ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ
Игра представляет собойодно из самых эффективных средств обучения, воспитания и активизациипознавательной деятельности обучающих.
Игра является изменчивым,обновляющимся, творческим видом деятельности. Она способствует становлению нетолько общения со сверстниками, но и формированию механизма управления своимповедением — подчинение правилам — что в последствии проявляется в другихвидах деятельности. В игре могут проявиться лидерские способности или женаоборот – талант к точному исполнению указаний. Ориентированность игры нагрупповую активность вполне отвечает запросам современной методики. Она такжелегко трансформируется в различные формы индивидуальной активности, даваявозможность каждому учащемуся попробовать себя в той или иной роли и проявить индивидуальныеспособности.
Применение игровыхтехнологий даёт возможность взаимодействия обучающихся как между собой, так ис преподавателем, которое может быть непосредственным и опосредованным,позволяющее реализовывать в обученииидеи взаимообучения и коллективной мыслительнойдеятельности, наблюдается процесс общения «на равных», при котором все участники готовы обмениваться друг сдругом информацией, высказывать своиидеи, отстаивать точку зрения в видении проблемы, включающее в себя анализ реальных проблем и ситуацийокружающей действительности.
Достаточно часто можно встретить человека, которыйобладает огромнейшим багажом знаний,но не способен применять их. Применение теоретические знания на практике впроцессе игры, учиться в заданнойигровой ситуации искать выход из нее, основываясь на имеющейся информации, всеэто способствует подготовке обучающегося к «выходу в жизнь».
Игра позволяет схематичнорассмотреть реалии жизни, обучающиесямогут проявить себя в разных ролях, иногда даже в тех, которые в жизни им покане доступны, Благодаря чему, они могут на уроке посмотреть, понять, что у них получается, что нет. Применение игровыхтехнологий дает возможность не только нестандартно провести урок, но ивозможность отвлечь обучающихся от повседневной учебной традиционной деятельности, традиционных уроков,немножко повеселиться, в рамкахразумного. Плюсы игровой технологии выделяют и сами обучающиеся, отмечая чтопри взаимодействии между собой, раскрываются лидерские качества и возможность попробовать себя в новых ролях.
Но в тоже времянеобходимо отметить и сложности, которые могут возникнуть при примененииигровых технологий в процессе учебной деятельности. Игровые технологии очень трудно использовать с обучающимися,которые не привыкли к этому. Для них любаясмена обстановки, то есть они сидят не по рядам, не по парам и им это, уже непривычно. Им хочется общаться с друг другом, поэтому встает вопрос о дисциплине. Во время игры, очень часто, оцениваются неиндивидуальные результаты и знания,а коллективные, а значит можно выбрать сильную команду «пристроится к ней», и получить хорошую оценку, в этом случае сложно оценить индивидуальные, личные знания и уменияобучающихся. Задача преподавателя-организатора, в этом случае состоит преждевсего в том, чтобы правильно сформировать группы с учетом индивидуальных ивозрастных особенностей, уровнем подготовки обучающихся. Это можно определитьпри помощи тестирования, анкетирования или устного опроса. Следующим важнымэтапом является необходимость четко и ясно, доступным языком изложить правилаигры. Затем постоянно осуществлять гибкое руководство и контроль за процессомигры, только в этом случае, возможно во многом смягчить сложности проведения учебной игры. На заключительном этапе игры следует не только подвести итоги,оценить результаты, но и проанализировать удачные моменты и недочеты игры, датьвозможность обучающимся высказаться. Проведения таких уроков, требует отпреподавателя эмоциональной подготовленности.
Несомненно, учебные игрыне являются универсальным средством, они должны использоваться в тандеме сдругими методами, но применение в практике преподавания игровых технологийспособствует повышению эффективности урока, благодаря им, даже неактивные обучающиеся могут быть включены в урок, иу обучающихся будут сформированы такиекомпетенции как ответственность за результат, навык работыс информацией, коммуникация внутри группы.