Разработкаплана конспекта урока для 5 класса по теме «Основные объекты текстовогодокумента. Ввод текста. Правила ввода текста».
Тема 2. Подготовка текстов накомпьютере (9 часов)
Урок № 2
Тема: Основные объекты текстовогодокумента. Ввод текста. Правила ввода текста.
Образовательная цель:
ü датьучащимся представление об основных объектах текстового документа;
ü закрепитьпредставления о программных средствах – текстовых редакторах и текстовыхпроцессорах;
ü актуализироватьимеющиеся навыки использования специальных клавиш и их комбинаций при вводетекста;
ü продемонстрироватьважность умения работать с текстом.
Деятельностная цель: развиватьнавыки быстрой печати, напомнить учащимся основные правила вводатекста.
Типурока: урок «открытия» новых знаний.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.
Оборудование: мультимедийныйпроектор, экран, презентация, учебник, персональныекомпьютеры для обучения.
ХОД УРОКА
I. Мотивация к учебной деятельности
Итак, ребята, чтобы настроиться на работу — надо поставитьсебе цели и определить задачи. Давайте сделаем это вместе, а для этого я задамнаводящие вопросы, и вы мне сами скажете, чем мы сегодня на уроке будемзаниматься. Итак, представьте, что вам надо сделать открытку к празднику маме,ей будет приятно, получить подарок от вас, сделанный своими руками. А что дляэтого нужно сделать?
— надо придумать, какой текст написать;
— надо представить себе, как будет выглядеть текстовыйдокумент;
— в какой программе вы будете создавать текстовыйдокумент;
— по каким правилам вы будете вводить текст;
— исправить ошибки;
— оформить текст.
Из описанных действийсделайте вывод – какие задачи перед вами поставлены на этом уроке
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения впробном учебном действии
1. Дайте определение «понятиютекст». (Это любое словесное высказывание, напечатанное или написанноес помощью некоторого алфавита)
2. Закончите предложение: любойтекст, созданный с помощью текстового редактора, вместе с включёнными в негонетекстовыми материалами, называют ____________ . (документом)
3. Как называются программы дляработы с текстом и включения в него графических элементов, таблиц и пр.? (текстовыепроцессоры)
4. Текстовый процессор,включенный в пакет программ Microsoft Office, называется _____________(Microsoft Office Word)
5. Из каких этапов состоитподготовка текстов на компьютере? (ввод (набор), редактирование,форматирование и печать)
Индивидуальнаяработа на карточке
1. Вспомни и назови группы клавиш, расположенные на клавиатуре:_____________________________________________________________________________________________________________________________________
(функциональные,символьные, специальные, клавиши управления курсором, цифровые)
1. Соедини стрелками по смыслу:
Фиксациярежима прописных букв Caps Lock
Переключениена режим ввода прописных букв Shift+ буква
Выборраскладки клавиатуры Shift+ Alt
Печатьзнаков, расположенных вместе с цифрами Shift+ цифра
Взаимопроверка
— Ребята, каквы считаете, можно ли в любом тексте выделить какие-то единицы, из которого онсостоит? Или же текст это одно целое, которое нельзя поделить на составляющие? (ответыдетей)
Именно вэтом, и не только в этом, нам предстоит разобраться.
Сегодня науроке вы узнаете об основных объектах текстового документа, а так жепознакомитесь с некоторыми правилами ввода текста.
Записывают тему урока в тетради.
III. Объяснение нового материала
Текстовый документ можетбыть статьей, докладом, рассказом, стихотворением, приглашением, объявлениемили поздравительной открыткой. В каждом из этих видов документов можно выделитьосновные объекты из которых он состоит.
Запишемв тетради
1. Основными объектамитекстового документа являются:
· Символ
· Слово
· Строка
· Абзац
· Страница
· Фрагмент
IV.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Работас учебником
Рассмотримкаждый из этих терминов (работа с учебником стр.57):
Символ – минимальная единица текстовой информации: цифра, буква, знакпрепинания и т.д.
Слово – произвольная последовательность символов (букв, цифр и др.),ограниченная с двух сторон служебными символами (пробел, запятая, скобки и др.)
Строка – произвольная последовательность символов между левой и правойграницами документа.
Абзац – произвольная последовательность символов, завершающаясяспециальным символом конца абзаца. Допускаются пустые абзацы.
Фрагмент– это некоторое количество рядом стоящихсимволов, которые можно рассматривать как единое целое. Фрагментом может бытьотдельное слово, строка, абзац, страница и даже весь вводимый текст.
2. Вводятекст и создавая текстовые документы, необходимо придерживаться определенныхправил.
Основные правила ввода текста
1. Переход на новую строкупроисходит автоматически.
2. Окончание абзаца маркируетсянажатием клавиши Enter, позволяющей перейти на новую строку.
3. Пробел обязателен после знакапрепинания, перед знаком препинания пробел не ставится.
4. Знак “дефис” ставится безпробелов, например: кто-нибудь, темно-синий.
5. Знак “тире” ставится спробелами до и после знака. Например, “следующий этап — редактирование”.
6. Слова, заключенные в кавычкиили скобки, не должны отделяться от них пробелами. Например, «Евгений Онегин»,слобода Алексеевка (ныне город Алексеевка).
7. Для ввода римских цифриспользуются прописные латинские буквы І,/, X, 1_, С, О, М. Например, первая половина XIX века.
8. Даты, фамилии с инициалами,числа с наименованиями должны располагаться на одной строке. Например: 1998 г.,Пушкин А.С., Петр I, 10 метров.
9. Нельзя оставлять в концестроки предлоги и частицы, состоящие из 3 букв и менее.
Физкультминутка
Мы в автобусе сидим,
Во все стороны глядим.
Глядим назад, глядим вперед,
А автобус не везет.
Внизу речка – глубоко,
Вверху птички – высоко.
Щетки по стеклу шуршат
Все капельки смести хотят.
Колеса закружились
Вперед мы покатились.
V.Самостоятельная работа с самопроверкой
Работа за компьютером
Повторение ТБ при работе закомпьютером!
Выполни упражнения на компьютере изученика на с. 113-114 . Задания №1, №2
1. Откройте текстовый редактор MS Office Word. Дляэтого выполните следующие команды: Пуск → Все программы→ MS Office → Word.
2. Введите следующий текст (работа с учебником стр.113задание 1)
3. Введите следующий текст
На поляне с брусничным настоем стоял медвежонок. Он был один и делал то, что хотел. А делал медвежонок что-то странное. То вдруг взмахивал головой, а лапками и носом тыкался в землю. То переваливался через тощий задок и носом тыкался в землю. Медвежонок явно что-то ловил и никак не мог поймать. Я вдруг понял: медвежонок ловил свою тень!
|
3. Сохраните набранный текст подименем «Медвежонок». Для этого: Файл →Сохранить как… → Рабочий стол → Папка «Работы учеников» → 5 класс.
VI.Включение нового знания в систему знаний и повторение
(За каждый правильный ответ дается 1балл.)
1)Любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее вустной форме, называется
- документом
- символы
- текстовой
- текстом
2)Информация, представленная в форме письменного текста, называется
- документом
- символы
- текстовой
- текстом
3)Любой текст, созданный с помощью текстового редактора, вместе с включенными внего нетекстовыми материалами, называется
- документом
- символы
- текстовой
- текстом
4)Цифра, буква, знак препинания — это
- документом
- символы
- текстовой
- текстом
5) Некоторое количество рядом стоящих символов, которые можнорассматривать как единое целое — это
- документ
- фрагмент
- абзац
- текст
VII.Рефлексия учебной деятельности
ü Можете ли вы назвать темуурока?
ü Вам было легко или былитрудности?
ü Что у вас получилось лучшевсего и без ошибок?
ü Какое задание было самыминтересным и почему?
ü Как бы выоценили свою работу?
Домашнее задание
§8 (2, 4) читать; выполнить из рабочейтетради: №103(б, г) (превратите одно слово вдругое, всякий раз заменяя по одной букве) № 111 (разгадайте кроссворд«Инструменты текстового редактора»).
