Мини-эссе на тему: «Образовательные технологиигенерирования идей и поиска решения проблем в управлении инновационнымипроцессами в учреждении образования»
Как разбудитькреативность? Как придумать инновацию? Как решить нетривиальную проблему? Как генерировать идеи и искать решения проблем в управлении инновационными процессами вучреждении образования? Методовболее сотни.
Самый простой и самыйпопулярный метод поиска и генерации идей — метод мозгового штурма (Brainstorm).Для того, чтобыорганизовать мозговой штурм, необходимо выбрать команду участников, состоящуюиз различных по своей образовательной и профессиональной подготовке людей, иназначить модератора — человека, который будет вести мозговой штурм. Главное правило мозгового штурма — не критиковатьидеи, которые выдвигаются участниками для поиска решения проблем в управлении инновационными процессамив учреждении.
Ещё один метод генерации идей — метод аналогий. Методаналогий предназначен для генерации идей путем поиска аналогий поставленнойзадаче. Этот метод является методом ассоциативного мышления. Впротивоположность мозговому штурму целью здесь является не количество идей илиальтернатив для них, а генерация небольшого числа альтернатив (возможно дажеединственной альтернативы), разрешающих проблему.
Но что делать, есликлассический подход не помог? Можно взять на вооружение другие образовательныетехнологии, способные разбудить воображение даже самых упертых консерваторов: брейнсторминг (группа от 5 до 20 и даже болеечеловек находитболее эффективное решение задач, чем лучшее индивидуальное решение в этойгруппе); метод генерации идей «Цветок лотоса» (идеи здесь генерируются отцентральной задачи через решение вспомогательных, техника применима для решения проблем, генерации и развитияинновационных идей); «Список 100» (необходимо придумать 100 идей для решения заранее обозначенной проблемы,это один из оптимальных методов для индивидуальной работы, однако есть оченьинтересные подходы для коллективной реализации); морфологический анализ (сутьметода — в выявлении в проектируемом объекте (продукте или процессе) несколькихзначимых морфологических признаков или параметров и составление всех возможныхсочетаний этих признаков с последующим выбором наилучших комбинаций); метод фокальных объектов (генерация идей путемпоиска ассоциаций объекта анализа проблемы и случайных предметов или явлений); обратный мозговой штурм (метод генерации плохихидей и поиск решений для их превращения в хорошие); «Шесть шляп» (процессгенерации идей проводится в шести параллельных режимах, каждый из которыхобразно представлен цветом метафоричной шляпы мышления); метод Уолта Диснея и Марка Цукерберга (техника похожа наметод шести шляп, только участникам предстоит примерить всего три роли: мечтатель— предлагает решения, не ограничивая себя ни в чем, реалист — обсуждает идеи сучетом реалистичности их реализации, критик — ищет слабые места в предложенияхреалиста); метод ментальных карт (принцип схож с классическим мозговым штурмом,однако идеи визуализируются); SCAMPER (метод построен на поиске ответов навопросы из семи групп); «Эффект Стравинского» (объединение метода письменнойгенерации идей с командной работой, где на первоначальном этапе участникиписьменно излагают идеи на карточках, после чего карточки собираются,перемешиваются и методом рандома раздаются участникам, последние в процессеобсуждения полученных таким образом идей объединяются в команды, задача команды— максимально креативно защитить идеи).
Этап генерации идейважен. Он позволяет найти массу потрясающих решений, выбрать лучшее. Применяя образовательные технологиигенерирования идей и поиска решения проблем в образовании, мы еще большесовершенствуем общие, профессиональные компетенции педагогов, которыеспособствуют развитию инновационных процессов в учреждении образования.
Заместитель директорапо учебной работе
государственногоучреждения образования
«Средняя школа №21 г.Орши» С.Э. Орешина