Памятка родителям
С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения счтением и письмом.
Дисграфия -это частичное специфическое нарушение письма.
Нарушения письменной речи, наряду с нарушениямиустной речи, требуют большого внимания, как в школе, так и дома.
Как же оптимизировать процесс работы дома,сделать его менее обременительным и более результативным?
Ответ один – взять под четкий контроль процессвыполнения заданий дома.
Ø Прежде всего, стоитупомянуть о рабочем месте ребенка. Оно
должно быть удобным. Стоит исключить различныешумовые раздражители (телевизор, музыкальный центр и т.д.). Рабочее местодолжно быть хорошо освещено.
Ø Выбор письменныхпринадлежностей играет не последнюю роль в
процессе овладения письменной речью, особенно.Ручка должна быть не просто красивой, она должна быть, прежде всего, удобной,то есть комфортно помещаться в руке ребенка.
Ø Всем детям, а тем более,имеющим нарушения речи, будет полезно
письмо с послоговым проговариванием вслух, тоесть ребенок сам себе диктует по слогам и записывает в тетрадь.
Ø Поскольку, у детей сдисграфией часто страдает почерк (корявый,
мелкий), стоит обратить внимание ребенка на то,что буквы должны быть крупными и понятными.
Ø Стоит избегать длительнойработы по прописыванию определенных
букв, слогов в тетради, это может вызватьутомляемость и негативное отношение к работе подобного рода.
Ø После выполнения ребенкомупражнения, следует
попросить проверить написанное им задание.Здесь так же будет уместным медленное, послоговое чтение вслух написанногоматериала.
Ø При выполнении письменныхзаданий большого объема, лучше
разбить его на части, чтобы избежатьутомляемости ребенка и негативного отношения к процессу письма.
Ø При планировании работы,часто, лучше опираться не на объем
выполненной работы, а на время занятия. Тоесть, определить временную границу занятия и озвучить ееребенку, чтобы ученик не пытался сделать задание «наспех».
ТРУДНОСТИ ВОВЛАДЕНИИ ЧТЕНИЕМ
Часто родители недоумевают: «У меня ребенок смышленый и не глупый,а читает по слогам, как маленький. Что с ним происходит?» На самом делевиной всему особенность речевого развития. Эта беда имеет имя.
Дислексия — специфическое расстройство чтения, проявляющееся вмногочисленных ошибках стойкого характера.
Симптомы дислексиивыражаются в трудностях:
-усвоение отдельных букв (чащевсего: т, п, к, с, л, н);
-смешение букв, сходныхпо акустике (о-у, а-о и т.д.);
-пропуске гласных исогласных;
-замена звуков:мягких-твердых, звонких-глухих, свистящих-шипящих ;
-трудности деления слова назвуки, на слоги и другие.
Одной из причин появления таких ошибок является недостаточно развитаяфонематическая система: фонематическое восприятие и фонематический анализ.
Фонематическое восприятие — это умение различать звуки родного языка, в том числе и близкие по звучанию. Фонематическийанализ – это умение выделять звук в слове, определять его место вслове.
Игры и задания на развитиефонематической системы
v Подобрать слова или отобратькартинки с заданным звуком.
v Подбери и назови слова сзаданным количеством звуков.
v Определить наличие, местоданного звука в слове. Взрослый произносит слово
выделяет в нем звук, а ребенкунужно определить его порядковый номер в слове.
v Взрослый в правильнойпоследовательности раздельно произносит звуки, ребенок – составляет из нихслово. Например, (р) (у) (ч,) (к) (а) — ручка
v «Звукоедик» съел первый звук(последний) в словах, ребенку нужно восстановить слова.
v «Буква заблудилась». Верни еедомой. РОАЗ (роза), КАРН (кран)
v Игра «Слово рассыпалось».Составить из букв слово: Ы Ш Р А К (крыша)
v «Буква потерялась». Найди её ивставь. КАРАНД?Ш
v «Лесенка». Добавитьнедостающую букву. Па — , па — -, па- -, па — — — (паР,паРК, паРОМ) и добавление недостающего слога коле… , пар …, солда …, сто…
v Деление слов на слоги, определениепоследовательности слогов, количества звуков в каждом слове.
Уважаемые родители!Помните, что ваши дети постоянно нуждаются в вашей помощи, в вашем внимании, ввашем добром слове.
