Выступление напедагогический совет 22.02.2023г
«ФОРМИРОВАНИЕФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ»
Подготовила: ИсаенковаА.А.
Учитель физики
Формирование функциональной грамотностиучащихся – одна из основных задач современного образования.
ЧТО ТАКОЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»?
Функциональная грамотность – этоспособность человека использовать приобретенные в течение жизни знания длярешения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческойдеятельности, общения и социальных отношений.
Формирование функциональной грамотностипозволит решить ряд задач:
• оценивать уровень предметных знаний иумений;
• оценить уровень развития обще учебныхумений и навыков;
• оценить способность самостоятельноприобретать знания и выбирать способы деятельности, необходимые для успешнойадаптации в современном мире, т.е. результативно действовать в нестандартныхситуациях;
• формировать познавательный интерес черезразвитие исследовательской компетенции
Именно этот навык позволяет человекусопоставлять, адаптироваться, и правильно действовать в определенных ситуациях,применяя полученные знания. Если учащийся сумел приобрести такие навыки, онбудет легко ориентироваться в современной реальности.
Функциональная грамотность включает всебя:
Виды функциональной грамотности.
1. Читательская грамотность
2. Математическая грамотность
3. Естественнонаучная грамотность
4. Финансовая грамотность
5. Глобальные компетенции
6. Креативное мышление
Все виды компетенций без исключенияформируются на уроках физики, но лидирующую позицию среди остальных занимаетестественно-научная грамотность.
Естественнонаучна грамотностьподразумевает способность ребенка занять компетентную общественную позицию повопросам, связанным с естественными науками, интересу к естественно-научнымфактам и идеям.
Такая грамотность позволяет человекупринимать решения на основе научных фактов, понимать влияние естественныхпроцессов, науки и технологий на мир, экономику, культуру.
Естественнонаучно грамотный человекстремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, имеющим отношениек естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетенций:научно объяснять явления; понимать особенности естественнонаучногоисследования; научно интерпретировать данные и использовать доказательства дляполучения выводов.
Современному учителю на уроке необходимосоздать условия для включения всех обучающихся в активный процесс формированиязнаний. Учебная деятельность на уроке физики должна иметь продуктивныйхарактер и включать в себя следующие виды деятельности: объяснение и описаниеявлений; использование и построение моделей явлений и процессов; прогнозированиеизменений; формулирование выводов на основе имеющихся данных; анализ этихвыводов и оценка их достоверности; выдвижение гипотез и определение способов ихпроверки; формулирование цели исследования; построение плана исследования;дискуссия по естественно — научным вопросам. Материал к уроку долженспособствовать организации такой деятельности и включать задания, формирующиекомпетентности естественно — научной грамотности.
Задания, предлагаемые в различныхучебниках и учебных пособиях по физике, сами по себе направлены на формированиеестественно-научной грамотности.
В них мы можем найти задания наформирование умений:
Применять соответствующиеестественнонаучные знания для объяснения явления;
Делать и научно обосновывать прогнозы опротекании процесса или явления;
Объяснять принцип действия техническогоустройства или технологии;
Предлагать или оценивать способ научногоисследования.
Может ли хватить этих заданий дляуспешного формирования ЕНГ у ребенка? Конечно, нет!
Для успешного овладения компетенциями врамках естественно-научной области необходимо делать упор на практическоеприменение знаний в реальных жизненных ситуациях.
Именно поэтому лидирующее место приформировании естественно-научной грамотности на уроках физики занимает физическийэксперимент. Его можно рассматривать как метод активизации познавательной имыслительной деятельности обучающегося. Образовательная функция физическогоэксперимента также заключается в том, что он способствует формированию уобучающихся теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений инавыков, в том числе, умений выполнять простые наблюдения, измерения и опыты,обращаться с приборами.
Большую роль в развитииестественно-научной грамотности играет умелое использование разнообразных индивидуальныхдомашних заданий. Они способствуют развитию самостоятельного мышления учащихся,оставляет ученику возможность творчества, возбуждая интерес, учитываетиндивидуальные особенности учащихся.
Для формирования у детей ЕНГ необходимотакже по возможности рассматривать задачи с элементами исследования, а такжезадачи с метапредметным содержанием. Для подбора таких заданий можновоспользоваться открытыми банками заданий и оценочными материалами.
Например, на сайте Федерального институтапедагогических измерений размещен открытый банк заданий для оценки ЕНГграмотности 7-9 классов.
Похожий банк заданий размещён на сайтеИнститута стратегии развития образования Российской академии образования.
Исследовательские задания можно найти насайте Федерального института оценки качества образования и на платформеЦифровой образовательной среды «Моя школа».
Также при подготовке урока и в ходепроведения можно пользоваться печатными или цифровыми пособиями – тренажерами,которые содержат обучающие и тренировочные задания, охватывающие всесодержательные и компетентностные аспекты оценки функциональной грамотности.
Подводя итог своему выступлению, мнехотелось бы ещё раз отметить, что развитие естественнонаучной грамотностипредполагает способность учащихся использовать знания, приобретенные ими завремя обучения в школе, для решения разнообразных задач межпредметного ипрактико-ориентированного содержания, для дальнейшего обучения и успешнойсоциализации в обществе.
В связи с этим учебные занятия необходимовыстраивать таким образом, чтобы предоставить возможность ученикам размышлятьнад своими знаниями и убеждениями, задавать вопросы, пополнять объем знаний,перестраивать свое понимание, то есть активно участвовать в процессе учения,тем самым повышая свою функциональную грамотность.
