одном помещении с курящимилюдьми? Расскажите, что вы ощущали.Почему вы чувствовали себя плохо?).
На доске висят рисунки детей.дети отвечают напоставленные вопросы.
— Табачныйдым вреден не только для самих курящих, но и для тех, кто находится рядом. Все,кто находится рядом с курящим человеком, называются пассивными курильщиками.Они вдыхают дым и тем самым также наносят вред своему организму.Во многихобщественных местах отведены специальные места для курения. Так защищают оттабачного дыма некурящих людей. Чтобы не быть похожими на человечка, котороговы раскрасили, не курите и не находитесь рядом с курящими людьми.
(слайд 5)
5. Вредныепривычки мультгероев
— Вылюбите смотреть мультфильмы?
— Очём мультфильм «Ну, погоди!»?
(слайд 6)
— Почемув мультфильме всегда побеждает заяц?
(слайд 7)
— Какаяещё причина, кроме названных вами, приводит волка к поражению? (ребята определяютвредную привычку волка – табакокурение).
(слайд 8)
6. Показотрывка из мультфильма «Ну, погоди!» (ссылка наотрывок по гиперссылке в презентации)
(слайд 9)
–Какдействует табак на организм и окружающую среду?(Дети называют последствиякурения)
(слайд 10)
7.Практическоезадание-игра «Почувствуй себя в волчьей шкуре».
Ребята делятся на две команды: «зайчики», те, чтопоменьше ростом и «волки», те, что повыше и покрепче. «Волки» должны поймать«зайцев». Т.к. волк из мультфильма «Ну погоди» курит, следовательно, табачныйяд нарушает дыхание и поэтому «волкам» завязывают рот и нос, имитируя затруднённоедыхание и спутывают ноги веревкой или шпагатом, имитируя действия никотина надругие органы.
(слайд 11)
Чтонеобходимо сделать волку, чтобы поймать зайца? (Следуют ответы детей, которыепосле игры, почувствовав себя в «волчьей шкуре» с завязанным ртом и спутанныминогами не смогли поймать одноклассника «зайца», пришли к выводу о вредекурения).(слайд 12)
(слайд 13)
— Есливолк бросит курить, чем он должен будет заняться, чтобы быть здоровым?(Следуютответы детей, которые понимают, что волку необходимо заняться спортом).
(слайд 14)
— Еслиоба героя займутся спортом, то станут равными по силе.
(слайд 15-16)
— Совместныйспорт и отсутствие вредных привычек подружат героев, и они смогут веселопроводить время.
(слайд 17)8.Задания группамПриложение 4.
(слайд 18)Задание 1 группе – Игра «Придумайсказку»
Детям раздается 8 картинок с изображением героев,подсказывающих сюжет сказки «Красная Шапочка»: «девочка», «лес», «домик»,«корзина с пирожками», «волк», «бабушка», «охотники», восьмая, посторонняя«сигарета».(Приложение 5.).По картинкам они должны придуматьисторию на основе известной сказки. На работу5 мин.
(Учитель эксперимента исследует с помощьютакойигры-упражнения способность детей реагировать на новый, и по отношениюкопределенному ряду фактов неожиданный, элемент, их умение использовать его вуже известном сюжете, заставлять привычные словареагировать на новый контекст).
(слайд19)Задание 2 группе– ИГРА «СЮРПРИЗ»
Группе на середину стола положена непрозрачная(черная) коробочка, в ней конфета – муляж.
— Ребята,посмотрите, какая необычная коробочка стоит у вас на столе! То, что в ней лежит– это «плохо», «нельзя», «запрещено» и даже «опасно».
(Каждыйучастник может проявить себя по отношению к этой коробочке, как хочет)
— Каквы думаете, что бы это могло быть?
(детив группах предлагают свои версии, учитель записывает на доске)
— Хотитеузнать, что же всё-таки там лежит?Посмотрите!
ВЫВОД: Так бывает и в жизни,все знают, что алкоголь, курение, наркотики–это«плохо», «нельзя», «запрещено»,«опасно», но всё же многие употребляют их. Почему?(Дети предлагают свои версии).
Очень часто в юном возрасте это происходит просто излюбопытства, а потом человек привыкает к этому, и отказаться бывает оченьтрудно.
(слайд 20)Задание3 группе – Игра «Учусь говорить «НЕТ»(Приложение 6.)
— Сейчас я предлагаю вам игру,которая научит вас правильно вести себя в сложных ситуациях, отстаивать своемнение и не поддаваться на уговоры сверстников. На одном подносе разложеныкарточки красного цвета с вариантами предложений. (Один из группы берет игромко читает).
Надругом подносе – карточки зеленого цвета с вариантами ответов. (Второй изгруппы берет, зачитывает форму отказа.Необходимо соотнести варианты Предложенийс 1 любым вариантом формы отказа.).
— Бывали ли в вашей жизни случаи, когдакто-то предлагал вам попробовать сигареты или алкогольные напитки? Если нет:Наблюдали ли вы ситуации, когда кто-то кому-то предлагал попробоватьсигареты или алкогольные напитки?
— Трудно ли было отказаться? Соглашались выили отказывались? (Те люди, которых наблюдали?)
— Почему важно научиться отказываться отпредложения сигарет и алкоголя? (Выслушать ответ детей.)
— Очень важно уметь отказать от предложениятабака и алкоголя. Многие ребята обычно много знают о вредном влиянии табака иалкоголя на здоровье и социальное благополучие, но некоторые из них все-такиначинают курить и употреблять спиртные напитки. Часто это происходит потому,что они не могут отказать сверстникам, знакомым или членам семьи, предлагающимсигареты или алкоголь.