Календарно-тематическоепланирование учебного предмета
роднаялитература (русская)
№ п/п |
Раздел/тема |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Примеча-ние |
|
по плану |
факт. |
||||
Введение (1ч. ) |
|
||||
1 |
Роль книги в духовной жизни человека и общества. |
1 |
|
|
|
Из литературы XIX века (4 ч.) |
|
|
|||
2 |
Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Нравственная проблематика басен, злободневность. |
1 |
|
|
|
3 |
В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. |
1 |
|
|
|
4 |
Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. |
1 |
|
|
|
5 |
Р.р. Сочинение «Зло и добро в сказке». |
1 |
|
|
|
Поэзия ХIХ века о родной природе (2 ч.) |
|
||||
6 |
П.А. Вяземский. Стихотворение «Первый снег». Слово о поэте. Символы и метафоры, преобладание ярких зрительных образов. |
1 |
|
|
|
7 |
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Единство человека и природы |
1 |
|
|
|
Из литературы XX века (6 ч.) |
|
||||
8 |
Е.А. Пермяк. Слово о писателе. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов. |
1 |
|
|
|
9 |
В.А. Сухомлинский. Слово о писателе. «Легенда о материнской любви». Особенности жанра |
1 |
|
|
|
10 |
Ю.Я. Яковлев. Слово о писателе. Рассказ «Цветок хлеба». Чувство ответственности за родных. |
1 |
|
|
|
11 |
Р.р. Сочинение «Мир глазами ребёнка». |
1 |
|
|
|
12 |
А.И. Приставкин. Слово о писателе. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. |
1 |
|
|
|
13 |
Е.И. Носов. Слово о писателе-земляке. «Варька» как рассказ о любви к окружающему миру, ко всему живому, к людям. |
1 |
|
Представленная информация была полезной? ДА 59.46% НЕТ 40.54% Проголосовало: 1157 |
|
Родная природа в произведениях поэтов XX века (4 ч.) |
|
||||
14 |
В. Я. Брюсов. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». Выразительные средства создания образов. |
1 |
|
|
|
15 |
М.А. Волошин. Слово о поэте. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Единство человека и природы. |
1 |
|
|
|
16 |
Р.р. Практикум выразительного чтения. |
1 |
|
|
|
17 |
Контрольная работа по теме «Русская литература» (тест). |
1 |
|
|
|
Рабочая программа по предмету «Родная литература (русская)» для 5 классасоставлена на основе примерной рабочей программы по учебному предмету«Родная литература (русская)» для 5-6 классов (70 часов)/ Под общ. редакциейМ.В. Бабкиной. – Курск: ООО «Учитель», 2019. – 29 с. и Положением о рабочейпрограмме учебных предметов Песчанской СОШ.
Учебный план Песчанской СОШ предусматривает на изучение родной литературы(русской) в 5 классе- 17 часов. Срок реализации программы- 1 год.
Планируемыепредметные результаты
В результате изучения родной литературы (русской) в 5 классе обучающиеся должнынаучиться:
¾ владетьразличными видами пересказа,
¾ пересказыватьсюжет;
¾ выявлятьособенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
¾ характеризоватьгероев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
¾ находитьосновные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческойманеры писателя, определять их художественные функции;
¾ определятьродо-жанровую специфику художественного произведения;
¾ выявлятьи осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношенийс «читателем» как адресатом произведения;
¾ выражатьличное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точкузрения;
¾ ориентироватьсяв информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями,словарями, справочниками, специальной литературой;
¾ видетьчерты русского национального характера в героях русских сказок;
¾ пересказыватьсказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционныхэлементов, используя в своей речи характерные для сказки художественныесредства;
¾ выбиратьпуть анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественноготекста;
¾ восприниматьхудожественный текст как произведение искусства, послание автора читателю,современнику и потомку;
¾ характеризоватьнравственную позицию героев;
¾ формулироватьхудожественную идею произведения;
¾ формулироватьвопросы для размышления;
¾ участвоватьв диспуте и отстаивать свою позицию;
¾ даватьпсихологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
¾ создаватьсобственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различныхформатах;
¾ сопоставлятьпроизведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства,аргументировано оценивать их;
¾ выразительночитать произведения лирики;
¾ вестисамостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐрезультаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат,проект).
Содержание учебного предмета
Введение (1 ч.)
Роль книги в духовной жизни человека иобщества.
Слово как средство создания образа.
Из литературы XIX века (4 ч.)
Л.Н. Толстой.Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе.Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум,глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмысоздания характеров и ситуаций. Мораль.
В.И.Даль.Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительностьязыка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамендля каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки.Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использованиеописательной речи автора и речи действующих лиц.
Н.Г.Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образыи сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения. Речьперсонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь исудьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда ирадость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.
Сочинение«Зло и добро в сказке».
ПоэзияХIХ века о родной природе (2 ч.)
П.А.Вяземский.Стихотворение «Первый снег». Краткие сведения о поэте. Радостные впечатления,труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя.Символы и метафоры, преобладание ярких зрительных образов.
Н.А.Некрасов.Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная тема и способы еёраскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении. Умение чувствоватькрасоту природы и сопереживать ей. Единство человека и природы.
Излитературы XX века (6 ч.)
Е.А.Пермяк.Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенностисоздания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добраи зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.
В.А.Сухомлинский.Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнскаялюбовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.
Ю.Я.Яковлев.Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Заботавзрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое идоброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.
Сочинение«Мир глазами ребёнка».
А.И.Приставкин.Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика инравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость,доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительныесредства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы обеззащитном.
Е.И. Носов. Слово описателе-земляке. «Варька» как рассказ о любви кокружающему миру, ко всему живому, к людям.
Роднаяприрода в произведениях поэтов XX века (4 ч.)
В.Я. Брюсов.Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система,художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой;нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средствасоздания образов
М.А.Волошин.Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте.Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу,наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы.
Практикумвыразительного чтения.