X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

                                          МБОУ Гимназия им. А. Платонова

 

 

«Рассмотрено»                                     «Согласовано»                                  «Утверждаю»

 

Руководитель МО                                  Зам. директора по УВР                         Директор гимназии

________/Макаренко С.Н./                   ________/ГоловковаИ.В./            ________/Бондарева Т.Я./

                                               

Протокол№1                                                                                                      Приказ № 378/5

от «24» августа2021г.                                                                               от «31» августа 2021г.

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                          

Программа

коррекционных занятий

«Сенсорное развитие»

в ресурсном классе

 

 

Вариант 8.4

 

Программа разработана педагогом-психологом IKK

Подопригориной Ю.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Принят»                                                                     

                                                                                                         на заседании

                                                 педагогического   совета

                                                                                                      пр. № 1 от «24»августа 2021г.

 

 

 

 

Воронеж -2021 г

 

 

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Сенсорное развитие» составлена для детей с расстройством аутистического спектра иумеренной и тяжелой (глубокой) умственной отсталостью (интеллектуальныминарушениями), ТМНР на основе примерной адаптированной основнойобщеобразовательной программы начального общего образования обучающихся срасстройствами аутистического спектра (вариант 8.4) и в соответствии с ФГОС НООобучающихся с ОВЗ.

 Цель: обогащение чувственного опыта обучающегося с ОВЗ черезцеленаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

Задачи:

         Коррекция недостатков познавательной деятельностиучащихся с РАС путем систематического и целенаправленного воспитания у нихполноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойствпредметов, их положение в пространстве;

         Формирование пространственное – временныхориентировок;

         Развитие слухоголосовых координации;

         Совершенствование сенсорно – перцептивнойдеятельности;

         Обогащение словарного запаса детей на основеиспользования соответствующей терминологии;

         Исправление недостатков моторики; совершенствованиезрительно – двигательной координации.

 

Сроки реализации программы:

Курс«Сенсорное развитие» для обучающихся с РАС с вариантом АООП 8.4 изучается в 1классе 1 час в неделю, 33 часа в год, во 2- 6 классах 1 час в неделю, по 34часа в год, всего за курс 203 часа.

 

II.Планируемые результаты освоения коррекционного курса.

Освоение даннойпрограммы обеспечивает формирование следующих базовых учебных действий, а такжедостижение предметных результатов:

 

 Личностные результаты:

       адекватнаяэмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека;

       способностьцеленаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

       умение целенаправленнофиксировать взгляд (на говорящем взрослом, на предмете);

       умение использовать поназначению учебные материалы с помощью взрослого;

       умение выполнятьдействия по образцу и по подражанию;

       умения выполнятьзадание в течение определенного периода времени;

       умение самостоятельнопереходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии срасписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.);

       ростзаинтересованности учащихся в учебной деятельности, повышение познавательногоинтереса к занятиям;

       повышениесамостоятельности и самоорганизации;

       сформированностьпредпосылок учебной деятельности (умение принимать цель, следовать ей впроцессе решения учебной задачи, взаимодействовать с педагогом в ходевыполнения задания, принимать и использовать помощь);

       пропедевтикаформирования основ общения, учебной коммуникации (с помощью жестов иликарточек).

Предметные результаты:

       Способность целенаправленно выполнять действия поинструкции педагога.

       Умение классифицировать предметы и их изображенияпо признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам.

       Знание основных цветов радуги.

       Знание геометрических фигур (круг, треугольник,квадрат, прямоугольник).

       Умение определять на ощупь величину хорошо знакомыхпредметов.

       Умение составлять предмет из 2—3 частей.

       Способность различать речевые и неречевые звуки.

       Умение соотносить звук с его источником.

       Умение ориентироваться на собственном теле и наплоскости листа бумаги.

       Знание частей суток и названий дней недели.

       Способность различать основные вкусовые качествапродуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

       Способность узнавать продукт по вкусу.

       Способность различать объект по запаху.

       Способность определять на ощупь разные свойствапредметов (по поверхности, весу, температуре).

       Способность согласовывать свои действия и движения.

       Способность опосредовать свою деятельность речью.

 

III.Содержание курса (203 ч.)

Цвет предметов (7ч.). Основные эталоныцвета. Подбор предметов, различающихся по доминантному признаку. Нахождение одинаковых и разных по цвету предметов наоснове практических действий. Сопоставление цветов, их сочетаний и оттенков. Комбинирование разных цветов. Различение фиолетового, серого икоричневого цветов. Комбинирование разных цветов по словесному указанию.

Геометрическиефигуры, форма предметов (14ч.). Геометрические фигуры. Соотнесение фигур с предметами, совпадающими поформе. Закрепление наименований геометрических фигур. Воспроизведениепростейших комбинаций по образцу и памяти. Представление предметов по их схематическимизображениям. Воспроизведение заданных фигур. Составление из частей, дорисовканезавершенных контуров. Преобразованиефигур. Группировка предметов по форме. Выделение заданных форм в окружающихпредметах.

Цвет, форма,величина предметов (10ч.).Закрепление изученных геометрических фигур. Воспроизведение простейших комбинаций по образцу ипамяти. Представление предметов по ихсхематическим изображениям. Подборпар предметов, одинаковых по цвету и размеру, цвету и форме, размеру и форме.Составление групп предметов, одинаковых поформе и различных по другим признакам. Сопоставлениечастей и деталей предмета по величине. Закреплениепространственных представлений и понятий о форме, цвете, величине. Нахождениепредметов заданной формы и величины. Сравнение предмета по нескольким признакам.

Размерпредметов (17ч.). Сравнениепредметов по высоте, длине, ширине, толщине. Группировка предметов по указанным признакам.Простые мерки для измерения и сопоставленияпредметов. Закрепление и обобщение представлений о размерах предметов. Сравнениепредметов по заданным признакам. Выявление общего признака и продолжение рядапо заданным признакам. Группировка предметов по указанным признакам. Измерениепредметов.

Ориентированиев схеме собственного тела (11ч.). Схема тела. Правая и левая сторона тела. Схема тела и направления пространства по отношениюк себе.  Выполнение действий словесному указанию. Развитие двигательногоконтроля.

Ориентация впространстве и на плоскости (8ч.). Местоположениепредметов в пространстве относительно друг друга. Правое, левое в окружающемпространстве. Моделирование пространственных отношений.

Временныепонятия. Время суток. Времена года (32ч.) Части суток. Последовательность частей суток. Вчера, сегодня, завтра. Днинедели. Двенадцать месяцев. Год.Времена года. Зима. Весна. Лето. Осень. Признакивремени года. Обобщающее занятие «В гостях у времен года».

Свойствапредметов (15ч.). Обследованиепредметов разной температуры. Сравнение. Определение качества поверхности. Тренировкачувствительности. Знакомство с эталонами вкуса. Звуки окружающей действительности.Представление о звонком и тихом звуке. Восприятие тяжести.

Узнаваниепредмета по отдельным свойствам и частям (8ч.). Конструирование предметов из составныхэлементов. Узнавание предмета по нескольким элементам или назначению, пословесному описанию. Обнаружение похожего и различного в предметах.

Эмоции ичувства (13ч.).Радость. Грусть. Злость. Гнев, ярость. Зависть. Обида. Горе. Любовь. Эмоции.Различение эмоций по схематическому изображению. Диагностика мимики,пантомимики или общение без слов. Умение владеть своими эмоциями. Приемы регуляции и саморегуляции.

Зрительное восприятие(32ч.). Удерживание взгляда на светящемсяпредмете в течение 3 секунд, постепенно увеличивая время. Использованиезвучащего предмета, кратковременное звучание которого также привлечет вниманиеребенка. Используемые для прослеживания взглядом объекты перемещаются впространстве комнаты на расстоянии более 1 метра. Ребенку предъявляют предмет определенногоцвета и называют этот цвет. Ребенок учится находить предметы такого же цвета.

Слуховое восприятие (10ч.). Использование музыкальных инструментов и предметов, издающие звук присжимании, надавливании, встряхивании, например, трещотка и др.  Сначала ребенокзнакомится со звучанием объекта, например, кошка мяукает, пылесос гудит и др.Затем при предъявлении звука ребенок показывает соответствующий объект(изображение). В работе используют два одинаковых набора звучащих объектов:музыкальные инструменты, «шумящие» коробочки и др.

Кинестетическое восприятие (18ч.). Работа начинается с легких прикосновений,которые педагог сопровождает спокойной, негромкой речью. Затем погружаем рукиребенка в материал и помогает ему ощупать его. Использование вибрирующихигрушек, массажеров без звука. Кратковременные воздействия на разные участки тела ребенка (руки, ноги,спина, голова), делая между ними паузы. Ребенок принимает заданную позу либо ввертикальном (стоит, сидит), либо в горизонтальном положении (лежит на спине,на боку). Изменение положения тела ребенка в пространстве, его поворачивают,переворачивают его, кружат, наклоняют в стороны, поднимают, опускают, качают,катают в разном темпе. Сгибание,разгибание, отведение конечностей в стороны в разном темпе, с разнойамплитудой, фиксируя на некоторое время это положение. Ребенок знакомится сосвойствами материалов в процессе соприкосновения с водой, песком и т.д.(погружает руки в материал, зачерпывает, переливает, гладит по поверхности идр.).

Восприятие запаха (8ч.).  Источник запаха находится в непосредственной близости от носа,при этом педагог удерживает источник запаха на расстоянии 10-15 см. Начинатьработу  следует со знакомых ребенку запахов: фрукты, овощи, продукты питания,растения (трава, цветы, хвоя), духи, мыло, зубную пасту, мягкое арома-масло идр.

Формы организации и видыдеятельности: индивидуальные.

 

IV. Тематическое планирование

1 класс (33 ч.)

№ п/п

Содержание (наименование разделов, тем

Количество часов

1

Цвет предметов

4

2

Геометрические фигуры, форма предметов

7

3

Цвет, форма, величина предметов

5

4

Размер предметов

8

Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

5

Ориентирование в схеме собственного тела.

9

 

Итого

33

 

2 класс (34 ч.)

 

Содержание (наименование разделов, тем

Количество часов

1

Временные понятия. Время суток. Времена года

18

2

Свойства предметов

9

3

Эмоции и чувства

7

 

Итого

34

 

3 класс (34 ч.)

 

Содержание (наименование разделов, тем

Количество часов

1

Цвет предметов

3

2

Геометрические фигуры, форма предметов

7

3

Цвет, форма, величина предметов

5

4

Размер предметов

9

5

Ориентация в пространстве и на плоскости

8

6

Ориентирование в схеме собственного тела.

2

 

Итого

34

 

4 класс (34 ч.)

 

Содержание (наименование разделов, тем

Количество часов

1

Временные понятия. Время суток. Времена года

14

2

Свойства предметов

6

3

Узнавание предмета по отдельным свойствам и частям

8

4

Эмоции и чувства

6

 

Итого

34

 

5 класс (34 ч.)

 

Содержание (наименование разделов, тем

Количество часов

1

Зрительное восприятие

16

2

Слуховое восприятие

5

3

Кинестетическое восприятие

9

4

Восприятие запаха

4

 

Итого

34

 

6 класс (34 ч.)

 

Содержание (наименование разделов, тем

Количество часов

1

Зрительное восприятие

16

2

Слуховое восприятие

5

3

Кинестетическое восприятие

9

4

Восприятие запаха

4

 

Итого

34

 

Программно-методическиематериалы:

1.      Агафонова И. Рисую и читаю, учусь и играю. — СПб,Светлячок, 1998.

2.      Бабкина И. В. Радость познания. — М.: 2000 г.

3.      Вайзман И. П. Психомоторика. — М., 1976.

4.      Винник М. О. Задержка психического развития. — Ростов — на-Дону: ФЕНИКС, 2007.

5.      Гунина Е. В. Диагностика и коррекция мышления неуспевающихшкольников. — КЛИО, 1997.

6.      Демирчоглян Г. Г. Гимнастика для глаз. — М:ФиС, 1988.

7.      Журнал Обучение и воспитание детей с нарушениями развития.-Статья Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальныхклассов… авторы: Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Н. Новгород, 2005 г.

8.      Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. — М: Новаяшкола, 1998.

9.      Игры — обучение, тренинг, досуг…// Под ред. В. В. Петруссинского. В4-х томах. — М.: Новая школа, 1994.

10.  ИльинаМ. В. Чувствуем, познаѐм, размышляем. — М.: АРКТИ, 2004.

11.  КалининаН. В., Разинкина А. В. Подготовка дошкольников к обучениюкаллиграфии. Ульяновск, 1996.

12.  КарелинаИ. О. Эмоциональное развитие детей. — Ярославль: Академияразвития, 2006.

13.  КовалькоВ. И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений,физкультминуток. — М: ЭКСМО, 2007 г.

14.  КозакО. Н. Путешествие в страну игр. — СПб.: Союз, 1997.

15.  Комплекснаяметодика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.

16.  КряжеваН. Л. Мир детских эмоций. — Ярославль: Академияразвития, 2001.

17.  ЛокаловаР. П. 90 уроков психологического развития младших школьников. — М.:1995.

18.  ЛюбимоваТ. Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. -Чебоксары:КЛИО, 1994. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. Гимнастика дляума — М: 1997


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.69%
НЕТ
41.31%
Проголосовало: 990

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет